Программа дополнительного объединения по истории 11 кл. "Личность в истории русской культуры"
материал по истории (11 класс)

Поздеева Ирина Владимировна

  Отличительные  особенности  предлагаемой программы:

  -  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;

  - программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у старшеклассников имеющихся знаний об основных достижениях, процессах и явлениях  русской культуры IX -  нач. XXI вв.

  - Более 50% времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozdeeva_iv_lichnost_v_istorii_russkoy_kultury.doc598.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Красногорская гимназия

Согласована

Протокол №____

от «__»_____2017 г.

заседания МО учителей общественно-научных дисциплин

ПРИНЯТА

педагогическим советом протокол №____

от «__»_____2017 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МАОУ Красногорской гимназии №____

от «__»______2017 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

детского объединения

« Личность в истории русской культуры»

Составитель: Поздеева И.В., учитель истории и обществознания МАОУ Красногорской гимназии

Возраст детей: 16-17 лет

Срок реализации: 1 год.

С. Красногорское, 2017г.

Пояснительная записка

   Программа кружка «Личность в  истории русской культуры»  имеет  познавательную направленность.

 Актуальность и целесообразность  программы – через изучение роли личности в истории русской культуры понять и осмыслить особенности ее развития в определенные исторические эпохи.

 Цель программы –  активизировать интерес учащихся к истории русской культуры.

 Задачи программы:

-  углубить знания обучающихся о деятелях русской культуры;

-  расширить и углубить знания учащихся о русской культуре IX- нач. XXI в.в.;

 -  рассмотреть исторические процессы через призму явлений русской культуры ;

  - развивать умения и навыки поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

 - формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явлении с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  Отличительные  особенности  предлагаемой программы:

  -  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;

  - программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у старшеклассников имеющихся знаний об основных достижениях, процессах и явлениях  русской культуры IX -  нач. XXI вв.

  - Более 50% времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Возраст обучающихся,  участвующих в реализации программы  - 16-17 лет. Срок  реализации программы - один год  (30 часов).  Предполагается использование таких  форм занятий как  исследование, практикум, лекция с элементами беседы, работа с историческими источниками, презентация.

   В результате усвоения программы  ученик должен:

знать/понимать  

-  основные достижения, явления, процессы   русской культуры IX - нач. XXI в.в.;

-  наиболее ярких  представителей  русской культуры;

характерные особенности русской культуры IX – нач. XXI в.в.;

- периодизацию  отечественной истории;      

уметь

-  проводить  поиск исторической информации в источниках разного типа;

-  критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, картина, схема);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,  временные и пространственные рамки  изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в групповой исследовательской работе,  формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения.

   Основной  способ проверки знаний и умений учащихся - это выполнение  заданий:  на знание фактов, хронологии; понятий, терминов; на объяснение причин и следствий событий; на установление хронологической последовательности событий; на установление соответствия двух рядов информации; на систематизацию исторического материала; на анализ источника; на обобщенную характеристику; на анализ исторических версий и оценок; на сравнение; на анализ исторической ситуации.

   Программой  предусматривается такая форма подведения итогов реализации программы по разделам как  «круглый стол».  Итогом работы является участие  в  интеллектуальной  игре «Что? Где? Когда?».  Критерием достижения  учащихся   является  успешное выполнение  заданий в ходе  данной игры (>70 %).


      Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теорет.

часть

Практич.

часть

Введение. О роли личности в истории

1

1

-

Тема 1. Первые публицисты домонгольской Руси.

2

1

1

Тема 2. Просветители, книжники, писатели, поэты  в истории русской культуры (XII – нач. XXI в.в.)

5

2

3

Тема 3. От зодчих Древней Руси до современных градостроителей.

6

3

3

Тема 4. Имена в русской живописи.

6

3

3

Тема 5. «Душа народа в музыке звучит».

5

2

3

Тема 6. От скоморохов до современного театра.

2

1

1

Тема 7. Имена  отечественной кинематографии.

