Авторский методический прием "Формирование обществоведческих понятий на основе ассоциативного рисунка"
методическая разработка по обществознанию

Поздеева Ирина Владимировна

Как рождаются идеи? Рождаются на основе решения проблем. Идея метода  формирования обществоведческих понятий  на основе ассоциативного рисунка возникла в связи с переходом на преподавание обществоведения в 5-7 классах. Каждая предметная дисциплина включает в себя достаточно большой объем специального понятийного аппарата – терминологии. Социально-гуманитарные науки не исключение. Учителя истории и обществознания знают, какое количество терминов приходится изучать в рамках соответствующих предметных дисциплин. Как часто, требуя от ребенка автоматического воспроизведения требуемых терминов, мы теряем его интерес к предмету. Как много серьезных и взрослых понятий требует от нас программа. Например, при изучении курса истории Древнего мира в 5 классе в течение учебного года дети знакомятся примерно с 200 понятиями. Как добиться не механического заучивания понятий, сохранив при этом познавательный интерес учащихся?

Узнав о введении курса обществоведения на средней ступени обучения, знакомясь с замечательным, на мой взгляд, учебником (не УМК, а именно учебником, т.к. рабочие тетради нуждаются в доработке), в первую очередь, я долго ломала голову над тем, как организовать работу учащихся по изучению достаточно сложных понятий обществоведческого характера. В программе по обществоведению для учащихся 5 классов уже заложены понятия «общество», «государство», «гражданин». Для шестиклассников – деятельность человека, потребности, суждение, умозаключение и т.п. в 7 кл. – право, закон. Как скучно учить права и обязанности. А тема «Экономика»?

Так возникла идея рисовать понятия на основе ассоциаций.

Данный метод основан на образном мышлении и образной памяти ребенка. Фактически с детского сада этот метод «исчезает», встречается эпизодами в работе учителей начальных классов, и совсем перестает использоваться в среднем звене. Что он дает? Дает возможность не простого механического заучивания терминов или понятий, а работает на более глубокое восприятие учащимися изучаемых проблем на основе уже имеющегося социального опыта, помогает выстраивать ассоциативные связи при изучении окружающего мира и общества, развивает речь, совершенствует образное и логическое мышление.

Психологи также считают, что ассоциативная методика развивает образное мышление человека, способствует его всестороннему гармоничному развитию. Почему данный метод слабо используется в системе школьного образования? Так построены современные учебники. Из всего перечня существуемой  учебной литературы есть только единственный учебно-методический комплект Соболевой О.Л. по русскому языку для учащихся 1-4 классов. В нашей гимназии по данному УМК когда-то работала Малых Е.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, которая с 2009 – 2010 уч.г. разработала программу эксперимента «Инновационные технологии раскрепощения и развития детской речи в начальной школе на основе авторской методики О.Л. Соболевой». О.Л. Соболева, кандидат педагогических наук из г. Таганрог оказывала Малых Е.В. консультативную и методическую поддержку посредством Интернет.

В настоящее время, осмысливая свой небольшой опыт, думаю, что идея рисовать термины пришла ко мне из психологии. Вы знаете, что рисование образов, отражение своих эмоций, впечатлений на бумаге – одна из распространенных форм работ психологов.

Итак, метод ассоциативного формирования обществоведческих понятий (как я его назвала для себя) основан на использовании рисунка, отражающего образ изучаемого явления, понятия, процесса.

Не только младшие, но и старшие школьники с удовольствием рисуют термины. Для этого мы используем работу в группах (оптимальное количество – 4 человека) или в парах (если класс небольшой по численности учащихся). Всегда заранее договариваемся о составе групп – только по желанию (чаще не потому с кем сижу, а с кем хотел бы сидеть на уроке – время на пересадку компенсируется таким значимым мотивом, как работа с другом). Необходимость работы в парах и группе – это ценный опыт диалогового общения. Для проведения занятий необходимо оборудование: наличие чистого листа бумаги формата А-4, ярких цветных карандашей, мелков, фломастеров, маркеров (по возможности и по желанию детей), словари, справочники, возможно использование ИКТ-технологий. В последнее время, в основном, прибегаю к ним – это удобнее, нагляднее (+ авторитет учителя, уверенно использующего возможности ИКТ, играет немаловажную роль).

