Адаптированная общеобразовательная программа индивидуального обучения по Истории России 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Шестова Татьяна Борисовна

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 9 класса  разработана на основе примерной программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt_istor_rossii_9_kl.docx48.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 9 класса  разработана на основе примерной программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. Авторы программы: О.И.Бородина, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом  образовательного  учреждения МБОУ  « Крутихинская сош»  на 2017/2018 учебный год.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой временю», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории.

Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию прав ильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Цели и задачи курса

Цель курса:Коррекционное воздействие исторического материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Образовательные задачи:

1. Усвоение важнейших исторических фактов;

2.Создание исторических представлений, отражающих основные явления прошлого;

3. Усвоение доступных исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно- следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития;    

4. Овладение обучающимися умением применять знания по истории в жизни, на других учебных предметах;

5. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом, исходя из возможностей учеников.

Воспитательные задачи:

 1. Гражданское воспитание;

 2.  Патриотическое воспитание;

3. Духовно-нравственное воспитание;

4. Воспитание уважительного отношения к   народам разных национальностей;

 5.  Эстетическое воспитание;

6. Трудовое воспитание;

 7.  Нравственное воспитание;

  8.  Экологическое воспитание;

  9. Правовое воспитание;

 10. Формирование мировоззрения обучающихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Развитие и коррекция внимания;

2.  Развитие и коррекция восприятия;

3.  Развитие и коррекция воображения;

4.  Развитие и коррекция памяти;

5.  Развитие и коррекция мышления;

6. Развитие и коррекция речи;

7.  Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

- когда началось и закончилось событие (по выбору);

- как протекало конкретное событие;

- великих русских поэтов, писателей, учёных.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться лентой времени;

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрыве исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.

Программа реализует следующие принципы:

  1. Линейность;
  2. Элементы концентризма;
  3. Научность содержания;
  4. Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе;
  5. Доступность, систематичность, последовательность программного материала;
  6. Уровневый подход к формированию исторических знаний;
  7. Коррекционная направленность обучения.

Методы:

• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

• наглядные – наблюдение, демонстрация

• практические – упражнения, работа с исторической картой.

Для контроля ЗУН учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке или полный урок.

Межпредметные связи: география (географическое положение стран), математика (исторические даты), литература ( биография исторических личностей.)

9 класс. 68 часов

Название раздела

Кол-во часов

1. Россия в начале 20 в.

10ч.

2. Россия в 1917-1920 гг

12 ч.

3. Советская Россия – СССР в 20-30 годы.-

10 ч.

4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

14 ч.

5. Советский Союз в 1945-1991 гг

15 ч.

6. Новая Россия в 1991-2003 гг

5 ч.

7.Повторение

2 ч

ИТОГО:

68 ч.


9 класс. 68часов

1.Россия в начале 19 в.-10 ч.

Правление Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной буржуазии. Революционные события 1905-1907г.г. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потёмкин». Созыв Государственной Думы. Формирование политических партий. Реформы Столыпина и их итоги. Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Экономическое положение страны во время войны. Отношение народа к войне.

2 Россия в 1917-1920 гг-12 ч.

.Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Захват власти большевиками в Петрограде. Низложение Временного правительства и захват зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства – В. И. Ленин. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение царской семьи.

3.Создание нового государства – Российской федерации (РСФСР).-10 ч.

Гражданская война и интервенция. «Белое» движение и их лидеры: А. И. Деникин, П. Н.Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». «зелёные» и повстанческая армия батьки Махно. Иностранная интервенция и её последствия. Недовольство армии политикой советской власти. Кронштадтское восстание. Экономическая политика Советской власти. Недовольство населения, голод разруха, страдания людей. Восстание крестьян на Тамбовщине. Переход Советской страны к нэпу. Новая экономическая политика (нэп) в стране, её сущность и отличия от предшествующей экономической политики.годы.

