Факультатив по истории. 9-11 класс.
консультация по истории (9 класс)

Касатов Александр Юрьевич

Факультатив по истории. 9-11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_istoriya_rossii_2018-2019gg.docx43.75 КБ

Предварительный просмотр:

.

Рассмотрено

 на заседании МО

протокол № 1

от « 31 » августа 2018

Согласовано

 на НМС

протокол № 1

от « 31 » августа 2018

Утверждено

директором

приказ № _____

от « 31 » августа 2018

Рабочая учебная программа факультатива:   история России 

(наименование учебного предмета)

                                               

                                                    9 класс  

                                                                (класс)

Год разработки  2018-2019  учебный год

Срок реализации программы     2018-2019  учебный год

 

Программу составил:  

Касатов Александр Юрьевич

             (Ф.И.О. учителя)

                                   

г. Ханты-Мансийск

 2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

            Программа по истории России составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Данная программа рассчитана на 35 часов в год. (1 час в неделю)

         Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  

         В цели курса входят:  освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе становления Древнерусского государства по начало XXI  века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.   Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

         Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.

          Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для ос мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. 

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. 

        Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, географии, литературы и др.

       

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Истории России» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.

 

         

Цель курса:

повышение интереса к изучению истории, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.

Задачи курса:

•    Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса (задания олимпиадного уровня)

•    Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.

•    формировать интерес к предмету, мотивировать интерес через решение нестандартных заданий, проблемных ситуаций.

•    Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Условия для реализации: кабинет истории и методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала, презентации.

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности (работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, документов, написание эссе, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы - интернет).

Изучение История России на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. Дать представления об основных этапах и содержании истории России.

2. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории,  что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

3. Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.

4. Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.

5. Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

6. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в  России в последнее десятилетие.

7.  Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  • соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
  • структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

•        формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Формируемые Знания и умения ученика

В результате изучения истории ученик должен:

  • знать основные этапы и ключевые события истории России и мира и выдающихся деятелей истории;
  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать изученные виды исторических источников;
  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Календарно - тематическое планирование

(35 ч.)

Наименование тем курса

Наглядные пособия и технические средства

Дата

проведе-

ния

1

Древняя Русь.

Решение тестов.

Карта «Древняя Русь», иллюстрации.

Раздаточный материал.

2

Русь и Византия.

Карта «Древняя Русь», иллюстрации.

Раздаточный материал.

3

Принятие христианства на Руси.

Иллюстрации.

4

Феодальная раздробленность.

Вторжение с Востока и Запада.

Решение тестов..

Атлас и контурная карта.

5

Феодальная раздробленность.

Вторжение с Востока и Запада.

Решение тестов.

Атлас и контурная карта.

6

Средневековая Европа.

Атлас и контурная карта.

7

Сословия России.

Решение тестов части 2.

Схема «Сословия России», иллюстрации. Раздаточный материал.

8

Церковь и культура.

Раздаточный материал. Иллюстрации.

9

Решение олимпиадных  заданий.

Раздаточный материал. Иллюстрации.

10

Образование централизованного государства.

Раздаточный материал. Иллюстрации.

11

Иван IV Грозный. Опричнина.

Решение тестов.

Раздаточный материал. Карта.

12

Смута.

Решение тестов.

Раздаточный материал. Карта.

13

Становление самодержавия Романовых. Бунташный век.

Раздаточный материал. Иллюстрации. Атлас и контурная карта.

14

Русская культура.

Раздаточный материал. Иллюстрации.

15

Европа в новое время.

Иллюстрации. Карта.

16

Работа с персоналиями.

Решение тестов.

Раздаточный материал.

Иллюстрации.

17

Эпоха Петра Великого.

Раздаточный материал.

Атлас и контурная карта.

18

Дворцовые перевороты.

Решение тестов.

Иллюстрации.

19

Екатерина II Великая.

Решение тестов.

Раздаточный материал.

Атлас и контурная карта.

20

Российское государство в первой половине XIX века.

Раздаточный материал.

21

Реформы 1860-1870-х гг.

Решение тестов.

Раздаточный материал.

22

Общественное движение в XIX веке.

Иллюстрации. Раздаточный материал.

23

Российская империя на рубеже XIX-XX веков.

Решение тестов.

Раздаточный материал.

Атлас и контурная карта.

24

Великая война и революции.

Иллюстрации. Раздаточный материал.

Карта.

25

Гражданская война и образование СССР. Решение тестов.

Раздаточный материал.

Атлас и контурная карта.

26

Индустриализация. Коллективизация.

Статистические данные, иллюстрации.

27

Великая Отечественная война.

Тесты.

Статистические данные, иллюстрации.

Раздаточный материал.

28

«Холодная война».

Решение тестов.

Статистические данные, иллюстрации.

Раздаточный материал.

29

Сталинизм и его последствия.

Решение тестов.

Статистические данные, иллюстрации.

Раздаточный материал. Презентации.

30

Хрущёвское десятилетие.

Решение тестов.

