Рабочая программа по истории ХМАО
рабочая программа по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Берёзовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от «31» августа 2018 г. Руководитель МО _____________ Т.В.Хайдукова | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Киселева «____»__________2018г | Утверждаю Директор МБОУ Игримская СОШ №1 ___________ Л.А. Маслакова Приказ от «31» августа 2018г. № 134 - о |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ИСТОРИЯ ХМАО»
10-11 классы
Составитель:
А.Б.Усаинова
Учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2018 г.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета «История ХМАО» в 10-11 классах | 3 |
3 | Содержание учебного предмета «История ХМАО» в 10-11 классах | 4 |
4 | Тематическое планирование | 10 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа является частью Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Игримская СОШ № 1, входит в содержательный раздел.
Рабочая программа реализует УМК:
Редин Д.А. История ХМАО с древности до наших дней: Учебник для старших классов. - Екатеринбург: НПМП «Волот», 1999.
Цели обучения: обогащение исторического сознания выпускника средней школы знанием истории своего родного края, его роли и места в российской и всемирной истории; воспитание на этой основе осознанной любви к Отечеству, что в итоге подразумевает формирование гуманистического мировоззрения молодого человека.
Изучение учебного предмета «История ХМАО» направлено на решение следующих задач:
■ показать разноаспектность исторического процесса и внутреннюю взаимосвязь (взаимное влияние) природно-географических, экономических, социально-политических, этно-демографических и культурных условий в ходе исторического развития;
■ проследить специфику и преемственность жизнедеятельности людей, населявших край с древнейших времен, указав на принципиальную равноценность их вклада в историческое развитие Югорской земли и в конечном итоге в формирование сегодняшней действительности; раскрыть тенденции культурного и духовно-нравственного развития народов, населявших край в разные века: взаимовлияние различных национальных культурных традиций; связи прошлых и нынешних поколений в единстве их исторических судеб, культурно-языкового наследия.
Объем программы
Рабочая программа по математике для 10-11 классов рассчитана на 70 часов (10 класс – 35 часов, 11 класс – 35 часов), по 1 часу в неделю, 35 учебных недель в каждом классе.
Педагогические технологии
ИКТ; тестовый контроль знаний; опережающих, ситуативных и эвристических заданий; графические способы представления информации; проблемное; дифференцированное.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные работы, тестовые формы контроля.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися: беседы, самостоятельные работы, практические работы, дискуссии. Групповая, фронтальная, индивидуальная.
Приоритетные виды и формы контроля
Устный и письменный опросы, терминологические диктанты, тесты, контрольные работы.
Форма промежуточной аттестации: Годовая контрольная работа.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ХМАО» В 10-11 КЛАССАХ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- Роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития;
- Взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов. Единство исторического процесса;
- Особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли.
- Основные центры угорских раннегосударственных образований, татарских государств.
- Русские города Югры (их основание, социально-экономическая характеристика, достопримечательности).
- Особенности быта и культуры народов края (по периодам).
- Основные исторические источники по истории края.
- Выдающихся общественно-политических деятелей науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа.
Уметь:
- соотносить процессы и события, происходившие на территории, занимаемой округом, с процессами и событиями российской и мировой истории;
- анализировать исторические источники, обобщать исторические факты и явления;
- описывать деятельность известных людей, чья жизнь была связана с развитием Югорской земли;
- работать со специальной исторической литературой, материалами периодической печати;
- составлять план, тезисы, конспект, подготовить сообщение, реферат по избранной теме;
- работать с историческими и географическими картами региона. Сопоставлять знания истории родного края с современными проблемами развития округа.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ХМАО»
в 10-11 КЛАССАХ
10 класс (35 ч.)
Введение. Смысл и назначение истории и ее регионального компонента. Понятие «Сибирь» в географическом и историческом аспектах. Происхождение и значение названия «Сибирь». Западная Сибирь и ее природно-ландшафтные зоны. Бассейн Среднего Обь-Иртышья — часть Западной Сибири. Древнейшие сведения о Среднем Обь-Иртышье. Югра — одно из древнейших названий народов и территории нашего края. Открытие Югры новгородцами. Югра — место проживания различных народов. Представление о Югорской земле в XII-XVI вв. Место и роль края в российской истории. Административное оформление Ханты-Мансийского округа, изменения в его статусе. Современное географическое и политико- административное положение округа.