2

1

1

Заключительное   занятие

Интеллектуальная  игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»  

1

-

1

Итого

30

14

16


Содержание программы

Введение ( 1 час.) О роли личности в истории.

Личность. Роль личности в истории. Самые известные имена в русской культуре.

Характерные особенности культуры Древнерусского государства. Яркие личности эпохи. Памятники культуры эпохи.

Тема 1. Первые публицисты домонгольской Руси (2 час.)

Теория (1 час). Нестор – летописец, историк и просветитель XII в. «Повесть временных лет» - детище монаха Киево-Печерской лавры.

Кирилл и Мефодий – родоначальники славянской письменности. Жизнь, судьба и творческий подвиг братьев.

Первые публицисты домонгольской Руси и их творчество.  Боян. Илларион, Иаков, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, игумен Даниил, Даниил Заточник.

Влияние творчества на

Практика (1 час). Выполнение  заданий (на знание фактов, хронологии; понятий, терминов; на объяснение причин и следствий событий; на установление хронологической последовательности событий; на установление соответствия двух рядов информации; на систематизацию исторического материала; на анализ источника; на обобщенную характеристику; на анализ исторических версий и оценок; на сравнение; на анализ исторической ситуации).

Тема 2. Просветители, книжники, писатели, поэты  в истории русской культуры (XII – нач. XXI в.в.) (5 час).

Теория (2 час.) Сафоний Рязанец. Епифаний Премудрый. Авраамий Смоленский.  Имена в русской литературе XVII века (Юрий Крижанич («Думы политичны»), Симеон  Полоцкий («Жезл правления»,  Авраамий Палицын - «История в память предыдущим родам»).

Литература XVIIIв. – Феофан Прокопович, Петр I. М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин , М.М. Херасков,  А.П. Сумароков, Г.Р. Державин. Н. Карамзина - виднейший представитель отечественного сентиментализма.  В.А. Жуковский , А.С. Пушкин,  М.Ю. Лермонтов.

Н.В. Гоголь. Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев.

«Серебряный век» русской  литературы. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А Бунин, В.Г. Короленко М.М. Пришвин , В.Брюсов. Д. Мережковский, К. Бальмонт. Игорь Северянин.

В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, А.Н. Толстой, М. Горький. З.Гиппиус.

Ведущая тема литературы военных лет – защита Отечества. Л. Леонов, А.Н. Толстой, А. Сурков.

К. Симонов. М. Шолохов. О. Бергольц. А. Твардовский и его  «Василий Теркин». А. Фадеев.  А. Ахматова, М. Зощенко. В. Гроссман.

А. Иванов, Ю. Бондарев, В. Быкова, В. Пикуль. Писатели «деревенщики» (В. Астафьев «Последний поклон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело»,  М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина. А. Вознесенский.   Булат Окуджава и Владимир Высоцкий.  

Практика (3 час.) Просмотр презентаций по теме, выполненных учащимися.

Выполнение  заданий (на знание фактов, хронологии; понятий, терминов; на объяснение причин и следствий событий; на установление хронологической последовательности событий; на установление соответствия двух рядов информации; на систематизацию исторического материала; на анализ источника; на обобщенную характеристику; на анализ исторических версий и оценок; на сравнение; на анализ исторической ситуации).

Тема 3. От зодчих Древней Руси до современных градостроителей (6 часов).

Теория (3 час.) Особенности древнерусского зодчества. Деревянная архитектура Древней Руси. Особенности каменного строительства.

Аристотель Фиорованти – русская душа итальянского архитектора. Алевиз Новый. Пьетро Солярии. Барма и Постник.Светское начало русской архитектуры XVII века. Б. Огурцов и Х. Галовей , А. Константинов, Т. Шатурин, Л. Ушаков.

Доменико Трезини, Иван Матвеев. Русское барокко: В. Растрелли, В.Баженов, М. Казаков.

Иван Егорович Старов. Джакомо Кваренги.

Александровский классицизм начала XIX века . Ампир в Москве и Петербурге. Петербургский ампир.

 А.Воронихин.  Тома де Томон. Творчество А.Захарова. К.Росси. В.Стасов.

