Программа нравственно-патриотического воспитания "Краски Донской земли" для коррекционной школы-интерната VIII вида
рабочая программа (5 класс) по теме
В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представлений. Вследствие большой значимости для социально-личностного развития учащихся краеведческий компонент включен в содержание воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида и является одним из приоритетных направлений. Также данная программа предполагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с изучением истории края и с художественной обработкой разных материалов.
В целях оптимизации процесса накопления знаний о родном крае школьниками с ограниченными возможностями здоровья был разработан комплекс организационно-методических условий, обеспечивающих поэтапное развитие познавательного интереса учащихся в процессе изучения материала. Были определены этапы формирования знаний и представлений о родном крае. Задачи каждого этапа ориентированы на формирование у школьников системы доступных знаний и представлений; обогащение чувственного и эмоционального опыта, развитие образов и представлений, мыслительных процессов на основе установления причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений, развития речи, личностных качеств (наблюдательности, любознательности и др.); воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма, бережного отношения к своей земле и ее богатствам, чувства сопричастности к происходящему в крае, желания приносить пользу своей родине и людям, живущим рядом.
Программа предназначена для проведения занятий в школе-интернате VIII вида с воспитанниками1-9 классов. Занятие проводится 1 раз в неделю (36 часов в год).
Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного). Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний об истории родного края и православных традиций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО воспитателей Зам. директора по ВР Евсеева Л.В. Директор: __________ Н.А. Коваленко
Протокол № 1 от 30.08.2011 г. 30.08.2011г. 31.08.2011 г.
Руководитель МО Тарасюк Н.А.
Программа
нравственно-патриотического воспитания
«Краски Донской земли»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вся история России сделана казаками (Л.Н.Толстой)
Большой и сложный мир окружает детей в современное время. В нашей школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Большинство родителей учащихся очень мало уделяют им внимания. Много детей из неблагополучных семей, поведение родителей которых часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
Противостоять этим негативным тенденциям, повлиять на часть того мира, в котором живет воспитанник, можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимые источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.
Большую часть времени дети находятся в школе – интернате, поэтому активное изучение и освоение историко-культурной, природной среды региона и православных традиций является средством формирования нравственных качеств воспитанников. Таким образом, система специального образования призвана создавать оптимальные условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представлений. Вследствие большой значимости для социально-личностного развития учащихся краеведческий компонент включен в содержание воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида и является одним из приоритетных направлений. Также данная программа предполагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с изучением истории края и с художественной обработкой разных материалов.
В целях оптимизации процесса накопления знаний о родном крае школьниками с ограниченными возможностями здоровья был разработан комплекс организационно-методических условий, обеспечивающих поэтапное развитие познавательного интереса учащихся в процессе изучения материала. Были определены этапы формирования знаний и представлений о родном крае. Задачи каждого этапа ориентированы на формирование у школьников системы доступных знаний и представлений; обогащение чувственного и эмоционального опыта, развитие образов и представлений, мыслительных процессов на основе установления причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений, развития речи, личностных качеств (наблюдательности, любознательности и др.); воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма, бережного отношения к своей земле и ее богатствам, чувства сопричастности к происходящему в крае, желания приносить пользу своей родине и людям, живущим рядом.
Программа предназначена для проведения занятий в школе-интернате VIII вида с воспитанниками1-9 классов. Занятие проводится 1 раз в неделю (36 часов в год).
Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного). Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний об истории родного края и православных традиций.
Актуальность и новизна:
- Вновь прибывшие дети из разных социальных условий и их адаптация;
- Проблема общения с родителями;
- Недостаточно сформированы функции общения;
- Нравственное здоровье – основа здорового образа жизни.
Ведущая педагогическая идея:
«Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников»
М.А. Михайлова
Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Основные методы, которые используются на занятиях: наблюдение за окружающей действительностью, беседа, рассказ, развитие самостоятельных действий.
Работа по формированию духовно-нравственных ценностей предполагает использование следующих методов:
- наглядных (наблюдение за погодой, за природными явлениями, за трудом людей, демонстрация видеофильмов, картин художников, писавших природу Донского края, фотографий и др.),
- практических (работа с природным материалом, зарисовки, элементарные опыты, практическое знакомство с народными промыслами и др.), изготовление поделок своими руками,
- словесных (обсуждения примеров из Священного писания, положительных примеров из литературы, рассказ-путешествие, рассказ-описание, рассказ-повествование, чтение газетной статьи, беседы с православным священником и др.), элементы программированного обучения.
Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала. Значительное место в беседе занимает рассказ педагога и дети являются непосредственными её участниками.
В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, и каждое занятие начинается с небольшой разминки или обсуждения пословиц и поговорок.
Практическая часть направлена на проведение экскурсий в храм Архистратига Михаила, встречи с православным священником, в библиотеку, в музей г. Новошахтинска, организацию поездок по Святым местам, экскурсий по памятным местам поселка Соколово-Кундрюченский. Также уделяется большое внимание изготовлению своими руками красивых и нужных предметов.
