КТП по всеобщей истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_vseobshchaya_istoriya_5_klass.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «Всеобщая история»
для 5 класса
на 70 часов
№ п/п | Дата | Тема урока | Форма контроля | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение (1 ч.) | ||||
1/1 | Введение. Письменные и вещественные исторические источники по истории Древнего мира | Устный опрос | Раскрывают значение терминов «история», «век», «исторический источник». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч.) | ||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.) | ||||
2/1 | Древнейшие люди | Устный опрос | Комментируют и формулируют понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство». Устно описывают первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризуют достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображают в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | |
3/2 | Родовые общины охотников и собирателей | Тест | Исследуют на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называют и характеризуют новые изобретения человека для охоты. Разрабатывают сценарии охоты на крупного зверя. Выделяют признаки родовой общины. Характеризуют новые способы охоты. | |
4/3 | Возникновение искусства и религиозных верований | Устный опрос | Рассказывают о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объясняют, как ученые разгадывают загадки древних художников. Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Характеризуют первобытные верования людей. | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч.) | ||||
5/1 | Возникновение земледелия и скотоводства | Тест | Исследуют географию районов первобытного земледелия на исторической карте. Рассказывают о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Характеризуют изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделяют и комментируют промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Обозначают последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изображают и комментируют управление родовой общиной и племенем. Характеризуют религиозные верования древнего человека. | |
6/2 | Появление неравенства и знати | Тест | Раскрывают смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государство. Находят на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявляют и сравнивают признаки родовой и соседской общин. Характеризуют изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | |
7 | Повторение. Переход от первобытности к цивилизации | Тест | Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду; Высказывают суждения о значении данного периода для современного общества; Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ); Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществляют самооценку и взаимооценку | |
Тема 3. Счет лет в истории (1 ч.) | ||||
8 | Счет лет в истории | Практические задания | Решают исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Осмысливают различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определяют историческое время по ленте времени. | |
Раздел II. Древний Восток (20 ч.) | ||||
Тема 4. Древний Египет (8 ч.) | ||||
9/1 | Государство на берегах Нила | Устный опрос | Самостоятельно подготавливают тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризуют местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливают причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | |
10/2 | Как жили земледельцы и ремесленники | Устный опрос | Находят и группируют информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментируют понятия и самостоятельно формулируют их. Оценивают достижения культуры. | |
11/3 | Жизнь египетского вельможи | Устный опрос | Учатся работать в малой группе над общим заданием. Выделяют главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделяют ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | |
12/4 | Военные походы фараонов | Устный опрос | Работают с картой в малых группах по единому заданию. Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Готовят сообщение о военных походах Тутмоса III. | |
13/5 | Религия древних египтян | Тест | Характеризуют религию древних египтян. Устанавливают связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | |
14/6 | Искусство древних египтян | Устный опрос | Ищут в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготавливают презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывают о внутреннем устройстве пирамиды. | |
15/7 | Письменность и знания древних египтян | Тест | Составляют короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществляют поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризуют знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | |
16/8 | Повторение. Древний Египет | Тест | Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду; Высказывают суждения о значении данного периода для современного общества; Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ); Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществляют самооценку и взаимооценку | |
Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.) | ||||
17/1 | Древнее Двуречье | Устный опрос | Характеризуют природно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментируют письменность Двуречья и выделяют ее особые признаки. | |
18/2 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Составление кроссворда | Выделяют основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составляют кроссворд по теме урока. Характеризуют свод законов Хаммурапи. Объясняют, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | |
19/3 | Финикийские мореплаватели | Устный опрос | Рассказывают с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Подготавливают короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Используют историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | |
20/4 | Библейские сказания | Тест | Изучают по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объясняют значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводят аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объясняют, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | |
21/5 | Древнееврейское царство | Устный опрос | Решают развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео-, и аудиоресурсов. Выделяют в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Учатся формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Обобщают информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | |
22/6 | Ассирийская держава | Устный опрос | Работают в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечисляют достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находят аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определяют причины падения Ассирийской державы. | |
23/7 | Персидская держава «царя царей» | Тест | Работают с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизируют учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывают кратко легенды о персидских царях. | |