Московский ампир.

Восстановительные и градоустроительные работы после пожара 1812 года.

О.Бове. Д.Жилярди. Храм Христа Спасителя. Программа и проект. О.Монферран, А.Штакеншнейдер, К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике.

“Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет.. Монигетти. Померанцев.

В.Ф. Валькот, Ф.О. Шехтель. А.А. Парланд,  А.В. Щусев, И.И. Рерберг, Л.Н. Кекушев.

Конструктивизм. Образование Рабочей группы конструктивистов (А.М. Родченко, В.Ф. Степанов и др). В стиле конструктивизма строили – К.С. Мельников 1890-1974. (Клуб фабрики «Буревестник», Дом-мастерская). И.И. Леонидов 1902-1960. братьяЛ.А., В.А. и А.А. Веснины, И.А. Голосов, Н.Н. Ладовск5ий и др.

Увлечение классическим наследием прошлого (Здания в новом «классическом» стиле по проектам И.В. Жолтовского, И.А. Фомина, К.С. Алабяна, В.А. Щуко и др.) Монументальные общественные сооружения-«сталинский ампир».

Практика (3 час.) Просмотр презентаций по теме, выполненных учащимися.

Выполнение  заданий (на знание фактов, хронологии; понятий, терминов; на объяснение причин и следствий событий; на установление хронологической последовательности событий; на установление соответствия двух рядов информации; на систематизацию исторического материала; на анализ источника; на обобщенную характеристику; на анализ исторических версий и оценок; на сравнение; на анализ исторической ситуации).

Тема 4. Имена в русской живописи ( 6 часов).

Теория (3 час.) От древних  иконописцев к мастерам современной живописи. Наследники византийской школы живописи – Феофан Грек, Андрей Рублев.

От парсуны к портрету. Эстетика раннего русского портрета и проблема сходства. Принципиальное различие "портрета-иконы" и светского портрета Нового времени. И. Никитин  Жизнь и творческая судьба художника. Р. Никитин. А. Матвеев.

Творчество А. Антропов. И. Аргунов . Уникальная проблема крепостного творчества.

Ф. Рокотов. История русского парадного портрета. Д. Левицкий.  В. Боровиковский

А. Лосенко – исторический портрет.  

Пейзажная живопись. Ф. Алексеев. С. Щедрин. М.Иванов - представитель батального пейзажа

Зарождение бытового жанра в русской живописи. Тема русской деревни в изобразительном искусстве. И. Танков (Тонков).

Романтическое направление портретной живописи О.А. Кипренского, В.А. Тропинина. Реалистическое творчество А.Г. Венецианова, П.А. Федотова. Монументальные полотна К.П. Брюллова и А.А. Иванова. Творчество выдающегося мариниста И.К.Айвазовского.

История возникновения Товарищества передвижных художественных выставок.   И. Н. Крамской.

 Н. Н. Ге, -  мастер  нравственно-религиозной проповеди. Н. А. Ярошенко.  Острота жизненной наблюдательности в работах В. Е. Маковского. Обличение фанатизма и варварства в произведениях В. В. Верещагина.

Новые традиции русского пейзажа. Лирический пейзаж в творчестве А. К. Саврасова. Монументальность и панорамность полотен И. И. Шишкина. Пейзажи А. И. Куинджи. Творчество В. Д. Поленова.

Творчество И.Е. Репина. Гений В.И. Сурикова (русская история в изображении мастера).

Концепция символизма. М.А. Врубель. В.Э. Борисов-Мусатов. Творческое объединение «Голубая роза» (1907-1910): П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин, М.С. Сарьян.

 Возникновение творческого объединения «Мир искусства» (1898). Творчество В. А. Серова , А.Н. Бенуа, К.А. Сомова , М.В. Добужинского , Н.К. Рерих , Б.М. Кустодиев , Л.С. Бакст.

Течение авангард. Творчество художников, входящих в группу «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн.

Примитивизм. М.Ф Ларионов, Н.С. Гончаров, М. Шагал, Н. Пиросмани.

