АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Еремина Елена Геннадьевна

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучение курса истории Древнего мира  в   5 классе отводится 68 часов, то есть  2 часа в неделю.  На изучение курса «Культура Древнего мира» из школьного компонента выделяется дополнительно 1 час в неделю (т. е. 34 часа в год), курс интегрируется с курсом «История Древнего мира». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_kursu.docx51.16 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.  ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

(интегрированная с курсом «Культура Древнего мира»)

(5 КЛАСС)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе:

  • ФГОС ООО – М. Просвещение (2014 г.)
  • примерной программы основного общего образования по истории в соответствии с ФГОС ООО для 5-9 классов М.Просвещение (2014 г.)
  • рабочей   программы основного общего образования по истории
  • основной образовательной программы образовательного учреждения
  • базисного учебного плана образовательного учреждения.  

     Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучение курса истории Древнего мира  в   5 классе отводится 68 часов, то есть  2 часа в неделю.  На изучение курса «Культура Древнего мира» из школьного компонента выделяется дополнительно 1 час в неделю (т. е. 34 часа в год), курс интегрируется с курсом «История Древнего мира». По итогам изучения интегрированного курса выставляется одна оценка по предмету «История». Такая интеграция позволяет создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон восприятия мира и освоения содержания стандарта общего образования; ведет к увеличению доли обобщающих знаний, увеличивает информативную емкость урока и позволяет находить новые факты, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся; помогает формировать позитивную мотивацию обучения, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления, помогает учащимся применять полученные знания на практике, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств. Такое построение программы позволяет в полной мере активизировать сферы сознания личности: логико-понятийную, ценностно-смысловую, нравственно-эстетическую, повысить качество образования.

    Программа по истории направлена на удовлетворение потребности:

-учащихся - в развитии познавательных и творческих возможностей; коррекции и компенсации речевых дефектов;

-общества и государства - в развитии личности, способной к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений.

    Программа ориентирована на использование предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы : История Древнего мира - учебник для 5 класса общеобразовательных  заведений  / Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. – М.: Просвещение, 2016.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

  • образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории  мировой цивилизации.

Общие задачи изучения курса «История Древнего мира:

  • усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  
  • формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
  • оперировать историческими знаниями и применять их в различных ситуациях
  • формировать у учащихся способность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

    Цели курса «Культура Древнего мира»: 

Личностные:

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

- воспитание уважения к истории и традициям народов

Метапредметные:

- развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

-овладение основами проектной деятельности

- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

Предметные:

- формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания;

- умение работать с различными источниками исторической информации;

Задачи изучения курса «Культура Древнего мира» :

    В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

-контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

    В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий:

- формирование умений работать в группе

- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

    В сфере развития познавательных универсальных учебных действий:

-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

-развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

    Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции историко-культурологического  образования.  

    В 5-м классе учащиеся начинают систематическое изучение истории. Важно, чтобы с первых занятий у них возник интерес к предмету. Этот интерес может возникнуть, только если ребёнок будет понимать тот материал, который он изучает. Ведь очень часто детское “не интересно” обозначает “не понимаю”. Изучение истории начинается с очень интересного, но и очень сложного курса “Древний мир”. Десятилетнему человеку трудно представить себе столь далёкое время; технологии ведения хозяйства в древности; устройство древних обществ и мировоззрение древних людей. Все эти сложности сложно преодолеть только в рамках урока. Для того, чтобы понять историю, необходимо “прожить” её, “увидеть изнутри”. Изучение курса «Культура Древнего мира» с использованием метода проектов, исторических задач, даёт возможность учесть образовательные потребности детей; осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому из учащихся; раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности учеников, расширить знания учащихся о культуре Древнего мира; коррекционная составляющая направлена на компенсацию речевых дефектов, формирование речи и активизацию словаря обучающихся.

Коррекционная составляющая

    Учащиеся специальной (коррекционной) школы имеют различные речевые дефекты, в основном это ОНР и заикание. У детей с ОНР вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков. В результате у них не формируются обобщенные представления о языковых единицах различных уровней: звуках, фонемах, грамматических формах и конструкциях, закономерностях построения высказывания. Это выражается в системном недоразвитии всех сторон речи, ее устной и письменной форм. Особенно страдают высшие формы речи: литературная, письменная, терминологическая, учебная. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Многие дети страдают логофобией. У детей с заиканием возникает речевой и поведенческий негативизм, трудности вербальной коммуникации, что обуславливает социальную дезадаптацию ребенка и, как следствие, невротизацию личности, асоциальное поведение, школьную неуспеваемость. Есть дети с ФФН, обусловленным дизартрией, у которых затруднения в восприятии лексического состава текста. Такие дети также испытывают трудности в усвоении программного материала.

