Факультатив по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРГЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано» Директор МБОУ «Тургеневская СОШ » _____________ /Б.В.Лобач/ Приказ № ___ от «__»____2014г. |
Законы русской орфографии
Составил: Самсонова В.Б.,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса "Законы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В основе курса использованы «Правила русской орфографии и пунктуации»
( Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.)
Источник: http://www.rusyaz.ru/pr/
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
Курс "Законы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
эвристическая беседа;
исследование;
проблемно-поисковые задания;
наблюдение;
лингвистические игры;
индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи.
Дата | Тема | |
сентябрь | 2ч 1ч 1ч | Правописание гласных I. Гласные после шипящих и ц (№1-2) II. Гласные ы и и после приставок (№3) III. Буква э IV. Буква ё V. Общие правила правописания неударяемых гласных (№4) |
октябрь | 2ч 1ч 1ч | VI. Неударяемые гласные в корнях слов (№5-6) VII. Неударяемые гласные в приставках (№7) VIII. Неударяемые гласные в суффиксах (№8-10) |
ноябрь | 2ч 1ч 1ч | VIII. Неударяемые гласные в суффиксах (№8-10) IX. Неударяемые соединительные гласные (№11) X. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях (№12) |
декабрь | 1ч 1ч 1ч 1ч | XI. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях (№13) XII. Неударяемые конечные гласные в наречиях и предлогах (№14) XIII. Неударяемые частицы не и ни (№15) Резервный урок (№16) |
январь | 2ч 1ч | Правописание согласных I. Общие правила (№17-18) II. Двойные согласные (№19) |
Дата | Тема | |
февраль | 1ч 1ч 1ч 1ч | Буквы ъ и ь (№20) Написания слитные и через дефис (чёрточку) I. Общие правила (№21) II. Имена существительные (№22) III. Имена прилагательные (№23) |
март | 1ч 1ч 1ч | III. Имена прилагательные (№24) IV. Имена числительные (№25) V. Наречия (№26) |
апрель | 1ч 2ч 1ч | V. Наречия (№27) VI. Предлоги, союзы, частицы, междометия (№28-29) VII. Правописание не и ни (№30) |
май | 1ч 1ч 1ч 1ч | → Прописные буквы (№31) → Буквенные аббревиатуры, сложносокращённые слова и графические сокращения (№32) → Правила переносов (№33) Резервный урок (№34) |
Список используемой литературы
- Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
- Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
- Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
- Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах , 1989. № 5.
- Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
- Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
- Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
- Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
- Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
- Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
- Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах . 1989. №11.
- Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
- Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
- Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
- Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
- Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
- Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
- Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по русскому языку в 9 классе
факультатив по русскому языку в 9 классе...
Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс
Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....
Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса
Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...
Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса
Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...
факультатив по русскому языку для 8 класса
Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....
Факультатив по русскому языку 7 класс
Факультатив по русскому языку 7 класс...
Факультатив по русскому языку "Занимательно о русском языке"
Программа факультативного курса...