Абстракционизм. В.В. Кандинский (1866-1944), К.С. Малевич (1878-1935)

Творчество И.И. Левитана, К.А. Коровина, М.В. Нестерова, В.М. Васнецова.

Имена советской живописи. Выставочное объединение ОСТ (Общество станковистов, т.е. приверженцев станковой живописи. Д.П. Штеренберг, А.А. Дайнека, П.В. Вльямс, Ю.И. Пименов, А.А. Лабас. АХРР (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г. –АХР, Ассоциация художников революции).

В центре внимания художников – социалистические стройки, колхозная жизнь, человек труда на рабочем месте. (А.Н. Самохвалов «Метростроевка со сверлом», К.Ф. Юон «Первые колхозницы. В лучах солнца», А.Н. Волков «Окучка хлопка»). Галерея портретов П.Д. Корина.

Плакатное искусство в годы Великой отечественной войны. Кукрыниксы. Борис Ефимов.

Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947г.), А.А. Пластова, Г.Г. Нисского и др. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.), реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Литературно-художественные сообщества и группы, неофициальные выставки (андеграунд).

Постмодернизм. Актуальное искусство (артобъект, художественная акция). Новое направление художественного творчества — медиа-искусство, популярным видом художественного творчества стал видеоарт, граффити, ленд-арт. В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Постмодернистом может считаться популярный (скорее даже модный) художник Никас Софронов. Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат.

Практика (3 час.) Просмотр презентаций по теме, выполненных учащимися.

Выполнение  заданий (на знание фактов, хронологии; понятий, терминов; на объяснение причин и следствий событий; на установление хронологической последовательности событий; на установление соответствия двух рядов информации; на систематизацию исторического материала; на анализ источника; на обобщенную характеристику; на анализ исторических версий и оценок; на сравнение; на анализ исторической ситуации).

Тема 5. «Душа народа в музыке звучит» (5 часов).

Теория (2 час.) Наследие Бояна в музыкальной культуре Древней Руси. Скоморохи. Народные гуляния. Русская народная музыка средневековья.

Становление музыкального искусства. В.Ф. Тротовский – автор первой в России нотной грамоты(1774), зачинатель фортепианной музыки. Начало балетного искусства. Первые русские оперные спектакли. Композитор, актёр, дирежёр В.А. Пашкевич – автор первой в России коммерческой оперы. Оперное творчество композитора Е.Л. Фомина, глубоко национальное искусство Д. С. Бортнянского . И. Е. Хандошкин - основоположник русской камерной ансамблевой музыки.

Первая половина XIX в. - новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев).

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями.  Оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» А.С. Даргомыжский.

Создание кружка, названного Стасовым «Могучая кучка». Соцветие талантов: Балакирев, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский. Развитие реалистических принципов в музыке Мусоргского.

Романтические истоки творчества Чайковского, тяготение мастера к отражению конфликта личности с окружающим миром. Симфоническое наследие Чайковского. «Ромео и Джульетта» (по Шекспиру).

Оперное творчество Чайковского. Лирическая опера «Евгений Онегин»  . Опера-трагедия «Пиковая дама». Балеты Чайковского. Сказочно-романтическое и мистическое начало в балете «Щелкунчик» (по Гофману). Первый концерт для фортепиано с оркестром — гимн любви, красоте, счастью.

Музыка Чайковского в наши дни. Международный конкурс музыкантов-исполнителей им. П. И. Чайковского в Москве.

Русская музыка начала XX века. А. Т. Гречанинов, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, С. И. Танеев, В. Н. Скрябин.

     Музыкальные эксперименты И.Ф. Стравинского. Обращение к национальным истокам в балете «Весна Священная». «Петрушка». Драматургия произведения, его театральный характер. Живописность звуковых образов. Успех постановок в Париже.

Концертно-эстрадная деятельность. Блистательные исполнительности русских и цыганских романсов и песен Варя Панина. А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Хор Пятницкого.

Сложные повороты судьбы С.С. Прокофьева (учеба и первые успехи, эмиграция, возвращение на Родину, награды и осуждение). Балетное творчество Прокофьева.

