Программа нравственно-патриотического воспитания "Краски Донской земли" для коррекционной школы-интерната VIII вида
рабочая программа (5 класс) по теме

Тарасюк Наталья Алексеевна

В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представлений. Вследствие большой значимости для социально-личностного развития учащихся краеведческий компонент включен в содержание воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида и является одним из приоритетных направлений. Также данная программа предполагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с изучением истории края и с художественной обработкой разных материалов.

В целях оптимизации процесса накопления знаний о родном крае школьниками с ограниченными возможностями здоровья  был разработан комплекс организационно-методических условий, обеспечивающих поэтапное развитие познавательного интереса учащихся в процессе изучения материала. Были  определены этапы формирования знаний и представлений о родном крае. Задачи каждого этапа  ориентированы на формирование у школьников системы доступных знаний и представлений; обогащение чувственного и эмоционального опыта, развитие образов и представлений, мыслительных процессов на основе установления причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений, развития речи, личностных качеств (наблюдательности, любознательности и др.); воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма, бережного отношения к своей земле и ее богатствам, чувства сопричастности к происходящему в крае, желания приносить пользу своей родине и людям, живущим рядом.

Программа предназначена  для проведения занятий в школе-интернате VIII вида с воспитанниками1-9 классов. Занятие проводится 1 раз в неделю (36 часов в год).

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного). Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний об истории родного края и православных традиций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Государственное  казенное образовательное  учреждение Ростовской области

специальное  (коррекционное)  образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Рассмотрено                                                                         Согласовано                                                                     «Утверждаю»

на заседании МО воспитателей                                           Зам. директора  по ВР  Евсеева Л.В.                               Директор: __________ Н.А. Коваленко

Протокол № 1 от 30.08.2011 г.                                             30.08.2011г.                                                                        31.08.2011 г.

Руководитель МО Тарасюк Н.А.

Программа

нравственно-патриотического воспитания

«Краски Донской земли»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Вся история России сделана казаками (Л.Н.Толстой)

Большой и сложный мир окружает детей в современное время. В нашей школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Большинство родителей учащихся очень мало уделяют им внимания. Много детей из неблагополучных семей, поведение родителей которых  часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.

Противостоять этим негативным тенденциям, повлиять на часть того мира, в котором живет воспитанник, можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимые источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.

Большую часть времени дети находятся в школе – интернате, поэтому активное изучение и освоение историко-культурной, природной среды региона и православных традиций является средством формирования нравственных качеств воспитанников. Таким образом, система специального образования призвана создавать оптимальные условия для социализации детей     с ограниченными     возможностями  здоровья.

  В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представлений. Вследствие большой значимости для социально-личностного развития учащихся краеведческий компонент включен в содержание воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида и является одним из приоритетных направлений. Также данная программа предполагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с изучением истории края и с художественной обработкой разных материалов.

В целях оптимизации процесса накопления знаний о родном крае школьниками с ограниченными возможностями здоровья  был разработан комплекс организационно-методических условий, обеспечивающих поэтапное развитие познавательного интереса учащихся в процессе изучения материала. Были  определены этапы формирования знаний и представлений о родном крае. Задачи каждого этапа  ориентированы на формирование у школьников системы доступных знаний и представлений; обогащение чувственного и эмоционального опыта, развитие образов и представлений, мыслительных процессов на основе установления причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений, развития речи, личностных качеств (наблюдательности, любознательности и др.); воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма, бережного отношения к своей земле и ее богатствам, чувства сопричастности к происходящему в крае, желания приносить пользу своей родине и людям, живущим рядом.

Программа предназначена  для проведения занятий в школе-интернате VIII вида с воспитанниками1-9 классов. Занятие проводится 1 раз в неделю (36 часов в год).

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного). Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний об истории родного края и православных традиций.  

Актуальность и новизна:

  1. Вновь прибывшие дети из разных социальных условий и их адаптация;
  2. Проблема общения с родителями;
  3. Недостаточно сформированы функции общения;
  4. Нравственное здоровье – основа здорового образа жизни.

Ведущая педагогическая идея:

«Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников»

                                                                                                                                                                             М.А. Михайлова

Нравственность –  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

                           

Основные методы, которые используются на занятиях: наблюдение за окружающей действительностью, беседа, рассказ,  развитие самостоятельных действий.

Работа по формированию духовно-нравственных ценностей предполагает использование следующих методов:

  • наглядных (наблюдение за погодой, за природными явлениями, за трудом людей, демонстрация видеофильмов, картин художников, писавших природу Донского края, фотографий и др.),
  • практических (работа с природным материалом, зарисовки, элементарные опыты, практическое знакомство с народными промыслами и др.), изготовление поделок своими руками,
  • словесных (обсуждения примеров из Священного писания, положительных примеров из литературы, рассказ-путешествие, рассказ-описание, рассказ-повествование, чтение газетной статьи, беседы с православным священником и др.), элементы программированного обучения.

Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала. Значительное место в беседе занимает рассказ педагога  и дети являются непосредственными её участниками.

В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, и каждое занятие начинается с небольшой разминки или обсуждения пословиц и поговорок.

Практическая часть направлена на проведение экскурсий в храм Архистратига Михаила, встречи с православным священником, в библиотеку, в музей г. Новошахтинска, организацию поездок по Святым местам, экскурсий по памятным местам поселка Соколово-Кундрюченский. Также уделяется большое внимание изготовлению своими руками красивых и нужных предметов.

Особое внимание уделяется организации и функционированию школьного казачьего музея, который должен стать основной практической деятельностью воспитанников, изучающих историю казачества.

Механизм реализации программы: 

  1. Организация экскурсий в краеведческий  музей города Новошахтинска.
  2. Посещение концертов фольклорных коллективов поселка.
  3. Сбор природного материала.
  4. Создание и оформление музея «Казачья изба».
  5. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
  6. Участие в православных смотрах-фестивалях.
  7. Участие в городских конкурсах.
  8. Посещение Новошахтинского Муниципального Драматического театра.

Основные формы  работы:

  1. познавательные беседы,
  2. беседы нравственного и духовно-нравственного содержания;
  3. практические занятия;
  4. игровые занятия, этические игры;
  5. творческие викторины и конкурсы;
  6. краеведческие викторины;
  7. интегрированные занятия;
  8. творческие работы: поделки, книжки-малышки, рисунки;
  9. работа с природными материалами;
  10. организация выставок детского творчества;
  11. экскурсии, походы;
  12. целевые прогулки;
  13. работа на местности;
  14. видеоэкскурсии;
  15. документальные фильмы, художественные фильмы;
  16. инсценированное представление;
  17. занятия (вводные, традиционные, практические, повторения, обобщения);
  18. чтение вслух;
  19. чаепитие, праздничные посиделки;
  20. интерактивные игры;
  21. изготовление поделок в различных техниках.

В процессе работы по изучению родного края планируется  использовать те формы работы, которые способствуют накоплению воспитанниками конкретных впечатлений, образов и представлений, личного опыта.

Работа по данному образовательному блоку предполагает усиление взаимодействия между учреждениями образования, культуры и администрации поселка.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

Формирование у  воспитанников школы-интерната VIII вида  целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи программы:

  1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края.
  2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
  3. Продолжить работу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей воспитанников через знакомство с основами православной культуры.
  4. Воспитывать чувство патриотизма через  разнообразные формы воспитательной деятельности с использованием устного народного творчества, традиций казачества.
  5. Приобщать воспитаннников к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ко всему тому, что они создали.
  6. Пробуждать интерес и уважение к традициям Донского края через создание казачьего музея.
  7. Дать воспитанникам  представление о разных видах декоративно-прикладного искусства на Дону и его значении в жизни каждого человека.
  8. Помочь воспитанникам  в овладении конкретных видов декоративно-прикладного искусства.
  9. Подвести воспитанников  к осознанию того, что полученные знания помогут им в дальнейшей жизни.

III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Прогнозируемые результаты I ступени (младшее звено):

Учащиеся должны:

  • Знать: духовное богатство своей малой Родины; термины «новый учебный год», «новый календарный год»,  иметь представление об их назначении; основные культурные и исторические места нашего поселка, усвоить термин «родословная»; знать о своих ветеранах-земляках.
  • Уметь: рассказать хотя бы об одном историческом месте поселка и историю его возникновения; оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
  • Понимать: необходимость бережного отношения к природе родного края.
  • Проявлять уважительное отношение:  к православным традициям, к историческим памятникам поселка и города, к ветеранам Великой Отечественной Войны.

Прогнозируемые результаты II ступени (среднее звено):

Учащиеся должны:

  • Знать: казачьи обычаи и традиции, особенности казачьего уклада жизни и быта; фольклорное наследие казачьего рода, обряды и традиции.  
  • Уметь: изложить историю возникновения поселка Соколово-Кундрюченский, различать символы государства и казачества,  некоторые библейские истории, заповеди, притчи, видеть в жизненной ситуации, собственном поведении проявления пороков (зло, непослушание, жадность и др.), узнавать духовные смыслы событий Священной истории в современной жизни; применять казачьи пословицы и поговорки в жизни.
  • Понимать: необходимость бережного отношения к природе и достопримечательностям родного края и поселка, уважительного отношения к педагогам, родителям, пожилым людям; пагубные последствия нарушения закона, нравственные каноны Любви, Добра, Красоты. 

