РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «История русской культуры и быта» для учащихся 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа адресована для учеников 6-х классов общеобразовательной школы. Настоящая рабочая программа кружка по истории призвана расширить представления учащихся о быте и культуре древней и средневековой Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_istoriya_russkoy_kultury_i_byta.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа адресована для общеобразовательной школы, 6-е классы, базовый уровень. Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы основного общего образования по истории.
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по базисному учебному плану образовательного учреждения: 34 часов, 1 часа в неделю.
Рабочая программа кружка для 6-х класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
2. Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа предназначена для изучения истории в 6-х классах на базовом уровне.
В 6 «А», 6 «Б» классах обучающиеся характеризуются положительным отношением к учению с ориентацией на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний. Их учебная деятельность отличается тем, что они понимают и выполняют цели, которые ставит педагог.
В 6 «В» классах большая часть обучающиеся также характеризуются положительным отношением к учению с ориентацией на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний. Их учебная деятельность отличается тем, что они понимают и выполняют цели, которые ставит педагог. Но есть учащиеся с низкой мотивацией к обучению. Обучение этих детей требует применения на уроках элементов занимательности, создания ситуации успеха для повышения мотивации к учебной деятельности, углубленного повторения изученного материала.
Рабочая программа построена на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и с учетом удовлетворения запросов потребителя образовательных услуг, индивидуальных склонностей и способностей учащихся
Отличительные особенности образовательного учреждения.
Тип учреждения - Средняя общеобразовательная школа.
Цель работы на данной ступени обучения:
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами» ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом их индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, психических, индивидуальных и др.), образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Цели, задачи и планируемые результаты исторического образования на различных ступенях обучения.
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества,
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; познавательный интерес к прошлому своей Родины:
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде
письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Руси;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как
источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия;
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях, правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей
и др.);
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего
периода развития человечества;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом,
так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Европы и Азии;
приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта человечества в эпоху средних веков;
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Виды деятельности учащихся на уроке:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
участие учащихся в проектной деятельности,
организация и проведение учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
владеть элементарными приемами исследовательской деятельности,
самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,
извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),
отделения основной информации от второстепенной,
критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного),
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,
владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Специфика целей и содержания изучения истории в основной школе существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Содержание учебного предмета, курса
Тема: Быт и культура Древней Руси (9ч.)
Летосчисление на Руси. Мифы славян. Письменность и книга Древней и Средневековой Руси.
Старорусские меры. Военное искусство народов 1 тыс. н.э. нашей страны. Деревянное и каменное зодчество Древней Руси. Земля – Матушка. Крестьянский двор. Крестьянская изба.
Тема: Быт и культура Средневековой Руси(10ч).
Русский средневековый город. Занятия и быт горожан. Древний Киев и древний Владимир
Древняя Москва. Московский кремль. Православная вера. Средневековый монастырь
Ученье – свет. Живопись Древней Руси. Ювелирное искусство Руси.
Тема: Домострой русских людей(8ч.)
Древнерусский костюм. Народные праздники. Русское гостеприимство. Русское войско. Старинное оружие. Занятия и быт крестьян. Средневековая трапеза. Семейная жизнь
Тема: Быт русских царей(7ч.).
Древнерусская генеалогия князей. «Государь всея Руси»
Венчание на царство. Государев двор. Царская женитьба. Домашний быт царей. Русский посольский обычай.
При реализации рабочей программы используются различные виды межпредметных связей:
1. Фактические связи – связи между учебными дисциплинами на уровне фактов.
2. Понятийные связи – направленные на формирование понятий, общих для родственных дисциплин.
3. Теоретические связи – система научных знаний в определённой предметной области «Обществоведение».
4. Философские связи, отражающие методологические основы обществоведческих дисциплин.
Формы контроля:
Традиционные формы:
1. устный и письменный анализ текса;
2. анализ исторического источника;
3. аналитическое описание памятников культуры;
4. составление рассказа или описания по иллюстрации;
5. хронологические диктанты и «карусели»;
6. тесты;
7. составление схем или таблиц;
8. характеристики исторических деятелей или явлений;
9. анализ событий по моделями памяткам;
10.работа с картографическим материалом;
11. работа со статистическими данными;
12. моделирование исторических ситуаций;
13. историческое эссе;
14.задания на корректировку теста;
15. составление сложного и простого плана к тексту;
16. выступление с докладами и сообщениями.