4.Великая Отечественная война 1941-1945 гг.- 14 ч.

Советская страна накануне суровых испытаний. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров. Ослабление армии. Советско–финская война, её цели и задачи. Столкновение с Японией. Приход фашистов к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка Германии к наступлению на СССР. Наступление Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости .Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва под Москвой и её историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Коренной перелом в ходе войны, Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Отступление немецких войск по всем фронтам. Разгром советской армиейнемецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. Военные действия США против Японии в 1945г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй мировой войны. Вклад науки в победу.

5.Советский Союз 1945-1991 годы-15 ч..

Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенного хозяйства. Смерть Сталина. Приход к власти Хрущёва. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полёт первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Застой экономике. Война в Афганистане. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.

6.Новая Россия в 1991-2003 гг. -5 ч.

Приход к власти М. С. Горбачёва, реформы. Вывод войск из Афганистана. Гласность, демократизация страны, перестройка и реформы в экономике. Распад СССР. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне. Президентские выборы 2000г. Второй президент России – В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность. Повторное избрание В. В. Путина президентом России в 2004г. Президентские выборы 2008г., избрание Д. А. Медведева. Модернизация экономической и политической систем.

7.Повторение за год – 2 ч.

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 9 классе .

№ п/п

Содержание

Общее количество

часов

Количество

часов по теме

Раздел1. Россия в начале XX века.

10 ч.

1.

Правление Николая II.

1 ч.

2.

Русско-японская война 1904-1905 г.

1 ч.

3.

Первая русская революция.

1 ч.

4.

Появление первых политических партий в России.

1 ч.

5.

Реформы государственного управления.

1 ч.

6.

Реформы П.А.Столыпина.

1 ч.

7.

«Серебряный век» русской культуры.

1 ч.

8.

Россия в первой мировой войне.

1 ч.

9.

Обобщение «Россия в начале XX века».

1 ч.

10.

Тестирование «Россия в начале XX века».

1 ч.

Россия в 1917-1920 гг

12 ч.

11.

Февральская революция и отречение царя от престола.

1 ч.

12.

Захват власти большевиками в Петрограде.

1 ч.

13.

Установление Советской власти.

1 ч.

14.

Начало Гражданской войны и интервенции.

1 ч.

15.

Создание Белой и Красной Армии.

1 ч.

16.

Борьба между «белыми» и «красными».

1 ч.

17.

Крестьянская война против «белых» и «красных».

1 ч.

18.

Подведение итогов I четверти.

1 ч.

II четверть.

1.

Экономическая политика Советской власти.

1 ч.

2.

Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны.

1 ч.

3.

Обобщение «Россия в 1917 -1920 годах».

1 ч.

4.

Зачет «Россия в 1917 -1920 годах».

1 ч.

Создание нового государства – Российской федерации (РСФСР)

10 ч.

5.

Новая экономическая политика.

1 ч.

6.

Образование СССР.

1 ч.

7.

Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина.

1 ч.

8.

Индустриализация в СССР.

1 ч.

9.

Коллективизация сельского хозяйства.

1 ч.

10.

Новая Конституция страны 1936 г.

1 ч.

11.

Развитие науки и культуры в СССР

в 20-30 годы ХХ века.

1 ч.

12.

Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы ХХ века.

1 ч.

13.

Тестирование «Россия в 20-30 годы ХХ века»

1 ч.

14.

Подведение итогов II четверти.

1 ч.

III четверть.

Великая Отечественная война.

14 ч.

1.

СССР накануне II мировой войны.

1 ч.

2.

Советский Союз в начале II мировой войны.

1 ч.

3.

Начало Великой Отечественной войны.

1 ч.

4.

Битва за Москву.

1 ч.

5.

«Все для фронта! Все для победы!»

1 ч.

6.

Блокада Ленинграда.

1 ч.

7.

Сталинградская битва.

1 ч.

8.

