Конспект урока по истории "Наследие Ивана Грозного" (ТРКМЧП)
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

План урока по истории России в 7 классе на тему "Наследие Ивана Грозного" . Урок составлен по приёмам ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по истории ТРКМЧП27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания Левина Анастасия Николаевна

Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории.

Тема урока: «Наследие Ивана Грозного».

Место проведения: МБОУ «СОШ №42», 7 Б класс.

Дата проведения: 20.02.2013г.

Цели урока:

  • образовательная: создать условия для: 1) формирования у обучающихся представлений о причине поражения Российского государства  в Ливонской войне; 2) понимания значения покорения Западной Сибири Ермаком; 3) формирования представлений о судьбе Российского государства в конце XVI века  после смерти Ивана Грозного;
  • развивающая:1) развитие познавательных УУД (овладение формами исследовательской деятельности включая умения поиска и работы с информацией);2) коммуникативных УУД (сотрудничество со сверстниками в поисках необходимой информации);3) регулятивных УУД (саморегуляция времени и поведения, самоконтроль);
  • воспитательная: формирование личностных УУД, через содержание информационного текста (умение выделять нравственный аспект, поведения, установление связи целью обучения и его результатом).

Формы организации познавательной деятельностииндивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

          1.Учебник: Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев. История России. XVI-XVIII века. 7 класс.

    2.Задания для групповой работы (информационный  текст )

    3.Презентация «Наследие Ивана Грозного»..

    4. Эпиграф урока: “Его прозвали Грозный царь…..” Лиза Сеитова.

Технологическая карта урока:

Тип урока

Работа с информационным текстом

Стадия I. Вызов.

Мозговой штурм, составление «понятийного колеса»

Стадия II. Осмысление.

Инсерт

Стадия III. Рефлексия.

Синквейн

ХОД УРОКА:

  1. Стадия вызова

«Понятийное колесо».

Учитель: Его прозвали Грозный царь  (1 слайд)

                 Террором славился тогда….

                 Он был тот  самый государь,

                 При ком на Русь пришла беда.

                 Опричный гнев на весь народ……

Вопрос к классу:

О ком идет речь в этом отрывке из стихотворения Лизы Сеитовой. (2 слайд)

Ученики: (Иван Грозный)

Учитель:

Перед вами колесо, в центре его, тема нашего урока «Наследие Ивана Грозного», назовите ассоциации связанные с нашим ключевым словосочетанием. (3 слайд)

Ученики:

Избранная рада, Судебник, Стоглавый собор, Земский собор, Опричнина, Земская изба, Губная изба,  земщина, закон о службе  - внутренняя политика (опрос по терминам и датам).

Присоединение новых земель (Казанское ханство, Астраханское ханство, Крымское ханство), Ливонская война – внешняя политика (даты).

Учитель:

Если мы сгруппируем эти ассоциации по смыслу, то увидим признаки по которым проводилось объединение (внутренняя, внешняя политика Ивана Грозного). Так хаотичное, на первый взгляд, «колесо» выстраивается в стройную логическую схему урока.

II.Стадия Осмысление.

Инсерт.

Учитель:

Вопрос к классу:

Что в Российском государстве происходило в последние годы правления Ивана Грозного и, как пресеклась московская ветвь князей династии Рюриковичей? (4 слайд)

Предлагается задание.

Перед вами текст «Наследие Ивана Грозного». На экране маркировочные знаки. При внимательном чтении текста, выполняете задание, проставляя на полях знаки карандашом (помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте). (5 слайд) Приложение.

После прочтения текста и проставления  знаков, вы должны заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. (6 слайд)

Работа в группах.

1 группа – Поражение в Ливонской войне.

2 группа – Покорение Западной Сибири.

3 группа – Конец династии московских Рюриковичей.

Обсуждение выполненного задания.

III. Стадия Рефлексии.

Учитель:

Давайте выразим своё отношение к этой исторической личности и его  деятельности.

«Синквейн».

Предлагаю вам подобрать и записать ключевые (итоговые) слова по теме урока. (7 слайд)

1 строка – тема или предмет

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырех слов

5 строка – «смысловой синоним»  

Примеры:

Иван Грозный
казанский астраханский 
завоевал, присоединил, преобразовал
реформы военной службы, судебной системы и государственного управления
Иоанн Великий

Иван Грозный

Умный, строгий

Правит, казнит, милует.