Нетрадиционные формы:
1.составление и отгадывание кроссвордов;
2.коллективный способ проверки знаний;
3. составление тестов;
4.составление презентаций и др.
Формы контроля по их внешнему выражению.
Это—контрольное практическое занятие, контрольное лабораторное занятие, опрос.
Темы проектов, исследовательских работ, экскурсий
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1 | Информационно-исследовательский проект «Легенды народов России » | Декабрь 2016г. |
2 | Информационно-исследовательский проект «Сословный быт» | Май 2017г. |
Тематическое планирование
Кружка
6 класс
(1 часа в неделю)
№ урока | Наименование тем уроков | Количество часов | Дата проведения (план) | Коррек- тировка |
Тема: Быт и культура Древней Руси (9ч.) | ||||
Летосчисление на Руси | 1 | 2.09.16 | ||
Мифы славян. (Анализ мифов) | 1 | 9.09.16 | ||
Письменность и книга Древней и Средневековой Руси | 1 | 16.09.16 | ||
Старорусские меры (Измерение бытовых объектов) | 1 | 23.09.16 | ||
Военное искусство народов 1 тыс. н.э. нашей страны | 1 | 30.09.16 | ||
Деревянное и каменное зодчество Древней Руси (Анализ видеоматериала) | 1 | 7.10.16 | ||
Земля - Матушка | 1 | 14.10.16 | ||
Крестьянский двор (Реконструкция двора) | 1 | 21.10.16 | ||
Крестьянская изба (Реконструкция избы) | 1 | 28.10.16 | ||
Тема: Быт и культура Средневековой Руси(10ч). | ||||
Русский средневековый город | 1 | 11.11.16 | ||
Занятия и быт горожан (Анализ видеоматериала) | 1 | 18.11.16 | ||
Древний Киев и древний Владимир (Сравнение планов городов) | 1 | 25.11.16 | ||
Древняя Москва | 1 | 2.12.16 | ||
Московский кремль (Реконструкция) | 1 | 9.12.16 | ||
Православная вера | 1 | 16.12.16 | ||
Средневековый монастырь | 1 | 23.12.16 | ||
Ученье - свет | 1 | 13 .01.17 20.01.17 | ||
Живопись Древней Руси (Сравнение икон) | 1 | 27.01.17 | ||
Ювелирное искусство Руси (информационно-исследовательский проект «Легенды народов России») | 1 | 3.02.17 | ||
Тема: Домострой русских людей(8ч.) | ||||
Древнерусский костюм (Реконструкция) | 1 | 10.02.17 | ||
Народные праздники | 1 | 17.02.17 | ||
Русское гостеприимство | 1 | 24.02.17 | ||
Русское войско (Описание строя русского войска) | 1 | 3.03.17 | ||
Старинное оружие (Анализ видеоматериала) | 1 | 10.03.17 | ||
Занятия и быт крестьян | 1 | 17.03.17 | ||
Средневековая трапеза | 1 | 24.03.17 | ||
Семейная жизнь | 1 | 7.04.17 | ||
Тема: Быт русских царей(7ч.). | ||||
Древнерусская генеалогия князей | 1 | 14.04.17 | ||
«Государь всея Руси» | 1 | 21.04.17 | ||
Венчание на царство (Анализ источников) | 1 | 28.04.17 | ||
Государев двор | 1 | 5.05.17 | ||
Царская женитьба | 1 | 12.05.17 | ||
Домашний быт царей. (Информационно-исследовательский проект «Сословный быт») | 1 | 19.05.17 | ||
Русский посольский обычай | 1 | 26.05.17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "История родного края"
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...
Рабочая программа кружка "История в кино и книгах" 5 класс
Кружок привязан к курсу истории Древнего мира и призван дополнить учебную программу, оживить исторических персонажей, познакомить детей с классикой исторического кино и литературы....
Рабочая программа кружка "История в кино и книгах" 4 класс
Кружок призван дать обзор курса Всемирной истории, перекликаясь с программой предмета "Окружающий мир" 4 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «История России в лицах» 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «История России в лицах» в 9 классе на 68 часов...
рабочая программа кружка история сар края 10 класс
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа &nda...
Рабочая программа кружка "История родного края"
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...
Рабочая программа кружка "История казачества"
Рабочая пограмма дополнителного образования...