Рабочая программа по курсу истории История России XVI – XVII века 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа по курсу «История России» для 7-го класса к предметной линии учебников издательства «Русское слово» обеспечивает изучение курса отечественной истории в XVI – XVII веках. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт и Примерной основной образовательной программы основного общего образования[1].
[1] Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2015. См. на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_istorii_istoriya_rossii_xvi.docx | 100.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу истории История России XVI – XVII века
(с учётом ФГОС)
Класс | 7 |
Количество часов в год | 70 |
Количество часов в неделю | 2 |
УМК 1. Учебник
| Е.В. Пчелов, П.В. Лукин История России XVI – XVII века /Под редакцией академика профессора, доктора исторических наук Ю.А. Петрова. «Русское слово». 2016. – 221 с. |
Программа | Программа. «История России: традиции и инновации». Учебно-методические рекомендации. М.: Русское слово. 2016. 77 с. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История России» для 7-го класса к предметной линии учебников издательства «Русское слово» обеспечивает изучение курса отечественной истории в XVI – XVII веках. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт и Примерной основной образовательной программы основного общего образования[1].
1. Место и роль исторических знаний в образовании обучающихся обусловлены её познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности школьника. Выстраивая картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей предмет «История» объективно служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании.
Роль школьных курсов истории в подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают учащимся познать мир, осознать своё место в нём. История служит мостом между прошлым и современностью, она способствует восприятию основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, и в то же время знание исторического пути других народов даёт учащимся широкие возможности познания иной культурной среды.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Цель изучения курса «История России» в 7-ом классе заключается:
- в освоении школьниками базовых знаний о важнейших событиях и явлениях истории России с начала XVI по XVII век – от великого княжества к царству;
- в овладении элементарными методами исторического познания;
- в формировании ценностных ориентаций в ходе ознакомления с внутренним миром людей Нового времени, культурными достижениями и религиозными системами.
Курс направлен на создание системы гуманитарного поиска, способствующего становлению основ исторического мышления учащихся, комплексного развития познавательной, эмоционально-ценностной, деятельностной сторон личности школьника с учётом их возрастных и познавательных возможностей.
Задачи курса:
- овладение основными знаниями об историческом пути России в XVI-XVII вв., судьбах населяющих её народов как части всемирно-исторического процесса, значения наследия данного периода для современного общества;
- сопоставление развития России и других стран в период Нового времени, выявление общих черт и особенностей; понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
- раскрытие характерных существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя России и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в Новое время, религиозных воззрений, представлений человека о мире;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей эпохи Нового времени, определение их роли в истории и культуре;
- формирование способности творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты, события на основе работы с разными видами исторических источников;
- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
- воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
- понимание культурного многообразия народов, населяющих Россию в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Эти знания и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающиеся в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Программа предусматривает изучение в 7-ом классе курса истории российского общества и государства, начиная с завершения объединения русских земель при Василии III и заканчивая правлением Федора Алексеевича и событиями 1682 г.
Структурно курс делится на три тематических раздела:
- Создание Московского царства.
- Смутное время.
- Россия при первых Романовых.
В программе реализуются следующие методологические подходы:
- многоуровневое представление истории;
- многоаспектный (многофакторный) характер истории;
- человек в истории;
- историко-культурологический подход; пространство диалога.
Многоуровневое представление истории России в 7-ом классе заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Ещё одним важным моментом является обращение к материалу по региональной истории, богатому наглядной и яркой информацией, вызывающей большой интерес и имеющий личностную значимость для обучающихся. Речь идёт о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Изучение региональной истории в контексте истории России способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и этнонациональной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма. Региональная тематика нашла отражение в поурочном тематическом планировании.
Многоаспектный характер истории предполагает признание наличия нескольких факторов исторического развития: природно-климатического, политического, экономического, религиозного и т.п. С учётом этих факторов следует рассматривать ключевые явления и процессы российской истории.
Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историко-антропологического подхода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого Линия «человека в истории» в курсе отечественной истории раскрывает условия жизни и быта, традиции и ценности российского общества, отношение наших предков к миру природы и соседним народам, к социальным, религиозным и политическим институтам России, к способам самовыражения и реализации творческих способностей личности в разных исторических условиях.
Изучение культуры и культурного взаимодействия между народами нашей страны в Новое время дает представление о нравственных корнях и основах российского общества, знакомит школьников с культурными достижениями и традициями народов, входивших в состав Российского государства в XVI – XVII вв. Образы культуры, характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народов способствует формированию у обучающихся гражданской идентичности и умению вести межкультурный диалог, что особенно актуально в современной школе. Также историко-культурологический подход предполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения к памятникам истории и культуры нашей страны.
3. Место курса «История России» в учебном плане.
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 40 аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы. Тематическое планирование носит рекомендательный характер. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для данной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов.
Планируемые результаты освоения курса.
Методологической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
К важнейшим личностным результатам изучения курса «История России» в 7-ом классе можно отнести:
- развитие мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внутренние мотивы;
- развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности;
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период XVI – XVII вв.), осознание обучающимися своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, самоидентификации с национальной, этнической и конфессиональной социальной общностью;
- воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания и мира между людьми и народами;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи Нового времени в России и всеобщей истории;
- приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны;
- соотнесение своих взглядов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
- изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями).
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
- осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с дополнительной информацией, обрабатывать её в соответствии с темой, учебно-познавательной задачей и (или) проектной задачей; представлять результаты своей работы в различных формах (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ: таблицы, рассказа, плана, сочинения, проекта;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя и самостоятельно), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством учителя;
- решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приёмы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры России в Новое время, её связи с настоящим;
- выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, формулировать и высказывать публично собственное мнение, позицию по «открытым» проблемам прошлого, вести продуктивный диалог;
- планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, в том числе индивидуально, в группах с одноклассниками, в парах и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- обсуждать и оценивать собственные достижения, а также достижения других обучающихся (под руководством учителя).
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Планируемые предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, характеризующих качество, «уровень» овладения учащимися 7-го класса содержанием учебного предмета.
Научится:
Знание хронологии, работа с хронологией:
- применять основные хронологические понятия (век, его четверть, треть), соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, оперировать историческими датами;
- датировать важнейшие события и процессы истории России XVI – XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
Знание исторических фактов, работа с фактами:
- давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, участники, причины, характер событий и процессов, результаты);
- группировать (классифицировать) факты по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства и др.), делать обобщающие и оценочные выводы.
Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение и стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- анализировать и обобщать на элементарном уровне данные исторической карты, дополняя и конкретизируя ими информацию из учебника и других источников;
- проводить сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; выработке критического отношения к документу путём сопоставления сведений из разных источников; выполнять комплексные задания по тексту учебника, документам, иллюстрации.
Описание (реконструкция):
- на основе текста и иллюстраций учебника, информационных образовательных ресурсов, дополнительной литературы и т.д. составлять описание образа жизни различных групп населения в России; важнейших памятников материальной и художественной культуры, выражать свое отношение к ним;
- рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
- составлять различные таблицы (хронологические, генеалогические, синхронистические) и работать с ними.
Анализ, объяснение:
- раскрывать характерные существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVI – XVII вв.; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVI – XVII вв.;
- объяснять значение ключевых понятий и терминов, относящихся к данному периоду отечественной истории;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории данного времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- представлять характеристику деятелей отечественной истории;
- сопоставлять развитие России и других стран в XVI – XVII вв., определять общие черты и особенности.
Работа с версиями, оценками:
- давать оценку историческим событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.
Получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- сравнивать свидетельства различных исторических источников (определение достоверности и принадлежности источника, позиции автора и т.д.), т.е. используя элементарные умения источниковедческого анализа;
- образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества; описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в форме рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
- самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
Реализация учебной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, музыкой, обществознанием.
6.Содержание курса «История России XVI – XVII века».
XVI – XVII столетия занимают особое место в истории России. В этот период окончательно сложилось единое Российское государство, территория которого существенно расширилась после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Урала и Сибири. Его границы достигли берегов Тихого океана, и, таким образом, в основном сложилось нынешнее географическое пространство нашей страны. К этому времени завершилось преодоление последствий политической раздробленности и зависимости от Орды, постепенно происходило укрепление государственности, приобретающей черты самодержавия и абсолютной монархии, формировалась и развивалась система центрального и местного управления. Российское государство складывалось как многонациональная держава, где приобретали опыт мирного сосуществования различные в цивилизационном и религиозном плане народы.
Наряду с оформлением крепостного права появились новые тенденции в экономике, росла внутренняя и внешняя торговля. Развивалась русская культура. После разрыва обусловленного ордынским владычеством, постепенно укреплялись политические, экономические, культурные контакты со странами Европы, позволившие создать необходимые предпосылки для последующей модернизации страны в Петровскую эпоху.
В первой трети XVI в., с присоединением Псковской, Смоленской и Рязанской земель, завершилось формирование единого Российского государства. Россия двигалась в общем русле исторического развития с рядом европейских стран, в частности с Англией, Францией и Испанией, где на рубеже XV – XVI вв. также завершился процесс формирования единых национальных государств, пришедших на смену периоду раздробленности.
Противоречивость этой эпохи нашла своё отражение в годы правления первого российского царя – Ивана IV Грозного, когда царская власть приобрела ярко выраженный деспотический характер. Опричный террор и разорение, в конечном счете, способствовали кризису Смутного времени, поставившему под угрозу само существование русской государственности. Централизация проявилась в создании системы органов центрального управления – приказов. Однако самодержавие сосуществовало с сословно-представительными учреждениями – периодически созываемыми с середины XVI столетия Земскими соборами и выборными земскими властями на местах. Схожие процессы, связанные с параллельным развитием абсолютистских тенденций и ростом политического значения органов сословного представительства, протекали в XVI – XVII вв. во Франции, Англии и Испании.
Сложность решения внутриполитических задач усугублялась трудной геополитической ситуацией, в которой существовало в XVI в. Российское государство. Добившись заметных успехов на восточном направлении (присоединение Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири), Россия долгое время не могла добиться существенных успехов на Западе, где ей пришлось столкнуться с могущественными в военно-политическом отношении соседями.
Затяжная и неудачная Ливонская война стала одной из причин острого социально-экономического кризиса в конце XVI в. Ситуация была осложнена пресечением в 1598 г. царской династии Рюриковичей. Политическая линия, проводимая царем Борисом Годуновым, смогла лишь на время снять остроту социально-политических противоречий в стране.
Борьба за власть между боярскими семействами на фоне обострения социально-политической ситуации (голод 1601 – 1603 гг.), а также вмешательство сопредельных государств (в первую очередь Речи Посполитой) во внутренние дела России способствовали вступлению страны в длительный период политической нестабильности, внутренних междоусобиц и войн, получившей название «Смутное время» (1604 – 1618 гг.).
Череда самозванцев, иноземные войска, занимавшие российские города (вплоть до столицы), мощные выступления против правительства, сепаратистские движения на окраинах государства поставили Россию перед реальной угрозой полной потери национальной независимости. Лишь инициатива, проявленная ведущими сословными группами, и консолидация общества, получившие наиболее яркое выражение в деятельности народных ополчений и «Совета всея земли», возглавленного князем Д.М. Пожарским и К. Мининым, позволили отстоять независимость государства.
Страна и народ заплатили высокую цену за потрясения начала века: экономическое разорение, огромные людские потери, утрата земель на западном рубеже, в том числе выхода к Балтийскому морю. Переломом в Смутном времени стало избрание Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Романова, ставшего основателем новой династии, правившей в России до 1917 г.
В годы правления первых монархов из рода Романовых происходило формирование новых политических институтов и укрепление центральной власти. Одновременно первая половина XVII в. стала периодом расцвета Земских соборов, которые царская власть созывала для решения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики. По мере укрепления монархической власти, усиления позиций приказной системы в столице и воеводской власти на местах земское самоуправление в уездах и Земские соборы в столице стали утрачивать былое значение.
XVII в. стал временем небывалого до той поры расширения территории страны на восток (за счет сибирских земель), включения в состав Российского государства земель Левобережной Украины, отвоеванной у Речи Посполитой. Восстановить утраченные в Смутное время позиции на побережье Балтийского моря, захваченного Швецией, Россия в XVII в. так и смогла, оставаясь отрезанной от океанских торговых путей, что тормозило социально-экономическое развитие страны.
