Факультатив по истории. 9-11 класс.
консультация по истории (9 класс)
Факультатив по истории. 9-11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_istoriya_rossii_2018-2019gg.docx | 43.75 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от « 31 » августа 2018 | Согласовано на НМС протокол № 1 от « 31 » августа 2018 | Утверждено директором приказ № _____ от « 31 » августа 2018 |
Рабочая учебная программа факультатива: история России
(наименование учебного предмета)
9 класс
(класс)
Год разработки 2018-2019 учебный год
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Программу составил:
Касатов Александр Юрьевич
(Ф.И.О. учителя)
г. Ханты-Мансийск
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по истории России составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Данная программа рассчитана на 35 часов в год. (1 час в неделю)
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе становления Древнерусского государства по начало XXI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для ос мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, географии, литературы и др.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Истории России» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Цель курса:
повышение интереса к изучению истории, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Задачи курса:
• Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса (задания олимпиадного уровня)
• Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.
• формировать интерес к предмету, мотивировать интерес через решение нестандартных заданий, проблемных ситуаций.
• Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Условия для реализации: кабинет истории и методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала, презентации.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности (работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, документов, написание эссе, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы - интернет).
Изучение История России на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. Дать представления об основных этапах и содержании истории России.
2. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
3. Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.
4. Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.
5. Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.
6. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
7. Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
- соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
- структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Формируемые Знания и умения ученика
В результате изучения истории ученик должен:
- знать основные этапы и ключевые события истории России и мира и выдающихся деятелей истории;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; - уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Календарно - тематическое планирование
(35 ч.)
№ | Наименование тем курса | Наглядные пособия и технические средства | Дата проведе- ния |
1 | Древняя Русь. Решение тестов. | Карта «Древняя Русь», иллюстрации. Раздаточный материал. | |
2 | Русь и Византия. | Карта «Древняя Русь», иллюстрации. Раздаточный материал. | |
3 | Принятие христианства на Руси. | Иллюстрации. | |
4 | Феодальная раздробленность. Вторжение с Востока и Запада. Решение тестов.. | Атлас и контурная карта. | |
5 | Феодальная раздробленность. Вторжение с Востока и Запада. Решение тестов. | Атлас и контурная карта. | |
6 | Средневековая Европа. | Атлас и контурная карта. | |
7 | Сословия России. Решение тестов части 2. | Схема «Сословия России», иллюстрации. Раздаточный материал. | |
8 | Церковь и культура. | Раздаточный материал. Иллюстрации. | |
9 | Решение олимпиадных заданий. | Раздаточный материал. Иллюстрации. | |
10 | Образование централизованного государства. | Раздаточный материал. Иллюстрации. | |
11 | Иван IV Грозный. Опричнина. Решение тестов. | Раздаточный материал. Карта. | |
12 | Смута. Решение тестов. | Раздаточный материал. Карта. | |
13 | Становление самодержавия Романовых. Бунташный век. | Раздаточный материал. Иллюстрации. Атлас и контурная карта. | |
14 | Русская культура. | Раздаточный материал. Иллюстрации. | |
15 | Европа в новое время. | Иллюстрации. Карта. | |
16 | Работа с персоналиями. Решение тестов. | Раздаточный материал. Иллюстрации. | |
17 | Эпоха Петра Великого. | Раздаточный материал. Атлас и контурная карта. | |
18 | Дворцовые перевороты. Решение тестов. | Иллюстрации. | |
19 | Екатерина II Великая. Решение тестов. | Раздаточный материал. Атлас и контурная карта. | |
20 | Российское государство в первой половине XIX века. | Раздаточный материал. | |
21 | Реформы 1860-1870-х гг. Решение тестов. | Раздаточный материал. | |
22 | Общественное движение в XIX веке. | Иллюстрации. Раздаточный материал. | |
23 | Российская империя на рубеже XIX-XX веков. Решение тестов. | Раздаточный материал. Атлас и контурная карта. | |
24 | Великая война и революции. | Иллюстрации. Раздаточный материал. Карта. | |
25 | Гражданская война и образование СССР. Решение тестов. | Раздаточный материал. Атлас и контурная карта. | |
26 | Индустриализация. Коллективизация. | Статистические данные, иллюстрации. | |
27 | Великая Отечественная война. Тесты. | Статистические данные, иллюстрации. Раздаточный материал. | |
28 | «Холодная война». Решение тестов. | Статистические данные, иллюстрации. Раздаточный материал. | |
29 | Сталинизм и его последствия. Решение тестов. | Статистические данные, иллюстрации. Раздаточный материал. Презентации. | |
30 | Хрущёвское десятилетие. Решение тестов. | Статистические данные, иллюстрации. Раздаточный материал. | |
31 | Период «застоя». Решение тестов. | Статистические данные, иллюстрации. Раздаточный материал. | |
32 | Перестройка, М.С. Горбачёв. Решение тестов. | Статистические данные, иллюстрации. Раздаточный материал. Презентации. | |
33 | Реформы 90-х г.г. 20в. | Статистические данные, иллюстрации. Раздаточный материал. Презентации. | |
34 | Россия в XXI веке. Решение тестов. | Статистические данные, иллюстрации. Раздаточный материал. Презентации. | |
35 | Работа с понятиями. Работа с персоналиями. Решение тестов. | Иллюстрации. Раздаточный материал. Презентации. |
Перечень учебно-методического
обеспечения.
