статья "Социализация детей из семей с дисфункцией семейных отношений через гражданско-патриотическое воспитание."
статья по истории на тему
Опыт работы и система классного руководства в центре которой стоит гражданско-патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей из семей с дисфункцией семейных отношений через гражданско-патриотическое воспитание.
Фраза, которую озвучил когда-то Л. Толстой в книге «Анна Каренина» поистине имеет смысл. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» - такую формулировку семейных отношений трудно оспорить.
Конечно, чтобы разобраться в семейных отношениях и решить проблемы, которые в них существуют нужно быть хорошим психологом. Зато не нужно быть специалистом, чтобы заметить, что в той или иной семье творится что-то неладное. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка, его отношения с окружающими, на крайний случай просто посмотреть в глаза, которые действительно считаются зеркалом души.
Семья – это сообщество, члены которого должны поддерживать друг друга, помогать, выслушивать, советовать и прочее. Но если в семье возникает какая-либо проблема, один из членов семьи перестает или отказывается выполнять свои функции, комфортные отношения начинают рушиться, в семейной среде развивается дискомфорт. Такие отношения принято называть дисфункциональными.
Проблема дисфункции семейных отношений у учащихся моего класса стоит очень остро. Среди моих детей 38% воспитываются одинокими матерями, еще 13% - опекаемые дети, двое признаны находящимися в социально-опасном положении. Одинокие матери для того чтобы обеспечить семьи вынуждены много работать. Им не хватает свободного времени, а иногда сил и желания организовать досуг семейный досуг, надлежащий присмотр за детьми. Это сказывается на особенностях мировосприятия и системе ценностей подростков. Когда я взял классное руководство в 5-ом классе, то у многих детей можно было наблюдать с одной стороны самостоятельность (прежде всего вынужденную, т.к. по большому счету родители их контролировать не могли и полагались на слово ребенка), растущую тягу к свободе, а с другой стороны неумение и нежелание брать ответственность за кого-либо кроме себя, а иногда за себя самого. Ряд ребят нарочито декларировал принцип «Каждый сам за себя», как основополагающий для выживания в этом мире.
О том, что истоки проблем социализации подростков следует искать в семье, говорят классики педагогики и психологии. Но что делать, если семья отказывается исполнять свою воспитательную и духовную функцию? В этом случае, следующим социальным институтом, осуществляющим воспитание у подростка необходимых моральных, волевых, нравственных качеств, приобщение его к ценностям общества, является школа. При этом классный руководитель должен играть в этом процессе решающую роль.
Столкнувшись с такими сложностями в классе, я наметил для себя систему работы, в которой основное место было отведено гражданско-патриотическому воспитанию.
Социализация подростка должна осуществляться не только через осуществление индивидуальной работы, в ходе которой выявляются проблемы, породившие трудную жизненную ситуацию, в которой оказался ребенок (тем более, что осуществление индивидуальной работы часто связано с вовлечением в нее родителей, которые могут полностью или частично уклоняться от выполнения своих обязанностей), но и через включение его в различные виды деятельности: спортивную, культурно-творческую, общественно-полезную, игровую, что позволяет обогатить жизненный опыт ребенка в решении жизненных проблем.
Были выделены следующие составляющие деятельности гражданско-патриотической направленности:
- - военно-спортивная деятельность
- - краеведение
- - проведение праздничных событий, посвященных различным государственным праздникам
- - общественно-полезная деятельность.
Позвольте познакомить Вас с некоторыми фактами нашей совместной работы:
- Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, смотр строя и песни, викторины и игры, в которых наряду с нашими учениками принимали участие курсанты Высшей Михайловской военной артиллерийской академии.
- Участие в открытой районной игре по краеведческому ориентированию среди образовательных учреждений и школьных спортивных клубов Санкт-Петербурга «Помним, Гордимся, Храним!» (на базе Политехнического университета имени Петра Великого).
- Участие в разработанном школьным объединением учителей общественных наук общешкольном проекте «СПб Forever!», в последнем туре которого прошла игра-квест по микрорайону, в котором расположена наша школа.
- Автобусная экскурсия в Господин Великий Новгород, в ходе которой учащиеся были ознакомлены с истоками Русской государственности, с азами Отечественной истории.
- Знакомство с традиционными русскими ремеслами и возможность своими руками сделать по методикам прошлого изделия русского промысла.
- Создание межклассного проекта «Вкусная школа», направленного на изучение истории своей семьи, своей родословной, социокультурного пространства своего класса (проектная работа удостоена диплома III степени на VII Научно-практической конференции учащихся «Ломанская линия»).
- Активное участие в традиционном для нашей школы празднике «Весна в Выборгском».
- Несмотря на «хорошую» погоду, участие в Дне благоустройства города 29 апреля.
- Вахта памяти в Сосновском лесопарке, посвященная 72-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной Войне.
Это далеко не полный список наших мероприятий, которые прошли у нас в текущем учебном году. Я не стал говорить о классных часах, беседах, совместных чаепитиях, т.к. тогда это может занять слишком много времени.
И говоря об некоторых итогах этих мероприятий, хотелось бы привести несколько разноуровневых высказываний, которые могут охарактеризовать результативность этих действий:
- фразу одного из моих учеников, семья которого была признана находящейся в социально-опасном положении, который являясь командиром отряда класса на смотре строя и песни, пришел в школу с температурой и сказал «Ну ведь они же меня ждали»
- изменения в отношении к внутриклассным мероприятиям, начиная с фразы «Сергей Витальевич, а мы песню выучили?» в начале года, до высказываний «Вы очень заняты, помогите найти свободный кабинет, мы сами все сделаем и потом за собой уберем» в конце года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Вопрос гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом. К сожалению, в современном об...
Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Вопрос гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом. К сожалению, в современном об...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Социализация детей через гражданско-патриотическое воспитание
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего по...
Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление
Материал к открытому уроку на тему : "Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление"...