Тип урока: | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД |
Авторы УМК: | Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений ; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012. |
Цели урока: | Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела, установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. Развивающие: - продолжить развитие речи, логического мышления, произвольного внимания; - продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией); - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения и интереса к истории; - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций. |
Планируемые образовательные результаты: | Личностные: - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Ассирии; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Метапредметные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. Предметные: - определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (до н. э.); - использовать историческую карту как источник информации; -описывать условия существования, основные занятия, образ жизни ассирийцев; рассказывать о событиях истории Ассирии; - раскрывать характерные, существенные черты: а) формы государственного устройства Ассирии (с использованием понятия «держава»); б) отношения ассирийцев к населению захваченных земель, пленным; - объяснять, в чём заключалось значение освоения железа, назначение и художественные достоинства памятников культуры Ассирии: царский дворец, библиотека Ашшурбанапала; - давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории Ассирии; - развивать умение изучать и систематизировать информацию из различных источников; - осваивать общих принципов постановки и решения познавательных задач, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя особенности развития, результаты. |
Оборудование: | Доска и мел, учебник, рабочая тетрадь, историческая карта, раздаточный материал: заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии. |
Образовательные ресурсы: | - Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений ; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012. - Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: 5 класс. В 2-х выпусках. – М.: Просвещение, 2014. - Годер Г.И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс: М., «Просвещение», 2012. - Настенная карта «Египет и Передняя Азия». - Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД |
Орг. момент | Мотивация. Здравствуйте, ребята! Снова рада видеть ваши пытливые глаза, ждать интересных, порой неожиданных вопросов. Совершенно уверена, что сегодня на уроке у нас все получится! | Учащиеся приветствуют учителя |
|
|
Актуализация знаний
| Актуализация опорных знаний и фиксирование закрепления в пробном действии. Учитель предлагает построить речевое высказывание на материале домашнего задания одного ученика (работа по карточке). - Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какие качества ценили в своих героях древние евреи?» Для этого вспомните: -Где поселились евреи в XIII в. до н.э.? - Какой подвиг совершил Самсон? - Благодаря чему смог победить Давид огромного воина Голиафа? - За что царя Соломона признали мудрым? Сделай вывод.
| Примерный ответ учащегося: На восточном побережье Средиземного моря, в долине реки Иордан, в XIII в. до н.э. после долгих странствий поселились древние евреи. За право жить на этих землях им пришлось долго бороться с филистимлянами. По преданию с ним боролся и богатырь Самсон. Предание о Самсоне. Он приподнял столбы, на которых крепилась крыша дома, и обрушил огромный дом. Погиб сам, но и многих врагов погубил. Благодаря смелости и ловкости смог Давид расправиться с Голиафом. Бой с Голиафом. После смерти Давида правил государством царь Соломон, который прославился своей мудростью. Суд Соломона. Таким образом, герои еврейского народа – это люди, которые заботились о других, были мудрыми, сильными, ловкими в борьбе с общими врагами. (В примерном ответе информация разделена на главную и дополнительную. Дополнительная информация выделена курсивом). | Индивидуальная работа
| Л: Освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знания о народах. П: Построение речевого высказывания; владение монологической речью; определяют основную и второстепенную информацию. Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона
|
- Чем религия древних евреев отличалась от религии других народов Древнего Востока? Что между ними общего?
| Примерный ответ учащегося: Религия древних евреев отличалась от религии других народов Древнего Востока тем, что они преклонялись одному богу, а не многим богам. Общее: существовали религиозные обряды, жилища богов – храмы, служители богов – жрецы. | Фронтальный опрос
| П: Умение сравнивать и сопоставлять материал. Р: Осознают качество и уровень усвоения. К: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.
|
- Как вы думаете, какие умения помогли вам дать полные и развернутые ответы на вопросы?
| Учащиеся говорят, что дать развернутый ответ помогает знание и понимание информации, содержащийся в учебнике. При этом нужно уметь не только читать, но и понимать прочитанное.
| Фронтальная работа | П: Выработка умений работать с учебной информацией. Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона; Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. |
Изучение нового материала | Итак, мы познакомились с мифами и преданиями еврейского народа, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на мир, на появление человека, познакомились с библейскими заповедями, по которым может жить и современный человек. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним государством, расположенным на территории восточного Средиземноморья. Посмотрим на карту. Оно окрашено красным цветом. Так как называется это государство? Прочитайте на карте! Сформулируйте тему урока. Учитель сообщает тему урока «Ассирийская держава». | Учащиеся слушают учителя, работают с картой и отвечают на вопрос.
- Ассирия.
| Фронтальная эвристическая беседа
| Л: формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений. П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
|
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Предлагается сформулировать цели изучения темы в виде вопросов, на которые надо получить ответы в результате работы на уроке. Попробуйте по данной теме составить «тонкие» и «толстые» вопросы. Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов. В самом названии темы есть что-то непонятное, новое. Попробуйте сформулировать проблемный вопрос урока. Проблемный вопрос урока: «Докажите, что Ассирия была державой?» Какая информация нам необходимо, чтобы раскрыть тему?
| Учащиеся высказывают предположения.
Составляют вопросы.
Приходят к мысли, что появляется новое понятие «держава».
Определить местоположение и рельеф, занятия ассирийцев. | П: Выделяют и формулируют проблему; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. |
Из какого источника мы можем получить информацию о местоположении Ассирии? Что для этого мы должны сделать?
| Из исторической карты.