Тема 6. Индия и Китай в древности (4 ч.) | ||||
24/1 | Природа и люди в Древней Индии | Устный опрос | Рассказывают о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывают на карте основные географические объекты Древней Индии. Объясняют, каких животных почитали индийцы и почему. Выделяют ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. | |
25/2 | Индийские касты | Составление устного рассказа | Составляют простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывают о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивают основные положения брахманизма и буддизма. Подготавливают сообщение о жизни Будды. Перечисляют достижения древних индийцев. | |
26/3 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Устный опрос | Ведут поиск по карте и комментируют местоположение Китая. Определяют и формулируют особенности китайской религии. Объясняют, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. | |
27/4 | Первый властелин единого Китая | Составление кроссворда | Рассказывают об отношениях Китая с соседями. Объясняют причины возведения Великой Китайской стены. Выделяют своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. Составляют кроссворды по тематике урока. | |
28 | Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру | Тест | Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду; Высказывают суждения о значении данного периода для современного общества; Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ); Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществляют самооценку и взаимооценку | |
Раздел III. Древняя Греция (21 ч.) | ||||
Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч.) | ||||
29/1 | Греки и критяне | Устный опрос | Определяют и комментируют местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называют отличительные признаки Критской культуры. Работают с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывают миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | |
30/2 | Микены и Троя | Устный опрос | Показывают на карте местоположение Микен. Выделяют отличия между микенской и критской культурами. Работают в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначают падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определяют, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими. | |
31/3 | Поэма Гомера «Илиада» | Тест | Рассказывают легенду о жизни Гомера, раскрывают кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризуют образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполняют задания рабочей тетради по теме урока. | |
32/4 | Поэма Гомера «Одиссея» | Самостоятельная работа с текстом | В группах соотносят с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделяют основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывают о всех приключениях Одиссея. Читают текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. | |
33/5 | Религия древних греков | Тест | Объясняют связь между явлениями природы и греческими богами. Дают нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивают пантеон богов египтян и греков. Оценивают роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.) | ||||
34/1 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Устный опрос | Находят на карте и устно комментируют положение Аттики, занятие ее населения. Выделяют признаки греческого полиса. Характеризуют греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | |
35/2 | Зарождение демократии в Афинах | Устный опрос | Показывают на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивают законы Драконта и Солона. Учатся вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Дают оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. | |
36/3 | Древняя Спарта | Составление рассказа | Показывают на карте и рассказывают о местоположении Спарты. Характеризуют основные группы населения и их положение. Составляют рассказ о жизни и традициях спартанцев. | |
37/4 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Устный опрос | Объясняют причины греческой колонизации, ее географию. Выделяют общее, что связывало греческие колонии. Сравнивают финикийскую и греческую территории колонизации. Комментируют наряд греков. | |
38/5 | Олимпийские игры в древности | Тест | Составляют развернутый план одной части параграфа. Составляют «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Используют мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивают значение Олимпийских игр для общества того времени. | |
39/6 | Победа греков над персами в марафонской битве | Устный опрос | Выделяют и обозначают причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывают о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. | |
40/7 | Нашествие персидских войск на Элладу | Тест | Называют цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группируют факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу, инсценировать события одного из сражений. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: -о создании военного флота; -о Фермопильском сражении; -о Саламинской битве. | |
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.) | ||||
41/1 | В гаванях афинского порта Пирей | Устный опрос | Сравнивают военную и торговую гавани. Оценивают, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризуют положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. | |
42/2 | В городе богини Афины | Составление рассказа/презентации | Рассказывают о наиболее значимых частях Афин. Формулируют собственное мнение об архитектурных сооружениях. Составляют план виртуальной экскурсии по Акрополю. Составляют кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). | |
43/3 | В афинских школах и гимнасиях | Устный опрос | Сравнивают типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывают о каждой из школ. Объясняют назначение каждой из школ. Поясняют, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполняют практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | |
44/4 | В театре Диониса | Тест | Объясняют причины особой любви греков к представлениям. Называют отличительные признаки комедии и трагедии. Комментируют строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивают роль современного театра для общества. | |
45/5 | Афинская демократия при Перикле | Устный опрос | Самостоятельно подготавливают тематические сообщения по выбору. Называют заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группируют информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.) | ||||
46/1 | Города Эллады подчиняются Македонии | Устный опрос | Показывают на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризуют политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объясняют причины потери независимости Греции. Разъясняют причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | |
47/2 | Поход А.Македонского на Восток | Устный опрос | Используя карту и ее легенду, рассказывают о военных событиях, походах А.Македонского на Восток. Характеризуют ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского. Оценивают поступки А.Македонского, его противников. | |
