КТП по всеобщей истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_vseobshchaya_istoriya_5_klass.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «Всеобщая история»

для 5 класса

на 70 часов

№ п/п

Дата

Тема урока

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение (1 ч.)

1/1

Введение. Письменные  и вещественные исторические источники по истории Древнего мира

Устный опрос

Раскрывают значение терминов «история», «век», «исторический источник».

Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч.)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

2/1

Древнейшие люди

Устный опрос

Комментируют и формулируют понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство».

Устно описывают первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека.

Характеризуют достижения первобытного человека, его приспособления к природе.

Изображают в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

3/2

Родовые общины охотников и собирателей

Тест

Исследуют на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей.

Называют и характеризуют новые изобретения человека для охоты.

Разрабатывают сценарии охоты на крупного зверя.

 Выделяют признаки родовой общины.

Характеризуют новые способы охоты.

4/3

Возникновение искусства и религиозных верований

Устный опрос

Рассказывают о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объясняют, как ученые разгадывают загадки древних художников.

Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Характеризуют первобытные верования людей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч.)

5/1

Возникновение земледелия и скотоводства

Тест

Исследуют географию районов первобытного земледелия на исторической карте.

Рассказывают о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

Характеризуют изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Выделяют и комментируют промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла.

Обозначают последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины.

 Схематически изображают и комментируют управление родовой общиной и племенем.

Характеризуют религиозные верования древнего человека.

6/2

Появление неравенства и знати

Тест

Раскрывают смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государство. Находят на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявляют и сравнивают признаки родовой и соседской общин. Характеризуют изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

7

Повторение.  Переход от первобытности к цивилизации

Тест

Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;

Высказывают суждения о значении данного периода  для современного общества;

Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода  (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

Тема 3. Счет лет в истории (1 ч.)

8

Счет лет в истории

Практические задания

Решают исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени.

Осмысливают различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Определяют историческое время по ленте времени.

Раздел II. Древний Восток (20 ч.)

Тема 4. Древний Египет (8 ч.)

9/1

Государство на берегах Нила

Устный опрос

Самостоятельно подготавливают тематическое сообщение к уроку по выбору.

Характеризуют местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды.

Устанавливают причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

10/2

Как жили земледельцы и ремесленники

Устный опрос

Находят и группируют информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментируют понятия и самостоятельно формулируют их.

Оценивают достижения культуры.

11/3

Жизнь египетского вельможи

Устный опрос

Учатся работать в малой группе над общим заданием. Выделяют главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделяют ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12/4

Военные походы фараонов

Устный опрос

Работают с картой в малых группах по единому заданию. Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

 Готовят сообщение о военных походах Тутмоса III.

13/5

Религия древних египтян

Тест

Характеризуют религию древних египтян. Устанавливают связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

14/6

Искусство древних египтян

Устный опрос

Ищут в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах  древнеегипетских фараонов.

 Подготавливают презентации  в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

Рассказывают о внутреннем устройстве пирамиды.

15/7

Письменность и знания древних египтян

Тест

Составляют короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Осуществляют поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

 Характеризуют знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16/8

Повторение. Древний Египет

Тест

Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;

Высказывают суждения о значении данного периода  для современного общества;

Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода  (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.)

17/1

Древнее Двуречье

Устный опрос

Характеризуют природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Комментируют письменность Двуречья и выделяют  ее особые признаки.

18/2

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Составление кроссворда

Выделяют основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.

Составляют кроссворд по теме урока.

Характеризуют свод законов Хаммурапи.

 Объясняют, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

19/3

Финикийские мореплаватели

Устный опрос

Рассказывают с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей.

Подготавливают короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Используют историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

20/4

Библейские сказания

Тест

Изучают по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен.

Объясняют значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.

Проводят аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

 Объясняют, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

21/5

Древнееврейское царство

Устный опрос

Решают развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео-, и аудиоресурсов.

Выделяют в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

Учатся формулировать оценку поступка (Самсона, Давида).  Обобщают информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

22/6

Ассирийская держава

Устный опрос

Работают в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.

Перечисляют достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

Находят аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определяют причины падения Ассирийской державы.

23/7

Персидская держава «царя царей»

Тест

Работают с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизируют учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию).

Рассказывают кратко легенды о персидских царях.

Тема 6. Индия и Китай в древности (4 ч.)

