Социализация детей через гражданско-патриотическое воспитание
статья по истории
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chentsov_seminar_odod.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей через гражданско-патриотическое воспитание
Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные
Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность»
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения.
Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю и культуру.
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено рамками, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.
Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя:
- организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций;
- комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела;
Задачи учреждений дополнительного образования детей по патриотическому воспитанию обучающихся:
- разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность;
- развитие гражданского и национального самосознания школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности;
- создание педагогических ситуаций, направленных на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.
Педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных кружков, имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся по различным направлениям: героико-историческому, спортивному, военно-патриотическому, краеведческому, культурно-историческому, духовно-нравственному, гражданскому, социально-патриотическому.
Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности, которые используются на базе нашего ОДОД
- выполнение исследовательских работ по краеведению;
Мотивом для организации исследовательской деятельности может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы, история города
- волонтерская работа;
- проведение встреч с известными людьми, героями;
- участие в детских творческих конкурсах
- организация поисковой работы;
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников.
Ожидаемый результат патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей через занятия хоровым пением
Социализауия- сугуболичностный процесс сомопознания, саморазвития, самоактуализации детей. Проявление и утверждение себя среди окружающих, и потребность в социализации как возможности "вписаться" в ми...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Вопрос гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом. К сожалению, в современном об...
Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Вопрос гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом. К сожалению, в современном об...
статья "Социализация детей из семей с дисфункцией семейных отношений через гражданско-патриотическое воспитание."
Опыт работы и система классного руководства в центре которой стоит гражданско-патриотическое воспитание....
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление
Материал к открытому уроку на тему : "Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление"...