48/3 | В Александрии Египетской | Устный опрос | Называют причины распада державы А.Македонского. Показывают на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывают об Александрии – центре эллинистического мира. Сравнивают Александрию и Афины. | |
49/4 | Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру | Тест | Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду; Высказывают суждения о значении данного периода для современного общества; Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ); Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществляют самооценку и взаимооценку | |
Раздел IV. Древний Рим (17 ч.) | ||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.) | ||||
50/1 | Древнейший Рим | Устный опрос | Сравнивают природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывают легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Используют карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | |
51/2 | Завоевание Римом Италии | Устный опрос | Исследуют по карте, мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом. Характеризуют Римскую республику и причины ее возникновения. Выделяют причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивают территориальные приобретения Рима во II-III вв. до н.э. | |
52/3 | Устройство Римской республики | Устный опрос | Сравнивают устройство римской республики с греческим полисом. Объясняют, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделяют и называют преимущества легиона в отношении фаланги. Представляют сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | |
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.) | ||||
53/1 | Вторая война Рима с Карфагеном | Тест | Называют причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывают по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризуют цели, поступки Ганнибала. Перечисляют причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | |
54/2 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | Составление простого плана | Работают с картой в процессе изучения событий, обеспечивающих господство Рима в Средиземноморье. Характеризуют способы подчинения государств власти Рима. Рассказывают о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составляют простой план параграфа. | |
55/3 | Рабство в Древнем Риме | Тест | Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. | |
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.) | ||||
56/1 | Земельный закон братьев Гракхов | Устный опрос | Устанавливают причины гражданских войн в Риме. Называют причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывают, сколько лет римляне жили в мире. Оценивают поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. | |
57/2 | Восстание Спартака | Устный опрос | Прослеживают движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составляют рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывают краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака». | |
58/3 | Единовластие Цезаря | Устный опрос | Составляют рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализируют действия и поступки Ю.Цезаря. Объясняют позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Ю.Цезаря. | |
59/4 | Установление империи | Составление кроссворда | Определяют причины поражения сторонников республики. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставляют действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объясняют причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризуют правление Октавиана Августа. Рассказывают о судьбах знаменитых греков. | |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.) | ||||
60/1 | Соседи римской империи | Устный опрос | Показывают на карте территорию расселения народов, попавших под власть империи. Комментируют иллюстрации на страницах учебника. Составляют задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывают о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | |
61/2 | Рим при императоре Нероне | Устный опрос | Используют различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н.э. Осуществляют отбор аргументов в пользу версии о пожаре в Риме. Анализируют причины крайнего своеволия Нерона. | |
62/3 | Первые христиане и их учение | Устный опрос | Рассказывают об условиях появления христианского учения. Объясняют причины распространения христианства. Комментируют и оценивают комплекс моральных норм христиан. Объясняют, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | |
63/4 | Расцвет римской империи во II в. | Устный опрос | Сравнивают положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризуют период правления императора Траяна. Рассказывают о достижениях империи во втором веке. Выделяют причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывают, что римляне строили на века. Сравнивают новизну в строительном деле Рима и современность. | |
64/5 | «Вечный город» и его жители | Составление устного рассказа | Инсценируют виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументировано доказывают смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составляют рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора, об одном дне в Риме. | |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной римской империи (2 ч.) | ||||
65/1 | Римская империя при Константине | Составление устного рассказа | Объясняют причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивают положение на границах империи в первом веке и при императоре Константине. Обосновывают факт переноса столицы империи. Комментируют последствия утверждения христианства государственной религией. Составляют рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | |
66/2 | Взятие Рима варварами | Устный опрос | Обозначают причины раздела империи на две части. Рассказывают об исторических деятелях и их поступках. Оценивают поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей. Высказывают предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. | |
67-68 | Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. | Тест | Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду; Высказывают суждения о значении данного периода для современного общества; Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ); Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществляют самооценку и взаимооценку | |
69-70 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Конспект урока по Всеобщей истории. Новейшая история для 9 класса по теме «Страны Азии и Африки в современном мире» (Всеобщая история. Новейшая история, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Под редакцией А.А.Искандерова, 2014)
Процесс крушения колониальной системы в странах Азии и Африки;Пути развития стран Азии и Африки во второй половине ХХ — начале XXI в....
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....
Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.
Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....