Прогнозируемые результаты III ступени (старшее звено):

Учащиеся должны:

  • Знать:  особенности казачьей культуры, традиции поселка, историю его возникновения, особенности православной богослужебной культуры, традиции проведения православных праздников.
  • Уметь: объяснять смысл православных праздников, сопоставлять особенности православной культуры и культур других религий, объяснять влияние проводимых государственных реформ на различные сферы жизни общества; рассказать о подвигах ветеранов в Великую Отечественную Войну и значении Победы для нашей страны.
  • Понимать:  систему духовно-нравственных норм и заповедей, православные нравственные основы правосознания, правовой культуры и гражданственности личности и общества, содержательные и смысловые особенности казачьего фольклора и культуры.

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (1 класс)

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

1-2

Родной край

2

Беседа о родном крае. Чтение воспитателем стихотворений. Раскрашивание картинки. Составление рассказа по картинке. Экскурсия в школьный музей

3

Времена года

1

Экскурсия по пришкольному участку. Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок .

4-5

Осень. Осенние месяцы.

Экскурсия

2

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

6

Осенние изменения в природе

1

Раскрашивание картинки. Беседа об осенних изменениях в природе.

7

Растения осенью

1

Разгадывание загадок о деревьях. Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

8

Листья жёлтые летят…

1

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей. Раскрашивание листьев. Изготовление аппликации из листьев.

9

Занятия людей осенью

1

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

10

Что растёт на огороде и в саду?

1

Разгадывание загадок. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

11

Что растёт в поле?

1

Беседа о культурных зерновых растениях края. Рисование колосков. Беседа о бережном отношении к хлебу. Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

12

        Жизнь животных осенью

1

Чтение воспитателем. Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких).

13

  Осень в моём краю

1

14

Экскурсия

1

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме.

15

Зимняя сказка

1

Чтение воспитателем. Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.

16

Зимние изменения в природе

1

Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок

17

Жизнь животных зимой

1

Чтение воспитателем. Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

18

Занятия людей зимой

1

Чтение воспитателем. Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

19

Весна. Весенние месяцы

1

Беседа о весенних месяцах. Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок.

20

Экскурсия «Весенние изменения в природе»

1

Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.

21

Весенние изменения в природе

1

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Составление рассказа

22

Растения весной

1

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

23

Жизнь животных весной.

1

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение воспитателем. Учимся рисовать птиц и животных.

24

Занятия людей весной.

1

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок. Составление рассказа.

25-26

Летние изменения в природе.

2

Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок.

27

Что растёт на лугу?

1

Разгадывание  загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

28

29

Экскурсия на водоём

Что растёт у водоёма?

2

Беседа о водоёмах края

30-31

Занятия людей летом

2

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение . Раскрашивание картинок.

32

33

 «Сказка-складка да дело гутарит»

2

Чтение и обсуждение  казачьих сказок. Рисование героев

34-35

Экскурсия в библиотеку им. М.А.Шолохова.  

2

Беседа «Чем и кем знаменит наш город».

Беседа «История нашего поселка»

36

Обобщающее занятие

1

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» — рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (2 класс)

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

1

Родной край

1

Беседа о родном крае. Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы

2

Дорога от дома до школы

1

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

3

Времена года.

1

Экскурсия по пришкольному участку. Беседа обо всех временах года

4

Осень. Осенние месяцы.

1

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

5

Природные материалы родного края

1

Беседа о природных материалах родного края (листьях, цветах, семенах, коре, смоле). Правила поведения во время сбора материалов

6-7

Сбор природных материалов (экскурсия)

2

Сбор природных материалов и их засушивание

8

Технология изготовления аппликации из целых форм растений

1

Изготовление панно в технике аппликации из целых форм растений по образцу

9-10

Создание аппликаций из целых форм растений

2

Изготовление коллективного панно в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав)  по  собственному эскизу

11-12

  Осень в моём краю

2

Экскурсия на водоем, поле.

13

Зимняя сказка

Зимние изменения в природе

2

 Беседа о зимних месяцах,  о признаках зимы. Разгадывание загадок

14

Технология изготовления мозаики из бумаги

1

Изготовление изделий в технике мозаики с опорой на образцы

15

Новогодние сюрпризы из бумаги и других материалов

1

Семейные традиции и праздники. Праздник Новый год. Изготовление сюрпризов из природных материалов и бумаги

16

Вырезание снежинок

1

Приемы вырезания снежинок. Изготовление снежинок по образцам и с внесением изменений в образцы

17

Создание новогодних открыток

1

Изготовление открыток по образцам и с внесением изменений в образцы

18

Рождество Христово

1

Посещение храма Архистратига Михаила

19

Крещение Господне

1

Посещение храма Архистратига Михаила

20

С днем рождения, Новошахтинск!

