Программа элективного курса по истории «История крепостного права в России» для учащихся 8-го класса (8 часов)
элективный курс по истории (8 класс) по теме

элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektinyy.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78

п.ЧЕРНЫШЕВСК  ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Согласовано:                                                                            Утверждено:

Зам. директора по УВР                                             Директор МОУ СОШ №78 

Лихачева Л.В. ________                                                                                      

                                                                                     Кампинская О.П.________

                                                                                    №__ от «___»_____2010г

Рассмотрено

на заседании МО

                                                                                                   

 №_1_ от «_10__»__09___2010г                                                                                         

                                                                                           

                                                                         

Программа элективного курса

по истории

«Истрия крепостного права в России»

для учащихся 8-го класса

(8 часов)

                                   

                                     

     

         

                                                 Программу составил учитель обществознания

                                                 1-ой квалификационной категории, 13 разряд

                        Вологдина Наталья Леонидовна    

                                                                                                                                             

                                            Чернышевск  2010

                                                     

                                      Пояснительная записка

        Одной из важных особенностей истории российского государства являлось наличие крепостного права. Однако, в школьных учебниках по истории России, этот вопрос раскрыт, не достаточно четко. Имеет смысл детально проследить, как складывались крепостнические отношения на Руси.

    Программа курса  составлена  на основе  работы В.О. Ключевского  «Происхождение крепостного права в России»   

     Цель курса:  прослеживание становления крепостного права на Руси.

    Задачи курса:

        - расширить знания учащихся о развитии  крепостнических отношений на    Руси,  выявить их суть с экономической и юридической точек зрения;

       - развивать умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей;

      - воспитывать уважение к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

Для решения данных задач, будут использоваться методики, основанные на диалоге учителя и учеников, технологии исследовательского обучения, способствующие личностному развитию учащихся.

Реализация курса осуществляется по адаптированной программе, основу которой составляют статьи В.О. Ключевского: «Крепостной вопрос накануне законодательного его возбуждения»,  «Право и факт в истории крестьянского вопроса»,  «Происхождение крепостного права в России»

         Содержание курса включает в себя два раздела.  В первом разделе «Юридическое закрепление крепостного права в России» рассматривается зарождение крепостных отношении со времен Древней Руси.

Второй раздел «Отмена крепостного права» анализирует сущность реформы 1861 года.

Курс рассчитан на 8 часов, для учащихся 8-х классов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Настоящая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для курса «История крепостного права в России» являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа курса призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

      Результаты изучения курса

Результаты изучения курса «История крепостного права» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

       В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке.


Учебно-тематическое планирование

№/№

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

основные

понятия

Содержание

темы

Персоналии

Формы, типы занятия

1

Введение

1

Крепостное право

1. Что такое крепостное право

2. Особенности крепосническо-го режима

В.О. Ключевский

Смешанный

(лекция, беседа)

Тема I.

Юридическое закрепление крепостного права в России

3

2

Зарождение крепостнических отношений.

Социальная структура Древней Руси

1

Стратификация

Страты

Смерды

Рядовичи

Закупы

Тиуны

Холопы

Челядь

1.Свободное население Древней Руси

2. Зависимое население

Ярослав Мудрый,

Владимир Мономах

Смешанный

(лекция, беседа)

3

 Судебник

 Ивана III

1

Юридическое оформление

Судебник

Урочные года

1.Личность

Ивана III.

2. Основные положения Судебника 1497 года.

3. Урочные лета

Ивана III

Смешанный

(лекция, беседа, работа с источником)

4

Окончательное закрепление крепостного права

1

Заповедные лета

«Юрьев день»

1. Судебник Ивана IV

2. Указы Бориса Годунова

Иван IV

Борис Годунов

И.В. Болотников

Смешанный

(лекция, беседа, работа с источником)

Тема II.