   Психологические особенности детей с речевыми дефектами состоят в слабости или отсутствии волевых усилий, необходимых для достижения поставленных в процессе обучения целей, в низком уровне мотивации, в недостаточно развитых мыслительных процессах (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

   У детей наблюдается неустойчивость внимания, его недостаточная концентрированность, замедленность процессов восприятия, неполноценность произвольной памяти (снижение объема, недостаточная точность).

   Кроме того, такие дети неэмоциональные, скованные, испытывают стеснение, неловкость в нестандартных ситуациях, часть детей склонна к вспышкам гнева, агрессии, другие бывают слишком заторможенные. Дети с речевыми нарушениями зачастую страдают недостаточностью воображения, низким уровнем познавательной активности.

   В соответствии с выявленными проблемами в рабочую программу дополнительно введены коррекционные цели и задачи, способствующие коррекции и компенсации речевых дефектов, психолого-педагогических особенностей развития обучающихся, которые позволяют качественно усвоить материал предмета. Коррекционные задачи вводятся и в структуру урока

Коррекционные задачи:

  • научить ребёнка жить в условиях формирующейся новой социальной среды, решить проблему адаптации его в социуме (социальная задача);        
  • обучить предмету (образовательная задача);
  • сформировать умение общаться (воспитательная задача);
  • компенсировать речевой дефект в соответствие с особенностями ребёнка (компенсаторная задача);
  • корригировать нарушения, связанные с недоразвитием речи (коррекционная задача).

Основные направления коррекционной работы

в помощь усвоению школьной программы:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • формирование навыков соотносительного анализа;
  • развитие навыков группировки и классификации;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции;
  • развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • наглядно-образного;
  • словесно-логического.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • релаксация мышц, мимики лица;
  • драматизация, чтение по ролям.

6. Развитие речи, владение техникой речи.

7. Расширение представлений о мире, кругозора.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Прогнозируемые результаты коррекционной работы:

  • повышение уровня развития коммуникативных навыков;
  • повышение уровня учебной мотивации;
  • повышение качества обучения;
  • успешная социализация учащихся.

   Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с психолого-педагогическими, возрастными особенностями развития учащихся, а также с задачами коррекционно-воспитательной работы.

   Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности  к самостоятельной учебной работе. Это предполагает более широкое использование нетрадиционных форм урока, в том числе методики ролевых игр, решение проблемных учебно-познавательных задач, моделирование различных жизненных ситуаций.

   Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задач, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме конспекта, реферата, презентации, проекта; применять на практике полученные знания.

    Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности).

   Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: мультимедийное пособие (учебное электронное издание) «История Древнего мира 5 класс». – М.: Просвещение; видеофильмы, Интернет-ресурсы.

   Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: контрольные и практические работы; защита сообщений, презентаций, учебных проектов; тестирование, обобщающие уроки, устные опросы, сочинения, эссе. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, лучшей организации познавательной деятельности школьников. Основными формами организации учебных занятий являются познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки.

   Преобладающей формой текущего контроля являются опрос и практические работы.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

    Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными  результами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными  результами изучения курса истории являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Формирование УУД

Личностные универсальные учебные действия:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. 5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис-торика);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

      Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,  компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности  значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

«КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА»

Личностные результаты:

(ЛР21) формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

(ЛР2) воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам

(ЛР3) уважение к народам мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;

(ЛР4) развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

(ЛР5) формирование готовности к выбору профильного образования.

Предметные результаты:

(ПР1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества

(ПР2) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

(ПР3) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

(ПР4) объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

(ПР5) давать оценку наиболее значительным событиям и личностям.