1

Посещение библиотеки им. М.А.Шолохова поселка Соколово-Кундрюченский.

Встреча с интересными людьми

21

Что ты знаешь о роде своём…

1

Составление семейного древа

22

С Днем Освобождения, Новошахтинск!

1

Беседа о героическом прошлом нашего города. Рисование «Мой город»

23

Сретение. Сороки

Беседа о весенних обрядах на Дону

24

Встреча птиц

Изготовление скворечника из подручных материалов

25

Весна. Весенние месяцы.

1

Беседа о весенних месяцах.

26

Растения весной.

1

Беседа «Что происходит с растениями весной?»

23

Жизнь животных весной.

1

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» . Рисование  птиц и животных.

24

Занятия людей весной.

1

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение воспитателем. Раскрашивание картинок. Составление рассказа.

25-26

Казачьи народные сказки «Кот и Лиса», «Казак и Лиса», «Горе-злосчастие»

2

Чтение и обсуждение казачьих сказок. Рисование сказочных героев.

27

Игры и развлечения казаков

1

Хоровод «Плетень заплетать», игра «Уточка»

28

Казачьи загадки

1

Отгадывание казачьих загадок и рисование иллюстраций к ним

29-

30

Пасха, Вербное воскресенье

2

Посещение храма Архистратига Михаила

31

32

Экскурсия «Книга - наш друг»

2

Посещение библиотеки им. М.А.Шолохова поселка Соколово-Кундрюченский.

Беседа о правилах обращения с книгой, истории появления книг. Помощь библиотеке в ремонте книг

33

Скатерть-самобранка

1

Упражнения на правила поведения за столом. Чаепитие

34

35

Чудодейственная сила растений

2

Сбор лекарственных трав

36

Что мы узнали о Донском крае в этом году?

1

Беседа и подведение итогов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (3 класс)

Тема занятия

Количество часов

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

С чего начинается Родина…

1

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного города,  историей школы.

Составление устного рассказа «Улица моего детства»

2

Школа – светлая гавань детства

1

Жизнь на Дону

3-4

Экскурсия по родному городу (поселку Соколово-Кундрюченский)

2

Познакомить с историей появления родного города, поселка Соколово-Кундрюченского, его достопримечательностями

Наблюдение за  окружающей действительностью

Природа Донского края

5-6

Природа (экскурсия)

2

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

7-8

Что за дерево такое?

2

Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида).  Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)

Игра «У кого детки с этой ветки?»

Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

9-10

Кустарники (экскурсия)

2

11-12

Травушка-муравушка

2

13

Растения и мы

1

Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Игра «Природная лечебница»

14

Краски Тихого Дона

1

Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Рисование  «Родной край»

Жизнь на Дону

15-16

Обряды на Дону
Зимние обряды

2

Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Посещение храма Архистратига Михаила. Беседа со священником

17

Рождество Христово

1

18

Крещение Господне

1

19-20

С днём рождения, родной город!
(экскурсия по родному городу)

Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями

Составление альбома о родном городе . Выставка рисунков, фотографий.

21

Мои имя, фамилия, отчество…

1

Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья».

Составление рассказа «Мой любимый семейный праздник»

22

День освобождения!
(экскурсия в краеведческий музей)

1

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле, в г.Новошахтинске.

Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

23

Масленица

1

Познакомить с традициями масленичной недели. Показать ее значение в приготовлению к Великому посту

Песни, заклички. Праздничное мероприятие

                                                                                                        Природа Донского края    

24

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

1

Расширить представления о животном мире родного края

Наблюдение за животными в природе, дома.
Посещение краеведческого музея

25

Домашняя мохнатая азбука

1

Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида)

Изготовление коллективного  панно «Домашние питомцы»

26

Мой домашний милый друг

1

Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области

Наблюдение за животными дома. Составление устного рассказа о своём домашнем животном

27

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1

Закрепить правила безопасного обращения с животными

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

28

Родные просторы (экскурсия)

1

Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.
Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»

29

Чем богаты наши недра?

Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

30

Что такое почва?

Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием

Просмотр видеофильма.

31

Почва нам и стол, и дом

Экскурсия

Казачий фольклор

32

«Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится»

1

Познакомить воспитанников с малыми жанрами фольклора жителей Дона

Рисование иллюстраций к пословицам и загадкам

33-34

«Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть»

2

Познакомить воспитанников с видами игр и развлечений казаков

Игры «Утенок», «Коршун».

Разучивание потешек.

35

«Сказка – складка да дело гутарит»

1

Продолжить знакомство с казачьими народными сказками

Чтение и пересказ казачьих сказок. Рисование иллюстраций к ним.