Получила продолжение зародившаяся в XVI в. тенденция к полному закрепощению крестьян, завершенная принятием в 1649 г. Соборного уложения (ставшего почти на два столетия основой российского законодательства). Пути социального развития России в этом смысле в определенной степени совпадали с процессами, имевшими место в других странах Восточной и Центральной Европы (германские земли, Речь Посполитая), где в это время происходило укрепление крепостнических порядков.
XVII в. стал также временем постепенного экономического подъема Российского государства: были преодолены тяжелые последствия Смутного времени, развивались ремесло и промыслы, появились первые мануфактуры, росла внутренняя и внешняя торговля. Новые веяния стали более заметными и в культурной жизни страны: к их числу можно отнести появление парсуной живописи, развитие книгопечатания, сатирической литературы и усиление светских мотивов в искусстве XVII столетия.
Вместе с тем восстания середины – второй половины XVII в. дали современникам основания называть свою эпоху «бунташным веком». Серьезным потрясением и тяжелейшей трагедией для страны стал раскол в Русской православной церкви, произошедший в связи с церковной реформой патриарха Никона и несогласием с ней части священства и мирян.
К концу XVII в. наметившееся военно-техническое отставание от передовых стран Европы делало необходимой модернизацию экономики и политических структур Российского государства[2].
7. Тематическое планирование курса
№ урока | Наименование раздела, главы, темы, урока | Количество часов |
1. | Введение. | 1 час |
Раздел I. Создание Московского царства | 10 часов | |
2. | Завершение объединения русских земель | 1 час |
3. | Общественный строй и новая идеология Московского государства | 1 час |
4. | Иван Грозный – первый русский царь | 1 час |
5. | Внешняя политика Ивана IV: присоединение Казанского и Астраханского ханств, начало освоения Сибири | 1 час |
6. | Внешняя политика Ивана IV: Ливонская война | 1 час |
7. | Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей | 1 час |
8. | Русская православная церковь в XVI в. | 1 час |
9 | Русская письменность, книжность и литература XVI в. | 1 час |
10 | Искусство, наука и техника в XVI в. | 2 часа |
11. | Обобщение по разделу «Создание Московского царства» | 1 час |
Раздел II Смутное время | 7 часов | |
12. | В преддверии Смуты | 1 час |
13. | Лжедмитрий I | 1 час |
14. | Правление Василия Шуйского | 1 час |
15. | Лжедмитрий II | 1 час |
16. | Междуцарствие (1610-1613) | |
17. | Второе ополчение и освобождение Москвы | 1 час |
18. | Обобщение по теме «Смутное время» | 1 час |
Раздел III Россия при первых Романовых | 15 часов | |
19. | Правление Михаила Федоровича (1613-1645) | 1 час |
20. | Правление Алексея Михайловича (1645-1676) | 1 час |
21. | Россия в XVII в. | 2 часа |
22. | Русская деревня в XVII в. | 1 час |
23. | Присоединение Украины к России | 1 час |
24. | Раскол в Русской православной церкви | 1 час |
25. | Раскол в Русской православной церкви: никониане и старообрядцы | 1 час |
26. | Народные волнения 1660-1670-е гг. | 1 час |
27. | Наследники Алексея Михайловича | 1 час |
28. | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. | 1 час |
29. | Просвещение, литература и театр в XVII в. | 1 час |
30-31. | Искусство в XVII в. | 1 час |
32. | Жизнь и быт различных сословий | 2 часа |
33. | Обобщение по теме «Россия при первых Романовых» | 1 час |
34. | Обобщение по курсу «История России в XVI –XVII вв.» | 1 час |
35-40. | Резерв (История Бурятии в изучаемый период) | 1 час |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ уро- ка | Наименование темы, урока | Кол-во час. | Дидактические элементы содержания знания | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | |||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||
Введение – 1 час. | |||||||||||
1 | Введение. Россия в XVI-XVII вв. | 1. | Место и значение периода XVI – конца XVII в. в истории России. Общие закономерности становления и развития многонационального Российского государства. Источники по российской истории. Внутрикурсовые связи: история Нового времени; источники изучения истории Нового времени. | Осознание поступательного характера развития человеческого общества. Понимание важности исторических исследований для жизни человека и общества. Формирование познавательного интереса к истории России. | Познавательные УУД: - пользоваться оглавлением, аппаратом ориентировки учебника; - под руководством учителя выделять в тексте учебника ведущие идеи, факты обязательные для освоения. Регулятивные УУД: - формирование основ саморегуляции учебного труда. Коммуникативные УУД: - уметь слушать, вступать в диалог с целью обсуждения вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Определять хронологические рамки нового курса, выделять основные периоды российской истории Нового времени, соотносить их с общемировыми. Актуализировать знания из курса истории России в Средние века о видах исторических источников, знание основных видов источников по российской истории. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | |||||
Раздел I. Создание Московского царства – 10 часов | |||||||||||
2 | Завершение объединения русских земель | 1 час. | Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Пскова, Смоленска, Рязани. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Административно-территориальное устройство: уезды, станы, волости. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Персоналии: Василий III. Хронология: 1505 – 1533 – княжение Василия III Ивановича. 1510 – присоединение Псковской земли. 1514 – взятие русскими Смоленска. 1521 – присоединение Рязани. | Развитие мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внутренние мотивы. Развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности. Включённость школьника в процесс познания, позволяющий понять, предположить позицию и особенности мышления человека другой эпохи, другой цивилизации. Определять мотивы поведения людей, объяснять их с точки зрения господствовавших социальных норм и современной морали. Вырабатывать уважительное отношение к людям с выраженной религиозной мотивацией, сопоставляя современные и средневековые представления о мире. Понимание значения государственной идеологии как объединяющего начала. Определять оценку влияния исторической обстановки и окружения на личность человека. Понимать, что книгопечатание положило начало ускоренному распространению информации. Выражать ценностное отношение к этическим нормам, уважение к правам личности. Формирование целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и государственном управлении Московского государства. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Познавательные УУД: - самостоятельная работа с текстом учебника, фрагментом исторического источника на основе общеучебных логических действий: анализа, сравнения, конкретизации исторических фактов; обобщения исторического материала; - умение владеть приёмами описания, повествования исторических фактов, событий, характеристики личности; - умение создавать, применять схемы, таблицы для решения учебных задач; - давать определения терминам, понятиям. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) по предложенным темам (используя Интернет и другие источники информации). Регулятивные УУД: формирование основ саморегуляции учебного труда: - умение осуществлять постановку учебной задачи (с помощью учителя и самостоятельно) - способность принимать и сохранять учебную задачу; -осознанно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания, задачи; - проводить рефлексию и оценку процесса результатов деятельности; -пользоваться основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные УУД: - планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников (планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, совместно искать решения); - логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, вопросом (сжато, полно, выборочно); - работать индивидуально, в паре, в группе; - определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; - представлять результаты своей работы в различных формах (высказывание, монолог, сообщение, беседа, презентация и др.); - рецензировать правильность и полноту ответа одноклассника; - следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. | Показывать на карте рост территории Российского государства при Василии III. Датировать хронологические рамки завершения процесса объединения русских земель. Работа с историческим источником: чтение и комментирование отрывка из «Повести о Псковском взятии» находить в источнике ответы на поставленные вопросы. Объяснять функции и роль Боярской думы в управлении государством. Составлять схему государственного управления в России. Раскрывать характерные особенности самодержавной власти в России, её сходство и отличия от системы государственной власти в других странах Европы. Высказывать оценочное мнение о деятельности Василия III. Объяснять значение понятий и терминов: централизованное государство, монархия, Боярская дума, местничество, приказ, поместье. | |||||
3 | Общественный строй и новая идеология Московского государства | 1 час. | Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство, крестьянские повинности. Формирование казачества. Формирование идеологии единого государства. Теория «Москва – Третий Рим». Персоналии: Василий III, монах Фелофей. | Характеризовать сословную структуру общества. Рассказывать о положении основных групп населения Российского государства в XVI в. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение и делать умозаключения по результатам сравнения. Выполнять образные задания с приёмами стилизации и драматизации. Раскрывать значение терминов и понятий: сословие, князь, бояре, дворяне, духовенство, купцы, крестьяне, посадский люд, казаки; поместье, вотчина; тягло оброк, барщина. | |||||||
4 | Иван Грозный – первый русский царь | 1 час. | Регентство Елены Глинской и боярское правление. Формирование характера Ивана Грозного. Венчание Ивана IV на царство. Московское восстание 1547 г. и его последствия. Избранная рада, её деятели: митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, Алексей Адашев и реформы. «Собор примирения» 1549 г. Отмена кормлений. Создание единой системы центрального и местного управления: приказы, губные и земские избы. Судебник 1550 г. «Уложение о службе». Цели и значение реформ 1550-х гг. Внутрикурсовые связи: история Средних веков – сословно-представительные монархии, создание первых парламентских учреждений в странах Западной Европы (1188 г. – кортесы в Испании, 1265 г. – парламент в Англии, 1302 г. – Генеральные штаты во Франции); история России – создание единого Русского государства (§ 27 учебника). Хронология: 1547 - венчание Ивана IV на царство. 1549 – созыв первого Земского собора. 1550 - принятие нового Судебника. 1556 – реформа местного управления, отмена кормлений. | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI века. Рассказывать о внутренней политике Ивана IV в середине XVI в., основных мероприятиях и значении реформ 1550-х гг. Систематизировать исторический материал в таблице «Реформы Ивана IV». Проводить поиск информации о членах Избранной рады. Сопоставлять развитие России и других стран в XVI в., определять общие черты и особенности. Раскрывать значение терминов и понятий: «Венчание на царство», «Избранная рада», Земский собор, Судебник, приказ, централизованное государство, губные старосты, земские старосты, городовые приказчики, дворянское ополчение, избранная тысяча, стрельцы. | |||||||
5, 6 | Внешняя политика России при Иване Грозном | 2 часа | Восточное направление внешней политики. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Сибирское ханство. Поход Ермака. Расширение территории государства и его многонациональный характер. Западное направление. Причины и ход Ливонской войны. Персоналии: Иван IV, Иван Выродков, Стефан Баторий, Иван Шуйский, хан Кучум, Ермак, Строгановы. Внутрикурсовые связи: история России – распад Золотой Орды (§24 учебника). Хронология: 1552 – взятие Казани. 1556 - присоединение Астраханского ханства к России. 1558 – 1583 – Ливонская война. 1581 – поход Ермака в Сибирь. | Показывать на карте основные направления внешней политики Ивана Грозного; места основных событий; территории, присоединенные или потерянные во второй половине XVI в.; границы царства в конце правления Ивана IV. Различать причины и повод к Ливонской войне, выделять в ней этапы военных действий, определять на основе контекстных знаний причины поражения России и последствия. Систематизировать исторический материал при заполнении таблицы «Внешняя политика Ивана IV». Рассказывать о продвижении русских в Западную Сибирь. Комплексно анализировать тематическую картину В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Работа с историческим источником: чтение и комментирование отрывка из повести «Описание Сибирского царства», находить в источнике ответы на поставленные вопросы. Объяснять значение терминов и понятий: засечная черта, ясак, острог. | |||||||
7 | Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей | 1 час. | Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Митрополит Филипп. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Дальнейшее закрепощение крестьян. Персоналии: Иван Грозный, Владимир Андреевич Старицкий, Анастасия Романова, Андрей Курбский, митрополит Филипп Колычев, Малюта Скуратов, хан Девлет-Гирей I, Михаил Воротынский, царевич Иван. Царь Федор Иоаннович. Внутрикурсовые связи: история Средних веков – усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии, образование Испанского королевства; история России – реформы избранной Рады (§29 учебника). Хронология: 1549 – 1560 – правление Избранной Рады. 1565 – 1572 – опричнина. 1569 – поход на Новгород. 1581 – указ о заповедных годах. 1584 – смерть Ивана Грозного. | Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Представлять хронологический список жизни и царствования Ивана Грозного. Работа с историческими источниками: чтение и комментирование отрывков из послания князя Андрея Курского к Ивану Грозному; из ответа Ивана Грозного на послание князя Курбского, находить в источниках ответы на поставленные вопросы. Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов воссоздающих образ Ивана IV Грозного, выявление в них общих черт и особенностей. Высказывать и аргументировать собственное отношение к Ивану Грозному и его правлению. Раскрывать значение терминов и понятий: самодержавие, деспотизм, террор, опричнина, опричник, земщина, «заповедные лета». | |||||||
8 | Русская православная церковь в конце XV – XVI веке | 1 час. | Укрепление положения Русской православной церкви в государстве и обществе в период становления Московского царства. Причины возникновения ересей, их социальная опора и география распространения. Общее и особенное в ересях и борьбе с ними в России и католической Европе в Средневековье. Разногласия между нестяжателями и иосифлянами в вопросах об отношении Церкви к богатствам и о взаимодействии со светской властью. Стоглавый собор как реализация реформ Ивана Грозного в сфере церковной жизни. Установление патриаршества и его историческое значение. Персоналии: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, митрополит Макарий, митрополит Иова. Внутрикурсовые связи: история Средних веков – борьба церкви с ересями, инквизиция. Хронология: 1551 - Стоглавый собор. 1589 - установление патриаршества на Руси. | Актуализировать знания о причинах и характере еретических течений в странах Западной Европы. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян. Раскрывать значение решений Стоглавого собора для укрепления позиций Русской православной церкви в Российском государстве и обществе. Анализировать информацию и делать выводы о значении установления патриаршества. Раскрывать значение терминов и понятий: ереси, нестяжатели, иосифляне, патриарх. | |||||||
