СЛОВО КАК ОСНОВА АССОЦИАТИВНОГО ОБРАЗА.
методическая разработка по русскому языку на тему

Запоминание словарных слов ассоциативным методом. Великолепный результат! Этот метод вызыет огромный интерес у  учащихся к работе со словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_kak_osnova_assotsiativnogo_obraza.doc627 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВО КАК  ОСНОВА                           АССОЦИАТИВНОГО ОБРАЗА

«Научиться можно только

тому, что любишь».

Иоганн Вольфганг Гёте

Сложнейшей проблемой психологической науки XX века многие ведущие ученые считают проблему отношения мысли к слову. В частности, в своей монографии “Мышление и речь” выдающийся психолог Лев Семенович Выготский отмечал: «Решение этой проблемы, которое предлагалось различными исследователями, колебалось всегда и постоянно - от самых древних времен и до наших дней - между двумя крайними полюсами - между отождествлением, полным слиянием мысли и слова, и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением». [2, с. 311].

Именно слово Л.С. Выготский считал той основой, которая ведет к образованию понятийных связей и откладывается в памяти в качестве представлений и понятий.

В свою очередь, представления и понятия, которыми располагает память человека, также связаны между собой и эта связь, основанная на опыте человека, с большей или меньшей степенью точности воспроизводит объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. При определенных условиях оживление одного представления или понятия сопровождается оживлением других, соотносящихся с ним. Это явление получило название ассоциации.[1] 

Со времен Аристотеля различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности.

Ассоциации по сходству основаны на том, что ассоциируемые явления обладают некоторыми общими чертами. Они представляют собой результат обобщения условной связи, при котором сходные раздражители вызывают сходную реакцию. В русском языке такие ассоциации представлены синонимами. Например: горе - несчастье, скорбь, печаль, грусть и т. п.

Ассоциации по контрасту близки к ассоциациям по сходству, возникновение которых объясняется наличием у явлений противоположных свойств. В русском языке такие ассоциации представлены антонимами. Например: горе - радость, счастье - несчастье и т. д.

Ассоциации по смежности образуются при близком расположении явлений во времени или в пространстве.

В настоящее время указанные три типа ассоциаций относятся к простым или механическим. Наряду с ними выделяют более сложные, смысловые ассоциации. Таковыми являются, в частности, ассоциации, отражающие родо-видовые и причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира. Например: цветок - роза, болезнь - смерть и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод, что ассоциации играют важную роль в строении лексической системы языка, так как отражают некоторые существенные связи между объектами и явлениями реального мира, а следовательно, и между понятиями. В частности этот факт отмечал еще Н. В. Крушевский: «Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е. звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами... Если, вследствие закона ассоциации по сходству слова должны укладываться в нашем уме в системы или гнезда, то благодаря закону ассоциации по смежности, те же слова должны строиться в ряды. Итак, каждое слово связано двоякого рода узами: бесчисленными связями сходства со своими родичами по звукам, структуре или значению и столь же бесчисленными связями смежности с разными своими спутниками во всевозможных фразах: оно всегда член известных гнезд или систем слов и в то же время член известных рядов слов...».

Следовательно, ассоциации в определенном смысле можно назвать естественными классификаторами понятийного содержания лексики языка.

Именно ассоциации помогают учащемуся постоянно расширять значение слова в его сознании. Например, слово чернильница указывает не только на предмет, но и на то, что этот предмет имеет отношение к цвету (черный), относится к классу предметов-орудий труда (суффикс -ил-), является вместилищем чего-то (как солонка).

Слово вводит предмет в широкую систему связей. Например, слово рыбак вызывает такие связи, как рыба, удочка, вода, река и т.д.

Подобные связи очень хорошо отразил В.И. Даль в своем “Словаре живого великорусского языка”. Так, читая одну из его словарных статей, мы находим, что корова – “боденушка, птрусеня,  самка крупного рогатого скота.” Даль отмечает, что “по шерсти корова: белая, белуха, белоха; серая; дымчатая или голубая; бурая, буренка; рыжая, редра (редра также белоголовая, рыжепестрая); черная, жухола; белобрысая, беломордая. ” Тут же приводятся устойчивые выражения: “Корова на дворе, а вода на столе. Корова на дворе, харч на столе. Бодливой корове Бог рог не дает”.  Таким образом, в этой словарной статье в системе устойчивых словосочетаний, пословиц и поговорок полностью отражается смысл слова "корова".

Отсюда можно сделать вывод, что если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета и есть наилучший способ толкования значения слова. А это значит, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка и богатство его словарного запаса, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.

Хочется отметить, что учитель должен помнить: ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, месту расположения, форме, звучанию, действию, назначению, количеству и т.д.

Главное, чтобы ассоциативный образ словарного слова не был навязан ученику учителем, а был бы найден ими в совместной работе. Учитель должен помочь ученику найти этот образ, а не искать этот образ за него. И тогда наши дети покажут чудеса восприятия словарных слов.