Построение балета (“Золушка”, “Ромео и Джульетта”) по законам симфонического произведения. Отражение в музыкальных образах балета “Ромео и Джульетта” общественных противоречий в России в первой половине XX века.

Концерты на фронтах и в госпиталях. Композитор и хоровой дирижёр А.В. Александров; Становление жанра советской эстрадной песни (К.И. Шульженко, И.Д. Юрьева, Л.А. Русланова, Л.О. Утёсов, А.Н. Вертинский. Песенное творчество.

Композиторы А.И. Хачатурян, Р.К. Щедрин, А.Я. Эшпай, Г.В. Свиридов. Выдающиеся музыкальные коллективы и исполнители.

Новый музыкальный авангард. А.Г. Шнитке (1934-1998).

 Эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.).

Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А. Г. Шнитке.

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого.

Практика (3 час.) Просмотр презентаций по теме, выполненных учащимися.

Выполнение  заданий (на знание фактов, хронологии; понятий, терминов; на объяснение причин и следствий событий; на установление хронологической последовательности событий; на установление соответствия двух рядов информации; на систематизацию исторического материала; на анализ источника; на обобщенную характеристику; на анализ исторических версий и оценок; на сравнение; на анализ исторической ситуации).

Тема 6. От скоморохов до современного театра (2 часа).

Теория (1 час.) Развитие театральной деятельности. Первый русский профессиональный театр Ф.Г. Волкова в Ярославле, а затем в Петербурге (Александринка). Создание вельможных театров с актёрами из крепостных крестьян.

В первой половине XIX в.  существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям  Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Становление реализма на русской сцене. М.С. Щепкин – основоположник реализма в русском актёрском искусстве. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты "чистейшего классицизма". Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. В репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой ("Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" А.С. Пушкина).

Высокий уровень развития театрального искусства. Малый театр в Москве — ведущий драматический театр страны. Прославленные артисты М. Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, П.М. Садовский.

Расцвет русского театра и сценического искусства. Московский художественный театр. Деятельность К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Актеры театра В. И. Качалов, О. Л. Кииппер-Чехова, И. М. Москвина, Л. М. Леонидов. Талантливые артисты театров Москвы и Петербурга. В. Ф. Комиссаржевская, М. Г. Савина, М. Н. Ермолова и др.

Русский оперный театр. Выдающийся артист Ф. И. Шаляпин. Артистическая деятельность на сцене Большого театра Л. В. Собинова и А. В. Неждановой. «Русские сезоны в Париже» — Ф. Шаляпин, М. Фокин, В. Нижинский, А. Павлова и др.

Пропагандистская деятельность С.П. Дягилева как начало «Русских сезонов» в Париже Организация С. Дягилевым с 1909 года регулярных балетных “Русских сезонов” в Париже. Спектакль “Петрушка” (И. Стравинский, А. Бенуа, М. Фокин) — вершина дягилевской антрепризы.

М. Фокин — ведущий балетмейстер “Русских сезонов” и реформатор балетного спектакля (создание “нового балета”, в отличие от “старого балета” М. Петипа).. Великие балерины А.П. Павлова, Т.П. Красавина.  В. Нижинский — один из ведущих танцовщиков “Русских сезонов”. Его способность к перевоплощению в персонаж, феноменальная техника (особенно прыжков) и романтически-философская трактовка ролей.

«Второе поколение» МХТа. В.Э. Мейерхольд.

Поддержка государством классического искусства. На советской сцене  - В.В. Барсова, Н.В. Обухова, М.П. Максакова, А.С. Пирогов. М.Д. Михайлов, М.О. Рейзен и др. Опера – С.С. Прокофьев. Балет – Г.С. Уланова, М.Т. Семёнова.

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).

Театр как явление советской культуры. «Ленком», «Современник», «Таганка».

В.С. Высоцкий (1938-1980), Г.А. Товстоногов (1913-1989).

Открытие новых театров, появление театральной антрепризы. Мариинский театр ( В.А. Гергиев, О. Бородина, А. Нетребко и др). Активизация фестивального движения.