Борьба советских людей на оккупированной территории.

1 ч.

9.

Битва на Курской дуге.

1 ч.

10.

Героизм тружеников тыла.

1 ч.

11.

Окончание Великой Отечественной войны.

1 ч.

12.

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание II мировой войны.

1 ч.

13.

Обобщение «Великая Отечественная война.

1 ч.

14.

Тестирование «Великая Отечественная война».

1 ч.

Советский Союз в 1945- 1991 г.г.

15 ч.

15.

Возрождение страны после войны.

1 ч.

16.

Борьба за власть после смерти И.В.Сталина.

1 ч.

17.

Реформы Н.С.Хрущева.

1 ч.

18.

Достижения в науке и технике в 50-60 годы.

1 ч.

19.

Освоение космоса.

1 ч.

20.

Подведение итогов III четверти.

1 ч.

IVчетверть.

1.

Хрущевская «оттепель».

2.

Экономика и политика в период «застоя»

1 ч.

3.

Внешняя политика России в 70-е годы. Афганская война.

1 ч.

4.

Советская культура и интеллигенция в годы«застоя»

1 ч.

5.

Жизнь и быт советских людей в 70-80 годы ХХ века.

1 ч.

6.

Реформы М.С.Горбачева.

1 ч.

7.

Распад СССР.

1 ч.

8.

Обобщение «Советский Союз в 1945- 1991 г.г.».

1 ч.

9.

Тестирование «Советский Союз в 1945- 1991 г.г.»

1 ч.

Новая Россия в 1991 - 2002 годы.

5 ч.

10.

Экономические реформы Б.Н.Ельцина.

1 ч.

11.

Реформы государственного управления.

1 ч.

12.

Развитие науки и культуры в СССР

в 90 годы ХХ века.

1 ч.

13.

Продолжение реформ в России.

1 ч.

14.

Обобщение «Новая Россия в 1991 - 2002 годы».

1 ч.

15.

Повторение по курсу

2 ч.


Авторская программа составляет 68часов, 2часа в неделю. Учитывая особенности ребёнка, настоящей программой определены те упрощения, которые могут быть сделаны для положительных достижений обучающихся. Чтобы облегчить усвоение основного программного материала в связи с психо-физическими особенностям развития ребёнка, программа сокращена на 34 часа. Предусмотрено повторение по курсу 1 час.

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 9 классе

ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ    34часа

№ п/п

Содержание

Тип урока

Дата проведения

Количество

часов по теме

Раздел 1.Россия в начале XX века. 6 часов.

1

Правление Николая II. Комбинированный урок

1неделя

1 ч.

2

Русско-японская война 1904-1905 г. Урок сообщения новых знаний

2неделя

1 ч.

3

Первая русская революция.  Комбинированный урок

3неделя

1 ч.

4

Реформы П.А.Столыпина.  Сообщение новых знаний

4неделя

1 ч.

5

«Серебряный век» русской культуры. Урок сообщения новых знаний

5неделя

1 ч.

6

Россия в первой мировой войне. Урок сообщения новых знаний

6неделя

1 ч.

Раздел 2.Россия в 1917-1920 гг. 5часов.

7

Февральская революция и отречение царя от престола. Комбинированный

7неделя

1 ч.

8

Захват власти большевиками в Петрограде. Сообщение новых знаний

8неделя

1 ч.

9

Начало Гражданской войны и интервенции.  Сообщение новых знаний

9неделя

1 ч.

   10

Экономическая политика Советской власти. Комбинированный

    10неделя

           1 ч.

11

Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны. Сообщение новых знаний

11неделя

1 ч.

Раздел 3.Создание нового государства – Российской федерации (РСФСР) 6часов.

12

Образование СССР. Комбинированный

12неделя

1 ч.

13

Индустриализация в СССР. Сообщение новых знаний

13неделя

1 ч.

14

Коллективизация сельского хозяйства. Комбинированный

14неделя

1 ч.

15

Новая Конституция страны 1936 г. Комбинированный

15неделя

1 ч.

16

Развитие науки и культуры в СССР

в 20-30 годы ХХ века. Сообщение новых знаний

16неделя

1 ч.

17

Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы ХХ века. Комбинированный

17неделя

1 ч.

                                   Раздел 4.Великая Отечественная война.  6часов

18

Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву. Комбинированный

18неделя

1 ч.

19

Блокада Ленинграда. Комбинированный

19неделя

1 ч.

20

Сталинградская битва. Сообщение новых знаний

20неделя

1 ч.

21

Борьба советских людей на оккупированной территории.

21неделя

1 ч.

22

Битва на Курской дуге. Комбинированный

22неделя

1 ч.

23

Окончание Великой Отечественной войны. Урок сообщения новых знаний

23неделя

1 ч.

Раздел 5.Советский Союз в 1945- 1991 г.г.  7 часов

24

Достижения в науке и технике в 50-60 годы. Комбинированный

24неделя

1 ч.

25

Хрущевская «оттепель». Сообщение новых знаний

25неделя

26

Экономика и политика в период «застоя». Комбинированный

26неделя

1 ч.

27

Внешняя политика России в 70-е годы. Афганская война. Комбинированный

27неделя

1 ч.

28

Жизнь и быт советских людей в 70-80 годы ХХ века. Комбинированный

28неделя

1 ч.

29

Реформы М.С.Горбачева. Урок сообщения новых знаний

29неделя

1 ч.

30

Распад СССР. Урок сообщения новых знаний

30неделя

1 ч.

Раздел 6. Новая Россия в 1991 - 2002 годы. 4часа

31

Реформы государственного управления. Комбинированный урок

31неделя

1 ч.

32

Развитие науки и культуры в СССР

в 90 годы ХХ века. Урок сообщения новых знаний

32неделя

1 ч.

33

Продолжение реформ в России. Урок сообщения новых знаний

33неделя

1 ч.

34

Повторение по курсу. Систематизация и обобщение знаний

34неделя

1 ч.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Обучающиеся должны уметь:

1. пользоваться лентой времени;

2. устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

3. выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

4. пользоваться учебником и картой;

5. использовать части понятий в активной речи;

6. использовать помощь учителя при выполнении учебных задач;

7. уметь самостоятельно исправить ошибки.

Обучающиеся должны знать:

1. когда началось и закончилось событие;

2. как протекало конкретное событие;

3. великих русских поэтов, писателей, историков.

        

        Ресурсное обеспечение рабочей программы:

Методическая литература для учителя:

  1. Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2012
  2. . Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
  5. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по математике для учащегося 6 класса

Предлагаемая программа адаптирована и на работу с учащимся с задержкой психического развития, который в силу уровня познавательного развития может освоить базовый минимум содержания программного матер...

Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью

Адаптированная образовательная  программа для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида с умеренной умственной отсталостью, находящихся на индивидуальном  обучении,...

Рабочая программа учебного предмета география (по основным адаптированным общеобразовательным программам) индивидуальное обучение 6-9классы

Рабочая программа составлена для изучения  географии с детьми - инвалидами ( ограниченными возможностями здоровья).Основное общее образование....

Рабочая индивидуальная адаптированная общеобразовательная программа индивидуального обучения на дому для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных (коррекционных) образовательных организациях.Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям инте...

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по предметам: Физическая культура, ЛФК, Игротерапия.

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по предметам: Физическая культура, ЛФК, Игротерапия....

Адаптированная Общеобразовательная Программа по предмету "Человек" (ФГОС) 2 класс для детей с ОВЗ,для детей надомного обучения (2 вариант).

Адаптированная Общеобразовательная Программа по предмету "Человек" (ФГОС) 2 класс для детей с ОВЗ,для детей надомного обучения (2 вариант)....