 

Суть метода. Метод ассоциативного запоминания словарных слов состоит в объединении вербального и визуального образов в одно целое. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая запомнить орфограмму.

Описание метода.

1.         Записать словарное слово и поставить ударение.
Например: посýда

2.         Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: посýда

3.        Разделить слово на слоги для переноса

Например: по-сý-да, посу-да, по-суда

4.          Найти асcоциативный образ, связанный со словарным словом.

          Например:  ложка

5.         Написать словарное слово, объединив его со словом- ассоциативным образом по принципу кроссворда, но через сомнительную орфограмму.

Например:

   л

п о с у д а            

   ж

   к

   а

6.         Проиллюстрировать мини-кроссворд рисунком.

7.         Составить предложение, в котором используются и словарное слово, и ассоциативное слово.

Например: Ложка – это посуда.

8.         Домашняя работа, которая помогает закрепить словарное слово в памяти.[2]   

9.         После изучения определенного количества словарных слов  проводится углубленная работа по  их запоминанию:  учитель диктует ассоциативное слово, ученики записывают соответ-ствующее словарное слово.  

      Таким образом,  трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Работа со словарными словами на уроке проходит  быстро и увлекательно.

По своему опыту работы  могу сказать, что такой подход дает очень высокий процент запоминания учащимися слов из «Словаря», причем без зубрежки и специального заучивания.

Успешному запоминанию словарных слов также способствует соблюдение определенных условий:

  • установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
  • заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
  • яркость восприятия: лучше запоминается все яркое,
  • необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
  • образность:  запоминание, опирающееся на образ, гораздо лучше механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву.

Примеры ассоциативных рисунков для запоминания написаний словарных слов должны быть подготовлены учителем заранее, согласно списку слов, которые должны быть освоены на уроке. Далее приводятся примеры моих рисунков.

 

В традиционной школе, чтобы выявить определенный уровень знаний учащихся, учитель прибегает к оценке знаний, умений и навыков школьника. Как правило, не учитывается мотив, который заставил школьника выучить учебный материал. Как ни парадоксально это звучит, но таким мотивом может стать выполнение ребёнком домашнего задания, поскольку именно домашнее задание отражает старания и усилия самого ученика; а  дух соревнования, желание перещеголять одноклассников, даёт поистине удивительные результаты. Вот и при изучении словарных слов, я в полной мере использую потенциал домашних заданий.

Обычно дети дома не учат и не открывают словарные тетради, поэтому домашнее задание при изучении словарных слов и освоении орфографической зоркости я задаю следующим образом:

  • в классе детям диктуется список словарных слов для домашней работы,
  • предлагается дома самостоятельно найти к словарным словам ассоциативные,
  • используя словарное и ассоциативное слова, ребёнок должен составить внятное предложение и записать его в тетрадь,
  • закрепить проделанную работу, проиллюстрировав составленное предложение.

Подбирая упражнения для домашней работы, я стараюсь помнить требования, которые еще в середине XIX века выдвинул К.Д.Ушинский. А именно:

1.         «Упражнения должны быть по возможности, самостоятельными, действительными упражнениями, а не кажущимися только. Чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения»,

2.         «Упражнения ...должны быть систематическими, всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперёд»,

3.         «Упражнения должны быть логические... Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.         «Упражнения... должны быть устные и письменные, и притом устные должны предшествовать письменным».  [14]

Самое интересное, что на следующий день в классе  дети без всякого принуждения с моей стороны, показывают друг  другу свои рисунки и читают составленные предложения, где использовали словарное и ассоциативное слово.  Сами того не подозревая, они фиксируют в памяти написание трудных слов и развивают орфографическую зоркость, поскольку знакомясь с домашней работой своих одноклассников, ученик повторяет заданные словарные  слова столько раз, сколько учеников в классе, включая его самого. Недаром в народе говорят: «Повторенье – мать ученья!»


[1] термин предложен в XVIII веке английским философом Локком

[2] Подробности в главе 9 настоящей Методики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для самостоятельной работы для студентов 1 курса СПО по Основам безопасности жизнедеятельности по Разделу 4.Основы здорового образа жизни

Задания даны в соответствии с программой дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" для студентов СПО 1 курса (специальности:«Экономика и бухгалтерский учет». «Коммерция», «Реклама», «Страхово...

СЛОВО КАК ОСНОВА АССОЦИАТИВНОГО ОБРАЗА.

Запоминание словарных слов ассоциативным методом. Великолепный результат! Этот метод вызыет огромный интерес у  учащихся к работе со словарными словами....

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

А. П. Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему

Название предмета:  Литература.Класс: 9.УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.Уровень обучения: базо...

Авторский методический прием "Формирование обществоведческих понятий на основе ассоциативного рисунка"

Как рождаются идеи? Рождаются на основе решения проблем. Идея метода  формирования обществоведческих понятий  на основе ассоциативного рисунка возникла в связи с переходом на преподавание об...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...