Глава 1. НАШ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ. Физико-географические условия на Севере Западной Сибири на закате великого оледенения. Первоначальное заселение края. Верхнепалеолитические стоянки на территории Западной Сибири. Хозяйственная деятельность и материальная культура местного населения в эпоху мезолита и неолита. Открытия неолитического человека. Особенности бронзового века таежного Обь-Иртышья. Становление местного металлообрабатывающего производства, его развитие в позднем бронзовом веке. Влияние технологических новшеств на способы хозяйственной деятельности местного населения. Виды поселений и миграции племен на территории Западной Сибири в позднем бронзовом веке.
Традиционное хозяйство и материальная культура древнего населения Западной Сибири. Охота и рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири как важнейшие разновидности хозяйственной деятельности. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Промысловые тропы и их назначение. Рыболовство, особенности ведения рыболовного промысла в Обь-Иртышье. Способы рыбной ловли. Скотоводство. Приручение и использование лошади и северного оленя. Специфика древнего таежного скотоводства. Природа и человек в представлениях обских угров. Представления таежных жителей о духах. Единство окружающего мира и человека. Представления о душе. Мифологическая картина мира в ранних и поздних сказаниях коренных народов края. Возникновение земли, растений, животных и людей. Устройство мира. Божества коренных жителей Приобья.
Глава 2. ЮГОРСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (I тыс. до н.э. — XV в. н.э.) Этносоциальные процессы на севере и юге Западной Сибири в I тыс.— XV в. н.э. В начале железного века. Общественная организация народов севера Западной-Сибири в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. Изменение территории расселения таежных народов Западной Сибири: борьба за лесостепь и освоение Арктики. Угры юга Западной Сибири в раннем железном веке. Общественная организация и способы ведения хозяйства. Племена угров- скотоводов в эпоху Великого переселения народов. Великая Венгрия на Южном Урале. Венгры в период «обретения новой родины».
Формирование и развитие ранней государственности у обских угров. Торгово-обменные связи населения севера Западной Сибири в древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Волжская Болгария и Золотая Орда — главные торговые посредники Югры. Причины и процесс формирования угорских княжеств. Типы поселений. Изменение социального статуса городищ. Общественная организация обских угров. Князья и «лучшие люди». Организация и функции княжеской власти. Рядовое население: экономическое, социальное, юридическое положение. Зависимое население.
Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI — первой половине XV в. Пути за Камень. В Югру за данью: первое знакомство новгородцев с югорскими племенами. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо-востоке в XIV в. и миссия Стефана Пермского. Утрата Новгородом своих позиций в Югре.
Государства сибирских татар в XIII—XV вв. Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Улус Шибана: географическое положение и этнические процессы. Формирование этнической общности сибирских татар. Юг Западной Сибири в конце XIV — начале XV в. Междоусобная борьба ордынских ханов. Образование Тюменского ханства и его гибель.
Глава 3. СИБИРЬ В XV-XVI ВВ. Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства Укрепление московских позиций в Приуралье в 50-х гг. XV в. Пелымское княжество XV в. — раннефеодальное государство ханты и манси. Походы пелымских князей на восточные границы Руси и ответные действия Москвы в середине XV в. Зауральские походы московских войск в 60—80-е гг. XV в. Характеристика взаимоотношений Московского государства и Югорской земли в XV в.
Сибирские татары в XVI в. Государство Тайбугидов (1495—1563 гг.): территория, население, отношения с соседями. Конфликт Тайбугидского государства с прави- телями крупнейших орд. Поиск зашиты у Москвы. Поход царевича Кучума на город Сибирь(1513 г.) и табель государства Тайбугидов. Сибирское ханство: территория и политико-административное устройство. Взаимоотношения Сибирского ханства и Русского государства в XVI в.
Поход Ермака в Сибирь и основание здесь первых русских городов и острогов Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583 г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции. Поход И. Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг. XVI в. Основание Березова и Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг. XVI в. Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже XVI—ХVII вв. Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба нижнеиртышских княжеств. Белогорское княжество. «Служилая» Кода: особенности социально-политического положения код-ского населения. Ляпинское княжество. Сосьвинское и Казымское княжества. Обдорское княжество. Пелым и Конда. Сургутские княжества.
