Технологическая карта урока
методическая разработка по истории (5 класс)
Разработка урока истории в 5 классе "Фараоны и пирамиды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_faraony_i_piramidy.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Фараоны и пирамиды
Дата проведения: | План: | Факт: |
Тема урока: | Фараоны и пирамиды | |
Цель: | создать условия для формирования представлений о фараонах и пирамидах; ознакомить с вещественными и письменными памятниками Египта и их ролью в изучении истории страны. | |
Планируемые результаты: | Предметные: - знание основных вещественных и письменных источников истории Египта, вклада Шампольона в изучение древнеегипетской письменности; - умение характеризовать систему управления Древнеегипетским государством. - описание древнеегипетских пирамид как символов власти и обожествления фараонов.
Метапредметные: регулятивные: умение формулировать свои мысли, ставить цель деятельности, планировать её, анализировать и оценивать результат. коммуникативные: умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез; их обоснование Личностные: - проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, понимание своих учебных достижений, прирост знаний и умений. | |
Основные понятия: | Мумия - неразлагающее мертвое тело. Саркофаг – каменный гроб Деспотическая власть– единоличная, неограниченная власть. Основные даты: 1822, 2600 год до н.э. Личности: Жан Франсуа Шампольон. | |
Образовательные ресурсы: | Учебник: Михайловский . Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Презентация PowerPoint «Фараоны и пирамиды». | |
Домашнее задание: |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||
1 | Организационный момент. Цель: обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку. | Приветствует: «Добрый день, ребята!» | Дети встают, приветствуют учителя | |||
2 | Актуализация знаний Цель: определить уровень усвоения знаний прошлых уроков | - Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока. | вспоминают и отвечают: закончили тему «Цивилизации речных долин» | показывают знания по изученным темам | учатся слушать и вступать в диалог | |
- Какие признаки государственности вы знаете? - Какие общие и различные признаки у изученных нами государств? - Каким временем они датируются? | предлагают варианты: единая территория, власть и т.д; Месопотамия, Индия, Китай; 2000 лет | умение отвечать на вопросы | участвуют коллективном в обсуждении проблемы | умение строить взаимодействие на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | ||
Молодцы, правильно! А сможете ли вы показать эти государства на карте? | Один из учащихся выходит к карте и показывает местоположение цивилизаций речных долин. | Знание карты | сформированность мотивации к обучению | |||
3 | Мотивационный момент Цель: создать условия для принятия обучающимися учебной задачи урока | Отлично, сегодня мы приступим к изучению новой цивилизации, а какая она, вы постараетесь отгадать. Я вам назову ее символы, а вы отгадаете (пирамида, мумия, сфинкс, фараон) | Дети отвечают: Египет | анализируют новые знания | ||
Значит, какой будет тема урока? | Ответ: «Египет». Записываем тему в тетрадь. | |||||
- Как вы считаете, можем ли мы за один урок изучить такую большую тему? Поэтому эту тему мы будем изучать 4 урока. На доске кластер будущих уроков | Ответ: «Нет» | |||||
Ребята, вы уже много знаете о фараонах, пирамидах. Ответьте на вопросы: - кто и зачем построил пирамиды? - чем отличается власть фараонов? - достаточно ли нам этих знаний, точны ли они? - какую цель мы поставим в изучении этой темы? Записывает цель на доске: Узнать кто и как правил страной Египет? Хорошо. Как мы будем это изучать? Нам нужен план. Принимаем ли мы такой план? | Дети говорят: «Нет» Дети предлагают варианты. Нет Вместе выводят цель урока. Узнать кто и как правил страной? Совместно составляют план. Дети соглашаются с планом | Умение определять цель своей деятельности | ||||
- Какие же источники нам помогут в изучении Древнего Египта? Правильно, это учебник, учитель, презентация, ваша рабочая тетрадь. | Дети предлагают варианты. | формулируют проблему и способы её решения; постановка учебной задачи и планирование последовательности. Выбор эффективных способов решения учебной задачи | ||||