Практика (1 час.) Просмотр презентаций по теме, выполненных учащимися.

Выполнение  заданий (на знание фактов, хронологии; понятий, терминов; на объяснение причин и следствий событий; на установление хронологической последовательности событий; на установление соответствия двух рядов информации; на систематизацию исторического материала; на анализ источника; на обобщенную характеристику; на анализ исторических версий и оценок; на сравнение; на анализ исторической ситуации).

Тема 7. Имена  отечественной кинематографии (2 часа).

Теория (1 час.) Рождение кино. Первые фильмы, кинотеатры. Мастера отечественного кино (В.В. Холодная, И.И. Мозжухин, Я.А. Протазанов).

Начало русского кино и творческий метод С.М. Эйзенштейна.

Первые советские звуковые фильмы («Путёвка в жизнь» реж. Н.В. Экк). «Семеро смелых» реж. С.А. Герасимов, 1936), «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»  Г.В. Александрова. Популярные актёры – Л.П. Орлова, Н.К. Черкасов. Историко-революционные фильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьём» реж. С.Я. Юткевич, С.М. Эйзенштейн «Александр Невский» -возвращение темы патриотизма русского народа в отечественную культуру.

      Документальное кино. Художественное кино: «Секретарь райкома» (реж. И.А. Пырьев, 1942) «Она защищает Родину» (реж.Ф.М. Эрмлер, 1943, в главной роли В.П. Марецкая), «Парень из нашего города» (реж.А.Б. Столпер, 1942), «Два бойца», реж. Л. Д. Луков, 1943) и др. Произведения Д. Шостаковича как “музыкальные документы советской эпохи”.

Военная тема-главная тема в искусстве кино. М.К. Калатозов «Летят журавли» 1957, Г.Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959, С.Ф. Бондарчук «Судьба человека» 1959, Р.Д. Чхеидзе «Отец солдата» 1965. Масштабные экранизации произведений отечественной литературы. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.).

Общая характеристика периода. «Золотой век» отечественного телевидения. Ежедневные программы новостей «Время». Ведущие И.Кириллов, В.Балашов, А.Шилова. А Шатилова, Н Шахова. Популярные кинопе6редачи: «Кинопанорама (З.Герд, А. Каплер), «Клуб путешественников» (В. Шнейдеров, затем-Ю. Синкевич), «В мире животных» (А. Згуриди, В. Песков, . Дроздов), 2Служу Советскому Союзу», «Сельский час» и др.

Музыкальные и развлекательные программы: «Голубые огоньки», «Песня года». Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой. Сатирический жанр. Расцвет циркового искусства. Ю.В. Никулин (1921-1997). Кинематограф, игровое и мультипликационное кино. «Интеллектуальное» кино. Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Особое значение в культуре 60–70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929–1974), – писателя, актера и кинорежиссера.

Достижения киноикусства (Н. Лубудев, А.Г. Герман, А.Н. Сакуров, В. Тодоровский и др). Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова: «Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.).

Практика (1 час.) Просмотр презентаций по теме, выполненных учащимися.

Выполнение  заданий (на знание фактов, хронологии; понятий, терминов; на объяснение причин и следствий событий; на установление хронологической последовательности событий; на установление соответствия двух рядов информации; на систематизацию исторического материала; на анализ источника; на обобщенную характеристику; на анализ исторических версий и оценок; на сравнение; на анализ исторической ситуации).

Заключительное   занятие

Интеллектуальная  игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».


Методическое обеспечение  программы

Темы разделов, занятий

Виды занятий

Приемы и методы организации УВП  

Дидактический материал

Оснащение

занятий

Формы подведения итогов

Введение. О роли личности в истории

Лекция с элементами беседы, практикум 

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы  и таблицы,

иллюстрации

Иллюстративный

материал

Справочная и научная литература

Просмотр презентаций

Тема 1. Первые публицисты домонгольской Руси.