Глава 4. НАШ КРАЙ В XVII в. Организация новой системы управления, города, транспортные коммуникации Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637 г.), его структура и полномочия. Роль Сибирского приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Штаты и функции воеводской власти. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Соотношение административного подчинения и элементов автономного самоуправления на волостном уровне, Повинности ясачных людей. Таможенная политика.
Сословно-социальная структура русского населения края Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского негородского населения края. Самаровский ям и его жители.
Этнополитическая картина края в XVII в. Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв. Березовское восстание 1607 г. Заговор княгини Анны Пуртеевой и другие «измены». Гибель Бардакова княжества. «Государева служба» кодских князей. Ревизии кодских владений в конце 20-х — начале 30-х гг. ХVII в. Закат Коды. Мятеж 1636 г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Обдорские. Князья пелымские и кондинские.
Язычество и христианство на обских берегах Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Белогорские святилища: капища Орт-лонка, Ас-ики, Калтащ- ими. Военные культы Коды. Культовый центр Вон-ем-вош. Святилища Нижней Оби и Северной Сосьвы. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).
Глава 5.ПЕРВЫЕ СТО ЛЕТ В СОСТАВЕ ИМПЕРИИ. Народы края в XVIII в. Коренное население земли Югорской — ханты, манси, самодийские народы: численность, территория расселения, межэтнические контакты. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне.
Административное устройство и управление края в XVIII в. Административное устройство и управление края в начале XVIII в. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Смена должностей уездного уровня управления в 1711—1714 и 1722 гг. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII в. Изменения в административно- территориальном подчинении уездов Югорской земли. Самоуправление коренных народов. Власти ясачных волостей и сборов. Государственные повинности. Организация ясака как основной повинности сибирских народов. «Комиссия о расположении ясака» 1763 г. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы с русских жителей края.
Экономическое развитие края в ХVШ в. Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово- предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVHI в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация Березовской, Сургутской и Юганской ярмарок (1786— 1788 гг.). Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла.
Секретные узники Березова Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после его смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Долгоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове; донос Г. Андриянова и «дело 1735 г.». Березовский узник граф А.И. Остерман.
Глава 6. ВЕК ВЕЛИКИХ РЕФОРМ. Изменения в структуре населения в XIX в. Ханты, манси и ненцы: изменения в численности, места расселения и внутренние миграции. Этнотерриториальные группы и их взаимодействие. Коми-зыряне — новые жители земли Югорской в XIX в. Русское население. Сословно-социальная структура городских жителей. Русские сельские жители.
Преобразования административно-территориальной системы. Реформирование местных органов власти в 1803—1804 гг. (преобразования И.О. Селифонтова). Учреждение комиссарств как промежуточного звена между уездом и губернией. Структура и функции управления в рамках комиссарств. Деятельность М.М. Сперанского на посту Сибирского генерал-губернатора и его меры по реорганизации управления. Сибирский комитет 1821 г., его цели, задачи и результаты функционирования. «Устав о сибирских городовых казаках» и местное самоуправление русского населения. Изменения организации самоуправления у нерусских народов края. «Устав об управлении инородцев в Сибири». «Разряды» нерусского населения. Родовые управления и инородные управы.
Развитие экономики края в XIX в. Рыбный промысел, рыботорговля и переработка рыбы. Арендные отношения в промысловом рыболовстве. Попытка подготовки квали- фицированных кадров для рыбоперерабатывающего производства. Школа по обучению мастеров-рыбопереработчиков В.Т. Земцова. Изменения в организации охотничьего промысла. Постепенное превращение охоты в товарный промысел. Пушная торговля и развитие местных рынков. Обдорская ярмарка. Поставки югорской пушнины на Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки. Скотоводство. Кедровый промысел. Успехи в опытном земледелии. Формирование места Югорской земли в общей системе экономической районной специализации страны.
Культура, быт, общественная жизнь народов края в XVIII—XIX вв. Внешний вид городов и русских поселений в XVIII в. Особенности планировки и застройки кварталов жилыми и общественными зданиями, особенности интерьера этих зданий. Жилища коренных народов. Бытовые традиции народов земли Югорской. Православная церковь и местные религиозно-культурные традиции. Образование. Монастырские школы. Латинская духовная школа в Самарове. Домашнее образование. Создание местной светской системы образования в XIX в. Березовское уездное училище и Сургутская казачья школа — важнейшие центры просвещения края. Начальные учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства просвещения, Министерства государственных имуществ и епархиальных властей. Круг чтения северян. Бытовые традиции и навыки населения. Общественно-политические взгляды жителей края и ссыльнопоселенцев. Итоговое повторение.
