Технологическая карта урока
методическая разработка по истории (5 класс)

Разработка урока истории в 5 классе "Фараоны и пирамиды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_faraony_i_piramidy.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Фараоны и пирамиды

Дата проведения:

План:

Факт:

Тема урока:

Фараоны и пирамиды

Цель:

создать условия для формирования представлений о фараонах и пирамидах; ознакомить с вещественными и письменными памятниками Египта и их ролью в изучении истории страны.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знание основных вещественных и письменных источников истории Египта, вклада Шампольона в изучение древнеегипетской письменности;

- умение характеризовать систему управления Древнеегипетским государством.

- описание древнеегипетских пирамид как символов власти и обожествления фараонов.

  1. - роль пирамид как исторического памятника изучаемой страны;
  2. - роль фараона как  повелителя Египта.

Метапредметные:

регулятивные: умение формулировать свои мысли, ставить цель деятельности, планировать её, анализировать и оценивать результат.

коммуникативные: умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы

познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез; их обоснование

Личностные:  

- проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, понимание своих учебных достижений, прирост знаний и умений.

Основные понятия:

Мумия -  неразлагающее мертвое тело.

Саркофаг – каменный гроб

Деспотическая власть– единоличная, неограниченная власть.

Основные даты: 1822, 2600 год до н.э.

Личности: Жан Франсуа Шампольон.

Образовательные ресурсы:

Учебник: Михайловский . Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.

Презентация PowerPoint «Фараоны и пирамиды».

Домашнее задание:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1

Организационный момент.

Цель: обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку.

Приветствует:  «Добрый день, ребята!»

Дети встают, приветствуют

учителя

2

Актуализация знаний

Цель: определить уровень усвоения знаний прошлых уроков

- Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока.

вспоминают и  отвечают: закончили тему «Цивилизации речных долин»

показывают знания по изученным темам

учатся слушать и вступать в диалог

- Какие признаки государственности вы знаете?

- Какие общие и различные признаки у изученных нами государств?

- Каким временем они датируются?

предлагают варианты: единая территория, власть и т.д;

Месопотамия, Индия, Китай;

2000 лет

 умение отвечать на вопросы

участвуют коллективном  в обсуждении проблемы

умение строить взаимодействие  на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

Молодцы, правильно!

А сможете ли вы показать эти государства на карте?

Один из учащихся выходит к карте и показывает местоположение цивилизаций речных долин.

Знание карты

сформированность мотивации к обучению

3

Мотивационный момент

Цель: создать условия для принятия обучающимися учебной задачи урока

Отлично, сегодня мы приступим к изучению новой цивилизации, а какая она, вы постараетесь отгадать. Я вам назову ее символы, а вы отгадаете (пирамида, мумия, сфинкс, фараон)

Дети отвечают: Египет

анализируют новые знания

Значит, какой будет тема урока?

Ответ: «Египет». Записываем тему в тетрадь.

- Как вы считаете, можем ли мы за один урок изучить такую большую тему?

Поэтому эту тему мы будем изучать 4 урока.

На доске кластер будущих уроков

Ответ: «Нет»

Ребята, вы уже много знаете о фараонах, пирамидах.

Ответьте на вопросы:

- кто и зачем построил пирамиды?

- чем отличается власть фараонов?

- достаточно ли нам этих знаний, точны ли они?

- какую цель мы поставим в изучении этой темы?

Записывает цель на доске: Узнать кто и как правил страной Египет?

Хорошо. Как мы будем это изучать? Нам нужен план. Принимаем ли мы такой план?

Дети говорят: «Нет»

Дети предлагают варианты.

Нет

Вместе выводят цель  урока.

Узнать кто и как правил страной?

Совместно составляют план.

Дети соглашаются с планом

Умение определять цель своей деятельности

- Какие же источники нам помогут в изучении Древнего Египта?

Правильно, это учебник, учитель, презентация, ваша рабочая тетрадь.

Дети предлагают варианты.

формулируют проблему и способы её решения;

постановка учебной задачи  и планирование последовательности.   Выбор эффективных способов решения учебной задачи  

4

4.1

Основная часть урока: (20-22мин)

Вещественные и письменные памятники истории

Цель:  

Создать условия для освоения учащимися новых знаний

Задачи: 

1)Актуализировать знания об исторических источниках

2)Выявить какие источники позволяют нам изучать Древний Египет

3) Дать определение понятию «пирамида»

Вы уже знаете, что история изучается  при помощи исторических источников.