Особое внимание уделяется организации и функционированию школьного казачьего музея, который должен стать основной практической деятельностью воспитанников, изучающих историю казачества.
Механизм реализации программы:
- Организация экскурсий в краеведческий музей города Новошахтинска.
- Посещение концертов фольклорных коллективов поселка.
- Сбор природного материала.
- Создание и оформление музея «Казачья изба».
- Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
- Участие в православных смотрах-фестивалях.
- Участие в городских конкурсах.
- Посещение Новошахтинского Муниципального Драматического театра.
Основные формы работы:
- познавательные беседы,
- беседы нравственного и духовно-нравственного содержания;
- практические занятия;
- игровые занятия, этические игры;
- творческие викторины и конкурсы;
- краеведческие викторины;
- интегрированные занятия;
- творческие работы: поделки, книжки-малышки, рисунки;
- работа с природными материалами;
- организация выставок детского творчества;
- экскурсии, походы;
- целевые прогулки;
- работа на местности;
- видеоэкскурсии;
- документальные фильмы, художественные фильмы;
- инсценированное представление;
- занятия (вводные, традиционные, практические, повторения, обобщения);
- чтение вслух;
- чаепитие, праздничные посиделки;
- интерактивные игры;
- изготовление поделок в различных техниках.
В процессе работы по изучению родного края планируется использовать те формы работы, которые способствуют накоплению воспитанниками конкретных впечатлений, образов и представлений, личного опыта.
Работа по данному образовательному блоку предполагает усиление взаимодействия между учреждениями образования, культуры и администрации поселка.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
Формирование у воспитанников школы-интерната VIII вида целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи программы:
- Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края.
- Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
- Продолжить работу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей воспитанников через знакомство с основами православной культуры.
- Воспитывать чувство патриотизма через разнообразные формы воспитательной деятельности с использованием устного народного творчества, традиций казачества.
- Приобщать воспитаннников к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ко всему тому, что они создали.
- Пробуждать интерес и уважение к традициям Донского края через создание казачьего музея.
- Дать воспитанникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства на Дону и его значении в жизни каждого человека.
- Помочь воспитанникам в овладении конкретных видов декоративно-прикладного искусства.
- Подвести воспитанников к осознанию того, что полученные знания помогут им в дальнейшей жизни.
III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Прогнозируемые результаты I ступени (младшее звено):
Учащиеся должны:
- Знать: духовное богатство своей малой Родины; термины «новый учебный год», «новый календарный год», иметь представление об их назначении; основные культурные и исторические места нашего поселка, усвоить термин «родословная»; знать о своих ветеранах-земляках.
- Уметь: рассказать хотя бы об одном историческом месте поселка и историю его возникновения; оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
- Понимать: необходимость бережного отношения к природе родного края.
- Проявлять уважительное отношение: к православным традициям, к историческим памятникам поселка и города, к ветеранам Великой Отечественной Войны.
Прогнозируемые результаты II ступени (среднее звено):
Учащиеся должны:
- Знать: казачьи обычаи и традиции, особенности казачьего уклада жизни и быта; фольклорное наследие казачьего рода, обряды и традиции.
- Уметь: изложить историю возникновения поселка Соколово-Кундрюченский, различать символы государства и казачества, некоторые библейские истории, заповеди, притчи, видеть в жизненной ситуации, собственном поведении проявления пороков (зло, непослушание, жадность и др.), узнавать духовные смыслы событий Священной истории в современной жизни; применять казачьи пословицы и поговорки в жизни.
- Понимать: необходимость бережного отношения к природе и достопримечательностям родного края и поселка, уважительного отношения к педагогам, родителям, пожилым людям; пагубные последствия нарушения закона, нравственные каноны Любви, Добра, Красоты.
Прогнозируемые результаты III ступени (старшее звено):
Учащиеся должны:
- Знать: особенности казачьей культуры, традиции поселка, историю его возникновения, особенности православной богослужебной культуры, традиции проведения православных праздников.
- Уметь: объяснять смысл православных праздников, сопоставлять особенности православной культуры и культур других религий, объяснять влияние проводимых государственных реформ на различные сферы жизни общества; рассказать о подвигах ветеранов в Великую Отечественную Войну и значении Победы для нашей страны.
