Конспект урока по теме "Иван Грозный"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Урок разработан для прохождения процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию. Оценен на "отлично".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_reformy_ivana_groznogo.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме
«Реформы Ивана Грозного»
Предмет: история
Класс: 10 (профильная группа)
ТЕМА: Реформы Ивана Грозного..
ЦЕЛЬ: изучение эпохи Ивана Грозного, его личности, деятельности и значения в судьбе нашей страны.
Задачи:
- Охарактеризовать личность Ивана Грозного в контексте с особенностями того времени, определить факторы, повлиявшие на формирование личности царя. Сформировать своё собственное мнение об эпохе Ивана Грозного.
- Выявить особенности политики Ивана Грозного. Указать на причины проведения реформ и выделить их положительное и отрицательное значение.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков работы в группе, умению работать с историческими источниками. Закреплять умение аргументировано высказывать своё мнение, логически строить ответ.
Формировать активную жизненную позицию, получив представление о
проявлениях деспотической власти в России, ценить завоевания
демократии в настоящее время
Тип урока: урок изучения новой темы (практикум).
Методы: частично-поисковый, использование ИКТ – технологий.
Формы работы:
- индивидуальное сообщение с использованием мультимедийной презентации;
- работа в парах;
- анализ исторических документов;
Оборудование: проектор, экран, учебники, тетради, также могут быть использованы словари и справочники
Основные понятия: личность в истории, реформы, Избранная рада, Земский собор, Судебник.
План урока:
Этапы урока | Основное содержание | Формы, методы | Примерное время (в минутах) |
1.Учебная мотивация. | 1.Вступительное слово учителя. | 3
| |
2.Изучение нового материала. | 1.Индивидуальное сообщение – «Личность Ивана Грозного» 2. Комментарий учителя. Постановка учебной задачи учащимся: изучение позиций историков по отношению к личности Грозного
3. Решение учебной задачи. 4. Выступление учащихся 5.Вывод: сложилось ли у вас собственное мнение о личности Грозного? 6. Слово учителя. Постановка учебной задачи (составление характеристики реформ по предложенному плану) 7. Решение учебной задачи 8.Выступление групп | Работа в парах: составить краткое описание личности Грозного. Работа в парах: Отчет о проделанной работе
Работа в группах Отчет групп о проделанной работе | 5 4 6-7 5 2-3 2 10 |
3. Вывод | Постановка проблемного вопроса. | Ответы учащихся на поставленный вопрос | 5 |
4.Домашнее задание. | Инструктирование домашнего задания. | 1 |
ХОД УРОКА:
1.Вступительное слово учителя.
Будущий царь Иван Васильевич родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 г. В ту ночь над Москвой разразилась гроза, и от молний в разных местах столицы вспыхнули пожары. Ветер раскачивал колокола церквей, и они как бы сами собой зазвенели. Один из них оборвался с колокольни и рухнул на землю. В народе заговорили о предзнаменовании грядущих великих несчастий…
Тема нашего урока «Реформы Ивана Грозного». Прежде, чем говорить о реформах Ивана Грозного, скажите, пожалуйста, что вы вообще знаете об этом русском правителе?
(ответы учащихся)
Какие фильмы, связанные с личностью Ивана Грозного вы смотрели? Какое впечатление произвёл на вас образ Ивана IV? Какие чувства вызвал у вас фильм?
Основные вопросы, на которые я предлагаю вам ответить сегодня – это:
1. Характеристика личности Ивана Грозного.
2. Интерпретация личности царя в работах русских историков.
3. Реформы Ивана IV (реформы Избранной рады).
Учитель: Да, народ дал меткое и объёмное прозвище своему правителю. Перед нами образ жестокого, непредсказуемого, мрачного, недоверчивого человека. Но почему он такой? Что и кто оказывает влияние на формирование личности любого человека?
(индивидуальное сообщение)
Семья, родители, родственники, друзья, окружающие люди, нравы и устои оказывают влияние на формирование личности. Но нужно знать и об особенностях России, которую оставил после себя Василий III своему сыну.
( просмотр презентации с комментариями)
Какую же оценку получила личность царя в исторической науке? Предлагаю вам поработать над отрывками из работ историков разных периодов истории: выделить основные точки зрения по отношению к личности Грозного.
(работа в парах ).
Пожалуйста, какие точки зрения можно выделить на основании предложенных отрывков?
(выступления групп).
Сложилось ли у вас собственное мнение о личности Грозного? Или какой точки зрения придерживаетесь?
(ответы учащихся).
Рассматривая период правления любого руководителя государства, традиционно изучаем вопросы внутренней и внешней политики, особенности развития страны на данном этапе. Так и период правления Грозного историки обычно делят на два основных этапа: 1. Реформы Избранной рады. 2. Опричнина.
На сегодняшнем уроке мы должны будем проанализировать те мероприятия, которые проводились на первом этапе. Предлагаю поработать в парах по составлению характеристики реформ.
(работа в парах)
Послушаем итоги работы в парах (ответы учащихся).
Для того, чтобы завершить урок, давайте ответим с вами на следующие вопросы (вопросы выведены на слайды):
- Почему реформы начинаются с военных преобразований? Случайность это или нет?
- В чьих интересах проводились реформы Избранной рады?
- Какую цель в итоге преследовали реформы Избранной рады?
- Укрепление централизованного государства явилось, на ваш взгляд,
результатом политики Ивана Грозного, во многом определявшейся чертами личности царя, или можно говорить о закономерности этого процесса?
5. Многие исследователи считают, что царь Иван Грозный обладал
незаурядными качествами, достоинствами и многие его действия можно
поставить ему в заслугу. Как вы считаете, можно ли с этим согласиться?
Домашнее задание: параграф 26, анализ документов по вариантам (2,3,4 отрывки).
Спасибо за урок. Оценку сегодня ставлю только за индивидуальное сообщение. В целом, оценим работу каждого при написании контрольной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс
Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....
Конспект урока по истории "Наследие Ивана Грозного" (ТРКМЧП)
План урока по истории России в 7 классе на тему "Наследие Ивана Грозного" . Урок составлен по приёмам ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМО....
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Конспект урока "Насление Ивана Грозного"
Конспект урока истории в 6 классе...
конспект урока "Эпоха Ивана Грозного: внутренняя политика"
конспкт урока 10 класс...
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....