(Пр6) проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках

(ПР7) анализировать информацию из исторических источников − текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;

(ПР8) систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

(ПР9) формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

(ПР10) использовать историческую карту как источник информации;

(ПР11) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

Метапредметные результаты:

(МР1) развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней; (МР2) формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

(МР3) формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

(МР4) формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

(МР5) формирование умений работать в группе

(МР6) формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(МР7) формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

(МР8) для приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

(МР9) создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

(МР10) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

(МР11) усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

(МР12) формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

(МР13) формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

(МР14) формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

(МР15) формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

(МР16) формирование стремления  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

(МР17 формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

(МР18) формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

(МР19) формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

(МР20) формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение,

(МР21) формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

(МР22) формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

* В скобках указаны порядковые номера уроков

Планируемые результаты изучения курса «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА»:

Выпускник научится:

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: А) положения основных групп населения в древневосточных обществах Б) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Оценка предметных результатов:

    В рамках курса обучающиеся выполняют проекты по изучаемым темам, решают исторические задачи, тесты.

Оценивание теста

90%-100% -«5»;

70%-89% -«4»;

50%-69% -«3»;

49% и менее - «2».

Оценивание творческой работы (проекта) Оценка «5» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание изложенного последовательно, работа отличается богатством словаря, достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала.

Оценка «4» ставится, если содержание работы в основном соответствует теме, имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Оценка «3» ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы, оформление работы неаккуратное, нарушены правила библиографического и иллюстративного оформления.

Оценка «2» ставится, если работа не соответствует теме, допущено много фактических ошибок, нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними, беден словарь, нарушено стилевое единство текста. При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы.

Критерии для оценивания устного ответа:

Оценка «5» ставится, если ученик: 
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. 

Оценка «4» ставится, если ученик: 
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 

Оценка «3» ставится, если ученик: 
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. 

Оценка «2» ставится, если ученик: 
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 
5. Полностью не усвоил материал.

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение курса

«Культура Древнего мира»

Методические пособия для учителя:

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: ВЛАДО, 2005.
  2. Борзак Е. Олимпиады по истории. 5-9 классы: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград: Корифей, 2006.

3.Вяземский, Е.Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства: практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М. : ВЛАДОС, 2003.

  1. Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история. М.: «Первое сентября» 200о
  2. Уколова И.Е. История Древнего мира. Задания, тесты, задачи : метод, пособие / И. Е. Уколова.-М.: Росмэн, 2005.
  3. М.А. Гузик «В поисках золотого руна» М.: «Просвещение» 1994

Дополнительная литература для учителя:

  1. Евтухов И.О. Материалы по истории Древнего мира и Средних веков: справ. пособие
    И.О. Евтухов, В.А. Федоскин, А. А. Прохоров. - М. : Книжный дом, 2004.
  2. Девятайкина Н.И. Мифология: книга для чтения по истории и мировой художественной культуре: в 2 ч. / Н.И. Девятайкина, Е.В. Смыков, Л. Лукьянова. - М. : Центр гуманитарного образования, 2001.
  3. Яновский О.А. Всемирная история: в 3 ч. / О. А. Яновский. - М.: Юнипресс, 2002.
  4. Чернова М.П. Справочник учителя истории 5-11 классов / М.П. Чернова. - М. : Экза,
    2008.
  5. 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Алексашкиной
    М.: АСТ, 1996.
  6. К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима М.: Высшая школа 1990

Дополнительная литература для учащихся:

1.Афонъкин С. Боги Олимпа: школьный путеводитель / С. Афонькин. - М.: Узнай мир, 2001

  1. Ботвинник М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян. Греки: пособие для учащихся / М. Н. Ботвинник. - М.: Просвещение, 2008.
  2. 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н.М. Ионина. - М. : Вече,2007.
  3. История мировой культуры: справочник школьника / сост. Ф.С. Капица Т.М. - 
    М.: Слово, 1996.
  4. Всеобщая история: новейший справочник школьника / сост. Ф.С. Капица В.А. Григшев, Е.П. Новикова. - М.: АСТ, 2010.
  5. Энциклопедия для детей. Т 1 : Всемирная история / сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1999.
  1. Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира: энциклопедия / З.А. Камышанова, К.А. Камышанов. - М.: Академия развития, 2005.
  2. Пономарёв М.В. История Древнего мира: хрестоматия для учащихся / М. В. ПономаревС.В. Колпаков А.В. Абрамов. - М.: Дрофа, 2007.

Учебно-методическое обеспечение:

История Древнего мира. Уроки Всеобщей истории Кирилла и Мефодия. СД.

Технические средства обучения.