- Какие это источники?. Подсказка- их три вида .

Молодцы.  

- А в рамках нашей темы какие это могут быть источники.

- Как вы считаете, какой исторический источник нам наиболее важен в изучении Египта.

Верно, пирамида.

Дети называют: вещественные, письменные, устные.

Предлагают варианты.

Знание основных

вещественных и

письменных источников истории

Египта, вклада Шампольона в изучение

древнеегипетской письменности

умения четко давать определения

Дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей

Итак, что же такое пирамида?

Из вариантов учащихся выбираем одно определение.

Давайте сверим с определением в учебнике.

- А как вы считаете, способен ли древний человек построить пирамиды?

Вывод: эти исторические источники помогают нам узнать о пирамидах, как об усыпальницах фараона, а кто такие фараоны?  

- Кого называют фараоном?

Предлагают варианты. Дети читают учебник 62стр. и смотрят на картинку сверяют определения. Записывают определение в тетрадь .

Дети дают варианты.

4.2

 Фараоны

Цель: создать условия для приобретения новых знаний

Задачи:

1)Выяснить, кто такие фараоны.

2)Понять функции фараона.

Формы  организации  деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Фараон-правитель, повелитель. А как назывались правители в изученных ранее государствах?

(На слайде появляется фараон.) Ребята, посмотрите, как выглядел фараон?

Дети отвечают: цари, императоры, раджи

Посовещайтесь в группах:

- каковы особенности внешнего вида фараона. Сравните его с внешностью обычного египтянина.

Предлагают варианты: богатая одежда и т.д.

Умение наблюдать, сравнивать исторические объекты

Взаимодействовать со сверстниками в группах.

Наблюдение, сравнение

Ребята, вы сказали, что внешний вид фараона указывает на его богатство.

- А для чего же было подчеркивать богатство? Для того, чтобы показать свое божественное происхождение. Фараон-сын богов.

Предлагают варианты

Умение рассуждать, анализировать исторические источники

Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме.

4.3

 Вельможи, чиновники и писцы

Цель:  создать условия для приобретения новых знаний

Задачи:

Узнать кто такие вельможи, чиновники и писцы.

Методы: словесные, наглядные.

Ребята, а мог ли один фараон управлять всей страной?

Тогда давайте разберемся, кто же ему и как помогал.

Раздает ученикам карточки «Схема правления в Древнем Египте».

 Обсудите в  парах  и заполните карточки.

Подводим итоги, все ли согласны с такой схемой правления?

Отвечают: нет

Дети заполняют карточки, работая в парах с пунктом параграфа. Один озвучивает.

Умение самостоятельно работать с разделом §.

Умение структурировать материал

5

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Фронтальная работа

Ребята, какой была теме нашего урока?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы ее?

 - Какие вопросы мы рассмотрели?

Молодцы! Перед вами лежат карточки со смайликами, отметьте  ваше настроение на уроке.

Давайте оценим нашу работу на уроке по таким критериям:

  • Проявил знания по изученному материалу.
  • Участвовал в определении темы урока, цели и плана.
  • Был ли я активен на уроке,
  • Рассуждал, делал выводы.
  • Четко формулировал свои мысли.

В тетрадях чертим шкалу и оцениваем свою работу. Если критерии выполнены, ставите себе «5». Если нет, то оценка ниже.

Определяем количество баллов  и оценку.

Ребята, кто поставил себе «5» поднимите руку.

Ребята, вы согласны, что у этих ребят «5» за работу на уроке? Ваше мнение, кто правильно себя оценил? Молодцы! Очень трудно оценить честно и правильно свою работу на уроке.

«Египет».

Говорят, что цель выполнена, на все вопросы ответили.

Что такое «пирамида», кем были «фараоны», как правили фараоны

Работа с карточками (рефлексия).

Учащиеся делают самооценку.

Умение делать выводы, соотносить результат с целью, оценивать результат

Умение определять своё личное продвижение в теме, оценивать учебный труд

6

Домашнее задание.

Цель:  Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 Задача: установка на следующий урок.

Ваше домашнее задание:

§11 (вопросы 2, 3, 4, 5 )

На следующем уроке – работа в группах.

Задание для группы – подготовить по учебнику рассказ от первого лица по теме:

1. Трудовой год земледельцев

2. Ремесленники за работой

3. Жизнь вельмож

4. Египетские жрецы

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...