Обобщение знаний

36

Итоговое занятие

1

Повторение изученного материала

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (4 класс)

Тема занятия

Количество часов

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1-2

Край, в котором я живу

2

Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна.

Изготовление коллажа «Символы Ростовской области» в технике квиллинг

Природа Донского края

3-4

У природы нет плохой погоды

2

Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»
Конкурс рисунков.

5

Живая вода

1

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов

Изготовление коллажа «Вода-водица»

6-7

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края

2

Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта.

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его  проблем). Беседа о бережном использовании воды.

8

Растения и животные водоёмов

1

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

Рисование «Моя река»

        Жизнь на Дону

9-10

Тайны Донской земли

2

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону,

познакомить с историческими памятниками тех веков.

Рисование картин прошлого Дона.

Вышивание.

11-12

Донской край - казачий край

2

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.

Экскурсия в краеведческий музей

13

Первые казачьи городки

1

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок).

Конструирование макета куреня.

Оформление казачьего музея

14

Казачья семья

1

15-16

Жилище казака

1

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

17

Обряды на Дону. Зимние обряды

1

Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону

Изготовление новогодних игрушек.

Просмотр видеофильма.

Посещение храма Архистратига Михаила.

18

Рождество Христово

1

19

Крещение

1

20

С днём рождения,  родной город!
(экскурсия по родному городу)

1

Познакомить с историей появления родного города , его достопримечательностями

Составление альбома о родном городе . Выставка рисунков, фотографий.

21

Славен Дон!

1

Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

Разучивание стихов  о родном крае.

Конкурс на лучшего чтеца.

22

День Освобождения!
(экскурсия в исторический музей)

1

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

Рисунки, поделки, посвящённые Дню Освобождения Новошахтинска

23

История вещей. Одежда.

1

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок).

24

История вещей. Посуда.

1

25

Сретение. Сороки.

1

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Рисование птиц.

26

Встреча птиц

1

Дать общее представление о международном дне птиц.

Изготовление скворечника из подручных материалов

27

28

Весенние букеты. Декорирование ваз

2

Весенние праздники. История отношения человека к растениям и цветам.

Составление композиций из первоцветов и зеленых веток. Декорирование ваз природными материалами

29-30

Пасха, Вербное воскресенье.

2

Дать общее представление о весенних обрядах и православных праздниках  на Дону

Посещение храма Архистратига Михаила.

31-32

Казачьи посиделки

2

Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.

Подготовка и проведение праздничного мероприятия

33-34

Я – гражданин Ростовской области.

2

Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края

Изготовление коллективного панно «Мой край родной!»  в технике квилинг

35

Летние обряды на Дону. Троица. Спас.

1

Дать общее представление о летних обрядах на Дону.
Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть

Изготовление Семика и Семичихи из соломы. Купальская площадка: игры, забавы, потехи.

36

Итоговое занятие

1

Подведение итогов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (5 класс)

Тема занятия

Количество часов

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1-2

Донской край – мой край!

1

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

Донская природа

3

Краски Донской земли. Осень

1

Дать представление  о климате Донской земли, временах года.

Экскурсии.

Зарисовки картин различных времен года в родном краю.

4

Зима

1

5

Весна

1

6

Лето

1

7

Поверхность края. Рельеф

1

Дать представление о характере поверхности земли Донского края

Изготовление из пластилина и папье-маше рельефа своего края

8-9

Степи Ростовской области и их охрана

2

Познакомить воспитанников с видовым разнообразием растительного и животного мира

Экскурсия. Сбор природного материала

10

Водоемы Ростовской области

1

Познакомить воспитанников с реками и озерами родного края

Экскурсия на реку Кундрючья, зарисовки

11-12

Растительный и животный мир водоемов

2

Выяснить, какие растения и животные населяют водоемы Ростовской области

Просмотр видеофильма, экскурсия на реку

Ремесло

13

Введение в тему «Квиллинг». Инструменты, материалы и оборудование для занятия квиллингом

1

Познакомить с историей квиллинга, инструментами, оборудованием и материалами, с технологией выполнения квиллинга; развивать графические навыки, аккуратность, точность, эстетический вкус

Практические занятия

14

Основная техника. Формы

1

15-16

Изготовление композиции в технике квиллинга

2

Жизнь на Дону

17

Обряды на Дону. Рождество Христово

1

Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону

Изготовление новогодних игрушек, маски для колядования,  куклы -Масленички.

Посещение храма Архистратига Михаила.

18

Крещение Господне

1

19

Первые поселения на Дону

1

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.

Экскурсия в краеведческий музей

20

Тайны Донской земли

1

21-22

Дикое поле

1

Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.

Рисование картин прошлого Дона, просмотр видео- и фотоматериалов

23

Казаки-люди вольные

1

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.

