Программа дополнительного образования "Основы информационной культуры личности "
рабочая программа на тему

Алтынцева Райля Физрахмановна

Программа охватывает  учащихся 1-9 классов, рассчитана  на  9 часов (1 урок в год по всем параллелям) 

Программа состоит из 4- модулей:
1. Информационные ресурсы и информационная культура общества.
2. Алгоритм решения информационно -поисковых задач.
3. Аналитическая переработка информации.
4. Самостоятельная  работа и оформление  результата своей информационной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_inf_kultury.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУРАГИНСКАЯ  СОШ №3

Рассмотрено на заседании методического  совета

Протокол №        от

«____»___________20___

Согласовано:

Зам.директора по ВР

___________________

Утверждено:

Приказ №____от____________20__г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 на 2017-2018 учебный год

к дополнительной общеобразовательной программе

«Основы информационной культуры личности»

 Составитель: Алтынцева Райля Физрахмановна

педагог - библиотекарь

Форма реализации программы – очная;

Возраст обучающихся –7-15 лет.

2017-2018 учебный год

  1. Пояснительная  записка

Информационная ситуация в мире ставит перед образовательным учреждением важнейшую задачу – научить выпускников ориентироваться в огромном потоке информации, адаптировать   современную молодежь  к условиям информационного общества.

Формирование информационной культуры основывается на нескольких аспектах:

  1. коммуникативный - развитие культуры информационных отношений;
  2. лексический – совершенствование культуры речи и письма (работа с докладами, рефератами);
  3. библиотечно-библиографический - изучение информационных ресурсов, формирование культуры чтения, связанной с отбором и восприятием необходимой информации, которая есть в школьной библиотеке.

Цель: Подготовить учащихся к познавательной и учебной деятельности в условиях современного информационного общества.

Задачи:

  1. Сформировать информационную грамотность и информационное мировоззрение учащихся.
  2. Научить рациональным приемам и методам самостоятельного поиска информации.
  3. Показать приемы «переработки» большого объема информации.
  4. Содействовать практическому использованию навыков работы с информацией и с информационными ресурсами.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся научаться:

  1. четко формулировать свои информационные потребности;
  2. проводить оценку  источника информации;
  3. использовать библиографический поиск  документов (через каталоги);
  4. анализировать и оценивать информацию;
  5. свободно ориентироваться в любой библиотечно-информационной среде.

  1. Программа

Программа охватывает  учащихся 1-9 классов, рассчитана  на 9 часов (1 урок во всех классах  параллели, всего -27 уроков).

Программа состоит из 4- модулей:

  1. Информационные ресурсы и информационная культура общества.
  2. Алгоритм решения информационно -поисковых задач.
  3. Аналитическая переработка информации.
  4. Самостоятельная  работа и оформление  результата своей информационной деятельности.

  1. Учебный план

класс

Наименование модуля

часы

1

Информационные ресурсы и информационная культура общества

1

2

Алгоритм решения информационно-поисковых задач

1

3

Аналитическая переработка информации

1

4

Самостоятельная  работа и оформление  результата своей информационной деятельности

1

5

Информационные ресурсы и информационная культура общества

1

6

Алгоритм решения информационно-поисковых задач

1

7

Аналитическая переработка информации

1

8

Самостоятельная  работа и оформление  результата своей информационной деятельности

1

9

Информационные ресурсы и информационная культура общества. Современные виды информационных услуг в библиотеке

1

Итого часов

9

Итого часов в учебный год ( по всем параллелям)

27

  1. Учебно- тематический   план   программы

«Основы информационной культуры личности»

к

л

а

с

с

Модуль

Тема

ча

сы

Форма проведения

1

Информационные ресурсы и информационная культура общества

Тема: Путешествие в страну «Волшебный информационный мир»

Содержание: Знакомство с видами информации. Библиотека как информационный центр. Правила пользования библиотекой.

1

Представление. Презентация

2

Алгоритм решения информационно-поисковых задач

Тема: Урок-игра «Что?  Как? Где?»

Содержание: Что такое информационный документ? Как сделать запрос на информацию? Где информацию можно найти? Поисковые элементы. Алгоритм поиска.

1

Беседа. Командная игра

3

Аналитическая переработка информации

Тема: «Волшебные буквы»

Содержание: Основная классификация информации. Основные приемы работы с текстом. Периодические издания.

1

Прием «Чтение по ролям» Презентация

4

Самостоятельная  работа и оформление  результата информационной деятельности

Тема: Новое слово «Буктрейлер»

Содержание: Способы составления плана. Составление отзыва о книге.  

1

Беседа. Практическое занятие

5

Информационные ресурсы и информационная культура общества

Тема: Роль компьютера. Каталоги.

Содержание: Значение и ценность информационности человека. Алгоритм составления аннотации.

1

Презентация. Практическое занятие

6

Алгоритм решения информационно-поисковых задач

Тема: Электронная библиотека

Содержание: Алгоритм поиска информации по каталогу. Использование электронного ресурса

1

Беседа. Практическое занятие

7

Аналитическая переработка информации

Тема: Работа с текстом

Содержание: Что такое пересказ? Подготовка к выступлению с докладом. Примеры выступлений.

1

Презентация. Практическое занятие

8

Самостоятельная  работа и оформление  результата своей деятельности

Тема: Составление реферата и докладов

Содержание: Основные виды свертывания информации. Конспектирование. Составление списка литературы

1

Беседа. Презентация. Практическое занятие

9

Информационные ресурсы и информационная культура общества

Тема: Документальные потоки. Интернет

Содержание: Современная информационная услуга библиотек – электронная

доставка документа

1

Лекция. Презентация. Практикум

  1. Используемая литература

  1. Информационные и коммуникационные технологии в библиотечном деле: Элективные курсы. –М.: 5 издание, 2006:С.96-103.
  2. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности /Н.И.Гендина/.-М. : Русская школьная ассоциация, 2008.-380с. : Профессиональная библиотечка библиотекаря.
  3. Основы информационной культуры личности : Методическое пособие. – Красноярск: КИПК, 2011.-50с.
  4. Читаем, учимся, играем /журнал/. –М.: Мосиздат, 2007: С.17-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование «информационной» культуры личности на уроках МХК

В статье говорится о том, что интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства.  Современные информационные технологии сделали возможным доступ каж...

Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.

Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...

Программа дополнительного образования "Информационные технологии"

Направленность программы «Информационные технологии» - научно-техническая. Программа реализуется в рамках работы творческого объединения «НИТ – новые информационные технологии». Программа адресована д...

Программа дополнительного образования "Информационная культура" (начальные классы)

Направленность программы «Информационная культура» - научно-техническая. Программа реализуется в рамках работы творческого клуба по интересам «Мозаика». Программа адресована детям 8-10 лет. Прогр...

Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»

Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...

Информационная культура личности. ТЕСТЫ

В настоящее время широко используется тестирование учащихся для выявления качества полученных знаний по различным предметам. Тесты являются эффективной формой контроля. Данный материал можно использов...