9, 10 | Русская культура в конце XV – XVI веке | 2 часа | Особенности российской культуры в XVI веке. Публицистика. Начало книгопечатания. Просвещение. Библиотека Ивана Грозного. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Иконопись. Высокая и народная культура. «Домострой» - правила поведения человека в быту. Персоналии: Иван Федоров, Петр Мстиславец, Иван Пересветов, Сильвестр, Афанасий Никитин, Дионисий, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин, Антонио Солари, Алевиз Новый, Федор Конь, Барма и Постник Яковлевы, Андрей Чохов, монах Лазарь. Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Древнего мира – изобретение бумаги в Древнем Китае во II в.; История Средних веков – изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом; изобразительное искусство – Московский Кремль, каменное зодчество Москвы (XVI век), русский народный костюм. Хронология: 1564 – в типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца отпечатана книга «Апостол». | Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Показывать на исторической карте маршрут путешествия Афанасия Никитина. Группировать исторические памятники эпохи. Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России в XVI веке. Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию из источников (отрывков из Домостроя, записок иностранцев, изобразительных материалов и др.). Раскрывать значение терминов и понятий: хождение, публицистика, «Домострой», парсуна, собор, шатровый стиль. | |||||||
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ: - работа с текстом, стратегии смыслового чтения; - формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности; - формирование ИКТ-компетентности. | Учебные исследования: 1. Какие важные изменения внесли в русскую жизнь Судебник 1550 г. и Стоглавый собор? 2. «Один день по выбору (из жизни крестьянина, горожанина), живущего в XVI веке». Проекты: 1. «Царь Иван IV Грозный». 2. «Архитектурные памятники Москвы XVI века». | ||||||||||
11 | Итоги раздела I. | 1 час. | Обсуждать значение и итоги внутренней и внешней политики Василия III и Ивана IV. Характеризовать общие черты и особенности развития в XVI в. России и государств Западной Европы. Высказывать суждения и значении культурного наследия XVI в для современного общества. Представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности. | ||||||||
Раздел II. Смутное время – 7 часов. | |||||||||||
12 | В преддверии Смуты | 1 час. | Династический кризис и его последствия. Предпосылки и причины Смутного времени. Воцарение Бориса Годунова и его политика. Гибель царевича Дмитрия. Начало Смуты. Персоналии: Борис Годунов, царевич Дмитрий. Хронология: 1598 – избрание на царство Б. Годунова Земским собором. 1604-1618 – Смутное время в России. | Развитие мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внутренние мотивы. Включенность школьника в процесс познания, позволяющий понять, предположить позицию и особенности мышления человека другой эпохи, другой цивилизации. Приобретение опыта уважительного отношения к людям с выраженной религиозной мотивацией, сопоставление современных и средневековых представлений о мире. Выражение своего отношения к тем нравственным ценностям, которыми руководствовались наши предки в данный период истории. Приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого изучаемого периода. Изложение своей точки зрения, её аргументация. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание негативных последствий политической нестабильности в стране. Оценка Смутного времени с патриотических позиций. Понимание роли личности в истории. Понимание значения народной консолидации в преодолении кризисной ситуации в стране. Умение оценивать деятельность Кузьмы Минина и Д.М. Пожарского с морально-этической точки зрения и её важности для формирования гражданской самооценки. | Познавательные УУД: - самостоятельная работа с текстом учебника, фрагментом исторического источника на основе общеучебных логических действий: анализа, сравнения, конкретизации исторических фактов; обобщения исторического материала; - умение работать с дополнительной информацией, обрабатывать её в соответствии с темой, учебно-познавательной задачей и (или) проектной задачей; - критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; - умение владеть приёмами описания, повествования исторических фактов, событий, характеристики личности; - умение создавать, применять схемы, таблицы для решения учебных задач; - давать определения терминам, понятиям. Регулятивные УУД: формирование основ саморегуляции учебного труда: - умение осуществлять постановку учебной задачи (с помощью учителя и самостоятельно) - планировать при поддержке учителя и самостоятельно пути достижения образовательных целей; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий. -соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи. - выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результат и качество выполнения задания. Коммуникативные УУД: - планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников (планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, совместно искать решения); - логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, вопросом (сжато, полно, выборочно); - работать индивидуально, в паре, в группе; - определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; - представлять результаты своей работы в различных формах (высказывание, монолог, сообщение, беседа, презентация и др.); - рецензировать правильность и полноту ответа одноклассника; - следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. | Выявлять причины кризиса власти на рубеже XVI – XVII вв. Объяснять предпосылки и причины Смуты начала XVII в. по группам: а)экономические; б)социальные; в)политические. Называть хронологические рамки Смутного времени, оперировать историческим датами. Составлять характеристику Бориса Годунова как человека и правителя. Объяснять значение учреждения в России патриаршества. Раскрывать значение терминов и понятий: заповедные лета, урочные лета, патриаршество. | |||||
13 | Самозванцы, самозванство | 1 час. | Начало самозванства. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление Лжедмитрия (1605 – 1606). Боярский заговор. Гибель Лжедмитрия I. Персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Василий Шуйский. Хронология: 1605 – 1606 – царь-самозванец Лжедмитрий I. | Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Основные события Смуты». Характеризовать личные качества Лжедмитрия I. Раскрывать значение терминов и понятий: Смута, самозванец. | |||||||
14 | Правление Василия Шуйского (1606 – 1610) | 1 час. | Личность царя. Крестоцеловальная запись. Восстание Болотникова: причины, состав участников, основные события. Персоналии: Василий Шуйский, Иван Исаевич Болотников. Хронология: 1606-1610 – правление царя В. Шуйского. 1606-1607 – Восстание И.И. Болотникова. | Продолжение составления хронологической таблицы «Основные события Смуты». Показывать на исторической карте поход восставших под руководством И. Болотникова от начала похода (г. Путивль), их отход к Калуге и Туле. Систематизировать исторические знания в таблице «Восстание под руководством И.И. Болотникова». Раскрывать значение терминов и понятий: Смута, самозванец, «крестоцеловальная запись». | |||||||