Изготовление макета «Казачий городок»

24

Первые казачьи городки

1

25

Жилище казака

1

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

Рисование казачьего куреня.

Изготовление панно «Казачий курень»

Изготовление предметов быта и посуды из соленого теста

26

История вещей. Посуда

1

27-28

Казачьи семьи

1

Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей

Изготовление поделок для школьного музея

29

На казачьем кругу

1

Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Экскурсия в краеведческий музей

Рисование казачьих символов

30-31

Казачьи символы

1

32-33

Пасха, Вербное воскресенье

2

Дать общее представление о весенних обрядах и православных праздниках на Дону.

Посещение храма Архистратига Михаила

34

Троица

1

Дать общее представление о летних обрядах и православных праздниках на Дону.
Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть

Изготовление Семика и Семичихи из соломы

35-36

Спасы

1

Праздник-застолье

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (6 класс)

Тема занятия

Количество часов

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

Донской край – мой край!

1

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

Донская природа

2

Краски Донской земли

1

Дать представление  о климате Донской земли, временах года.

Экскурсии.

Зарисовки картин различных времен года в родном краю.

3

Поверхность края. Рельеф

1

Дать представление о характере поверхности земли Донского края

Изготовление из пластилина и папье-маше рельефа своего края

4

Степи Ростовской области

1

Познакомить воспитанников с видовым разнообразием растительного и животного мира

Экскурсия. Сбор природного материала

5

Водоемы Ростовской области

Познакомить воспитанников с реками и озерами родного края

Создание коллажа «Водные ресурсы моего города»

6

Растительный и животный мир водоемов

Выяснить, какие растения и животные населяют водоемы Ростовской области

Просмотр видеофильма

Ремесло

7

История тестопластики. Инструменты и приспособления. Технология приготовления солёного теста

1

Познакомить с историей тестопластики; материалами , инструментами и приспособлениями; технологией изготовления изделий; правилами ТБ и санитарно-гигиеническими требованиями при работе с тестом

Практические занятия

8

Виды тестопластики. Приёмы лепки

1

9

Технология соединения деталей между собой. Лепка изделия из солёного теста по выбранному образцу

1

10

Лепка мини-панно

1

11

Оформление изделий красками

1

12

Нанесение защитных составов. Оформление и склейка

1

Человек и природа

13

Донская земля – житница России

1

Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

14

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.

15

Казачьи посиделки

1

Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей

Праздничное мероприятие

16

Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1

Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

Жизнь на Дону

17

Обряды на Дону. Рождество Христово

1

Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону

Изготовление новогодних игрушек, маски для колядования,  куклы -Масленички.

Посещение храма Архистратига Михаила.

18

Крещение Господне

1

19-20

Экскурсия на предприятие (поселка Соколово-Кунрюченский)

2

Правила поведения во время экскурсии. Назначение предприятия. Основные профессии

Отчеты по экскурсии в виде рисунков

21

22

Тайны Донской земли

1

Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.

Рисование картин прошлого Дона

23

Казаки-люди вольные

1

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.

Изготовление макета «Казачий городок»

24

Первые казачьи городки

1

25-26

Жилище казака

1

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

Рисование казачьего куреня.

Изготовление панно «Казачий курень»

27-28

Создаем уют в доме своими руками

2

Понятие семья, семейные традиции, правила поведения в семье. Простейшая сервировка стола для чаепития.

Упражнения на правила поведения за столом и сервировку стола. Изготовление приглашений для чаепития. Коллаж «Моя семья»

29

На казачьем кругу

1

Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице

Экскурсия в краеведческий музей

30

31

Казачьи символы

2

32-33

Пасха, Вербное воскресенье

2

Дать общее представление о весенних обрядах и православных праздниках на Дону.

Посещение храма Архистратига Михаила

34

Троица

1

Дать общее представление о летних обрядах и православных праздниках на Дону.
Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть

Изготовление Семика и Семичихи из соломы

35

Ивана Купала

1

Купальская площадка: игры, забавы, потехи

36

Спасы

1

Праздник-застолье

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (7 класс)

Тема занятия

Количество часов

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

Моя родина

1

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

Просмотр видеоматериалов

2

Моя семья

1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;
— научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Создание коллажа «Моя семья»

Яркие страницы истории земли Донской

3

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.
Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

Экскурсия в музей МБОУ СОШ № 31

4

Таганрог – первый порт России

1

Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города

Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа в школьном музее.

5

Новочеркасск — столица казачьего Дона

1

Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска

Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа в школьном музее

6

За землю и за волю

1

Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.

Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа в школьном музее

Ремесло

7

История вышивки и ткачества

1

Познакомить воспитанников с историей возникновения вышивки и ткачества, с композиционным построением узоров, с преобладающими цветами, с особенностями отделки казачьей одежды.