- Понимать: систему духовно-нравственных норм и заповедей, православные нравственные основы правосознания, правовой культуры и гражданственности личности и общества, содержательные и смысловые особенности казачьего фольклора и культуры.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (1 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности |
1-2 | Родной край | 2 | Беседа о родном крае. Чтение воспитателем стихотворений. Раскрашивание картинки. Составление рассказа по картинке. Экскурсия в школьный музей |
3 | Времена года | 1 | Экскурсия по пришкольному участку. Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок . |
4-5 | Осень. Осенние месяцы. Экскурсия | 2 | Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала. |
6 | Осенние изменения в природе | 1 | Раскрашивание картинки. Беседа об осенних изменениях в природе. |
7 | Растения осенью | 1 | Разгадывание загадок о деревьях. Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев) |
8 | Листья жёлтые летят… | 1 | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей. Раскрашивание листьев. Изготовление аппликации из листьев. |
9 | Занятия людей осенью | 1 | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. |
10 | Что растёт на огороде и в саду? | 1 | Разгадывание загадок. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. |
11 | Что растёт в поле? | 1 | Беседа о культурных зерновых растениях края. Рисование колосков. Беседа о бережном отношении к хлебу. Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.) |
12 | Жизнь животных осенью | 1 | Чтение воспитателем. Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких). |
13 | Осень в моём краю | 1 | |
14 | Экскурсия | 1 | Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме. |
15 | Зимняя сказка | 1 | Чтение воспитателем. Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. |
16 | Зимние изменения в природе | 1 | Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок |
17 | Жизнь животных зимой | 1 | Чтение воспитателем. Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. |
18 | Занятия людей зимой | 1 | Чтение воспитателем. Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. |
19 | Весна. Весенние месяцы | 1 | Беседа о весенних месяцах. Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок. |
20 | Экскурсия «Весенние изменения в природе» | 1 | Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне. |
21 | Весенние изменения в природе | 1 | Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Составление рассказа |
22 | Растения весной | 1 | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. |
23 | Жизнь животных весной. | 1 | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение воспитателем. Учимся рисовать птиц и животных. |
24 | Занятия людей весной. | 1 | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок. Составление рассказа. |
25-26 | Летние изменения в природе. | 2 | Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок. |
27 | Что растёт на лугу? | 1 | Разгадывание загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. |
28 29 | Экскурсия на водоём Что растёт у водоёма? | 2 | Беседа о водоёмах края |
30-31 | Занятия людей летом | 2 | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение . Раскрашивание картинок. |
32 33 | «Сказка-складка да дело гутарит» | 2 | Чтение и обсуждение казачьих сказок. Рисование героев |
34-35 | Экскурсия в библиотеку им. М.А.Шолохова. | 2 | Беседа «Чем и кем знаменит наш город». Беседа «История нашего поселка» |
36 | Обобщающее занятие | 1 | Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» — рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (2 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности |
1 | Родной край | 1 | Беседа о родном крае. Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы |
2 | Дорога от дома до школы | 1 | Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». |
3 | Времена года. | 1 | Экскурсия по пришкольному участку. Беседа обо всех временах года |
4 | Осень. Осенние месяцы. | 1 | Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала. |
5 | Природные материалы родного края | 1 | Беседа о природных материалах родного края (листьях, цветах, семенах, коре, смоле). Правила поведения во время сбора материалов |
6-7 | Сбор природных материалов (экскурсия) | 2 | Сбор природных материалов и их засушивание |
8 | Технология изготовления аппликации из целых форм растений | 1 | Изготовление панно в технике аппликации из целых форм растений по образцу |
9-10 | Создание аппликаций из целых форм растений | 2 | Изготовление коллективного панно в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав) по собственному эскизу |
11-12 | Осень в моём краю | 2 | Экскурсия на водоем, поле. |
13 | Зимняя сказка Зимние изменения в природе | 2 | Беседа о зимних месяцах, о признаках зимы. Разгадывание загадок |
14 | Технология изготовления мозаики из бумаги | 1 | Изготовление изделий в технике мозаики с опорой на образцы |
15 | Новогодние сюрпризы из бумаги и других материалов | 1 | Семейные традиции и праздники. Праздник Новый год. Изготовление сюрпризов из природных материалов и бумаги |
16 | Вырезание снежинок | 1 | Приемы вырезания снежинок. Изготовление снежинок по образцам и с внесением изменений в образцы |
17 | Создание новогодних открыток | 1 | Изготовление открыток по образцам и с внесением изменений в образцы |
18 | Рождество Христово | 1 | Посещение храма Архистратига Михаила |
19 | Крещение Господне | 1 | Посещение храма Архистратига Михаила |
20 | С днем рождения, Новошахтинск! | 1 | Посещение библиотеки им. М.А.Шолохова поселка Соколово-Кундрюченский. Встреча с интересными людьми |
21 | Что ты знаешь о роде своём… | 1 | Составление семейного древа |
22 | С Днем Освобождения, Новошахтинск! | 1 | Беседа о героическом прошлом нашего города. Рисование «Мой город» |