Телевизор.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

Содержание курса «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА»

Вводное занятие.  Знакомство с курсом. Понятие культура.

Открытия и изобретения древнейших людей

Как первобытные люди рисовали на скалах? Первобытная живопись. Первые дома и храмы.

Загадки Древнего Востока

Загадки египетских пирамид. Существует ли проклятье фараонов? Мифы Древнего Египта. Египетский храм. Рельефы и росписи. Скульптура Древнего Египта.

Письмена на глиняных табличках. Город и зиккурат.

О чём рассказывает книга книг? Дискуссия: Можно ли считать Библию историческим источником? Оформление и презентация творческого проекта

Культура Ассирийской державы.

Портрет жителя Древней Индии (по мифологии, верованиям и другим историческим источникам). Храмы Древней Индии. Китайский дом, дворец, храм.

Древняя Греция

Мифы Древней Греции. Мифы о Зевсе. Мифы об олимпийских богах. Сказания о греческих героях. Геракл и его подвиги. Миф о Тантале. Миф об аргонавтах. Остров лабиринтов- Крит. Храмы Древней Греции. Афинский Акрополь. Скульптура Древней Греции. Керамика Древней Греции. В древнегреческом театре. Изучение истории древнегреческого театра. Афинская школа.

Древний Рим

Архитектура и скульптура Древнего Рима. Мифы Древнего Рима. Литература, театр, религия. Римская школа.

Тематическое планирование курса «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА»

  • темы включаются в тематическое планирование по истории Древнего мира в конце изучения соответствующих  разделов.

Тема

Кол-во

часов

Культура Древнего Египта

7 ч.

1

Открытия и изобретения древнейших людей

2

Первобытная живопись. Как первобытные люди рисовали на скалах?

3

Первые дома и храмы.

4

Загадки египетских пирамид. Существует ли проклятье фараонов?

5

Мифы Древнего Египта.

6

Египетский храм. Рельефы и росписи.

7

Скульптура Древнего Египта.

Культура Древнего Двуречья

2 ч.

8

Письмена на глиняных табличках.

9

Город и зиккурат.

Древнееврейская культура

1 ч.

10

О чём рассказывает книга книг?

Культура Древней Ассирии

11

Культура Ассирийской державы.

Культура Древней Индии и Древнего Китая

4 ч.

12

Касты в Индии. Буддизм – мировая религия.

13

Храмы Древней Индии.

14

Конфуцианство.

15

Вклад китайцев в мировую цивилизацию.

Культура Древней Греции

10 ч.

16

Мифы Древней Греции: мифы о Зевсе.

17

Мифы об олимпийских богах.

18

Сказания о греческих героях. Геракл и его подвиги. Миф о Тантале.

19

Миф об аргонавтах.

20

Остров лабиринтов- Крит.

21

Храмы Древней Греции. Афинский Акрополь.

22

Скульптура Древней Греции. Керамика Древней Греции.

23

В древнегреческом театре.

24

Изучение истории древнегреческого театра.

25

Афинская школа.

Культура Древнего Рима

7 ч.

26

Архитектура Древнего Рима.

27

Скульптура Древнего Рима.

28

Мифы Древнего Рима.

29

Литература Древнего Рима.

30

Театр. Колизей.

31

Религия в Риме.

32

Римская школа.

33

Защита творческих проектов

1 ч.

34

Защита проектов. Обобщение по курсу.

1 ч.

Всего 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5

Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....

Рабочая программа по ФГОС «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс

Пояснительная запискак рабочей программе курса «Всеобщая история. История Древнего мира»в 5 классе.Рабочая программа  по курсу «История Древнего мира» разработана   в соответствии с тре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ Всеобщая история .История древнего мира /5 класс/

Рабочая программа по Истории древнего мира для 5 класса ФГОС...

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.

Пояснительная записка  составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику  авторского коллектива в составе:  Вига...

Рабочая программа по курсу Всеобщая история. История России, 6 класс

Рабочая программа по истории для 6 класса, соответстует ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Всеобщая история. История Древнего мира.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Всеобщая история.История Древнего мира....

«Рабочая тетрадь для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках истории в 5 классе при изучении курса «Всеобщая история. История Древнего мира»

В настоящее время отсутствуют пособия для работы с детьми с нарушениями письменной речи (дисграфии и дизорфографии) на уроках истории на уровне ООО.С каждым годом в общеобразовательных учреждениях обу...