Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: руководитель МО МБОУ «Угутская СОШ» ___________/ Шишкина Е.М./ Протокол № 1 «28» августа 2017 г. | Согласовано: руководитель методсовета МБОУ «Угутская СОШ» _____________/Алтаева М.Г./ Протокол № 4 от «29» августа 2017 г. | Утверждаю: директор МБОУ «Угутская СОШ» ____________/Титоренко Е.В./ Приказ № 639 от «31» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История ХМАО»
для 11 А класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Фефилова Татьяна Юрьевна, кандидат культурологии, учитель истории и обществознания, 1 квалификационная категория |
с.п. Угут, 2018
1. Пояснительная записка
Программа адресована Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Угутская средняя общеобразовательная школа» по всеобщей истории для 11 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и обеспечена УМК для 11 классов «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Программа курса для учащихся средней (полной) школы / Н.Н. Баранов и др. – Екатеринбург, 1999 и История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов / Н.Н. Баранов и др. – Екатеринбург, 1999.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения курса истории ХМАО:
- воспитание гражданственности, патриотизма, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, истории Югры и ее места и роли в отечественной истории, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; творчески применять исторические знания;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, населяющих Югру, стремления сохранять и приумножать культурное наследие народов своего региона и страны;
- освоение систематизированных знаний по истории Северо-Запада Сибири, формирование целостного представления о месте и роли Югры во всероссийском и мировом историческом процессе;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия обучающимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Изучение курса истории в 11 классах основывается на проблемно - хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у школьников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования и т.д.).
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как: экологический; этнографический; культурологический; исторический.
Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Данный курс должен способствовать приобщению подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренных народов, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям.
В процессе изучения предмета обучающиеся, получают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы, тесты, исторические диктанты, эссе) и устный опрос (собеседование, зачет по карте, защита проекта). По итогам изучения разделов запланированы письменные контрольные работы.
Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса и курса истории, тесную взаимосвязь всех вышеназванных предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности обучающихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования предмет и с приказом о внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, учрежденные приказом департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 г № 99. отводится для обязательного изучения предмета «История ХМАО-Югры» в 10-11 классах – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
В 11 классе общая учебная нагрузка по предмету — 35 учебных часов.
В комплект учебных материалов по истории для 11 класса входят:
- учебники;
- хрестоматии, сборники документов;
- настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
- сборники заданий, электронные обучающие программы;
- справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
- книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
- программно-нормативные документы;
- тематическое планирование;
- предметные и курсовые методические пособия;
- методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, и др.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории ХМАО предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России, частицей малой Родины-Югры.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- знать соотношение истории России и истории родного края, роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития.
- знать взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов, единство исторического процесса.
- понимать особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли, относительную мягкость русской колонизации Сибири.
- знать основные центры угорских раннегосударственных образований, татарских государств, русские города Югры (их основание, социально-экономическая характеристика, достопримечательности).
- иметь представление о культуре и быте народов края, об основных исторических источниках по истории края.
- знать выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа.
- уметь сопоставлять знания истории родного края с современными проблемами развития округа.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10 классов по истории ХМАО в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 10 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в. основные этапы отечественной и всеобщей истории;
- соотносить хронологию истории России и истории ХМАО;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий истории ХМАО;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и Югры с древнейших времен до к. XVIII в., об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в.;
4. Описание (реконструкция): · составлять описание образа жизни различных групп населения Югры с древнейших времен до к. XVIII в., памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях новейшей истории;
5. Анализ, объяснение: ·
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и Югре с древнейших времен до к. XVIII в., памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях в истории Югры;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в.;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Югры с древнейших времен до к. XVIII в.; б) эволюции политического строя; в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Югры;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Отечества (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в., сравнивать исторические ситуации и события;
6. Работа с версиями, оценками:
- давать оценку событиям и личностям истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в.;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
3. Содержание учебного предмета
История ХМАО 11 класс
(1 часа в неделю, 35 часов)
Введение
Смысл и назначение истории и ее регионального компонента. Административное оформление Ханты-Мансийского округа, изменения в его статусе. Современное географическое и политико-административное положение округа.
