Рабочая программа по курсу Всеобщая история. История России, 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по истории для 6 класса, соответстует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_istoriya.docx | 54.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Пушкинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Пушкино»
Пушкинского муниципального района
141200 Московская обл., г.Пушкино м-н. И.Арманд д.15 | тел/факс: (993) 4-37-66 тел: 8 (496) 535-70-15 |
Утверждаю Директор школы ______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
История России. Всеобщая история. 6 класс (ФГОС)
Базовый уровень, основное общее образование, 6-а,б, в, г классы
2018 – 2019 учебный год
Составлена на основе программы А.А.Данилова, О.Н.Журавлевой, И.Е.Барыкиной «История России» и Агибаловой Е.В., Донской Г.М. «Всеобщая Россия. История Средних веков»
Учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. ФГОС, Москва, «Просвещение», 2015г.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович, под редакцией Торкунова А.В. История России.
6 класс. В 2х частях. Москва, «Просвещение» 2016 год.
Количество часов всего: 68, в неделю: 2
Орлова Тамара Алексеевна, преподаватель истории и обществознания, высшей квалификационной категории
Кострюкова Анастасия Игоревна,преподаватель истории и обществознания.
г.Пушкино 2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253
"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД – 1552/03 «Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
- примерная программа основного общего образования по истории;
- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2016 год; авторы А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина;
- рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2014 год;
- концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (проект);
- концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный Стандарт изучения Отечественной истории) (проект);
- основная образовательная программа основного общего образования СОШ № 3 г.Пушкино;
- устав образовательного учреждения
- учебный план школы.
Программа предполагает использование следующих учебников:
«Всеобщая история. История средних веков. 6 класс», авторы: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; М. «Просвещение», 2014 год.
«История России. 6 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;
Общая характеристика учебного предмета «История»:
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Описание места учебного предмета "История" в учебном плане:
На изучение учебного предмета «История» в 6 классе отводится 68 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «История средних веков» (32 часов). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 36 часов учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое повторение изученных тем. Данная рабочая программа предполагает реализацию регионального компонента отечественной истории.
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2018-2019 учебном году в МБОУ СОШ № 3 г.Пушкино и предполагает изучение учебного предмета «История» на базовом уровне.
Планируемые образовательные результаты освоения содержания курса
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знании и умении, различных видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.
В процессе использования приобретенных знании и умении в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событии и явлении современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Личностные
—освоение гуманистических традиции и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколении, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
· изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
· формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
· уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
· уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
· соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
· следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
· обсуждение и оценивание своих достижении и достижении других обучающихся под руководством педагога;
· расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.
Метапредметные
· формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;
· планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действии;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
· работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
· собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность с помощью педагога;
· использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
· использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
· ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
· определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать информацию, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
· логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
· применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
· использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
·планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
· выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
· определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные
· определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий, терминов (эра, тысячелетие, век);
· установление синхронистических связей истории Руси, России и стран Европы и Азии;
· составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
· определение и использование исторических понятий и терминов;
· овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих ее территорию;
· использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Руси, России во всемирно-историческом процессе - использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
· изложение информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древней Руси, расположении древних государств, местах важнейших событий;
· описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
· понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
· высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
· описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
· поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
· анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
· использование приемов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
· понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
· оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
· различение достоверной и вымышленной (мифологической, легендарной) информации в источниках и их комментирование;
сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры;
· определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
· систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление ее результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV—начале XVI в.);
· поиск и оформление материалов по древней истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной РФ;
· приобретение опыта использования историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
· личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов; понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Учащиеся научатся:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
—читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
—осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных издании, интернет- ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Ученик получит возможность научиться:
- понимать основные принципы жизни общества, основы современных научных теорий общественного развития;
- приобретать теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
- освоению приемов работы с исторически значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки историческим событиям и процессам;
- развивать социальный кругозор и формировать познавательный интерес к изучению истории.
Содержание курса
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 32 часа
Введение. Живое Средневековье
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.)
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.
Тема 3. Арабы в VI—XI вв.
Тема 4. Феодалы и крестьяне
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
История России
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) 36 часов
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирноисторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.
Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.
Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.
Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.
Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.
Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.
Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой.
Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе.
Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления.
Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социальноэкономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.
Православная церковь и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.
Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». Русские земли в середине XIII—XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей.
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское.
Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.
Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель.
Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве.
Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель.
Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И ДАТЫ
860 г. — поход Руси на Константинополь
862 г. — легендарное призвание Рюрика
882 г. — захват Олегом Киева
882—912 гг. — княжение Олега в Киеве
907 г. — поход Олега на Константинополь
911 г. — договор Руси с Византией
941, 944 гг. — походы князя Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией
964—972 гг. — походы князя Святослава
978/980—1015 гг. — княжение Владимира Святославича в Киеве
988 г. — Крещение Руси
1016—1018 гг. и 1019—1054 гг. — княжение в Киеве Ярослава Мудрого
XI в. — Русская Правда («краткая редакция»)
1097 г. — Любечский съезд князей
1113—1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Мономаха
1125—1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого
Начало XII в. — «Повесть временных лет»
XII в. — Русская Правда («пространная редакция»)
1147 г. — первое упоминание Москвы в летописях 1
185 г. — поход Игоря Святославича на половцев
1223 г. — битва на реке Калке
1237—1241 гг. — завоевание Руси ханом Батыем 1
5 июля 1240 г. — Невская битва
5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище 1
242—1243 гг. — образование улуса Джучи (Золотой Орды)
1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты в Москве
1327 г. — антиордынское восстание в Твери
1359—1389 гг. — княжение Дмитрия Донского
11 августа 1378 г. — битва на реке Воже
8 сентября 1380 г. — Куликовская битва
1382 г. — разорение Москвы ханом Тохтамышем
1389—1425 гг. — княжение Василия I
1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром
15 июля 1410 г. — Грюнвальдская битва
1425—1453 гг. — междоусобная война в Московском княжестве
1425—1462 гг. — княжение Василия II Тёмного
1448 г. — установление автокефалии Русской православной церкви
1462—1505 гг. — княжение Ивана III
1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве
1480 г. — «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества
1485 г. — присоединение Великого княжества Тверского к Москве
1497 г. — принятие общерусского свода законов — Судебника Ивана III
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Балты. Финно-угры. Русь.
Подсечно-огневая система земледелия. Город. Село. Дань, полюдье, гривна. Князь, вече, посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Люди, смерды, закупы, холопы. Традиционные верования, христианство, православие, ислам, иудаизм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия (церковная). Десятина.
Крестово-купольный храм. Базилика. Граффити. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития. Берестяные грамоты. Былины.
Орда. Курултай, баскак, ярлык. Десятник. Военные монашеские ордена. Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Герб.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Договоры Руси с Византией. Русская Правда. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». Новгородская первая летопись. «Слово о полку Игореве». Галицко-Волынская летопись. «Житие Александра Невского». «Житие Михаила Ярославича Тверского». «Задонщина». Летописные повести о Куликовской битве. «Житие Сергия Радонежского». Новгородская псалтырь. Берестяные грамоты. Княжеские духовные и договорные грамоты. Псковская судная грамота. Судебник 1497 г.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ
Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Аскольд и Дир, Батый (Бату), Василий I, Василий I Тёмный, Витовт, Владимир Мономах, Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Гедимин, Даниил Галицкий, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь, Игорь Святославич, Мамай, Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав Игоревич, Софья (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан, Юрий Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования:
митрополит Алексий, Борис и Глеб, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый, митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин, Пахомий Серб, митрополит Пётр, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.
Тематическое планирование:
№ | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт | Дом. Задание |
1 | Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв. | 1 | 03.09 | п. 1 | |
2 | Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 | 06.09 | п. 2 | |
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | 10.09 | п. 3 | |
4 | Феодальная раздробленность в Западной европе в 9-11 веках | 1 | 13.09 | п. 4 | |
5 | Англия в раннее Средневековье | 1 | 17.09 | п. 5 | |
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | 20.09 | п. 6 | |
7 | Культура Византии | 1 | 24.09 | п. 7 | |
8 | Образование славянских государств | 1 | 27.09 | п. 8 | |
9 | Возникновение ислама. Арабский Халифат и его распад | 1 | 01.10 | п. 9 | |
10 | Культура стран Халифата | 1 | 04.10 | п. 10 | |
11 | Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке | 1 | 08.10 | п. 12 | |
12 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | 1 | 11.10 | п. 13 | |
13 | Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни | 1 | 15.10 | п. 14 | |
14 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | 18.10 | п. 15 | |
15 | Крестовые походы | 1 | 22.10 | п. 16 | |
16 | Как происходило объединение Франции | 1 | 25.10 | п. 17 | |
17 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | 05.11 | п. 18 | |
18 | Столетняя война | 1 | 08.11 | п. 19 | |
19 | Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии | 1 | 12.11 | п. 20 | |
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | 15.11 | п. 21 | |
21 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 веках | 1 | 19.11 | п. 22 | |
22 | Гуситское движение в Чехии | 1 | 22.11 | п. 23 | |
23 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | 26.11 | п. 24 | |
24 | Образование и философия | 1 | 29.11 | п. 25 | |
25 | Средневековая литература Средневековое искусств | 1 | 03.12 | п. 26 | |
26 | Культура раннего Возрождения в Италии | 1 | 06.12 | п. 27 | |
27 | Научные открытия и изобретения | 1 | 10.12 | п. 28 | |
28 | Средневековый Китай | 1 | 13.12 | п. 29 | |
29 | Индия, Япония. Государства и культура востока. | 1 | 17.12 | п. 30 | |
30 | Государства и народы доколумбовой Америки и | 1 | 20.12 | п. 31 | |
31 | Африка | 1 | 24.12 | п. 32 | |