23 | Сретение. Сороки | Беседа о весенних обрядах на Дону | |
24 | Встреча птиц | Изготовление скворечника из подручных материалов | |
25 | Весна. Весенние месяцы. | 1 | Беседа о весенних месяцах. |
26 | Растения весной. | 1 | Беседа «Что происходит с растениями весной?» |
23 | Жизнь животных весной. | 1 | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» . Рисование птиц и животных. |
24 | Занятия людей весной. | 1 | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок. Составление рассказа. |
25-26 | Казачьи народные сказки «Кот и Лиса», «Казак и Лиса», «Горе-злосчастие» | 2 | Чтение и обсуждение казачьих сказок. Рисование сказочных героев. |
27 | Игры и развлечения казаков | 1 | Хоровод «Плетень заплетать», игра «Уточка» |
28 | Казачьи загадки | 1 | Отгадывание казачьих загадок и рисование иллюстраций к ним |
29- 30 | Пасха, Вербное воскресенье | 2 | Посещение храма Архистратига Михаила |
31 32 | Экскурсия «Книга - наш друг» | 2 | Посещение библиотеки им. М.А.Шолохова поселка Соколово-Кундрюченский. Беседа о правилах обращения с книгой, истории появления книг. Помощь библиотеке в ремонте книг |
33 | Скатерть-самобранка | 1 | Упражнения на правила поведения за столом. Чаепитие |
34 35 | Чудодейственная сила растений | 2 | Сбор лекарственных трав |
36 | Что мы узнали о Донском крае в этом году? | 1 | Беседа и подведение итогов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (3 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | С чего начинается Родина… | 1 | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного города, историей школы. | Составление устного рассказа «Улица моего детства» |
2 | Школа – светлая гавань детства | 1 | ||
Жизнь на Дону | ||||
3-4 | Экскурсия по родному городу (поселку Соколово-Кундрюченский) | 2 | Познакомить с историей появления родного города, поселка Соколово-Кундрюченского, его достопримечательностями | Наблюдение за окружающей действительностью |
Природа Донского края | ||||
5-6 | Природа (экскурсия) | 2 | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края | Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
7-8 | Что за дерево такое? | 2 | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | Игра «У кого детки с этой ветки?» Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. |
9-10 | Кустарники (экскурсия) | 2 | ||
11-12 | Травушка-муравушка | 2 | ||
13 | Растения и мы | 1 | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. | Игра «Природная лечебница» |
14 | Краски Тихого Дона | 1 | Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. | Рисование «Родной край» |
Жизнь на Дону | ||||
15-16 | Обряды на Дону | 2 | Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону | Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. Посещение храма Архистратига Михаила. Беседа со священником |
17 | Рождество Христово | 1 | ||
18 | Крещение Господне | 1 | ||
19-20 | С днём рождения, родной город! | Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями | Составление альбома о родном городе . Выставка рисунков, фотографий. | |
21 | Мои имя, фамилия, отчество… | 1 | Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья». | Составление рассказа «Мой любимый семейный праздник» |
22 | День освобождения! | 1 | Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле, в г.Новошахтинске. | Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. |
23 | Масленица | 1 | Познакомить с традициями масленичной недели. Показать ее значение в приготовлению к Великому посту | Песни, заклички. Праздничное мероприятие |
Природа Донского края | ||||
24 | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 1 | Расширить представления о животном мире родного края | Наблюдение за животными в природе, дома. |
25 | Домашняя мохнатая азбука | 1 | Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида) | Изготовление коллективного панно «Домашние питомцы» |
26 | Мой домашний милый друг | 1 | Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области | Наблюдение за животными дома. Составление устного рассказа о своём домашнем животном |
27 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 | Закрепить правила безопасного обращения с животными | Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» |
28 | Родные просторы (экскурсия) | 1 | Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) | Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. |
29 | Чем богаты наши недра? | Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. | Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» | |
30 | Что такое почва? | Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием | Просмотр видеофильма. | |
31 | Почва нам и стол, и дом | Экскурсия | ||
Казачий фольклор | ||||
32 | «Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится» | 1 | Познакомить воспитанников с малыми жанрами фольклора жителей Дона | Рисование иллюстраций к пословицам и загадкам |
33-34 | «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть» | 2 | Познакомить воспитанников с видами игр и развлечений казаков | Игры «Утенок», «Коршун». Разучивание потешек. |
35 | «Сказка – складка да дело гутарит» | 1 | Продолжить знакомство с казачьими народными сказками | Чтение и пересказ казачьих сказок. Рисование иллюстраций к ним. |
Обобщение знаний | ||||
36 | Итоговое занятие | 1 | Повторение изученного материала |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (4 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1-2 | Край, в котором я живу | 2 | Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна. | Изготовление коллажа «Символы Ростовской области» в технике квиллинг |
Природа Донского края | ||||
3-4 | У природы нет плохой погоды | 2 | Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы) | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» |