За первые 5 лет работы выработался определенный алгоритм:

  1. Деление класса на группы (пары);
  2. Формулируется одно задание на всех;
  3. Обязательное обсуждение всех вариантов, предложенных группами;
  4. На основе анализа предложенных вариантов выводится общее понятие;
  5. Обязательно сравнивается выведенное понятие с материалами справочника, словаря, учебника или презентацией;
  6. На основе выведенного понятия выводятся признаки, функции, связи;

Для чего использую справочную литературу или готовую презентацию? Опираться только на ассоциативные связи при изучении исследуемого понятия нельзя, т.к. ассоциативные связи передают личное восприятие ребенком изучаемого объекта, поэтому необходимо подтверждение научной литературой.

Данный метод использую обычно при изучении новой темы, как эпизодически на определенном этапе урока, так и целиком выстраиваю уроки на основе метода ассоциативного формирования обществоведческих понятий. Мною разработаны несколько уроков полностью на основе данной методики: «Государство: понятие, признаки, функции», «Экономика», «Право», "Деньги и их функции" (в соавторстве с коллегами) - это для учащихся 7-9 классов (по новой программе данные темы изучаются уже в этих параллелях).

Также использую данный метод при изучении обществоведческой  терминологии на старшей ступени обучения, например, при знакомстве с понятием «цивилизация». Только  рисунки старшеклассников больше графического характера.

Хочется отметить, что успех данного метода зависит от компетентности самого учителя, его умения импровизировать, быстро перестраивать структуру урока. Уже есть последователи. Видела, как мои коллеги в нашей гимназии использовали данный метод на своих уроках.

Сегодня я хочу вам продемонстрировать технологию построения урока на основе данного метода. Предлагаю тему, думаю знакомую для вас – «Государство: понятие, признаки, функции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Авторский методический прием2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод формирования обществоведческих понятий на основе ассоциативного рисунка Автор: Поздеева И.В., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ «Красногорская гимназия».

Слайд 2

Алгоритм: Деление класса на группы (пары); Формулируется одно задание на всех; Обязательное обсуждение всех вариантов, предложенных группами; На основе анализа предложенных вариантов выводится общее понятие; Обязательно сравнивается выведенное понятие с материалами справочника, словаря, учебника или презентацией; На основе выведенного понятия выводятся признаки, функции, связи;

Слайд 3

Общество- это люди, общающиеся друг с другом

Слайд 4

Общество – это общие занятия и интересы (Симакова Настя, Матвеев Сергей)

Слайд 5

Общество – это все люди (разные).

Слайд 6

Общество – это семья.

Слайд 7

Общество – это люди, занятые каждый своей деятельностью.

Слайд 8

Общество – это все человечество, живущее на Земле (Минеева Христина, Семушина Настя)

Слайд 9

Иванова Полина, Осипова Зина.

Слайд 10

Общество – это общение. Максимова Наташа, Кудрявцев Никита.

Слайд 11

Шуклин Игнат, Воронов Илья

Слайд 12

Общество как гроздь винограда, а каждая виноградинка – это либо отдельный человек, либо группы людей, которые всегда связаны друг с другом (Широбокова Наташа )

Слайд 13

Общество связано с природой, и как в муравейнике, люди вместе живут и трудятся (Алексеева Катя, Антонов Дима)

Слайд 14

Общество – это когда мы все вместе.

Слайд 15

С чем ассоциируется понятие «государство»? Каковы его функции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассоциативные рисунки на уроках русского языка

Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и поэтому нелюбимым предметом школьного курса. А  главная задача каждо...

Применение ассоциативного рисунка на уроках русского языка в условиях специального( коррекционного) учебного заведения

Описание опыта работы по использованию метода ассоциативного рисунка на уроках русского языка в условиях специального (коррекционного) учебного заведения...

Авторская методическая разработка элективного курса "Основы подготовки к ГИА"

Авторская методическая разработка элективного курса. Целью которого является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации....

СЛОВО КАК ОСНОВА АССОЦИАТИВНОГО ОБРАЗА.

Запоминание словарных слов ассоциативным методом. Великолепный результат! Этот метод вызыет огромный интерес у  учащихся к работе со словарными словами....

СЛОВО КАК ОСНОВА АССОЦИАТИВНОГО ОБРАЗА.

Запоминание словарных слов ассоциативным методом. Великолепный результат! Этот метод вызыет огромный интерес у  учащихся к работе со словарными словами....

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий.

Оптимизация образовательного процесса по предметамисторико-обществоведческого цикла на основе применениясовременных образовательных технологий....

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий...