Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по предметам: Физическая культура, ЛФК, Игротерапия.
рабочая программа по физкультуре на тему
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по предметам: Физическая культура, ЛФК, Игротерапия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская основная общеобразовательная школа»
Адаптированная
рабочая программа
индивидуального обучения
Новоселова Кирилла
ученика 3 «г» класса
на 2016-2017 учебный год
пос. Советский
2016 г.
Пояснительная записка.
Нормативной основой реализации рабочей программы являются:
- Закон об образовании;
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный 1-4 классы (авторы - составители А.К.Аксёнова, Т.Н.Бугаева/под редакцией И.М.Бгажноковой – М.:Просвещение,2011г.)
- Приказ МОиН РФ №2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год»;
- Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии ,утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации №29/2065 от 10 апреля 2002года;
- Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.98г.№17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности на специально подготовленные рабочие места, согласно перечню профессий МО РФ рекомендованных для данной категории детей.
В данной программе решаются следующие блоки задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и формирование общетрудовых умений.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у учащихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами школы в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Формирование общетрудовых умений и навыков – предусматривает подготовку учащихся к овладению элементами специальности младшего обслуживающего персонала и предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной.
Решение данной задачи предусматривает овладение учащимися ремеслом, которое будет адекватным особенностям структуры дефекта учащихся с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
Данная индивидуальная программа была составлена для обучения Новоселова Кирилла.
Физическая культура
0,5 часа в неделю (17 часов)
Занятия физической культурой должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков.
Строевые упражнения: построение с помощью учителя в круг, по одному, повороты по ориентирам.
Общеразвивающие упражнения: основные положения и движения рук, ног, туловища и головы.
Упражнения для формирования правильной осанки: стоя спиной к стене, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание рук в стороны и вверх, приседания; стоя у стены в том же положении, отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; опираясь правой (левой) рукой о рейку гимнастической стенки (на высоте плеч), другая рука на поясе, поднимание левой (правой) ноги вперед, в сторону, назад; перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате); ходьба на пятках, ходьба на носках (ноги прямые), на наружных сторонах стопы (пальцы внутрь).
Упражнения для развития и коррекции общей и мелкой моторики: упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивными мячами, обручем, скакалкой, шнуром, флажками, лестницей, скамейкой из различных исходных положений; пальчиковая гимнастика.
Координационные упражнения: смыкание , размыкание; построение в колонну , шеренгу, повороты на месте; основные положения туловища (стоя, сидя, лежа), рук и ног; выполнение упражнений на месте и в движении; сочетание движений ног, туловища со одноименными и разноименными движениями рук; комплексы ОРУ различной координационной сложности.
Основные движения: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие.
ЛФК
0,25 часа в неделю (9 часов)
Занятия ЛФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
- занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.
Общая характеристика предмета.
Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечнососудистой, дыхательной и выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.
- Упражнения для коррекции правильной осанки
- Упражнения для развития правильного дыхания. Игра «Громче всех».
- Прыжки на скакалке. Игра « Часы пробили ровно…».
- Бег с преодолением различных препятствий.
- Ходьба с предметом на голове.
- Основные исходные положения для формирования правильной осанки.
- Упражнения с длинной, короткой скакалкой.
- Ходьба по гимнастической скамейке. Игра «У медведя во бору».
- Упражнения для мышц туловища.
- Упражнения с гимнастическими палками.
- Упражнения в «вытяжении».
- Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения
- Построение в шеренгу с изменением места построения, по заданному ориентиру. Движение в колонне с изменением направления по установленным ориентирам.
- Выполнение и. п. рук по словесной инструкции учителя.
- Выполнение упражнений без контроля и с контролем зрения.
- Лазание по определенным ориентирам. Изменение направления зрения.
- Повороты к ориентирам без контроля зрения в момент поворота.
- Упражнения для мышц живота
- Подъем туловища с помощью партнера.
- Висы на перекладине, лазание по гимнастической стенке….
- Вис на перекладине, поднимание ног в «уголок».
- Упражнения, стоя у стены. Игра «Займи свое место»
- Упражнения, лежа на спине, животе.
- Упражнения для профилактики плоскостопия
- Упражнения для расслабления верхних и нижних конечностей.
- Упражнения для ног. Игра «Кто быстрее снимет обувь?».
- Упражнения на расслабление. Игра «Замри».
- Упражнения, сидя на скамейке. Игра «Кошка, мышка».
- Упражнения в парах. Игра «Морская фигура».
- Упражнения для моторной неловкости
- Подбрасывание мяча в вверх и ловля его в приседе.
- Упражнения с обручами. Игра «Быстро в круг». Массаж рук, головы.
- Упражнения на расслабление мышц шеи, туловища. Игра «мы веселые ребята».
- Ведение мяча на месте. Игра «Поймай мяч».
- Соприкосновение пальцев рук поочередно с открытыми, закрытыми глазами.
- Броски мяча из одной руки в другую.
- Подбрасывание мяча вверх, ловля двумя руками.
- Подбрасывание мяча вверх и ловля левой, правой рукой.
- Передача мяча в парах. Игра «Ловушки»
Игротерапия
0,25 часа в неделю (9 часов)
Содержание учебного предмета.
Программа по сенсорному развитию составлена с учетом особенностей познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей к помогает в решении специальных задач, таких как:
- исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка;
- формирование знаний о предметах окружающей действительности;
- развитие навыков и умений, которые необходимы им для социальной адаптации.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форм;, размер, расположение в пространстве, качество звуков т. п.).
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие умственно отсталых детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полного усвоения знаний и навыков в младших классах школы.