Методические и учебные пособия:
- Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. Лоскутова М.В. Устная история: Методические рекомендации по проведению исследования. - СПб.
- И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.
- Тесты по истории: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. - М.: ИКЦ «МарТ»,
- История в таблицах и схемах: 10-11 класс. -М.: Астрель,2009-09-03
Оборудование:
- Таблицы
- Схемы
- Презентации
- Иллюстрации
Дидактический материал:
- Раздаточный материал
- Тесты
- Фрагменты источников
- Статистические данные
- Диаграммы
- Анкеты и опросники
Литература:
Нормативные документы:
- Конституция РФ
- Закон «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
- Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов. – М., 1995-2003 гг.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М.:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по истории.
- Примерные программы по истории на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования
Учебно-методическая литература.
- Н. Бурин. Новейшая история 9 класс. М. «Просвещение» 2008 г.
- А. Данилов, А. Косулина. История России 20 в. 9 класс.
- А. Данилов, Л. Косулина. История России 20 в. в таблицах
- Учебник Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2012.
- Всеобщая история Новое время. 8 класс. Виртуальные уроки. "Кордис и Медиа", 2004
- Энциклопедия истории России 862-1917гг. Интерактивный мир, 2001
- Контурные карты «История России», - М.: Из-во ФГУП ПКО «Картография», 2009
- История России 20 в. Компьютерный учебник.
- История России 20 в. Документы и материалы. М., «Дрофа», 1999 г.
- ЕГЭ. КИМы. История 2002-2014г.г. М. «Просвещение» 2002-2013г.г.
- А, Колосков История России 20 в. 11 класс. Дидактические материалы. М. «Дрофа» 2005 г.
- Отечественная история 20-начала 21 века. 11 класс. Документы и справочные материалы. М. «Просвещение» 2005 г.
- Л. Алексашкина. Мир в 20 веке. 9-11 класс. Дополнительные материалы и практикум. М. «Дрофа» 2006 г.
- В. Дмитренко. История России 20 век. 11 класс. М. «Дрофа» 1997 г.
- В. Островский, А. Уткин. История России 20 век. 11 класс. М. «Дрофа» 1997 г.
- А. Кредер. Новейшая история. 9 класс. М. «Просвещение» 2002 г.
- И. Липсиц. Экономика. Базовый курс. 10-11 класс. М. «Вита» 2004 г.
- Рабочая программа составлена к учебникам:
- Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. История России, конец ХVII – ХIХ век. 10 кл.: Учебник для общеобр. учреждений (профильный уровень) / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: «Просвещение», 2010.
- Россия и мир. ХХ век. 11 кл.: учеб. для общеобр. учреждений/ О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин. Москва, «Дрофа», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по биологии в 11 классе "Молекулярные основы жизнедеятельности клетки"
Некоторые вопросы цитологии и генетики в курсе общей биологии...
Факультатив "Физика для всех" 7 класс
Программа факультативного курса «Физика для всех» сделана на основании элективных курсов С.В.Фесенко предназначена для формирования и развития профильной компетентности учащихся 7 класса. ...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 6 класса.
1. Пояснительная запискаЦель курса:Развитие творческих способностей , логического мышления ,углубление знаний ,полученных на уроке , и расширение общего кругозора ребенка в процессе ...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 8 класса.
Пояснительная запискаПрограмма курса составлена на основе Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 10 класса.
Программа составлена на основе Программы.Математика.5-6 классы. Алгебра . 7-9 классы .Алгебра и начала математического анализа . 10-11 классы./авт. - сост .И .И. Зубарева ,А .Г .Морд...
факультатив по математике для 7 класса "Занимательные задачи"
Включает пояснительную записку, учебно-тематический и календарный план. В содержание программы входит тема, методы обучения и форма контроля.Приведён список использованной литературы....
Факультатив по русскому языку 8 класс
Законы русской орфографии...