Раздел I. Век великих реформ
Ханты, манси и ненцы: изменения в численности, места расселения и внутренние миграции. Коми-зыряне- новые жители земли Югорской. Русское население. Сословно-социальная структура городских жителей. Русские сельские жители. Административное деление, система управления и судопроизводства. Этнический и сословно-социальный состав населения. Уровень и образ жизни жителей Обь-Иртышского Севера. Казенное обеспечение населения продуктами и товарами. Развитие речного транспорта. Социально-политическая обстановка в крае. Политические ссыльные и их деятельность.
Появление первых промышленных предприятий. Сельскохозяйственное производство и ремесла. Состояние и характер рыболовства и охотничьего. Арендные отношения в промысловом рыболовстве. Изменения в организации охотничьего промысла. Постепенное превращение охоты в товарный промысел Пушная торговля и развитие местных рынков. Обдорская ярмарка. Поставки Югорской пушнины на Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки. Скотоводство. Кедровый промысел. Успехи в опытном земледелии. Формирование места Югорской земли в общей системе экономической районной специализации. Культурная жизнь. Открытие Народного дома в Сургуте, его значение в организации культурного досуга горожан. Состояние образования. Условия учебы в образовательных учреждениях края и численность учащихся. Медицинское обслуживание. Научные изыскания местной интеллигенции, ссыльнопоселенцев, академических ученых по изучению региона. Х.М. Лопарев и А. А. Дунин-Горкавич — исследователи историко-этнографического наследия края. С.К. Патканов — автор фундаментальных трудов по экономическому положению податного населения Тобольской губернии и героическому эпосу ханты. Археологические изыскания Ф. Мартина, С.М. Чугунова, В.О. Маркграфа. Естественно-научное экспедиционное изучение края русскими, немецкими и итальянскими учеными. Первые попытки поиска нефти С.Н. Пуртовым (1913 г.).
Раздел II. На переломном этапе (к. XIX в. – 1921 г.)
Падение монархии и создание земских учреждений в крае. Березовский комитет по введению земств и его деятельность. Борьба за власть весной 1918 г. Действия большевиков и левых эсеров. Создание ревкомов. Причины слабости позиций большевиков и недовольства населения их мероприятиями. Гражданская война на севере Обь-Иртышья (лето 1918 —весна—лето 1921 г.). Свержение советской власти в важнейших центрах края. Начало партизанского движения в поддержку большевиков. Активизация военных действий между партизанскими и белыми отрядами. Восстановление советской власти на Обь-Иртышском Севере (февраль 1920 г.). Антибольшевистское восстание марта 1921 г. и его подавление.
Раздел III. Начало коренных перемен (1920-1930-е гг.)
Поиски новой административной системы. Первая конференция коренных народов Севера (1922 г.). Первая постановка вопроса о выделении края в самостоятельную административную единицу. Реакция на это губернских властей в Тюмени. Упразднение Тюменской губернии. Создание округов. Тобольский округ в составе Уральской области и решение вопроса автономии. Секция Севера Уральского облисполкома. Создание Остяко-Вогульского национального округа (1930 г.). Изменения в системе управления и судопроизводства. Замена родовых советов на территориальные. Форсированная коллективизация аборигенных народов и ее политические последствия. Казымское восстание (1933/34 г.). Итоги социалистического эксперимента 20—30-х гг. Переход к мирной жизни. Экстренные меры по снабжению края продовольствием. Постепенное восстановление хозяйства. Проявление новой экономической политики (НЭПа) в хозяйственной жизни Обь-Иртышья. Развитие рыбного хозяйства. Перевод рыболовецкой отрасли на промышленную основу (конец 1920-х гг.). Открытие рыбоперерабатывающих предприятий в Сургуте и Сама-рове. Механизация отрасли. Охотничий промысел. Первые меры по охране диких промысловых животных. Ограничение сроков охоты. Создание Кондо-Сосьвинского боброво-соболиного заповедника (1928 г.). Создание клеточного звероводства — новой отрасли охотничьего хозяйства (1935 г.). Создание лесной промышленности. Лесозаготовки Главсевморпути и Комсевморпути. Организация леспромхозов. Местная промышленность. Начало электрификации края (1925 г.). Разведка полезных ископаемых. Развитие транспорта и связи. Новые виды транспорта — автомобильный и авиационный (середина 1930-х гг.). Попытки создания сельскохозяйственной отрасли. Организация МТС. Мелиоративные работы. Животноводство. Переход к тоталитарной экономике. Политика сплошной коллективизации. Спецпереселенцы, их роль и место в экономической жизни округа. Система образовательных учреждений. Создание национальных школ. Первая национальная школа в юртах Мулигорт (1924 г.). Издание первых азбук и книг на языках ханты и манси, разработка национальной письменности. Организация средних специальных учебных заведений. Роль высших учебных заведений СССР в процессе подготовки местных кадров. Формирование сети дошкольных учреждений.
Медицинское обслуживание и культурно-просветительские учреждения. Становление национальных средств массовой информации, литературы и искусства.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Край в годы социальных потрясений и межвоенный период»
Раздел IV. Великая война в судьбе края (1941-1945 гг.)
В начале испытаний. Мобилизация населения округа в действующую армию. Военное бучение. Производственная деятельность в округе на нужды обороны. Добыча и переработка рыбы. Охотничий промысел в годы войны. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Помощь фронту на общественных началах. Жители округа — Герои Советского Союза, орденоносцы Великой Отечественной войны. Северяне — участники обороны Сталинграда, форсирования Днепра, Вислы, Дуная, Одера.Спортивная жизнь, культура, образование в округе в годы войны.
Социально-политическая обстановка. Изменения в жизни коренных народов. Проблемы, связанные с переводом аборигенов на оседлый образ жизни
Раздел V. Послевоенные трудовые будни (1945 - середина 1960-х гг.)
Перераспределение трудовых ресурсов. Развитие основных отраслей хозяйства. Рыболовство и рыбопереработка как базовая отрасль местной экономики. Расширение и техническое переоснащение рыболовецкого флота. Показатели добычи и переработки рыбы в 50—60-е гг. Внедрение прогрессивных методов лова. Прикладные научные исследования в отрасли (НИИ озерно-речного рыбного хозяйства и его местное отделение). Лесное хозяйство и деревообработка. Превращение отрасли в базовую (наряду с рыболовецкой). Организация лесодобычи, динамика ее развития, механизация. Влияние развития отрасли на заселение необжитых территорий округа. Становление нефтегазовой промышленности. Поиски топливных месторождений. Первые успехи и начало промышленной разработки нефти и газа в 1950-х — начале 1960-х гг. Местная и кооперативная промышленность. Сельское хозяйство. Охотничий промысел. Транспорт и связь. Социальные и образовательные программы для коренных народов: реализация и результаты. Развитие сети школьных и дошкольных учреждений. Состояние медицинского обслуживания. Культурное строительство. Реализация народного творчества в рамках самодеятельных коллективов. Литературное объединение округа при редакции окружной газеты. Начало литературного творчества Ю. Шесталова, А. Тарханова и др. Национальные сказительницы Т. Чучелина и А. Конькова. Спортивная жизнь. Организация соревнований по национальным видам спорта и разработка единых правил для их проведения. Достижения спортсменов округа. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Округ в 1941-1965 гг»
Раздел VI. Новая страница в истории округа (середина 1960-х – начало 1980-х гг.)
Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Формирование производственной инфраструктуры. Строительство магистральных трубопроводов. Изменение международной политико-экономической конъюнктуры в середине 1960-х гг. как важный стимул в развитии нефтегазодобычи в округе. Формирование органов централизованного управления добычей и транспортировкой топливного сырья в Северо-Западной Сибири. Поступательный рост объема добычи нефти и газа и меры по стимулированию производства. Социалистическое соревнование и трудовые рекорды. Экстенсивный характер разработки топливных ресурсов края. Нефтяной бум 1970 -х гг. Формирование единого энергетического комплекса края. Газоперерабатывающие заводы и ГРЭС в Нижневартовске и Сургуте. Кризисные явления в нефтегазовой отрасли в первой половине 1980-х гг. Развитие других отраслей хозяйства. Лесная промышленность. Погоня за ростом объемов лесозаготовок. Внедрение вахтового метода заготовок в лесную промышленность. Предприятия местной промышленности. Обострение в конце 1960-х гг. продовольственной проблемы и методы ее преодоления. Уникальность экономической трансформации округа. Демографические изменения и их последствия. Источники прироста населения. Резкая урбанизация округа. Противоречия социального и культурного развития. Жилищная проблема. Отставание развития сферы обслуживания от темпов экономического роста. Проблемы национальной политики и экологии. Вопрос этнического выживания коренных народов округа. Резкое уменьшение абсолютной и относительной численности ханты и манси. Разрушение естественной среды их обитания и хозяйствования вследствие экстенсивности развития добывающих отраслей промышленности. Неспособность советской системы разрешить сложившиеся противоречия.
Раздел VII. На пути в будущее: надежды и реальность
Начало перестройки и открытые проявления кризиса в нефтегазовом комплексе округа. Попытки преодоления кризиса путем приоритетного финансирования отрасли и разработки новых месторождений. Распад единого народнохозяйственного комплекса страны на рубеже 1980—1990-х гг. и отражение этого на нефтегазовой промышленности округа. Падение объемов добычи. Переход контроля над предприятиями ТЭК к руководству Российской Федерации. Акционирование отрасли. Перераспределение прав управления нефтегазовыми предприятиями между федеральными и местными органами власти. Постепенный поворот от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования. Инвестирование и привлечение новых технологий. Организация тендеров на право разработки недр края. Кризисные явления в других отраслях хозяйства округа и меры по их преодолению.
Раздел VIII. Современная Югра
Новый статус округа в структуре Федерации как основа выхода из кризиса. Относительный рост уровня жизни населения округа в конце 90-х гг. Ситуация в социальной сфере. Отток населения в конце 1980-х — начале 1990-х гг. как реакция на неблагоприятные условия жизни в округе. Постепенное преодоление кризисных процессов в социальной сфере. Относительный рост уровня жизни населения округа. Современное состояние системы образовательных и культурных учреждений в округе. Развитие собственной системы высшего образования и средств массовой информации.
4. Тематическое планирование курса история в 11 А классе
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе на проведение | Основные виды учебной деятельности | |||
Инвар. | Вар. | Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | |||
1 | Раздел I. Век великих реформ | 8 | 0 | 1 | Объяснять: Смысл и назначение истории и ее регионального компонента. Административное оформление Ханты-Мансийского округа, изменения в его статусе. Знать: Современное географическое и политико-административное положение округа. | ||
2 | Раздел II. На переломном этапе (к. XIX в. – 1921 г.) | 4 | 0 | 0 | Знать: Ханты, манси и ненцы: изменения в численности, места расселения и внутренние миграции. Коми-зыряне - новые жители земли Югорской. Русское население. Сословно-социальная структура городских жителей. Русские сельские жители. Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов. | ||
3 | Раздел III. Начало коренных перемен (1920-1930-е гг.) | 5 | 0 | 1 | Знать: ключевые события, связанные с процессом становления округа; базовые понятия темы. Этнический и сословно-социальный состав населения. Уровень и образ жизни жителей Обь-Иртышского Севера. Действие большевиков и левых эсеров. Создание ревкомов. Гражданская война на севере Обь-Иртышья. Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой, формулировать и характеризовать проблемы развития округа в 1920-30е годы; сравнивать процессы НЭПа, индустриализации, коллективизации в регионе и центральной части страны; описывать деятельность представителей национальной интеллигенции в указанный период. Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов. | ||
