Конспект урока по теме "Иван Грозный"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Поздеева Ирина Владимировна

Урок разработан для прохождения процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию. Оценен на "отлично".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_reformy_ivana_groznogo.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Реформы Ивана Грозного»

Предмет: история

Класс: 10 (профильная группа)

ТЕМА:  Реформы Ивана Грозного..

ЦЕЛЬ:  изучение эпохи Ивана Грозного, его личности, деятельности и значения в судьбе нашей страны.

Задачи:        

  1. Охарактеризовать личность Ивана Грозного в контексте с особенностями  того времени, определить факторы, повлиявшие на формирование личности царя. Сформировать своё собственное мнение об эпохе Ивана Грозного.
  2. Выявить особенности политики Ивана Грозного. Указать на причины проведения реформ и выделить их положительное и отрицательное значение.
  3. Способствовать развитию коммуникативных навыков работы в группе, умению работать с историческими источниками. Закреплять  умение аргументировано высказывать своё мнение, логически строить ответ.

          Формировать активную жизненную позицию, получив представление о

          проявлениях деспотической власти в России, ценить завоевания

          демократии в настоящее время

Тип урока: урок изучения новой темы (практикум).

Методы: частично-поисковый, использование ИКТ – технологий.

Формы работы:        

  1. индивидуальное сообщение с использованием мультимедийной презентации;
  2. работа в парах;
  3. анализ исторических документов;

Оборудование: проектор, экран, учебники, тетради, также могут быть использованы словари и справочники

Основные понятия: личность в истории, реформы, Избранная рада, Земский собор, Судебник.

План урока:

Этапы урока

Основное содержание

Формы, методы

Примерное время

(в минутах)

1.Учебная мотивация.

1.Вступительное слово учителя.

        3

       

2.Изучение нового материала.

1.Индивидуальное сообщение – «Личность Ивана Грозного»

2. Комментарий учителя.

Постановка учебной задачи учащимся: изучение позиций историков по отношению к личности Грозного

 

3. Решение учебной задачи.

4. Выступление учащихся

5.Вывод: сложилось ли у вас собственное мнение о личности Грозного?

6. Слово учителя. Постановка учебной задачи (составление характеристики реформ по предложенному плану)

7. Решение  учебной задачи

8.Выступление групп

Работа в парах: составить краткое описание личности Грозного.

Работа в парах:

Отчет  о проделанной работе

 

Работа в группах

Отчет групп о проделанной работе

5

4

6-7

5

2-3

2

10

3. Вывод

Постановка проблемного вопроса.

Ответы учащихся на поставленный вопрос

          5  

4.Домашнее задание.

Инструктирование домашнего задания.

          1

ХОД УРОКА:

1.Вступительное слово учителя.

Будущий царь Иван Васильевич родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 г. В ту ночь над Москвой разразилась гроза, и от молний в разных местах столицы вспыхнули пожары. Ветер раскачивал колокола церквей, и они как бы сами собой зазвенели. Один из них оборвался с колокольни и рухнул на землю. В народе заговорили о предзнаменовании грядущих великих несчастий…

Тема нашего урока «Реформы Ивана Грозного». Прежде, чем говорить о реформах Ивана Грозного, скажите, пожалуйста, что вы вообще знаете об этом русском правителе?

(ответы учащихся)

Какие фильмы, связанные с личностью Ивана Грозного вы смотрели? Какое впечатление произвёл на вас образ Ивана IV? Какие чувства вызвал у вас фильм?

Основные вопросы, на которые я предлагаю вам ответить сегодня – это:

 1. Характеристика личности  Ивана Грозного.

 2. Интерпретация личности царя в работах русских историков.

 3. Реформы Ивана IV (реформы Избранной рады).

Учитель: Да, народ дал меткое и объёмное прозвище своему правителю. Перед нами образ жестокого, непредсказуемого, мрачного, недоверчивого человека. Но почему он такой? Что и  кто оказывает влияние на формирование личности любого человека?  

(индивидуальное сообщение)

Семья, родители, родственники, друзья, окружающие люди, нравы и устои оказывают влияние на формирование личности. Но нужно знать и об особенностях России, которую оставил после себя Василий III своему сыну.

( просмотр презентации с комментариями)

Какую же оценку  получила личность царя в исторической науке? Предлагаю вам поработать над отрывками из работ историков разных  периодов истории: выделить основные точки зрения по отношению к личности Грозного.

(работа в парах ).

Пожалуйста, какие точки зрения можно выделить на основании предложенных отрывков?

(выступления групп).

Сложилось ли у вас собственное мнение о личности Грозного? Или какой точки зрения придерживаетесь?

(ответы учащихся).

Рассматривая период правления любого руководителя государства, традиционно изучаем вопросы внутренней и внешней политики, особенности развития страны на данном этапе. Так и   период правления Грозного историки обычно делят на два основных этапа: 1. Реформы Избранной рады. 2. Опричнина.

На сегодняшнем уроке мы должны будем проанализировать те мероприятия, которые проводились на первом этапе. Предлагаю поработать в парах по составлению характеристики реформ.

(работа в парах)

Послушаем итоги работы в парах (ответы учащихся).

Для того, чтобы завершить урок, давайте ответим с вами на следующие вопросы (вопросы выведены на слайды):

  1. Почему реформы начинаются с военных преобразований? Случайность это или нет?
  2. В чьих интересах проводились реформы Избранной рады?
  3. Какую цель в итоге преследовали реформы Избранной рады?
  4. Укрепление централизованного государства явилось, на ваш взгляд,

результатом политики Ивана Грозного, во многом определявшейся чертами личности царя, или можно говорить о закономерности этого процесса?

    5. Многие исследователи считают, что   царь Иван Грозный  обладал  

   незаурядными качествами, достоинствами и многие его  действия   можно  

   поставить  ему в заслугу. Как вы считаете, можно ли с этим согласиться?

Домашнее задание: параграф 26, анализ документов по вариантам (2,3,4 отрывки).

Спасибо за урок. Оценку сегодня ставлю только за индивидуальное сообщение. В целом, оценим работу каждого при написании контрольной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс

Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....

Конспект урока по истории "Наследие Ивана Грозного" (ТРКМЧП)

План урока по истории России в 7 классе на тему "Наследие Ивана Грозного" . Урок составлен по приёмам ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМО....

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Конспект урока "Насление Ивана Грозного"

Конспект урока истории в 6 классе...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....