24/1

Природа и люди в Древней Индии

Устный опрос

Рассказывают о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата.

Показывают на карте основные географические объекты Древней Индии.

 Объясняют, каких животных почитали индийцы и почему. Выделяют ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

25/2

Индийские касты

Составление устного рассказа

Составляют простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывают о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний.

Сравнивают основные положения брахманизма и буддизма. Подготавливают сообщение о жизни Будды.

Перечисляют достижения древних индийцев.

26/3

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Устный опрос

Ведут поиск по карте и комментируют местоположение Китая.

Определяют и формулируют особенности китайской религии.

Объясняют, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.

27/4

Первый властелин единого Китая

Составление кроссворда

Рассказывают об отношениях Китая с соседями.

Объясняют причины возведения Великой Китайской стены. Выделяют своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях.

Составляют кроссворды по тематике урока.

28

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

Тест

Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;

Высказывают суждения о значении данного периода  для современного общества;

Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода  (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

Раздел III. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч.)

29/1

Греки и критяне

Устный опрос

Определяют и комментируют местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Называют отличительные признаки Критской культуры. Работают с картой, заданиями рабочей тетради.

Рассказывают миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.

30/2

Микены и Троя

Устный опрос

Показывают на карте местоположение Микен.

 Выделяют отличия между микенской и критской культурами.

Работают в малых группах по дифференцированным заданиям.

 На ленте времени обозначают падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну.

 Определяют, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими.

31/3

Поэма Гомера «Илиада»

Тест

Рассказывают легенду о жизни Гомера, раскрывают кратко суть поэмы Гомера «Илиада».

Характеризуют образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполняют задания рабочей тетради по теме урока.

32/4

Поэма Гомера «Одиссея»

Самостоятельная работа с текстом

В группах соотносят с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделяют основные вехи пути Одиссея домой.

Последовательно рассказывают о всех приключениях Одиссея. Читают текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

33/5

Религия древних греков

Тест

Объясняют связь между явлениями природы и греческими богами.

Дают нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

Сравнивают пантеон богов египтян и греков.

Оценивают роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

34/1

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Устный опрос

Находят на карте и устно комментируют положение Аттики, занятие ее населения.

 Выделяют признаки греческого полиса.

Характеризуют греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

35/2

Зарождение демократии в Афинах

Устный опрос

Показывают на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа.

Сравнивают законы Драконта и Солона.

 Учатся вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Дают оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

36/3

Древняя Спарта

Составление рассказа

Показывают на карте и рассказывают о местоположении Спарты.

 Характеризуют основные группы населения и их положение.

Составляют рассказ о жизни и традициях спартанцев.

37/4

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Устный опрос

Объясняют причины греческой колонизации, ее географию. Выделяют общее, что связывало греческие колонии. Сравнивают финикийскую и греческую территории колонизации.

 Комментируют наряд греков.

38/5

Олимпийские игры в древности

Тест

Составляют развернутый план одной части параграфа. Составляют «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Используют мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке.

Оценивают значение Олимпийских игр для общества того времени.

39/6

Победа греков над персами в марафонской битве

Устный опрос

Выделяют и обозначают причины, цели, силы сторон в сражении.

Рассказывают о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.

Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

40/7

Нашествие персидских войск на Элладу

Тест

Называют цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группируют факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу, инсценировать события одного из сражений.

Используют информацию  видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

-о создании военного флота;

-о Фермопильском сражении;

-о Саламинской битве.

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

41/1

В гаванях афинского порта Пирей

Устный опрос

Сравнивают военную и торговую гавани.

Оценивают, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

Характеризуют положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

 Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

42/2

В городе богини Афины

Составление рассказа/презентации

Рассказывают о наиболее значимых частях Афин. Формулируют собственное мнение об архитектурных сооружениях.

Составляют план виртуальной экскурсии по Акрополю. Составляют кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

43/3

В афинских школах и гимнасиях

Устный опрос

Сравнивают типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывают о каждой из школ. Объясняют назначение каждой из школ.

Поясняют, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.

Выполняют практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

44/4

В театре Диониса

Тест

Объясняют причины особой любви греков к представлениям.

Называют отличительные признаки комедии и трагедии. Комментируют строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивают роль современного театра для общества.

45/5

Афинская демократия при Перикле

Устный опрос

Самостоятельно подготавливают тематические сообщения по выбору.

Называют заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла.