11 класс (35 ч.)
Глава 7. НА ПЕРЕЛОМНОМ ЭТАПЕ (конец XIX в. — 1921 г.) Социально-экономическое и политическое развитие Обь-Иртышского Севера на рубеже XIX — XX вв.
Административное деление, система управления и судопроизводства. Этнический и сословно-социальный состав населения. Уровень и образ жизни жителей Обь-Иртышского Севера. Казенное обеспечение населения продуктами и товарами. Развитие речного транспорта. Появление первых промышленных предприятий. Сельскохозяйственное производство и ремесла. Состояние и характер рыболовства и охотничьего промысла. Социально-политическая обстановка в крае. Политические ссыльные и их деятельность. Культурная и общественная жизнь края в конце ХIХ — начале XX в. Культурная жизнь. Открытие Народного дома в Сургуте, его значение в организации культурного досуга горожан. Состояние образования. Условия учебы в образовательных учреждениях края и численность учащихся. Медицинское обслуживание. Научные изыскания местной интеллигенции, ссыльнопоселенцев, академических ученых по изучению региона. Х.М. Лопарев и А. А. Дунин-Горкавич — исследователи историко-этнографического наследия края. С.К. Патканов — автор фундаментальных трудов по экономическому положению податного населения Тобольской губернии и героическому эпосу ханты. Археологические изыскания Ф. Мартина, С.М. Чугунова, В.О. Маркграфа. Естественно-научное экспедиционное изучение края русскими, немецкими и итальянскими учеными. Первые попытки поиска нефти С.Н. Пуртовым (1913 г.).
Отзвуки революционных событий 1917 г., Гражданская война и мероприятия советской власти в крае.
Падение монархии и создание земских учреждений в крае. Березовский комитет по введению земств и его деятельность. Борьба за власть весной 1918 г. Действия большевиков и левых эсеров. Создание ревкомов. Причины слабости позиций большевиков и недовольства населения их мероприятиями. Гражданская война на севере Обь-Иртышья (лето 1918 —весна—лето 1921 г.). Свержение советской власти в важнейших центрах края. Начало партизанского движения в поддержку большевиков. Активизация военных действий между партизанскими и белыми отрядами. Восстановление советской власти на Обь-Иртышском Севере (февраль 1920 г.). Антибольшевистское восстание марта 1921 г. и его подавление.
Глава 8. НАЧАЛО КОРЕННЫХ ПЕРЕМЕН (1920-1930 гг.) Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти. Поиски новой административной системы. Первая конференция коренных народов Севера (1922 г.). Первая постановка вопроса о выделении края в самостоятельную административную единицу. Реакция на это губернских властей в Тюмени. Упразднение Тюменской губернии. Создание округов. Тобольский округ в составе Уральской области и решение вопроса автономии. Секция Севера Уральского облисполкома. Создание Остяко-Вогульского национального округа (1930 г.). Изменения в системе управления и судопроизводства. Замена родовых советов на территориальные. Форсированная коллективизация аборигенных народов и ее политические последствия. Казымское восстание (1933/34 г.). Итоги социалистического эксперимента 20—30-х гг.
Проблемы развития народного хозяйства на новых основах. Переход к мирной жизни. Экстренные меры по снабжению края продовольствием. Постепенное восстановление хозяйства. Проявление новой экономической политики (НЭПа) в хозяйственной жизни Обь-Иртышья. Развитие рыбного хозяйства. Перевод рыболовецкой отрасли на промышленную основу (конец 1920-х гг.). Открытие рыбоперерабатывающих предприятий в Сургуте и Сама-рове. Механизация отрасли. Охотничий промысел. Первые меры по охране диких промысловых животных. Ограничение сроков охоты. Создание Кондо-Сосьвинского боброво-соболиного заповедника (1928 г.). Создание клеточного звероводства — новой отрасли охотничьего хозяйства (1935 г.). Создание лесной промышленности. Лесозаготовки Главсевморпути и Комсевморпути. Организация леспромхозов. Местная промышленность. Начало электрификации края (1925 г.). Разведка полезных ископаемых. Развитие транспорта и связи. Новые виды транспорта — автомобильный и авиационный (середина 1930-х гг.). Попытки создания сельскохозяйственной отрасли. Организация МТС. Мелиоративные работы. Животно- водство. Переход к тоталитарной экономике. Политика сплошной коллективизации. Спецпереселенцы, их роль и место в экономической жизни округа. Тема З Культурные преобразования на Обь-Иртышском Севере Система образовательных учреждений. Создание национальных школ. Первая национальная школа в юртах Мулигорт (1924 г.). Издание первых азбук и книг на языках ханты и манси, разработка национальной письменности. Организация средних специальных учебных заведений. Роль высших учебных заведений СССР в процессе подготовки местных кадров. Формирование сети дошкольных учреждений. Медицинское обслуживание и культурно-просветительские учреждения. Становление национальных средств массовой информации, литературы и искусства.