Исследование, работа с историческими источниками        

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы и таблицы

иллюстрации

Иллюстративный

Материал

Справочная и научная литература

Тема 2. Просветители, книжники, писатели, поэты  в истории русской культуры (XII – XX в.в.)

Беседа,  практикум,

конференция

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы и таблицы

иллюстрации

Иллюстративный

материал

Справочная и научная литература

Тема 3. От зодчих Древней Руси до современных градостроителей.

Дискуссия,

виртуальное путешествие

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы и таблицы

иллюстрации

Иллюстративный

материал

Справочная и научная литература

Тема 4. Имена в русской живописи.

«Круглый стол»

практикум

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы и таблицы

иллюстрации

Иллюстративный

материал

Справочная и научная литература

Тема 5. «Душа народа в музыке звучит».

Презентция устного журнала, работа с историческими   источниками

Практикум

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы и таблицы

иллюстрации

Иллюстративный

материал

Справочная и научная литература

«Круглый стол»

Защита презентаций -

проектов

Тема 6. От скоморохов до современного театра.

Исследование

конференция

работа с историческими источниками

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы и таблицы

иллюстрации

Иллюстративный

материал

Справочная и научная литература

Тема 7. Имена  отечественной кинематографии.

Презентация устного журнала,

практикум

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы и таблицы

Иллюстративный

материал

Справочная и научная литература

Заключительное   занятие

Интеллектуальная  игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»  

Практикум

Лекция с элементами беседы

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы и таблицы

иллюстрации

Иллюстративный

материал

Справочная и научная литература


Список литературы

        для педагога:

 1. Балакина Т.И.Мировая художественная культура. Россия IX- начало XX в. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, гимназий, лицеев, колледжей, а также студентов вузов. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000. – 192 с.

 2. Данилов А.А. История  России  в вопросах и ответах: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Проспект, 2004. -320.

 3. ЕГЭ 2009. История: сборник экзаменационных заданий  / Авт.-сост. Е.А.Гевуркова, Л.И.Ларина, В.И.Егорова, Я.В.Соловьев.- М.: Эксмо, 2009.- 320с. – (Федеральный банк экзаменационных материалов).

 4. История в таблицах и схемах. Изд. 2-е. – СПб: Полиграфуслуги, 2005.- 112с.

 5.История в таблицах. 5-11 кл.: справочное пособие / авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозров, А.П.Волков. – 8-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2007.- 80с.

  6. История  России в произведениях русских поэтов / авт.-сост. Н.А.Стыденко. – Волгоград: Учитель, 2008.-166с.                 

  7. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 10-11 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 160с.

 8. Эстетика: учеб. пособие для вузов / научный редактор А.А. Радугин.- М.: Центр, 1998. – 240с.

   для детей:

 1.Балакина Т.И.Мировая художественная культура. Россия IX- начало XX в. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, гимназий, лицеев, колледжей, а также студентов вузов. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000. – 192 с.

 2.Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, 2003.- 352 с.

 3.Данилов А.А. История  России  в вопросах и ответах: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Проспект, 2004. -320.

 4.Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1 / С.И. Козленко, И.В. Козленко. – М.: Просвещение, 2008.- 175 с.

 5.Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века / науч. Ред.В.Ф. Кривошеев. – М.: ТИД «Русское слово-РС», 2003.-240 с.  

6. Эстетика: учеб. пособие для вузов / научный редактор А.А. Радугин.- М.: Центр, 1998. – 240с.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «История русской культуры и быта» для учащихся 6 класса

Рабочая программа адресована для  учеников 6-х классов общеобразовательной школы. Настоящая рабочая программа  кружка по истории  призвана расширить представления учащихся о быте и куль...

Программа дополнительного образования "Основы информационной культуры личности "

Программа охватывает  учащихся 1-9 классов, рассчитана  на  9 часов (1 урок в год по всем параллелям) Программа состоит из 4- модулей:1. Информационные ресурсы и информационная кул...

Программа элективного курса "История русской культуры с др.времен до сер. XIXв."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...

Программа элективного курса "История русской культуры со ср. XIXв. - до нач. XXIв.в."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...