Научить технике выполнения счётных и швов в технике «крест»;

 

выполнять свободную вышивку по рисованному контуру; воспитывать любовь к одному и самых древних видов искусства – вышивке, аккуратность и эстетический вкус.

Беседа «История вышивки и ткачества»

8

Техника выполнения счётной глади

1

Практическая работа, вышивание

9-10

Техника выполнения шва «крест»

2

11

Конструкция и декор народной одежды

1

12-13

Вышивание полотенца швом «крест»

2

14-15

Вышивание салфетки швом «крест»

2

16

Вышивание салфетки счётной гладью

1

Жизнь на Дону

17

Праздники

1

Познакомить с православной традицией и праздниками на Дону.

Беседа о жизни  казаков по закону Божьему

18

Рождество Христово

1

Посещение храма Архистратига Михаила

19

Крещение Господне

1

Посещение храма Архистратига Михаила

20

Я – гражданин Ростовской области. День рождения города Новошахтинска

1

Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.

Праздничное мероприятие

21

13 февраля - День Освобождения города Новошахтинска

1

Познакомить с историей освобождения родного города  от фашистов

Праздничное мероприятие

Ремесло

22

Аппликация из соломки. Подготовка соломки к работе

1

Познакомить с историей, технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки,  дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применении; выработать навыки выполнения аппликации, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность; сформировать и развивать у воспитаннников художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Практические занятия

23

Разбивка рисунка на фрагменты. Перевод деталей на кальку

1

24

Наклеивание соломенных полосок на обрисованные детали. Вырезка деталей

1

25

Сборка аппликации на основу.

Выбор и зарисовка эскиза для панно

1

26

Декоративное панно в технике аппликации.

1

27

Подготовка основы для фона

1

28

Наклеивание отдельных элементов композиции на фон

1

Жизнь на Дону

29

Праздники. Пасха

1

Дать представление о православной традиции и православных праздниках на Дону

Посещение храма Архистратига Михаила

30-31

Славься наш край!

1

Закрепить представления и знания  о Донском крае.

Викторина. Экскурсия по школьному музею (выставка поделок, выполненных за год ).

32

День освобождения!

1

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

Участие в празднике. Чествование участников войны.

33-34

Экскурсия на предприятие (поселка Соколово-Кунрюченский)

2

Правила поведения во время экскурсии. Назначение предприятия. Основные профессии

Отчет в виде рисунков о профессиях

35-36

Троица. Спасы

2

Дать общее представление о летних обрядах  и православных праздниках на Дону.

Посещение храма Архистратига Михаила. Беседа с православным священником

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (8 класс)

Тема занятия

Количество часов

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

Донской край – мой край!

1

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

Просмотр видеоматериалов

2

Что ты знаешь о роде своём?

1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;
— научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Создание коллажа «Моя семья»

Яркие страницы истории земли Донской

3

На казачьем Кругу

1

Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Экскурсия в краеведческий музей

4

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.
Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

5-6

Ермак Могучий

2

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

Работа в школьном музее.

Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).

7-8

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

2

Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова.

Экскурсия в краеведческий музей.

9-10

Таганрог – первый порт России

1

Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города

Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа в школьном музее.

Ремесло

11

Скручивание и плетение шнура

1

Скручивание шнура из двух прядей. Плетение шнура в три и четыре пряди. Изготовление изделий

Изготовление изделий (закладка, поясок) скручиванием и плетением в три и четыре пряди

12

Технология изготовления кисточки из ниток и игрушек на ее основе

1

Виды кисточек из ниток, их назначение (украшение швейных изделий, сувениры, игрушки). Технология выполнения кисточки и игрушек на ее основе

Изготовление кисточек из нитей по образцу

13

Создание изделий из ниток на основе кисточки

1

Приемы декоративного украшения кисточек

Создание игрушек на основе кисточки (по образцу и с внесением изменений в образец)

14

Технология изготовления помпонов из ниток

1

Виды помпонов из ниток, их назначение. Технология изготовления помпона и игрушек на его основе

Изготовление помпонов по образцу

15-16

Создание изделий из ниток на основе помпона

2

Приемы соединения помпонов изделия и их декорирование

Создание игрушек на основе кисточки

Жизнь на Дону

17

Новогодние праздники

1

Познакомить с православной традицией и праздниками на Дону.

Беседа о жизни  казаков по закону Божьему

18

Рождество Христово

1

Посещение храма Архистратига Михаила

19

Крещение Господне

1

Посещение храма Архистратига Михаила

20

Я – гражданин Ростовской области. День рождения города Новошахтинска

1

Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.