Глава 9. ОКРУГ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ (1941—1965 гг.) Великая война в судьбе края в начале испытаний. Мобилизация населения округа в действующую армию. Военное обучение. Производственная деятельность в округе на нужды обороны. Добыча и переработка рыбы. Охотничий промысел в годы войны. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Помощь фронту на общественных началах. Участие северян в боевых действиях. Жители округа — Герои Советского Союза, орденоносцы Великой Отечественной войны. Северяне — участники обороны Сталинграда, форсирования Днепра, Вислы, Дуная, Одера. Спортивная жизнь, культура, образование в округе в годы войны.
Глава 10. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ БУДНИ. Первое послевоенное двадцатилетие: социально-экономическое развитие округа. Перераспределение трудовых ресурсов. Развитие основных отраслей хозяйства. Рыболовство и рыбопереработка как базовая отрасль местной экономики. Расширение и техническое переоснащение рыболовецкого флота. Показатели добычи и переработки рыбы в 50—60-е гг. Внедрение прогрессивных методов лова. Прикладные научные исследования в отрасли (НИИ озерно-речного рыбного хозяйства и его местное отделение). Лесное хозяйство и деревообработка. Превращение отрасли в базовую (наряду с рыболовецкой). Организация лесодобычи, динамика ее развития, механизация. Влияние развития отрасли на заселение необжитых территорий округа. Становление нефтегазовой промышленности. Поиски топливных месторождений. Первые успехи и начало промышленной разработки нефти и газа в 1950-х — начале 1960-х гг. Местная и кооперативная промышленность. Сельское хозяйство. Охотничий промысел. Транспорт и связь.
Общественно-политические и национальные отношения. Социально-культурная сфера в жизни края Социально-политическая обстановка. Изменения в жизни коренных народов. Проблемы, связанные с переводом аборигенов на оседлый образ жизни. Социальные и образовательные программы для коренных народов: реализация и результаты. Развитие сети школьных и дошкольных учреждений. Состояние медицинского обслуживания. Культурное строительство. Реализация народного творчества в рамках самодеятельных коллективов. Литературное объединение округа при редакции окружной газеты. Начало литературного творчества Ю. Шесталова, А. Тарханова и др. Национальные сказительницы Т. Чучелина и А. Конькова. Спортивная жизнь. Организация соревнований по национальным видам спорта и разработка единых правил для их проведения. Достижения спортсменов округа.
Глава 11. ИСТОРИЯ ОКРУГА В 1960-1980 ГГ. Экономическое развитие Ханты-Мансийского округа в середине 1960-х—1980-е гг. Эпоха «большой нефти» Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Формирование произодственной инфраструктуры. Строительство магистральных трубопроводов. Изменение международной политико-экономической конъюнктуры в середине 1960-х гг. как важный стимул в развитии нефтегазодобычи в округе. Формирование органов централизованного управления добычей и транспортировкой топливного сырья в Северо-Западной Сибири. Поступательный рост объема добычи нефти и газа и меры по стимулированию производства. Социалистическое соревнование и трудовые рекорды. Экстенсивный характер разработки топливных ресурсов края. Нефтяной бум 1970 -х гг. Формирование единого энергетического комплекса края. Газоперерабатывающие заводы и ГРЭС в Нижневартовске и Сургуте. Кризисные явления в нефтегазовой отрасли в первой половине 1980-х гг. Развитие других отраслей хозяйства. Лесная промышленность. Погоня за ростом объемов лесозаготовок. Внедрение вахтового метода заготовок в лесную промышленность. Предприятия местной промышленности. Обострение в конце 1960-х гг. продовольственной проблемы и методы ее преодоления. Уникальность экономической трансформации округа.