Группируют информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.)

46/1

Города Эллады подчиняются Македонии

Устный опрос

Показывают на карте и объяснять местонахождение Македонии.

Характеризуют политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.

Объясняют причины потери независимости Греции. Разъясняют причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

47/2

Поход А.Македонского на Восток

Устный опрос

Используя карту и ее легенду, рассказывают о военных событиях, походах А.Македонского на Восток. Характеризуют ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского.

 Оценивают поступки А.Македонского, его противников.

48/3

В Александрии Египетской

Устный опрос

Называют причины распада державы А.Македонского. Показывают на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

Рассказывают об Александрии – центре эллинистического мира.

Сравнивают Александрию и Афины.

49/4

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру

Тест

Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;

Высказывают суждения о значении данного периода  для современного общества;

Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода  (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

Раздел IV. Древний Рим (17 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

50/1

Древнейший Рим

Устный опрос

Сравнивают природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции.

 Рассказывают легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

Используют карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

51/2

Завоевание Римом Италии

Устный опрос

Исследуют по карте,  мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом.

Характеризуют Римскую республику и причины ее возникновения.

Выделяют причины побед римского  войска, в том числе над Пирром.

Сравнивают территориальные приобретения Рима во II-III вв. до н.э.

52/3

Устройство Римской республики

Устный опрос

Сравнивают устройство римской республики с греческим полисом.

Объясняют, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.

Выделяют и называют преимущества легиона в отношении фаланги.

Представляют сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

53/1

Вторая война Рима с Карфагеном

Тест

Называют причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.

Показывают по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризуют цели, поступки Ганнибала.

Перечисляют причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

54/2

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье

Составление простого плана

Работают с картой в процессе изучения событий, обеспечивающих господство Рима в Средиземноморье. Характеризуют способы подчинения государств власти Рима.

Рассказывают о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима.

 Составляют простой план параграфа.

55/3

Рабство в Древнем Риме

Тест

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

56/1

Земельный закон братьев Гракхов

Устный опрос

Устанавливают причины гражданских войн в Риме. Называют причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Высчитывают, сколько лет римляне жили в мире. Оценивают поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.

57/2

Восстание Спартака

Устный опрос

Прослеживают движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.

Составляют рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывают краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака».

58/3

Единовластие Цезаря

Устный опрос

Составляют рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализируют действия и поступки Ю.Цезаря.

Объясняют позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Ю.Цезаря.

59/4

Установление империи

Составление кроссворда

Определяют причины поражения сторонников республики. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставляют действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Объясняют причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризуют правление Октавиана Августа. Рассказывают о судьбах знаменитых греков.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)

60/1

Соседи римской империи

Устный опрос

Показывают на карте территорию расселения народов, попавших под власть империи.

Комментируют иллюстрации на страницах учебника. Составляют задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывают о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

61/2

Рим при императоре Нероне

Устный опрос

Используют различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н.э. Осуществляют отбор аргументов в пользу версии о пожаре в Риме.

Анализируют причины крайнего своеволия Нерона.

62/3

Первые христиане и их учение

Устный опрос

Рассказывают об условиях появления христианского учения.

Объясняют причины распространения христианства. Комментируют и оценивают комплекс моральных норм христиан.

Объясняют, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

63/4

Расцвет римской империи

во II в.

Устный опрос

Сравнивают положение свободного земледельца, колона и раба.

Характеризуют период правления императора Траяна. Рассказывают о достижениях империи во втором веке. Выделяют причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Доказывают, что римляне строили на века.

Сравнивают новизну в строительном деле Рима и современность.

64/5

«Вечный город» и его жители

Составление устного рассказа

Инсценируют виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий).

Аргументировано доказывают смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Составляют рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора, об одном дне в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной римской империи (2 ч.)

65/1

Римская империя при Константине

Составление устного рассказа

Объясняют причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивают положение на границах империи в первом веке и при императоре Константине.

Обосновывают факт переноса столицы империи. Комментируют последствия утверждения христианства  государственной религией.

Составляют рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

66/2

Взятие Рима варварами

Устный опрос

Обозначают причины раздела империи на две части. Рассказывают об исторических деятелях и их поступках. Оценивают поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей.

Высказывают предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

67-68

Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима.

Тест

Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;

Высказывают суждения о значении данного периода  для современного общества;

Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода  (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

69-70

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....