32 | Наследие Средних веков. Итоговое повторение. | 1 | 27.12 | Повторение | |
33 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | 14.01 | п. 1 | |
34 | Образование первых государств | 1 | 17.01 | п. 2 | |
35 | Восточные славяне и их соседи | 1 | 21.01 | п. 3 | |
36 | Первые известия о Руси | 1 | 24.01 | п. 4 | |
37 | Становление Древнерусского государства | 1 | 28.01 | п. 5 | |
38 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | 31.01 | п. 6 | |
39 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | 04.02 | п. 7 | |
40 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | 08.02 | п. 8 | |
41 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | 11.02 | п. 9 | |
42 | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 | 14.02 | п. 10 | |
43 | Повседневная жизнь населения. | 1 | 18.02 | П.11 | |
44 | Урок истории и культуры родного края в древности | 1 | 21.02 | Конспект | |
45 | Политическая раздробленность на Руси | 1 | 25.02 | п. 12 | |
46 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | 27.02 | п. 13 | |
47 | Новгородская республика | 1 | 04.03 | п. 14 | |
48 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | 07.03 | п. 15 | |
49 | Батыево нашествие на Русь | 1 | 11.03 | п. 16 | |
50 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | 14.03 | п. 17 | |
51 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 | 18.03 | п. 18 | |
52 | Литовское государство и Русь | 1 | 21.03 | п. 19 | |
53 | Усиление Московского княжества | 1 | 01.04 | п. 20 | |
54 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | 04.04 | п. 21 | |
55 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв. | 1 | 08.04 | п. 22 | |
56 | Родной край в истории и культуре Руси | 1 | 11.04 | Конспект, доклады | |
57 | Повторительно-обобщающий урок по теме 4 | 1 | 15.04 | Повторение | |
58 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | 18.04 | п. 23 | |
59 | Московской княжество в первой половине XV в. | 1 | 22.04 | п. 24 | |
60 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | 25.04 | п. 25 | |
61 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | 29.04 | п. 26 | |
62 | Русская православная церковь в XV-начале XVI | 1 | 03.05 | п. 27 | |
63 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | 06.05 | п. 28 | |
64 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | 13.05 | п. 29 | |
65 | Повторительно-обобщающий урок по теме 5 | 1 | 16.05 | Повторение | |
66-67 | История родного края в XIII-XV вв. | 2 | 20.05 23.05 | Доклады | |
68 | Итоговое повторение | 1 | 27.05 | Нет |
Оценивание устных ответов:
1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично. Или за короткий правильный ответ.
2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Примечание: можно поставить оценку «отлично», за творческий подход к заданию, нестандартное решение проблемного вопроса .
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
Список литературы для учителя.
- Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово, 2005.
- Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
- Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
- Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М. : Курсив, 2010.
- Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.
- Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. — М. : Просвещение, 1992.
- История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы : дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.
- История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
- История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.
- История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
- История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 20II.
- История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград : Учитель, 2008.
- Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
- Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н.Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
- Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. - М. : Просвещение, 2001.
- Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащих,., / Т. Черкашина. - Волгоград : Учитель, 2012.
Список литературы для учащихся.
- Амбаров, В. Н. История : большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
- Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М. : ACT:Act- рель: Хранитель, 2002.
- Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - М.: Дрофа Плюс, 2011.
- Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.
- История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - М.: Экс- мо-Пресс, 1999.
- Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. - М.: Росмэн, 2000.
- Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.:ACT, 2008.
Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер
3.Экран.
Ресурсы Интернет
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
- http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
- http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
- http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
- http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
- http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
- http://www.fipi.ru - ФИПИ
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
- http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
- http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
- http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
- http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
- http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
- http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Всеобщая история» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год
Цель курса:Главная цель школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация эт...
Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» 5-9 класс
Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» 5-9 класс...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...
Рабочая программа по истории Всеобщей истории.Истории России ООО
Рабочая программа с учетом стратегии воспитания...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Всеобщая история. История Древнего мира.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Всеобщая история.История Древнего мира....