Статистические данные, иллюстрации.

Раздаточный материал.

31

Период  «застоя».

Решение тестов.

Статистические данные, иллюстрации.

Раздаточный материал.

32

Перестройка, М.С. Горбачёв.

Решение тестов.

Статистические данные, иллюстрации.

Раздаточный материал. Презентации.

33

Реформы 90-х г.г. 20в.

Статистические данные, иллюстрации.

Раздаточный материал. Презентации.

34

Россия в XXI веке.

Решение тестов.

Статистические данные, иллюстрации.

Раздаточный материал. Презентации.

35

Работа с понятиями.

Работа с персоналиями.

Решение тестов.

Иллюстрации. Раздаточный материал. Презентации.

Перечень учебно-методического

обеспечения.

Методические и учебные пособия:

  • Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. Лоскутова М.В. Устная история: Методические рекомендации по проведению исследования. - СПб.
  • И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.
  • Тесты по истории: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. - М.: ИКЦ «МарТ»,
  • История в таблицах и схемах: 10-11 класс. -М.: Астрель,2009-09-03

Оборудование:

  • Таблицы
  • Схемы
  • Презентации
  • Иллюстрации

Дидактический материал:

  • Раздаточный материал
  • Тесты
  • Фрагменты источников
  • Статистические данные
  • Диаграммы
  • Анкеты и опросники

Литература:

   

 Нормативные документы:

  1. Конституция РФ
  2. Закон «Об образовании»
  3. Конвенция о правах ребенка
  4. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
  6. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов. – М., 1995-2003 гг.
  7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М.:
  8. Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по истории.
  9. Примерные программы по истории на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования

Учебно-методическая литература.

  1. Н. Бурин. Новейшая история 9 класс. М. «Просвещение» 2008 г.
  2. А. Данилов, А. Косулина. История России 20 в. 9 класс.
  3. А. Данилов, Л. Косулина. История России 20 в. в таблицах
  4. Учебник Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  - М.: Просвещение, 2012.
  5. Всеобщая история Новое время. 8 класс. Виртуальные уроки. "Кордис и Медиа", 2004
  6. Энциклопедия истории России 862-1917гг. Интерактивный мир, 2001
  7. Контурные карты «История России», - М.: Из-во ФГУП ПКО «Картография», 2009
  8. История России 20 в. Компьютерный учебник.
  9. История России 20 в. Документы и материалы. М., «Дрофа», 1999 г.
  10. ЕГЭ. КИМы. История 2002-2014г.г. М. «Просвещение» 2002-2013г.г.
  11. А, Колосков История России 20 в. 11 класс. Дидактические материалы. М. «Дрофа» 2005 г.
  12. Отечественная история 20-начала 21 века. 11 класс. Документы и справочные материалы. М. «Просвещение» 2005 г.
  13. Л. Алексашкина. Мир в 20 веке. 9-11 класс. Дополнительные материалы и практикум. М. «Дрофа» 2006 г.
  14. В. Дмитренко. История России 20 век. 11 класс. М. «Дрофа» 1997 г.
  15. В. Островский, А. Уткин. История России 20 век. 11 класс. М. «Дрофа» 1997 г.
  16. А. Кредер. Новейшая история. 9 класс. М. «Просвещение» 2002 г.
  17. И. Липсиц. Экономика. Базовый курс. 10-11 класс. М. «Вита» 2004 г.
  18. Рабочая программа составлена к учебникам:
  19. Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. История России, конец ХVII – ХIХ век. 10 кл.: Учебник для общеобр. учреждений (профильный уровень) / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: «Просвещение», 2010.
  20. Россия и мир. ХХ век. 11 кл.: учеб. для общеобр. учреждений/ О. В. Волобуев,  В. А. Клоков,  М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин. Москва, «Дрофа», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по биологии в 11 классе "Молекулярные основы жизнедеятельности клетки"

Некоторые вопросы   цитологии и генетики  в курсе общей биологии...

Факультатив "Физика для всех" 7 класс

Программа факультативного курса  «Физика для всех» сделана на основании элективных курсов С.В.Фесенко  предназначена для формирования и развития профильной компетентности учащихся 7 класса. ...

"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 6 класса.

1. Пояснительная запискаЦель курса:Развитие творческих способностей , логического мышления ,углубление знаний ,полученных на уроке , и расширение общего кругозора  ребенка в процессе  ...

"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 8 класса.

Пояснительная  запискаПрограмма  курса  составлена  на  основе Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра  и начала  математического...

"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 10 класса.

Программа составлена на основе  Программы.Математика.5-6 классы. Алгебра . 7-9 классы .Алгебра и начала  математического анализа . 10-11 классы./авт. - сост .И .И. Зубарева ,А .Г .Морд...

факультатив по математике для 7 класса "Занимательные задачи"

Включает пояснительную записку, учебно-тематический и календарный план. В содержание программы входит  тема, методы обучения и форма контроля.Приведён список использованной литературы....

Факультатив по русскому языку 8 класс

Законы русской орфографии...