15 | Лжедмитрий II. Вторжение | 1 час. | Поход Лжедмитрия II на Москву. Тушинский лагерь. Раскол страны. Осада Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Договор между Россией и Швецией. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России. Осада Смоленска. Захват шведами Новгорода. Персоналии: Лжедмитрий II, князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, король Речи Посполитой Сигизмунд III, князь Ф. Мстиславский, королевич Владислав. Хронология: 1607-1610 – движение Лжедмитрия II. | Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия II, места действий польских и шведских интервентов. Рассказывать о борьбе русского народа против интервентов с использованием карты. Продолжение составления хронологической таблицы «Основные события Смуты». Раскрывать значение терминов и понятий: шляхта, интервенция, «тушинский лагерь». | |||||||
16 | Междуцарствие (1610 – 1612) | 1 час. | Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Вступление польско-литовских войск в Москву. Патриарх Гермоген. Начало освободительного движения. Первое ополчение. Персоналии: Гермоген, Сигизмунд III, Лжедмитрий III, королевич Владислав. Хронология: 1610-1612 – междуцарствие. | Показывать на исторической карте места действий польских и шведских интервентов, Первого ополчения. Продолжение составления хронологической таблицы «Основные события Смуты». Объяснять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения. Раскрывать значение терминов и понятий: интервенция, «Семибоярщина», «Первое ополчение». | |||||||
17 | Второе ополчение и освобождение Москвы | 1 час. | Польско-литовские и шведские захватчики. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Роль сословно-представительных органов в формировании ополчения. «Совет всея земли» в Ярославле. Осада и освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова. Начало династии Романовых. Персоналии: Кузьма Минин, Пожарский Дмитрий Михайлович, Михаил Фёдорович Романов. | Показывать на исторической карте направления движения Второго ополчения. Продолжение составления хронологической таблицы «Основные события Смуты». Рассказывать об освобождении Москвы. Объяснять причины успешности Второго ополчения. Проводить анализ исторического источника (грамота «Совета всея земли». Давать оценку деятельности к. Минина и Д. Пожарского, высказывая при этом собственные суждения. Раскрывать значение терминов и понятий: интервенция, «Второе ополчение». | |||||||
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ: - работа с текстом, стратегии смыслового чтения; - формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности; - формирование ИКТ-компетентности. | |||||||||||
Учебные исследования: 1. 2. Проекты: 1. 2. | |||||||||||
18 | Итоги раздела II | 1 час. | 1. Систематизировать исторический материал о Смутном времени. 2. Характеризовать исторических деятелей Смутного времени. 2. Обсуждать влияние итогов Смуты на развитие государства и общества. 3. Выполнять тестовые задания по образцу ОГЭ. 4. Представлять результаты проектной деятельности. | ||||||||
Раздел III. Россия при первых Романовых – 15 часов | |||||||||||
19 | Правление Михаила Федоровича (1613 – 1645) | 1 час. | Преодоление Смуты и её последствий. Столбовский мир со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Патриарх Филарет. Смоленская война. «Азовское осадное сидение». Персоналии: Михаил Фёдорович, патриарх Филарет, Владислав IV. Хронология: 1617 - Столбовский мир; 1618 – Деулинское перемирие; 1632-1634 – Смоленская война; 1634 – Поляновский мир; 1637 – взятие Азова. | Развитие мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внутренние мотивы. Развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности. Включенность школьника в процесс познания, позволяющий понять, предположить позицию и особенности мышления человека другой эпохи, другой цивилизации. Формирование современных гуманистических позиций в восприятии исторической действительности. Воспитание уважительного отношения к людям с выраженной религиозной мотивацией, сопоставляя современные представления и представления человека в Новое время о мире. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Понимание исторического значения утверждения у власти в России династии Романовых. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка исторического значения закрепощения крестьянства. Эмпатическое восприятие судеб русской деревни и её жителей в XVII веке. Личностная оценка значения присоединения Украины к России. Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, культуре и языку. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Оценка личности и деятельности патриарха Никона и протопопа Авакума с морально-этической точки зрения. Личностная оценка исторического значения раскола в Русской православной церкви. Оценочное мнение о роли казачества в истории России. Понимание значения открытий русских землепроходцев в XVII в. Знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Эстетическое восприятие памятников русской литературы, архитектуры и изобразительного искусства XVII в. Понимание важности сохранения культурного наследия России указанного периода. Приобщение к культурно-историческому наследию России XVII в., интерес е его познанию за рамками учебного предмета. | Познавательные УУД: - самостоятельная работа с текстом учебника, фрагментом исторического источника на основе общеучебных логических действий: анализа, сравнения, конкретизации исторических фактов; обобщения исторического материала; - умение работать с дополнительной информацией, обрабатывать её в соответствии с темой, учебно-познавательной задачей и (или) проектной задачей; - критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; - умение владеть приёмами описания, повествования исторических фактов, событий, характеристики личности; - умение создавать, применять схемы, таблицы для решения учебных задач; - давать определения терминам, понятиям. Регулятивные УУД: формирование основ саморегуляции учебного труда: - умение осуществлять постановку учебной задачи (с помощью учителя и самостоятельно) - планировать при поддержке учителя и самостоятельно пути достижения образовательных целей; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий. -соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи. - выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результат и качество выполнения задания. Коммуникативные УУД: - планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников (планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, совместно искать решения); - логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, вопросом (сжато, полно, выборочно); - работать индивидуально, в паре, в группе; - определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; - представлять результаты своей работы в различных формах (высказывание, монолог, сообщение, беседа, презентация и др.); - рецензировать правильность и полноту ответа одноклассника; - следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. | Определять задачи, стоявшие перед Россией после Смуты и оценивать деятельность Михаила Федоровича с точки зрения решения этих задач. Показывать на исторической карте итоги внешней политики первого царя династии Романовых. Составление хронологического ряда событий 1613 – 1618 гг. Анализировать исторический источник «Повесть о взятии Азова казаками». Раскрывать значение терминов и понятий: Земский собор, налоги, «Немецкая слобода». | |||||