5 | Живая вода | 1 | Вода. Ее распространение и значение для живых организмов | Изготовление коллажа «Вода-водица» |
6-7 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края | 2 | Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта. | Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его проблем). Беседа о бережном использовании воды. |
8 | Растения и животные водоёмов | 1 | Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма. | Рисование «Моя река» |
Жизнь на Дону | ||||
9-10 | Тайны Донской земли | 2 | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. | Рисование картин прошлого Дона. Вышивание. |
11-12 | Донской край - казачий край | 2 | Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. | Экскурсия в краеведческий музей |
13 | Первые казачьи городки | 1 | Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок). Конструирование макета куреня. Оформление казачьего музея | |
14 | Казачья семья | 1 | ||
15-16 | Жилище казака | 1 | Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах | |
17 | Обряды на Дону. Зимние обряды | 1 | Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону | Изготовление новогодних игрушек. Просмотр видеофильма. Посещение храма Архистратига Михаила. |
18 | Рождество Христово | 1 | ||
19 | Крещение | 1 | ||
20 | С днём рождения, родной город! | 1 | Познакомить с историей появления родного города , его достопримечательностями | Составление альбома о родном городе . Выставка рисунков, фотографий. |
21 | Славен Дон! | 1 | Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. | Разучивание стихов о родном крае. Конкурс на лучшего чтеца. |
22 | День Освобождения! | 1 | Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. | Рисунки, поделки, посвящённые Дню Освобождения Новошахтинска |
23 | История вещей. Одежда. | 1 | Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах | Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок). |
24 | История вещей. Посуда. | 1 | ||
25 | Сретение. Сороки. | 1 | Дать общее представление о весенних обрядах на Дону | Рисование птиц. |
26 | Встреча птиц | 1 | Дать общее представление о международном дне птиц. | Изготовление скворечника из подручных материалов |
27 28 | Весенние букеты. Декорирование ваз | 2 | Весенние праздники. История отношения человека к растениям и цветам. | Составление композиций из первоцветов и зеленых веток. Декорирование ваз природными материалами |
29-30 | Пасха, Вербное воскресенье. | 2 | Дать общее представление о весенних обрядах и православных праздниках на Дону | Посещение храма Архистратига Михаила. |
31-32 | Казачьи посиделки | 2 | Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей. | Подготовка и проведение праздничного мероприятия |
33-34 | Я – гражданин Ростовской области. | 2 | Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края | Изготовление коллективного панно «Мой край родной!» в технике квилинг |
35 | Летние обряды на Дону. Троица. Спас. | 1 | Дать общее представление о летних обрядах на Дону. | Изготовление Семика и Семичихи из соломы. Купальская площадка: игры, забавы, потехи. |
36 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (5 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1-2 | Донской край – мой край! | 1 | Дать представление о Ростовской области как о малой Родине | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
Донская природа | ||||
3 | Краски Донской земли. Осень | 1 | Дать представление о климате Донской земли, временах года. | Экскурсии. Зарисовки картин различных времен года в родном краю. |
4 | Зима | 1 | ||
5 | Весна | 1 | ||
6 | Лето | 1 | ||
7 | Поверхность края. Рельеф | 1 | Дать представление о характере поверхности земли Донского края | Изготовление из пластилина и папье-маше рельефа своего края |
8-9 | Степи Ростовской области и их охрана | 2 | Познакомить воспитанников с видовым разнообразием растительного и животного мира | Экскурсия. Сбор природного материала |
10 | Водоемы Ростовской области | 1 | Познакомить воспитанников с реками и озерами родного края | Экскурсия на реку Кундрючья, зарисовки |
11-12 | Растительный и животный мир водоемов | 2 | Выяснить, какие растения и животные населяют водоемы Ростовской области | Просмотр видеофильма, экскурсия на реку |
Ремесло | ||||
13 | Введение в тему «Квиллинг». Инструменты, материалы и оборудование для занятия квиллингом | 1 | Познакомить с историей квиллинга, инструментами, оборудованием и материалами, с технологией выполнения квиллинга; развивать графические навыки, аккуратность, точность, эстетический вкус | Практические занятия |
14 | Основная техника. Формы | 1 | ||
15-16 | Изготовление композиции в технике квиллинга | 2 | ||
Жизнь на Дону | ||||
17 | Обряды на Дону. Рождество Христово | 1 | Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону | Изготовление новогодних игрушек, маски для колядования, куклы -Масленички. Посещение храма Архистратига Михаила. |
18 | Крещение Господне | 1 | ||
19 | Первые поселения на Дону | 1 | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. | Экскурсия в краеведческий музей |
20 | Тайны Донской земли | 1 | ||
21-22 | Дикое поле | 1 | Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. | Рисование картин прошлого Дона, просмотр видео- и фотоматериалов |
23 | Казаки-люди вольные | 1 | Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. | Изготовление макета «Казачий городок» |
24 | Первые казачьи городки | 1 | ||
25 | Жилище казака | 1 | Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах | Рисование казачьего куреня. Изготовление панно «Казачий курень» Изготовление предметов быта и посуды из соленого теста |
26 | История вещей. Посуда | 1 | ||
27-28 | Казачьи семьи | 1 | Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей | Изготовление поделок для школьного музея |
29 | На казачьем кругу | 1 | Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. | Экскурсия в краеведческий музей Рисование казачьих символов |