Один учащийся проговаривает вслух алгоритм работы с исторической картой. | П: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
Пожалуйста, с соседом по парте поработай с картой.
|
| Работа в парах
| П: Извлекают необходимую информацию из источника. К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
Кто сможет словами определить его географическое местоположение? Если вы затрудняетесь, используйте опорные слова (на доске). Опорные слова: Восточнее Верхнее течение Севернее Средиземное море Река Тигр Вавилон | По карте учащиеся пытаются охарактеризовать природно-климатические условия Древней Ассирии и записывают в тетрадь: Ассирия – государство, расположенное в верхнем течении р. Тигр.
| Коллективная работа
| П: Структурируют знания.
|
Рассказ учителя об освоении железа: «Большую часть ее территории составляли горы и предгорья, богатые залежами железной руды. Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Однако метеоритного железа было мало, и оно ценилось намного больше золота. (Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.) Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около 10 века до н.э. В чем преимущество железа перед другими металлами? Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже. Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии. Как вы думаете почему? В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать. Где еще ассирийцы могли широко использовали железо? | Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос.
| П: Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
П: Анализирую объект, выделяя существенные и несущественные признаки; восстанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений. К: Умеют слушать и слышать друг друга; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
Постарайтесь полученную информацию отобразить в виде схемы:
| Учащиеся самостоятельно пытаются составить схему в тетради, затем обсуждают | Индивидуальная работа в тетради
Коллективное обсуждение
| П: Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам; выбирают знаково-символические средства для построения модели; выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). |
В VIII в. до н.э. армия ассирийцев стала самой сильной в мире. Почему? Прочитайте материал учебника на стр. 86-87 «Ассирийское войско» и найдите информацию, помогающую ответить на вопрос. Подумайте, какая информация является необходимой (дает ответ на вопрос), а какая избыточной (дополняет ответ, делает его более полным)?
| Учащиеся читают по абзацам вслух и отвечают на вопросы. Примерные ответы учащихся: -хорошо организованная армия; - войско вооружено оружием из железа; -в Ассирии появилась конница; - использовали тараны – осадные приспособления; - ассирийцы могли в полном вооружении переплывать через реки, используя кожаные мешки; - военные приспособления (саперы, разведка, связь). | Комментированное чтение
| П: Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы. Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию. Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации. Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения. К: Построение речевого высказывания.
|
Как вы думаете, чем еще могли заниматься ассирийцы, имея такую боеспособную армию? (Завоевания) Какие территории были завоеваны ассирийцами? Определите по карте на стр. 86 учебника направления походов ассирийцев.
В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям. Они устраивали массовые казни, разрушали храмы, уводили в плен целые народы. Ценности увозили с собой. Недаром в древности столицу Ассирии Ниневию называли логовищем львов и городом крови. Учитель по иллюстрации описывает, как выглядела столица державы – Ниневия и царский дворец. Как вы думаете жестокость усиливала Ассирию? Покоренные народы не смирились со своим положением, они поднялись на борьбу. Не более 100 лет была Ниневия столицей могущественной державы. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612 году до н.э. Ниневия была осаждена и разрушена вражескими войсками. Портретное описание: «Ашшурбанапал – это один из последних ассирийских царей. Был человеком образованным. Приказывал привозить во дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. Великая ассирийская держава погибла. А библиотека уцелела — глиняные книги не горят, они становятся прочнее после обжига. Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые и восстановили миф о потопе, сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг». | Работа с картой, (с. 86 учебника).
Составление схемы «Направление военных походов ассирийцев» в тетради.
Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы | Коллективная работа с картой и тетрадью
Работа с иллюстрациями
| П: Извлекают необходимую информацию из источника; выражают смысл ситуации различными средствами (схема).
Л: аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Л: понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира |
Первичное осмысление и закрепление
| -Как вы считаете, достаточно у нас информации, чтобы объяснить понятие «держава». -Попробуйте составить свое определение термина «держава». - Сравните свое определение с определением соседа по парте. Выберете лучшее и запишите в тетрадь. Прочтите определение.
Найдите определение термина «держава» в учебнике стр. 87. Прочитайте. Чьё определение близко к определению учебника? Прочитайте свое определение.
Вспомним проблемный вопрос, поставленный в начале урока: «Докажите, что Ассирия была державой».
| Учащиеся называют признаки державы: большое и сильное государство Учащиеся формулируют и записывают определение, сравнивают свои определения, записывают лучшее. 2 – 3 пары читают вслух составленные определения.
Учащиеся находят определение в учебнике и зачитывают его. Держава – большое и сильное государство. Учащиеся зачитывают свои определения, близкие к определению учебника.
Учащиеся высказывают свои предположения, и приходят к выводу, что территория государства увеличилась благодаря завоевательным походам, а причина успеха завоевательных походов – сильная армия. |
Работа в парах
Работа в тетради | Оценка – осознание учащимися того, что усвоено.
Подведение под понятие.
Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
Контроль – сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий.
Структурируют знания.
|
Итоги урока. Рефлексия | Учитель предлагает учащимся оценить итоги урока. Сегодня мы многое узнали об Ассирийской державе. Какие ассоциации у вас теперь возникают, когда вы слышите название этого государства, что вам больше всего запомнилось? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему вы научились на уроке? - Удалось достичь целей урока? - Что получилось? - В чем испытали затруднения? - Над чем предстоит поработать? Затем оценивает учащихся и предлагает каждому оценить самого себя, заполнив лист самооценки.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На уроке я | выполнил(а) / не выполнил(а) все задания | соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения | Материал урока мне был | понятен / не понятен | Моя оценка себе | За поведение на уроке: | За работу на уроке: | На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:
|
| Учащиеся оценивают деятельность на уроке. |
| Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы.
|
Домашнее задание | Учитель предлагает записать домашнее задание: параграф 18, составить план пересказа об Ассирийской державе, задание в рабочей тетради №72. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |
|
|