20 | Правление Алексея Михайловича (1645 – 1676) | 1 час. | Соляной бунт. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление системы крепостного права. Упразднение «белых слобод» в городах. Персоналии: Алексей Михайлович. Хронология: 1648 – Соляной бунт 1649 – Соборное уложение | Характеризовать Соляной Бунт по предложенному плану на стр. 116. Раскрывать основные положения Соборного уложения 1649 г., Определять историческое значение его принятия, используя текст учебника и исторического источника. Представлять исторический портрет царя Алексея Михайловича как правителя и человека.. Раскрывать значение терминов и понятий: «Соляной бунт», «Соборное уложение». | |||||||
21-22 | Россия в XVII веке | 2 часа | Территория и население. Государственное управление. Ослабление роли сословно-представительных учреждений. Сословная структура общества. Развитие приказной системы. Воеводское управление на местах. Военная организация. Полки нового (иноземного) строя. Экономика. Элементы хозяйственной специализации. Ярмарки. Внешняя торговля со странами Запад и Востока. Установление отношений с Китаем. Мануфактуры, специфика их организации в российских условиях. Разорение сельского хозяйства во время Смуты. Положение крестьянства. Крепостное право. Формы зависимости. Распространение дворянского землевладения. Сближение статуса вотчин и поместий. Персоналии: А.Л. Ордин-Нащокин. Хронология: 1653 – Таможенный устав 1667 – Новоторговый устав. | Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в. Разъяснять, в чём заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Представлять структуру высших органов государственной власти и управления в России XVII в. (в виде схемы). Характеризовать экономическое развитие России в XVII в., используя информацию исторической карты. Характеризовать Новоторговый и Таможенный уставы, раскрывать их значение. Составлять таблицу «Основные сословия в России в XVII в.», характеризовать положение отдельных сословий. Раскрывать значение терминов и понятий: дьяк, подъячий, засечная черта, мануфактура, ясак, крепостное право.
| |||||||
23 | Русская деревня в в XVII веке | 1 час. | Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Развитие растениеводства, огородничества, скотоводства и различных промыслов в XVII в. Положение крестьянства. Крепостное право. Формы зависимости. Распространение дворянского землевладения. Сближение статуса вотчин и поместий. | Определять последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Характеризовать развитие различных отраслей сельского хозяйства в XVII веке, используя информацию исторической карты и текста учебника. Сравнивать положение частновладельческих и черносошных крестьян. Объяснять процесс распространения дворянского землевладения. Раскрывать значение терминов и понятий: барщина, оброк, тягло. | |||||||
24 | Присоединение Украины к России | 1 час. | Украинские земли под властью Речи Посполитой. Восстание под руководством Богдана Хмельницкого Зборовский договор. Белоцерковский мир. Переяславская рада. Война России с Речью Посполитой. Русско-шведская война. Андрусовское перемирие. Персоналии: Богдан Хмельницкий. Хронология: 1654 – Переяславская рада. | Рассказывать о положении населения украинских земель в составе Речи Посполитой. Систематизировать материал о ключевых событиях освободительной борьбы украинского казачества под руководством Б. Хмельницкого (составление таблицы). Давать оценку значения присоединения Украины к России. Характеризовать причины и итоги русско0польской войны (1654 – 1667). Объяснять, в чем заключались результаты внешней политики России в XVII веке. | |||||||
25-26 | Раскол в Русской православной церкви | 2 часа | Положение в Русской церкви в XVII в. Кружок «ревнителей благочестия». Церковная реформа. Противники реформы. Церковный собор (1666 – 1667). Преследования старообрядцев. Староообрядчество в истории Росии. Персоналии: Патриарх Никон, протопоп Авакум. Хронология: 1654 – начало раскол в Русской православной церкви. 1666–1667 – Церковный собор. | Рассказывать, чем была вызвана и как проводилась церковная реформа в середине XVII в. Раскрывать причины и последствия раскола. Характеризовать позиции сторонников и противников реформа патриарха Никона. Составлять исторические портреты (характеристики) патриарха Никона, протопопа Авакума. Раскрывать значение терминов и понятий: «Церковный раскол», «кружок ревнителей благочестия», старообрядчество. | |||||||
27 | Народные волнения в 1660 – 1670-е годы | 1 час. | Денежная реформа. Медный бунт. Восстание Степана Разина. Персоналии: Алексей Михайлович. Степан Разин. Хронология: 1662 – Медный бунт 1670-1671 – восстание под руководством Степана Разина | Раскрывать причины, определять состав участников, рассказывать о ходе, оценивать результаты Медного бунта и восстания под предводительством С. Разина. Показывать по исторической карте направления походов С. Разина и территории, охваченные восстанием. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам. Систематизировать материал о народных движениях в России XVII в. | |||||||
28 | Наследники Алексея Михайловича | 1 час. | Царствование Фёдора Алексеевича. Введение подворного налогообложения. Отмена местничества. Война с Крымским ханством и Османской империей. Стрелецкий бунт 1682 г. Царевна Софья Алексеевна. Персоналии: Фёдор Алексеевич. Софья Алексеевна. Пётр и Иван. | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику царя Фёдора Алексеевича. Объяснять причины обострения борьбы за власть после смерти Фёдора Алексеевича. Составлять исторический портрет Софьи Алексеевны. | |||||||
29 | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке | 1 час. | Народы Сибири и Дальнего Востока. Освоение русским Сибири. Остроги и зимовища. Сибирский приказ. Миссия Русской православной церкви в Сибири. Землепроходцы. Освоение Приамурья. Нерчинский договор с Китаем. Персоналии: Семен Иванович Дежнев. Федот Алексеевич Попов. Василий Данилович Поярков. Ерофей Павлович Хабаров. Хронология: 1689 – Нерчинский договор. | Показывать по исторической карте территории Расселения народов в Российском государстве XVII в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Рассказывать о народах, живших в России в XVII в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе – по истории края). Раскрывать значение присоединенных сибирских и дальневосточных земель. Подготовить сообщение и презентацию об открытиях землепроходцев (Семёне Дежневе, Фёдоре Попове, Василия Пояркове, Ерофее Хабарове и др.). | |||||||
30 | Просвещение, литература и театр в XVII веке | 1 час. | Грамотность и просвещение. Московский печатный двор. Азбуковники. Школы при монастырях. Славяно-греко-латинское училище. Русская литература XVII в. Литературные произведения о Смутном времени. Сатирические произведения. Первые исторические сочинения. Первая русская газета – «Куранты». Творчество протопопа Авакума. Зарождение русского театра. Персоналии: Карион Истомин, Мелетий Смотрицкий, братья Лихуды, | Объяснять, что способствовало распространению грамотности в России XVII в. Называть основные жанры русской литературы XVII в., известные произведения, относящиеся к этим жанрам. Определять новые тенденции развития литературы XVII в. по сравнению с древнерусской литературой. Характеризовать основные жанры данного времени и проводить примеры произведений этих жанров. Рассказывать о зарождении театра в России, оценивать значение этого факта. | |||||||
31 | Искусство XVII века | 1 час. | Искусство XVII в. Архитектура. Приказ каменных дел. Оружейная и иконная палаты. Деревянная архитектура. Живопись. Парсуны. Декоративно-прикладное искусство.
| Описывать памятники архитектуры и живописные произведения, характеризовать их назначение, художественные достоинства. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для подготовки сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в. Раскрывать значение терминов и понятий: | |||||||
32 | Жизнь и быт различных сословий | 1 час. | Повседневная жизнь русских людей в XVII в. Перемены в быту. Сословные развития в быту. Влияние на повседневную жизнь церковных предписаний. Интерес к западной культуре, начало распространения европейских веяний. | Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVII в. Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в. Готовить сообщение/презентацию о жизни и быте отдельных сословий. Реконструировать быт и обычаи различных сословий, используя текст, иллюстрации учебника, а также дополнительные источники. | |||||||
33 | Итоги раздела III | 1 час. | Обобщение и систематизация исторического материала «Россия при первых Романовых». | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной самоидентификации на основе исторического прошлого многонационального народа России. | Познавательные: - умение воспроизводить информацию по памяти; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; работать с разноуровневыми текстовыми заданиями. Регулятивные: - развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: - умение работать в паре и группах, обсуждать вопросы со сверстниками; - умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией. | Демонстрировать хронологическую последовательность событий. Применять понятия и термины для характеристики событий и явлений. Показывать на карте территории, вошедшие в состав России в XVII в. Обобщать итоги развития Российского государства к концу XVII в. Составлять исторические портреты ярких, выдающихся личностей XVII в. Высказывать суждения о значении культурного наследия России XVII в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ОГЭ. Представлять проекты по выбранным темам. | |||||
34 | Итоговый урок | 1 час. | Определение хронологической последовательности событий. Обобщение итогов развития Российского государства к концу XVII в. Оперирование основными понятиями и терминами. | ||||||||
35 | История Бурятии | 1 час. | НРК | ||||||||
36 | История Бурятии | 1 час. | НРК | ||||||||
37 | История Бурятии | 1 час. | НРК | ||||||||
38 | История Бурятии | 1 час. | НРГ | ||||||||
39 | История Бурятии | 1 час. | НРК | ||||||||
40 | История Бурятии | 1 час. | НРК |
Интернет-ресурсы для учащихся
http: //historu.tom.ru - история России от князей до Президента.
http: //statehistory.ru - История государства.
http: //www.avorhist.ru - Русь Древняя и Удельная.
http: //lib.userline.ru - электронная версия «Повести временных лет»
http: //radzivil.chat.ru - Радзивиловская летопись с иллюстрациями.
http://www.lectures.edu.ru - лекции по истории для любознательных.
http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории».
http://shm.ru – сайт Государственного исторического музея
http://www.istrodina.com/ - сайт журнала «Родина».
http://biograf-book.narod.ru/ - избранные биографии: биографическая литература СССР.
http://a-nevskiy.narod.ru/ - сайт, посвященный Александру Невскому.
http: //www.temples.ru/ - сайт «Храмы России».
http: //rublev.voskes.ru/ - иконы Андрея Рублева.
http://www.tretyakovgalleru.ru – сайт Государственной Третьяковской галереи.
http://www.rusarch.ru – электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.
http://www.museum-online.ru – виртуальный музей искусств (живопись, картины, художники, музеи мира).
http://artlib.ru – библиотека изобразительных искусств.
Интернет-ресурсы для учителя
http: //www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http: //www.standart.edu.ru – Государственные образовательные стандарты второго поколения.
http: //www.som.fio.ru – сайт Федерации интернет-образования, сетевое объединение методистов, раздел «История».
http: //www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе».
http: //it-n.ru – российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей».
http: //lesson-historu.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И. Чернова).
http: //bibliotekar.ru/muzeu.htm – учебно-методические материалы
http: //his.lseptember.ru/index.php – учебно-методические материалы, отрывки их трудов историков
http: //www.history.ru – учебно-методические материалы, исторические документы
http: //www.shpl.ru – учебно-методические материалы.
[1] Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2015. См. на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru
[2] Программа «История России»: традиции и инновации. Учебно-методические рекомендации. М.: «Русское слово», 2015. С 15.-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по истории «История крепостного права в России» для учащихся 8-го класса (8 часов)
элективный курс...
рабочая программа по курсу Новая история и История России 7-8 класс
Рабочая программа соответствует учебникам авторов А.Я. Юдовская и другие, Данилов А.А. и другие...
Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса
Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Рабочая программа по курсу Всеобщая история. История России, 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класса, соответстует ФГОС...
Рабочая программа учебного курса по истории России для 9 класса
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов обр...
Презентация по истории "Культура России в XVII веке".
Презентация по истории "Культура России в XVII веке"....