Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация, раздаточный материал (рабочие листы, документы для анализа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.zip | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы для группы: Реформы Ивана ІV и Избранной рады.
1. Почему военная реформа была проведена одной из первых? На ваш взгляд, созданная войсковая система была надежной защитой для государства?
2. Назовите основные положения, закрепленные в Судебнике Ивана ІV. Сравните, как рассматривался крестьянский вопрос в Судебнике 1497 и 1550г.
3. С какой целью был принят Стоглав? Почему государственная власть претендовала на церковные земли, почему ей не удалось ими завладеть?
4. Охарактеризуйте приказную систему управления государством.
5. Почему Царь отказывается от системы кормления в местном управлении?
Содержание и значение реформ Избранной рады.
Военная реформа.
Из отрядов пищальников летом 1550г. выделились стрельцы, которые должны были жить в Воробьевой слободе, в непосредственной близости от резиденции царя. Стрельцы набирались из городского населения. Для выплаты им денежного вознаграждения(по 4 руб. в год) был введен подворный налог- пищальные деньги.
Уложение о службе 156г. установило единый порядок военной службы для владельцев поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен был выставить воина на коне и в полном вооружении; за лишних воинов полагалось денежное возмещение, за недодачу - штраф.
Судебник 1550г.
В июне 1550г был составлен новый Судебник, который заменил свод законов 1497г. Была уничтожена привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Детей боярских и выходцев из дворянского сословия законодатели запретили превращать в холопов. Затруднился переход от одного владельца к другому в Юрьев день - увеличивались размеры взимаемого с крестьян пожилого. Новый свод законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники( выборные люди из посадских людей и черносошных крестьян).
Стоглав 1551г.
Избранная рада озаботилась и повышением авторитета Церкви. Многие священники были малограмотны, попы нередко приходили в храмы пьяными, во время службы бранились и даже дрались. Соответственно вели себя и миряне - стояли в шапках, разговаривали, смеялись, ругались. В монастырях происходили попойки, богослужения совершались не регулярно.
Церковный собор 1551г. принял Стоглав - сборник решений, записанных в ста главах(статьях). Речь шла о регламентации церковной жизни - обрядовой практики, монастырского обихода. Стоглавый собор обязал духовных лиц заводить училища для обучения детей грамоте, письму, церковному пению. Священникам велено было не лаяться, не сквернословить, не драться в храмах, не входить в них пьяными. Собор запретил еще сохранившиеся на Руси языческие обычаи, все забавы: гусли, карты. Преодолевая наследие эпохи раздробленности, церковный собор унифицировал церковные обряды, а местных святых свел в общерусский пантеон. Большинство монастырей были лишены права беспошлинной торговли и обязывались платить основные налоги. Но намерения царя отписать в казну земли монастырей на соборе одобрены не были.
Реформа центрального и местного управления.
В Москве в XVІ в. складывается система приказов- отраслевых органов управления. Посольский приказ ведал внешними связями, Разрядный - дворянским войском, Поместный - землями служилых людей, Стрелецкий - стрелецким войском, Разбойный - уголовным судом, Челобитный приказ разбирал жалобы .
В середине 1550хгг. завершилась так называемая губная реформа ( губа- административная территория, округ). Постепенно власть наместников и волостелей (кормленщиков) сошла на нет. Их функции переходили к органам земского самоуправления - в лице излюбленных голов и их помощников (целовальников). Их выбирали из своей среды местные посадские люди и черносошные крестьяне.
С 1530хгг. власть на местах постепенно переходила к выборным людям. Посадские жители (городские купцы и ремесленники) и крестьяне тех уездов, где было мало поместий и вотчин, избирали земских старост. В уездах с развитием землевладения дворяне избирали губных (окружных) старост, обязанных бороться с разбоями. Губными старостами рекомендовалось избирать тех, кто по возрасту или здоровью не годился для военной службы. Государство не имело возможности платить им жалование. Не удивительно, что к своим обязанностям многие из выборных относились спустя рукава. Реформа местного управления, начавшаяся еще при Е.Глинской, к 156г. вероятно, зашла достаточно далеко, поскольку в том году были отменены кормления. Бояре потеряли часть своих доходов, но получили некоторую компенсацию. Население областей с выборной администрацией теперь платило кормленчий налог. Из него служилым людям (дворянам, боярам)выдавалась «помога» для выхода на военную службу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").
Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....
План-конспект урока по истории России 10 класс Политическая борьба в царствование Ивана IV
Цели: • Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в. • Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительн...
Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»
Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...
План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века
План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...
Конспект урока по истории для 7 класса на тему "Начало правления Ивана IV"
Урок разрабатывался для конкурса "Педагогические надежды". Файл содержит план-конспект урока, технологическую карту и примеры всех приложений, необходимых для урока....
Конспект урока по истории в 7 классе по теме: "Начало правления Ивана VI. Реформы избранной Рады".
Конспект урока построен на инновационной технологии модерации, с ипользованием активных методов обучения. Имеет соответствующую структуру урока....