Правит всей Русью.

Царь.

Эпоха Грозного

противоречивая, страшная

заставляет, подавляет, устанавливает

укрепляется самодержавная власть, но разоряется страна

смута

Учитель:

Вопрос к классу:

Как вы думаете какой след в истории России оставило правление Ивана Грозного?

(плюсы и минусы)

 (8 слайд)

Учитель:

Итог: В конце XVI века из-за разорения множества людей в годы Ливонской войны и внутренней политики Ивана Грозного, из-за пресечения законной династии Россия оказалась перед угрозой Смутного времени.

Приложение.

Наследие Ивана Грозного.

1.Поражение в Ливонской войне.

     В 1570- годы русские войска добились последних больших успехов в Ливонии. Русские полки прорвались к Рижскому заливу и рассекли  Ливонию надвое. Однако Россия была разорена этой войной. Этим воспользовались противники России. Новый король Речи Посполитой – трансильванский воевода Стефан Батория сумел перенести военные действия на русскую территорию. В 1579-1580 годах были захвачены русские города: Полоцк, Великие Луки. Только героическая оборона спасла Псков в августе 1581 году. После долгих переговоров в 1582 году было подписано русско-польское перемирие (поляки уходили из русских городов, русские из Ливонии). Не теряли времени и шведы, отбив у русских северную Ливонию с Нарвой, взяв крепости Ивангород, Ям, Копорье, Корела. В 1583 году заключили русско-шведское перемирие (Россия уступала все завоеванные земли в Прибалтике и отдала русскую часть балтийского побережья).

Так бесславно закончилось тяжелейшая Ливонская война (1558-1583).

2. Покорение Западной Сибири.

      После взятия Казани казаки захватили Сибирское ханство. Иван Грозный разрешил купеческой семье Строгановых осваивать новый край. Правитель Сибирского ханства хан Кучум заключив союз с крымским ханом и турецким султаном планировал отбросить русское государство с Урала и Поволжья. Купцы для защиты от неприятеля наняли казаков во главе Ермаком Тимофеевичем. В 1581 году казаки задумали поход за Урал. По сибирским рекам подошли к столице ханства Кашлыку. Здесь состоялась невиданная битва, в которой победу одержал Ермак. Власть в ханстве захватил казачий атаман, он отправил Ивану Грозному грамоту с подношением «царство Сибирского». Вскоре Ермак был убит в неравном бою от рук воинов Кучума . На смену Ермака пришли отряды стрельцов царя. Вдоль рек здесь были построены русские города-крепости: Тюмень, Сургут, Тобольск. Огромные богатства этого края отправлялась на Запад.

В 1580-1590-х годах Сибирское ханство было уничтожено, а народы Западной Сибири вошли в состав Российского государства

3. Конец династии московских Рюриковичей.

     Иван Васильевич в свои годы, выглядел как глубокий  старик: тяжелая болезнь, кровавые забавы подтачивало его силы. В 1581 году царь в припадке гнева убил своего сына Ивана. Еще два наследника оставалось у царя: Федор (слаб телом и умом) и Дмитрий (страдал страшной болезнью эпилепсией). Грозный умер в 51 год (1584г.) На царство венчан Федор Иоаннович (1584-1598гг), а при нем создан опекунский совет из глав знатнейших родов – Шуйских, Мстиславских, Романовых, Годуновых. Именно Борис Годунов  и стал настоящим правителем России при царе Федоре (женат на родной сестре Бориса). Годунов возглавил Боярскую думу, всех соперников из опекунского совета устранил. Последняя жена Грозного – Мария Нагая с малолетним сыном Дмитрием выслана в г.Углич. В 1591г. умер царевич Дмитрий (слухи были о том, что убийцы подосланы Годуновым). Россия осталась без наследников, ведь у Федора детей не было.

В конце XVI века из-за разорения множества людей в годы Ливонской войны и внутренней политики Ивана Грозного, из-за пресечения законной династии Россия оказалась перед угрозой Смутного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс

Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...