4 | Раздел IV. Великая война в судьбе края (1941-1945 гг.) | 5 | 2 | 0 | Знать: имена героев-югорчан (ветеранов ВОВ Угута); базовые понятия темы. Уметь: характеризовать положение края, его роль в победе над фашизмом | ||
5 | Раздел V. Послевоенные трудовые будни (1945 - середина 1960-х гг.) | 3 | 0 | 0 | Знать: Основные особенности восстановления экономики, особенности экономического развития в послевоенное время. Уметь: Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов. | ||
6 | Раздел VI. Новая страница в истории округа (середина 1960-х – начало 1980-х гг.) | 2 | 0 | 0 | Знать: этапы становления нефтегазовой промышленности; первые месторождения нефти. Уметь: проводить сравнительный анализ национальной политики в округе в довоенный, военный и послевоенный период. | ||
7 | Раздел VII. На пути в будущее: надежды и реальность | 3 | 0 | 1 | Знать этапы становления округа как субъекта РФ; Основные преобразования в социальной и культурной жизни; достижения в культуре и спорте. Уметь: проводить сравнительный анализ национальной политики в округе советское время и на современном этапе. | ||
8 | Раздел VIII. Современная Югра | 5 | 0 | 0 | Знать: особенности социально-политического, экономического и культурного развития округа на современном этапе развития, формулировать основы национальной политики. Уметь: «читать» статистические источники по экономике, социологии, политике округа. | ||
ИТОГО: | 35 | 2 | 3 |
5. Календарно-тематическое планирование по курсу история в 11 А классе
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | |
По плану | По факту | ||
Введение | |||
Раздел I. Век великих реформ | |||
Изменения в структуре населения в XIX в. | |||
Русское население в XIX в. | |||
Преобразование административно-территориальной системы | |||
«Нулевой» контрольный срез | |||
Развитие экономики | |||
Культура, быт, общественная жизнь | |||
Материальная культура русского старожильческого населения | |||
Раздел II. На переломном этапе (к. XIX в. – 1921 г.) | |||
Состав и образ жизни населения | |||
Экономика и хозяйственное положение жителей Обь-Иртышского Севера | |||
Культурно-просветительская, медицинская и научная сферы | |||
Военно-революционные потрясения на Обь-Иртышском Севере | |||
Раздел III. Начало коренных перемен (1920-1930-е гг.) | |||
Административная система в первые десятилетия советской власти | |||
Национальная политика в первые десятилетия советской власти | |||
Контрольный срез за I полугодие | |||
Проблемы развития народного хозяйства на новых основах | |||
Культурные преобразования на Обь-Иртышском Севере | |||
Раздел IV. Великая война в судьбе края (1941-1945 гг.) | |||
Все для фронта, все для победы! | |||
Участие северян в боевых действиях | |||
Практикум: «Угут в годы Великой Отечественной войны» | |||
Школьная конференция; «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны» | |||
Преодолевая военные невзгоды | |||
Раздел V. Послевоенные трудовые будни (1945 - середина 1960-х гг.) | |||
Экономическое развитие | |||
Общественно-политические и национальные отношения | |||
Образование, медицина, культура | |||
Раздел VI. Новая страница в истории округа (середина 1960-х – начало 1980-х гг.) | |||
Экономическое развитие Ханты-Мансийского округа в середине 1960-х – 1980-е гг. | |||
Социальное развитие Ханты-Мансийского округа в середине 1960-х – 1980-е гг. | |||
Раздел VII. На пути в будущее: надежды и реальность | |||
От перестройки к рыночным формам | |||
Становление округа как субъекта Российской Федерации | |||
Контрольная работа по теме: «ХМАО в XIX – XX вв.» | |||
Раздел VIII. Современная Югра | |||
Социальный портрет современной Югры | |||
Экономика современной Югры | |||
Политическая система современной Югры | |||
Национальный портрет современной Югры | |||
Итоговое повторение по курсу История ХМАО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
разработка рабочей программы по истории ХМАО для 10 класса...
Рабочая программа по истории ХМАО- Югры.
Рабочая программа по истории ХМАО- Югры. составлена на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс...
Рабочая программа по истории ХМАО
Рабочая программа по истории ХМАО...