Праздничное мероприятие

21

13 февраля-День Освобождения города Новошахтинска

1

Познакомить с историей освобождения родного города  от фашистов

Праздничное мероприятие

Человек и природа

22

Дом, в котором мы живём

1

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.
Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;
-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.

23

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух»,
«Береги воду».

24

Экологические проблемы воды в родном крае.

1

25

Экологические проблемы почв родного края

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.

Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».

26

Охрана полезных ископаемых родного края.

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края», экскурсия

27

Экологическое равновесие в природе

1

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Диспут. Экскурсия в зоопарк

28

Охранять природу – значит охранять Родину

1

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;
Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.
Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект «Красная книга» Ростовской области.
Праздничное мероприятие.

Жизнь на Дону

29

Праздники. Пасха

1

Дать представление о православной традиции и православных праздниках на Дону

Посещение храма Архистратига Михаила

30-31

Славься наш край!

1

Закрепить представления и знания  о Донском крае.

Викторина. Экскурсия по школьному музею (выставка поделок, выполненных за год ).

32

День освобождения!

1

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

Участие в празднике. Чествование участников войны.

33

Троица

1

Дать общее представление о летних обрядах  и православных праздниках на Дону.
Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть

Изготовление Семика и Семичихи из соломы

34

Праздник святых апостолов Петра и Павла

1

Посещение храма Архистратига Михаила

35-36

Экскурсия на предприятие (поселка Соколово-Кунрюченский, г.Новошахтинска)

2

Познакомить с профессиями в городе, профориентация

Посещение швейной фабрики

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» (9 класс)

Тема занятия

Количество часов

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

Край, в котором я живу

1

Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна

Беседа, изготовление аппликации «Флаг России»

2

О городах и станицах родного края

Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их
архитектурой, достопримечательностями и значением

Заочная экскурсия по городам родного края

Как жили казаки

3-4

Казак-земледелец

2

Дать представление о хозяйстве казаков, видах занятий, способах обеспечения сельхозпродукцией

Проект  «Жизнь и быт казаков», изготовление поделок из соленого теста, оформление изделий красками

5-6

Казак-рыболов

2

7-8

Коптильни и приготовление копченой рыбы

2

9-10

Казак-огородник

2

11-12

Родное гнездо

2

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

Лепка мини-панно «Дом казака»

13-14

Семья казака

2

Вышивание полотенца и салфетки в технике «крест»

15-16

Детство. Юность. Старость казака

2

Дать представление о формах воспитания в казачьей семье

17

Праздники

1

Дать общее представление о зимних обрядах и православных праздниках на Дону

Беседа о казачьих обрядах и православных праздниках

18

Рождество Христово

1

Посещение храма Архистратига Михаила

19

Крещение Господне

1

20

31 января - День рождения города Новошахтинска

1

Праздничное мероприятие

21

Увеселения и забавы донских казаков

1

Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть

Игры донских казаков «Коршун», «Уточка»

22

13 февраля - День Освобождения Новошахтинска

1

Праздничное мероприятие

23-24

Сретение. Сороки

2

Дать общее представление о весенних обрядах и православных праздниках на Дону

Праздничные мероприятия

25-26

Масленица

2

27-28

Встреча птиц

2

Изготовление скворечника

29-30

Вербное воскресенье, Пасха

2

Посещение храма Архистратига Михаила

31-32

Свадебный обряд казаков

2

Рассказать о свадебном обряде, его значении для казака

Экскурсия в краеведческий музей

32

Донской народный театр

1

Познакомить с Донским казачьим театром, песней, показать их значение в жизни казака

33

Донская казачья песня

1

Разучивание и прослушивание  донских казачьих песен

34

День Победы

1

Дать общее представление о летних обрядах и православных праздниках на Дону

Праздничное мероприятие

35

Троица

1

Посещение храма Архистратига Михаила

36

Праздник святых апостолов Петра и Павла

1

VII.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект курса «Краски Донской земли»

 для учащихся

1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
2.
Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.

 4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

 5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

для учителя

 1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
3.
Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

 4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
5.
Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
2.
Алмазов Б.А.Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
3.
Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII– XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4.
Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
5. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
6.
Закруткин В.А.Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
7.
Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004. 8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. — Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
9.
Моложавенко В.Тайны донских курганов. Ростов,1967.
10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
12.
Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
13.
Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
14.
Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13.
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003. 14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.

14. Иванова Т.Г., Матяш Н.В.,Семенович Н.А.Технология. 1 класс. Методические рекомендации к проведению уроков. Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс

В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Концертно - игровая программа "Волшебный мир искусства" для детей коррекционной школы-интерната VIII вида.

Сценарий  Концертно - игровой программы "Волшебный мир искусства" для детей 1-7 классов коррекционной школы-интерната VIII вида....

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).

Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимани...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...