30-31 | Казачьи символы | 1 | ||
32-33 | Пасха, Вербное воскресенье | 2 | Дать общее представление о весенних обрядах и православных праздниках на Дону. | Посещение храма Архистратига Михаила |
34 | Троица | 1 | Дать общее представление о летних обрядах и православных праздниках на Дону. | Изготовление Семика и Семичихи из соломы |
35-36 | Спасы | 1 | Праздник-застолье |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (6 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | Донской край – мой край! | 1 | Дать представление о Ростовской области как о малой Родине | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
Донская природа | ||||
2 | Краски Донской земли | 1 | Дать представление о климате Донской земли, временах года. | Экскурсии. Зарисовки картин различных времен года в родном краю. |
3 | Поверхность края. Рельеф | 1 | Дать представление о характере поверхности земли Донского края | Изготовление из пластилина и папье-маше рельефа своего края |
4 | Степи Ростовской области | 1 | Познакомить воспитанников с видовым разнообразием растительного и животного мира | Экскурсия. Сбор природного материала |
5 | Водоемы Ростовской области | Познакомить воспитанников с реками и озерами родного края | Создание коллажа «Водные ресурсы моего города» | |
6 | Растительный и животный мир водоемов | Выяснить, какие растения и животные населяют водоемы Ростовской области | Просмотр видеофильма | |
Ремесло | ||||
7 | История тестопластики. Инструменты и приспособления. Технология приготовления солёного теста | 1 | Познакомить с историей тестопластики; материалами , инструментами и приспособлениями; технологией изготовления изделий; правилами ТБ и санитарно-гигиеническими требованиями при работе с тестом | Практические занятия |
8 | Виды тестопластики. Приёмы лепки | 1 | ||
9 | Технология соединения деталей между собой. Лепка изделия из солёного теста по выбранному образцу | 1 | ||
10 | Лепка мини-панно | 1 | ||
11 | Оформление изделий красками | 1 | ||
12 | Нанесение защитных составов. Оформление и склейка | 1 | ||
Человек и природа | ||||
13 | Донская земля – житница России | 1 | Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» |
14 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 | Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. | |
15 | Казачьи посиделки | 1 | Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей | Праздничное мероприятие |
16 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство | 1 | Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» |
Жизнь на Дону | ||||
17 | Обряды на Дону. Рождество Христово | 1 | Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону | Изготовление новогодних игрушек, маски для колядования, куклы -Масленички. Посещение храма Архистратига Михаила. |
18 | Крещение Господне | 1 | ||
19-20 | Экскурсия на предприятие (поселка Соколово-Кунрюченский) | 2 | Правила поведения во время экскурсии. Назначение предприятия. Основные профессии | Отчеты по экскурсии в виде рисунков |
21 22 | Тайны Донской земли | 1 | Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. | Рисование картин прошлого Дона |
23 | Казаки-люди вольные | 1 | Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. | Изготовление макета «Казачий городок» |
24 | Первые казачьи городки | 1 | ||
25-26 | Жилище казака | 1 | Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах | Рисование казачьего куреня. Изготовление панно «Казачий курень» |
27-28 | Создаем уют в доме своими руками | 2 | Понятие семья, семейные традиции, правила поведения в семье. Простейшая сервировка стола для чаепития. | Упражнения на правила поведения за столом и сервировку стола. Изготовление приглашений для чаепития. Коллаж «Моя семья» |
29 | На казачьем кругу | 1 | Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице | Экскурсия в краеведческий музей |
30 31 | Казачьи символы | 2 | ||
32-33 | Пасха, Вербное воскресенье | 2 | Дать общее представление о весенних обрядах и православных праздниках на Дону. | Посещение храма Архистратига Михаила |
34 | Троица | 1 | Дать общее представление о летних обрядах и православных праздниках на Дону. | Изготовление Семика и Семичихи из соломы |
35 | Ивана Купала | 1 | Купальская площадка: игры, забавы, потехи | |
36 | Спасы | 1 | Праздник-застолье |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (7 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | Моя родина | 1 | Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами. | Просмотр видеоматериалов |
2 | Моя семья | 1 | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; | Создание коллажа «Моя семья» |
Яркие страницы истории земли Донской | ||||
3 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. | Экскурсия в музей МБОУ СОШ № 31 |
4 | Таганрог – первый порт России | 1 | Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города | Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа в школьном музее. |
5 | Новочеркасск — столица казачьего Дона | 1 | Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска | Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа в школьном музее |
6 | За землю и за волю | 1 | Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны. | Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа в школьном музее |
Ремесло | ||||
7 | История вышивки и ткачества | 1 | Познакомить воспитанников с историей возникновения вышивки и ткачества, с композиционным построением узоров, с преобладающими цветами, с особенностями отделки казачьей одежды. Научить технике выполнения счётных и швов в технике «крест»;
выполнять свободную вышивку по рисованному контуру; воспитывать любовь к одному и самых древних видов искусства – вышивке, аккуратность и эстетический вкус. | Беседа «История вышивки и ткачества» |
