Социализация детей через занятия хоровым пением
статья по теме
Социализауия- сугуболичностный процесс сомопознания, саморазвития, самоактуализации детей. Проявление и утверждение себя среди окружающих, и потребность в социализации как возможности "вписаться" в мир, найти в нем собственное место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sotsializatsiya_detey_cherez_kollektivnoe_muzitsirovanie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Социализация ребенка через занятие хоровым пением»
Понятие социализации, в моем понимании, это умение общаться, контактировать с окружающими людьми, умение правильно выражать свои мысли и эмоции, умение слышать друг друга.
На уроках коллективного музицирования этот процесс происходит естественно, органично и достаточно интересно. Особенно этому способствует многофункциональность предмета хора.
Адаптация ребенка в новом коллективе, как правило, сложный момент. На первых уроках хора мы это делаем легко и непринужденно, в форме игры «Хоровод-знакомство». Держась за руки ребята получают первое объединяющее движение , в котором начинают чувствовать единство, общность людей в хоре, затем они произносят свое имя, причем я предлагаю назвать так как нравится самому ребенку, и остальные должны повторить. Затем приемом наслоения ( как в песне «В доме который построил Джек»)ребята запоминают имена всех своих одноклассников, и в дальнейшем происходит общение только по имени.
Также с первых занятий мы прививаем ребенку элементарные понятия этикета и культуры поведения, я их называю правила вежливости.
После того как ребята адаптировались , начинается непосредственно процесс вокально-хорового воспитания.
В момент совместного, хорового исполнительства у ребят развиваются не только музыкальные способности, такие как слух, память, чувство ритма, но также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребенка, воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.
Пение – процесс созидания музыки, так как он наиболее доступен по восприятию, сопереживанию и исполнительству, позволяет детям постичь основы музыкального искусства. Ребенок познает художественную ценность музыки, которая играет очень важную роль в формировании нравственных качеств будущей личности. Это происходит через осмысление песенных текстов, поэтому выбор репертуара подвергается тщательному отбору. Например в начальных классах при работе над произведением «Расскажи мотылек» я обращаю внимание ребят на текст, в котором отражена вся хрупкость этого маленького существа, и говорю о бережном отношении к природе. Ребята постарше поют песню В.Серебренникова «Давайте сохраним», в которой более масштабно говорится о защите природы и экологии .
Хоровое пение , как мы уже говорили, развивает не только художественный вкус детей, но и содействует овладению культурной речи, выработке четкого выразительного произношения, расширяет кругозор, способствует повышению их культурного уровня.
Обучение хоровому пению включает в себя формирование, овладение и развитие важнейших вокально–хоровых навыков. Хоровые навыки включают в себя выработку строя и ансамблевого звучания. Осознание каждым учеником своих действий и ощущений при пении. Звучание каждого голоса по одному, и вслушивание в общее звучание.
Научные исследования в области музыкального воспитания свидетельствуют, что вокальное обучение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное.
Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления.
Замечено также, что планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей. Так как при пении учим ребят пользоваться различными группами мышц , такими как : мышцы корпуса и дыхательной мускулатуры , активно пользоваться мышцами артикуляционного аппарата и голосовой мышцы.
Таким образом, музыкально – певческое хоровое воспитание способствует решению задачи гармонического развития и социализации личности. Как говорили Древние греки образованный человек, это человек умеющий петь в хоре.
Задача хормейстера – привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, и самое главное, общении. И этот момент наступает когда приходит время и дети вливаются в большой сводный хор, происходит «чудо», наступает ощущение объединённости, мощи, защищенности, громады звуковой положительной энергетики , которая пропитывает каждого поющего.
Что касается духовного воспитания. Небольшой экскурс в историю.
Хоровое исполнительство , самая древняя форма искусства. Пение родилось вместе с человеком, и всегда выполняло немаловажную функцию в области общения. Совместное пение обладало особым свойством возвышать людские души.
С древности развитие русского языка и мелодии всегда происходило одновременно, мелодия и текст воспринимались неразрывно.
Песнопения, посвященные тем или иным праздникам, предназначались для общего понимания и исполнения, для совместного переживания.
Песнопение, как форма жизненного самовыражения постигалась с детства. На нем строился воспитательный процесс в семье, в быту. Русский человек всегда был настоящим хранителем песенного богатства народа, соучастником традиционного хорового искусства, носителем вековой песенной информации.
В русском хоре всегда воспитывалось взаимопонимание, чувство друг друга, уважение, свободное сотворчество и импровизационность.
Восприятие певческого коллектива, как единства и осознание своей личной значимости в нем – вот то определенное достоинство, которое всегда отличало русскую песенную – хоровую культуру.
Хор, как большой организм, состоящий из близких по духу людей, способствует осознанию каждым себя, как частицы единого целого.
Эгоистичное «Я» очень быстро исчезает в процессе творчества, т.к. в хоре все должны работать слаженно, а ведь лад – это старинное русское слово, объясняющее состояние души. «Ладно да складно».
Надеюсь , что каждый человек, прошедший школу хорового пения, соучастия в исполнении хорошей музыки, научившийся сопереживанию, пониманию, сочувствию станет в жизни успешным, образованным , интеллектуальным и интересным человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)
В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...
использование дыхательной гимнастики по Стрельниковой во время занятий хоровым пением
Использование дыхательных гимнастик, во время занятий хоровым пением всегда положительно влияло на детей. Это и смена деятельности, и здоровьесберегающая технология (можно исподльзовать как физминутку...
Социализация детей через гражданско-патриотическое воспитание
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего по...
Проблема плохо интонирующих детей на занятиях хоровым пением. Способы решения.
Проблема плохо интонирующих детей на занятиях хоровым пением. Способы решения....
Социализация детей через профессиональную деятельность
Общественно-социальное значение труда детей с ОВЗ связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям...
Выступление на заседании МО школы: «Социализация детей через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность в воспитательной среде»
В теме раскрываю приемы и методы социализации старшеклассников через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность. Каждый навык, приобретенный детьми в школе будет востребован...
Социализация детей через сюжетно-ролевую игру на уроках английского языка
Социализация детей через сюжетно-ролевую игру на уроках английского языка...