Отмена крепостного права

2

5

Предпосылки отмены крепостного права

1

Либерализм

Консерватизм

Самодержавие

Абсолютная монархия

1. Крестьянские войны в России

2. «Просвещен-ный  абсолю-тизм»

3. Отечествен-ная война 1812 г. и заграничный поход

Алексей Романов,

Степан Разин,

Екатерина II,

Е.И. Пугачев

Смешанный

(лекция, беседа, работа с источником)

6

Проекты крестьянской реформы

1

Реформа

Проект

1. «Негласный комитет»

2. Н.М. Сперанский

3. Н.Н. Новосильцев

4. П.П. Аракчеев

5. Программные документы декабристов

Александр I,

Н.М. Сперанский,

Н.Н. Новосильцев,

П.П. Аракчеев,

П.Ю.Пестель, А.М. Муравьев

Смешанный

(лекция, беседа, работа с источником)

7

Отмена крепостного права

1

Общественное движение

Реформа

Выкупные платежи

Временнообязанные отношения

1. Обществен-ное движение в годы  

Николая I

2.Царь-реформатор

3. Подготовка реформы

4. Реформа 1861 года

Николая I

Александр II

Смешанный

(лекция, беседа, работа с источником)

8

Итоговое повторение по курсу

1


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате  изучения  курса «История крепостного права» ученик должен

Знать/понимать

  •  экономическую и юридическую базу крепостнической системы

           в России;

  •  генезис крепостного режима в России;
  •  предпосылки и причины отмены крепостного права;
  •  основные положения реформы 1861 года;
  •  значение реформы 1861 года для дальнейшего развития страны.

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Литература для учителя

1.Греков Б.Д. Крестьяне на Руси. К.2.М., 2007.-245с.

2.Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2005. – 260с.

3.Зимин А. А. В канун грозных потрясений. М., 2006.- 458с.

4.Морозова Л.Е.. Смута в Московском государстве. М., 2007.-255с.

5.Манягин, В. Г. Апология Грозного царя. Критический обзор  литературы о царе Иоанне Васильевиче Грозном и царе Борисе Годуновом. М., 2002.- 405с.

6.Носовский Г.В., А.Т. Фоменко. Русь и Рим. М., 2004.-940с.

7.Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2006. -480с.

8.Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. М.,  2004.- 390 с.

9.Костомаров Н.Ф. Жизнеописания великих деятелей. М.,2003.–367с.

10.Ключевский В.О. Происхождение крепостного права. М.,2008.-478с.

11. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. М., 2006.-256с.

12. Корецкий И.К. Формирование крепостного права и классовая

борьба в России. М., 1986.-344с

13. Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. М., 2002.- 480с.

14. Кушева Е.Н. К истории холопства. Л., 2005. –346с.

15.Скрынников Р. Г. Иван Грозный. Борис Годунов. Василий Шуйский.  М.,2005.-456с.

16.Соловьев С.М. История российского государства. М., 2005.-656с.

17.Татищев В. Н. История российская. М., 2000-567с

18. Платонов С.М. Курс лекций по русской истории. М.,  2007.-360с.

        

    Интернет-ресурсы:

1. Борис Годунов использовал PR-технологии в предвыборной борьбе / В.Н. Рогоза. М., 2010. URL:   http://slovari.yandex.ru/dict/litenc.

2. Общий обзор Бориса Годунова. электрон. путеводитель / В.С. Блеклов. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/litenc 3. http://slovari.yandex.ru/dict/bse.

3. Крепостное право. Статьи, документы/А. М. Виноградов. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/litenc 5. http://slovari.yandex.ru/dict/litenc

Литература для учащихся

1. История России. Статьи. / Ключевский В.О.  – М.: «Астрель»2008

2. История сословий в России. Полный курс лекций/ Ключевский В.О. – Минск «Харвест» 2006

3. Курс истории II том. Монография/ В.О. Ключевский - М.: «Астрель», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по химии «Решение задач по органической химии» (для учащихся 10-ых классов, 34 часа)

Программа элективного курса «Решение задач по органической химии» предназначена профильной подготовки учащихся 10 класса  с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана 34 часа (по 1 ...

Зачет № 1 по истории( Отмена крепостного права в России) 11 класс вечерней школы.

Материал зачетной работы позволяет проверить знания учащихся по данной теме....

Урок истории "Отмена крепостного права в России"

Урок- исследование с постановкой и решением проблемы "Отмена крепостного права в России" 8 класс...

Урок истории "Отмена крепостного права в России"

Урок- исследование с постановкой и решением проблемы "Отмена крепостного права в России" 8 класс...

Рабочая программа спец. курса по физике «Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 10-11 классов, 64 часа

Предлагаемый курс относится к числу спец. курсов, которые входят в состав естественнонаучного профиля, и реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Он служит для внутри профильной специа...

Презентация и разработка урока по истории отмена крепостного права в россии

Презентация предназначена для урока истории . Презентация помогает учащимся самим обозначить тему урока. Определить цели. А также с помощью документов определить основные положения Манифеста об отмене...

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...