8 | Техника выполнения счётной глади | 1 | Практическая работа, вышивание | |
9-10 | Техника выполнения шва «крест» | 2 | ||
11 | Конструкция и декор народной одежды | 1 | ||
12-13 | Вышивание полотенца швом «крест» | 2 | ||
14-15 | Вышивание салфетки швом «крест» | 2 | ||
16 | Вышивание салфетки счётной гладью | 1 | ||
Жизнь на Дону | ||||
17 | Праздники | 1 | Познакомить с православной традицией и праздниками на Дону. | Беседа о жизни казаков по закону Божьему |
18 | Рождество Христово | 1 | Посещение храма Архистратига Михаила | |
19 | Крещение Господне | 1 | Посещение храма Архистратига Михаила | |
20 | Я – гражданин Ростовской области. День рождения города Новошахтинска | 1 | Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. | Праздничное мероприятие |
21 | 13 февраля - День Освобождения города Новошахтинска | 1 | Познакомить с историей освобождения родного города от фашистов | Праздничное мероприятие |
Ремесло | ||||
22 | Аппликация из соломки. Подготовка соломки к работе | 1 | Познакомить с историей, технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки, дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применении; выработать навыки выполнения аппликации, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность; сформировать и развивать у воспитаннников художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание. | Практические занятия |
23 | Разбивка рисунка на фрагменты. Перевод деталей на кальку | 1 | ||
24 | Наклеивание соломенных полосок на обрисованные детали. Вырезка деталей | 1 | ||
25 | Сборка аппликации на основу. Выбор и зарисовка эскиза для панно | 1 | ||
26 | Декоративное панно в технике аппликации. | 1 | ||
27 | Подготовка основы для фона | 1 | ||
28 | Наклеивание отдельных элементов композиции на фон | 1 | ||
Жизнь на Дону | ||||
29 | Праздники. Пасха | 1 | Дать представление о православной традиции и православных праздниках на Дону | Посещение храма Архистратига Михаила |
30-31 | Славься наш край! | 1 | Закрепить представления и знания о Донском крае. | Викторина. Экскурсия по школьному музею (выставка поделок, выполненных за год ). |
32 | День освобождения! | 1 | Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. | Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. Участие в празднике. Чествование участников войны. |
33-34 | Экскурсия на предприятие (поселка Соколово-Кунрюченский) | 2 | Правила поведения во время экскурсии. Назначение предприятия. Основные профессии | Отчет в виде рисунков о профессиях |
35-36 | Троица. Спасы | 2 | Дать общее представление о летних обрядах и православных праздниках на Дону. | Посещение храма Архистратига Михаила. Беседа с православным священником |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (8 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | Донской край – мой край! | 1 | Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами. | Просмотр видеоматериалов |
2 | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; | Создание коллажа «Моя семья» |
Яркие страницы истории земли Донской | ||||
3 | На казачьем Кругу | 1 | Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. | Экскурсия в краеведческий музей |
4 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. | |
5-6 | Ермак Могучий | 2 | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | Работа в школьном музее. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» |
Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). | ||||
7-8 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 2 | Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова. | Экскурсия в краеведческий музей. |
9-10 | Таганрог – первый порт России | 1 | Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города | Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа в школьном музее. |
Ремесло | ||||
11 | Скручивание и плетение шнура | 1 | Скручивание шнура из двух прядей. Плетение шнура в три и четыре пряди. Изготовление изделий | Изготовление изделий (закладка, поясок) скручиванием и плетением в три и четыре пряди |
12 | Технология изготовления кисточки из ниток и игрушек на ее основе | 1 | Виды кисточек из ниток, их назначение (украшение швейных изделий, сувениры, игрушки). Технология выполнения кисточки и игрушек на ее основе | Изготовление кисточек из нитей по образцу |
13 | Создание изделий из ниток на основе кисточки | 1 | Приемы декоративного украшения кисточек | Создание игрушек на основе кисточки (по образцу и с внесением изменений в образец) |
14 | Технология изготовления помпонов из ниток | 1 | Виды помпонов из ниток, их назначение. Технология изготовления помпона и игрушек на его основе | Изготовление помпонов по образцу |
15-16 | Создание изделий из ниток на основе помпона | 2 | Приемы соединения помпонов изделия и их декорирование | Создание игрушек на основе кисточки |
Жизнь на Дону | ||||
17 | Новогодние праздники | 1 | Познакомить с православной традицией и праздниками на Дону. | Беседа о жизни казаков по закону Божьему |
18 | Рождество Христово | 1 | Посещение храма Архистратига Михаила | |
19 | Крещение Господне | 1 | Посещение храма Архистратига Михаила | |
20 | Я – гражданин Ростовской области. День рождения города Новошахтинска | 1 | Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. | Праздничное мероприятие |
21 | 13 февраля-День Освобождения города Новошахтинска | 1 | Познакомить с историей освобождения родного города от фашистов | Праздничное мероприятие |
Человек и природа | ||||
22 | Дом, в котором мы живём | 1 | Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. | Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. |
23 | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 | Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», | |
24 | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | ||