Развитие слухового развития и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи, Глубоко умственно отсталые школьники учатся различать звуки окружающей действительности, например, шуршание листьев, стук, звон, голоса животных и т. п. Развитие речевого слуха проводится при формировании восприятия и воспроизведения простого и сложного ритма при постукивании, различении на слух и воспроизведении различных звуков речи и звукосочетаний, при восприятии и подражании ритмической речи.
На уроках сенсорного развития учатся различать геометрические фигуры по цвету и размеру, распознавать и называть геометрические фигуры и геометрические тела (плоскостные и объемные фигуры), упражняются в составлении комбинации из полосок, геометрических фигур, расположении их в определенной последовательности по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Основными методами работы являются: организация наблюдений, проведение сравнений, сопоставлений. Учащимся показывают предметы, их изображения и учат работать с ними – накладывать друг на друга, класть рядом, передвигать, лепить из пластилина заданное количество предметов и геометрических фигур.
Занимаясь развитием и совершенствованием движений пальцев рук (застегивая, зашнуровывая, сортируя и перебирая мелкие предметы - крупы, пуговицы и т. п., раскрашивая по трафарету), умственно отсталые дети приобретают умение манипулировать предметами для более точного их изучения, приобретают навык пользования карандашом и ручкой для написания букв и их элементов.
На уроках сенсорики умственно отсталые дети совершенствуют свои знания о цвете предметов, усваивают порядок, в котором цвета расположены в спектре, знакомятся с оттенками (последовательным изменением каждого цвета). Выкладывая несложные узоры, ритмически чередуя определенные цвета, а также группируя теплые и холодные цвета спектра, они усваивают разнообразные цветовые сочетания.
И, наконец, знакомясь с материалом, из которого изготавливаются предметы, дети не только расширяют свои знания о них, но и обогащают словарь, работают над формированием связной речи, образуя словосочетания типа: чайник из металла, кошелек из кожи, резиновый мяч т. п.
Для успешной работы с умственно отсталыми учащимися учителю необходимо подобрать наглядные пособия и раздаточный материал, игры.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
№ | Раздел и тема | Кол-во часов | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-11 12 13 14 15 16 17 | Дыхательные упражнения. Движения руками, пальцами рук. Движения руками, пальцами рук. Наклоны и повороты головы. Поднимание прямых и согнутых ног из положения лежа. Отстукивание и отхлопывание заданного темпа. Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. Массажные упр. для рук. Метание мяча в цель (корзину). Броски мяча вверх, об пол, о стену. Пространственные представления. Стойка на носках (3-4 сек). Поочередное и одновременное сгибание и разгибание пальцев в кулак с изменением темпа. Изменение длительности вдоха и выдоха. Массажные упражнения для ног. Метание мяча на дальность. Игровые упр. на свежем воздухе. Игры на развитие внимания. Упражнения для снятия мышечного напряжения. Игра в снежки (лепка снежков). Силовые упражнения с мешочками и гантелями. Массажные упражнения для спины. Элементы футбола (закатить мяч в ворота) Упражнения в захвате различных по величине предметов одной и двумя руками. Удерживание мешочка на голове. Общеразвивающие упражнения на свежем воздухе Упр. для снятия мышечного напряжения Упр. в сгибании пальцев рук в кулак с изменением темпа Силовые упражнения для ног. Комплекс общеразвивающих упражнений. Всего: | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 17 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛФК
№ | Раздел и тема | Кол-во часов | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Упр. для тренировки кистей рук с предметами. Упр. при нарушении осанки у стены. Упр. на равновесие и координацию движений. Профилактика и коррекция плоскостопия. Коррекция нарушения осанки. Комплекс упражнений. Упр. на равновесие и координацию движений. Разучивание комплекса упр. на коррекцию нарушения осанки. Висы и лазанье по гимнастической стене. Упр. для тренировки кистей рук. Перекладывание предметов. Профилактика и коррекция плоскостопия. Ходьба по гимнастической палке приставным шагом. Специальные упражнения в положении лежа. Профилактика нарушения санки. Всего: | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИГРОТЕРАПИИ
№ | Раздел и тема | Кол-во часов | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Складывание кубиков (4 шт.). «Что убрали», «Что изменилось». Выкладывание предметов по образцу из счетных палочек. «Поиск в окружающем» (парные игрушки). «Что лишнее?» «Волшебный мешочек» (по размеру, по форме и т. д.). Сортировка ниток по цвету, толщине, длине. Наматывание ниток на катушку, клубок, картон. Игра «Фрукты и овощи». «Собери урожай». Игра «Кто так голос подает?» Нанизывание бус, пуговиц. Мозаика на цветном поле на тему «Лето». Всего: | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1.Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
2.Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида .Подготовительный 1-4 классы (авторы - составители А.К.Аксёнова, Т.Н.Бугаева/под редакцией И.М.Бгажноковой – М.:Просвещение,2011г.)
3.Лапшин, В.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании / В.А. Лапшин, В.А. Пузанов. – М.: Просвещение,1990. – 143 с.
4.Строганова, Л.В Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками / Л.В Строганова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по математике для учащегося 6 класса
Предлагаемая программа адаптирована и на работу с учащимся с задержкой психического развития, который в силу уровня познавательного развития может освоить базовый минимум содержания программного матер...
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевое общение» ученика 11класса с особыми образовательными потребностями
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевое общение» ученика 11класса с особыми образовательными потребностями ...
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Физическая культура»
В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у школьников с ограниченными возможностями приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация...
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по английскому языку
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по английскому яыку...
Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Адаптивная физическая культура» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихся
Аннотация к адаптированной рабочей программе корекционно - развивающего занятия«Адаптивная физическая культура» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихсяАдаптированная рабочая п...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения по русскому языку для 5 класса
Адаптированная программа вариант 7.2...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения по русскому языку
Рабочая программа варинат 7.1 для индивидуального обучения. 5 класс...