4 4.1 | Основная часть урока: (20-22мин) Вещественные и письменные памятники истории Цель: Создать условия для освоения учащимися новых знаний Задачи: 1)Актуализировать знания об исторических источниках 2)Выявить какие источники позволяют нам изучать Древний Египет 3) Дать определение понятию «пирамида» | Вы уже знаете, что история изучается при помощи исторических источников. - Какие это источники?. Подсказка- их три вида . Молодцы. - А в рамках нашей темы какие это могут быть источники. - Как вы считаете, какой исторический источник нам наиболее важен в изучении Египта. Верно, пирамида. | Дети называют: вещественные, письменные, устные. Предлагают варианты. | Знание основных вещественных и письменных источников истории Египта, вклада Шампольона в изучение древнеегипетской письменности | умения четко давать определения | Дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей |
Итак, что же такое пирамида? Из вариантов учащихся выбираем одно определение. Давайте сверим с определением в учебнике. - А как вы считаете, способен ли древний человек построить пирамиды? Вывод: эти исторические источники помогают нам узнать о пирамидах, как об усыпальницах фараона, а кто такие фараоны? - Кого называют фараоном? | Предлагают варианты. Дети читают учебник 62стр. и смотрят на картинку сверяют определения. Записывают определение в тетрадь . Дети дают варианты. | |||||
4.2 | Фараоны Цель: создать условия для приобретения новых знаний Задачи: 1)Выяснить, кто такие фараоны. 2)Понять функции фараона. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах. | Фараон-правитель, повелитель. А как назывались правители в изученных ранее государствах? (На слайде появляется фараон.) Ребята, посмотрите, как выглядел фараон? | Дети отвечают: цари, императоры, раджи | |||
Посовещайтесь в группах: - каковы особенности внешнего вида фараона. Сравните его с внешностью обычного египтянина. | Предлагают варианты: богатая одежда и т.д. | Умение наблюдать, сравнивать исторические объекты | Взаимодействовать со сверстниками в группах. Наблюдение, сравнение | |||
Ребята, вы сказали, что внешний вид фараона указывает на его богатство. - А для чего же было подчеркивать богатство? Для того, чтобы показать свое божественное происхождение. Фараон-сын богов. | Предлагают варианты | Умение рассуждать, анализировать исторические источники | Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме. | |||
4.3 | Вельможи, чиновники и писцы Цель: создать условия для приобретения новых знаний Задачи: Узнать кто такие вельможи, чиновники и писцы. Методы: словесные, наглядные. | Ребята, а мог ли один фараон управлять всей страной? Тогда давайте разберемся, кто же ему и как помогал. Раздает ученикам карточки «Схема правления в Древнем Египте». Обсудите в парах и заполните карточки. Подводим итоги, все ли согласны с такой схемой правления? | Отвечают: нет Дети заполняют карточки, работая в парах с пунктом параграфа. Один озвучивает. | Умение самостоятельно работать с разделом §. | Умение структурировать материал | |
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия. Фронтальная работа | Ребята, какой была теме нашего урока? - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы ее? - Какие вопросы мы рассмотрели? Молодцы! Перед вами лежат карточки со смайликами, отметьте ваше настроение на уроке. Давайте оценим нашу работу на уроке по таким критериям:
В тетрадях чертим шкалу и оцениваем свою работу. Если критерии выполнены, ставите себе «5». Если нет, то оценка ниже. Определяем количество баллов и оценку. Ребята, кто поставил себе «5» поднимите руку. Ребята, вы согласны, что у этих ребят «5» за работу на уроке? Ваше мнение, кто правильно себя оценил? Молодцы! Очень трудно оценить честно и правильно свою работу на уроке. | «Египет». Говорят, что цель выполнена, на все вопросы ответили. Что такое «пирамида», кем были «фараоны», как правили фараоны Работа с карточками (рефлексия). Учащиеся делают самооценку. | Умение делать выводы, соотносить результат с целью, оценивать результат | Умение определять своё личное продвижение в теме, оценивать учебный труд | |
6 | Домашнее задание. Цель: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задача: установка на следующий урок. | Ваше домашнее задание: §11 (вопросы 2, 3, 4, 5 ) На следующем уроке – работа в группах. Задание для группы – подготовить по учебнику рассказ от первого лица по теме: 1. Трудовой год земледельцев 2. Ремесленники за работой 3. Жизнь вельмож 4. Египетские жрецы | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...