25 | Экологические проблемы почв родного края | 1 | Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. | Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». |
26 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края | Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края», экскурсия |
27 | Экологическое равновесие в природе | 1 | Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. | Диспут. Экскурсия в зоопарк |
28 | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 | Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; | Проект «Красная книга» Ростовской области. |
Жизнь на Дону | ||||
29 | Праздники. Пасха | 1 | Дать представление о православной традиции и православных праздниках на Дону | Посещение храма Архистратига Михаила |
30-31 | Славься наш край! | 1 | Закрепить представления и знания о Донском крае. | Викторина. Экскурсия по школьному музею (выставка поделок, выполненных за год ). |
32 | День освобождения! | 1 | Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. | Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. Участие в празднике. Чествование участников войны. |
33 | Троица | 1 | Дать общее представление о летних обрядах и православных праздниках на Дону. | Изготовление Семика и Семичихи из соломы |
34 | Праздник святых апостолов Петра и Павла | 1 | Посещение храма Архистратига Михаила | |
35-36 | Экскурсия на предприятие (поселка Соколово-Кунрюченский, г.Новошахтинска) | 2 | Познакомить с профессиями в городе, профориентация | Посещение швейной фабрики |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (9 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | Край, в котором я живу | 1 | Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна | Беседа, изготовление аппликации «Флаг России» |
2 | О городах и станицах родного края | Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их | Заочная экскурсия по городам родного края | |
Как жили казаки | ||||
3-4 | Казак-земледелец | 2 | Дать представление о хозяйстве казаков, видах занятий, способах обеспечения сельхозпродукцией | Проект «Жизнь и быт казаков», изготовление поделок из соленого теста, оформление изделий красками |
5-6 | Казак-рыболов | 2 | ||
7-8 | Коптильни и приготовление копченой рыбы | 2 | ||
9-10 | Казак-огородник | 2 | ||
11-12 | Родное гнездо | 2 | Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах | Лепка мини-панно «Дом казака» |
13-14 | Семья казака | 2 | Вышивание полотенца и салфетки в технике «крест» | |
15-16 | Детство. Юность. Старость казака | 2 | Дать представление о формах воспитания в казачьей семье | |
17 | Праздники | 1 | Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону | Беседа о казачьих обрядах и православных праздниках |
18 | Рождество Христово | 1 | Посещение храма Архистратига Михаила | |
19 | Крещение Господне | 1 | ||
20 | 31 января - День рождения города Новошахтинска | 1 | Праздничное мероприятие | |
21 | Увеселения и забавы донских казаков | 1 | Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть | Игры донских казаков «Коршун», «Уточка» |
22 | 13 февраля - День Освобождения Новошахтинска | 1 | Праздничное мероприятие | |
23-24 | Сретение. Сороки | 2 | Дать общее представление о весенних обрядах и православных праздниках на Дону | Праздничные мероприятия |
25-26 | Масленица | 2 | ||
27-28 | Встреча птиц | 2 | Изготовление скворечника | |
29-30 | Вербное воскресенье, Пасха | 2 | Посещение храма Архистратига Михаила | |
31-32 | Свадебный обряд казаков | 2 | Рассказать о свадебном обряде, его значении для казака | Экскурсия в краеведческий музей |
32 | Донской народный театр | 1 | Познакомить с Донским казачьим театром, песней, показать их значение в жизни казака | |
33 | Донская казачья песня | 1 | Разучивание и прослушивание донских казачьих песен | |
34 | День Победы | 1 | Дать общее представление о летних обрядах и православных праздниках на Дону | Праздничное мероприятие |
35 | Троица | 1 | Посещение храма Архистратига Михаила | |
36 | Праздник святых апостолов Петра и Павла | 1 |
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект курса «Краски Донской земли»
для учащихся
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
2. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
для учителя
1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
5. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
2. Алмазов Б.А.Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
3. Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII– XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4. Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
5. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
6. Закруткин В.А.Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004. 8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. — Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
9. Моложавенко В.Тайны донских курганов. Ростов,1967.
10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
12. Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003. 14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
14. Иванова Т.Г., Матяш Н.В.,Семенович Н.А.Технология. 1 класс. Методические рекомендации к проведению уроков. Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида
В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....
Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс
В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Концертно - игровая программа "Волшебный мир искусства" для детей коррекционной школы-интерната VIII вида.
Сценарий Концертно - игровой программы "Волшебный мир искусства" для детей 1-7 классов коррекционной школы-интерната VIII вида....
Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).
Школа, призвана не только передавать необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной социализации. Особого внимани...
Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...