Социальное развитие округа в середине 1960-х—1980-е гг.: свершения и проблемы. Демографические изменения и их последствия. Источники прироста населения. Резкая урбанизация округа. Противоречия социального и культурного развития. Жилищная проблема. Отставание развития сферы обслуживания от темпов экономического роста. Проблемы национальной политики и экологии. Вопрос этнического выживания коренных народов округа. Резкое уменьшение абсолютной и относительной численности ханты и манси. Разрушение естественной среды их обитания и хозяйствования вследствие экстенсивности развития добывающих отраслей промышленности. Неспособность советской системы разрешить сложившиеся противоречия.
Глава 12. НА ПУТИ В БУДУЩЕЕ: ОКРУГ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-1990 ГГ. На пути в будущее: округ во второй половине 1980-х — 1990-е гг. Начало перестройки и открытые проявления кризиса в нефтегазовом комплексе округа. Попытки преодоления кризиса путем приоритетного финансирования отрасли и разработки новых месторождений. Распад единого народнохозяйственного комплекса страны на рубеже 1980—1990-х гг. и отражение этого на нефтегазовой промышленности округа. Падение объемов добычи. Переход контроля над предприятиями ТЭК к руководству Российской Федерации. Акционирование отрасли. Перераспределение прав управления нефтегазовыми предприятиями между федеральными и местными органами власти. Постепенный поворот от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования. Инвестирование и привлечение новых технологий. Организация тендеров на право разработки недр края. Кризисные явления в других отраслях хозяйства округа и меры по их преодолению. Ситуация в социальной сфере. Отток населения в конце 1980-х — начале 1990-х гг. как реакция на неблагоприятные условия жизни в округе. Постепенное преодоление кризисных процессов в социальной сфере. Новый статус округа в структуре Федерации как основа выхода из кризиса. Относительный рост уровня жизни населения округа в конце 90-х гг. Современное состояние системы образовательных и культурных учреждений в округе. Развитие собственной системы высшего образования и средств массовой информации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Глава | Кол-во часов |
10 класс | ||
1 | Введение. | 1 |
2 | Глава 1. НАШ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ. | 4 |
3 | Глава 2. ЮГОРСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (I тыс. до н.э. — XV в. н.э.) | 7 |
4 | Глава 3. СИБИРЬ В XV-XVI ВВ. | 5 |
5 | Глава 4. НАШ КРАЙ В XVII в. | 6 |
6 | Глава 5.ПЕРВЫЕ СТО ЛЕТ В СОСТАВЕ ИМПЕРИИ. | 6 |
7 | Глава 6. ВЕК ВЕЛИКИХ РЕФОРМ. | 6 |
Итого | 35 | |
11 класс | ||
8 | Глава 7. НА ПЕРЕЛОМНОМ ЭТАПЕ (конец XIX в. — 1921 г.) | 8 |
9 | Глава 8. НАЧАЛО КОРЕННЫХ ПЕРЕМЕН (1920-1930 гг.) | 3 |
10 | Глава 9. ОКРУГ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ (1941—1965 гг.) | 3 |
11 | Глава 10. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ БУДНИ. | 4 |
12 | Глава 11. ИСТОРИЯ ОКРУГА В 1960-1980 ГГ. | 2 |
13 | Глава 12. НА ПУТИ В БУДУЩЕЕ: ОКРУГ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-1990 ГГ. | 10 |
Итого | 35 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Берёзовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 от «31» августа 2018 г. Руководитель МО _____________ Т.В.Хайдукова | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Киселева «____»__________2018г. |
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету
«История ХМАО»
на 2017 – 2018 учебный год
11 класс
Составитель:
А.Б.Усаинова
Учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2018 г.
1 триместр сент.- окт.- нояб. 12 уч. недель | 2 триместр дек.- янв.- февр. 11 уч. недель | 3 триместр март - апр.- май 12 уч. недель | |
Общее количество часов | 12 | 11 | 12 |
Плановые контрольные работы | 1 | 1 | 1 |
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
8 | Глава 6. ВЕК ВЕЛИКИХ РЕФОРМ | |
06.09 | Секретные узники Березова | |
13.09 | Культура и быт народов края | |
20.09 | Культура и быт народов края | |
27.09 | Входная контрольная работа | |
04.10 | Изменение структуры населения в 19 в. | |
11.10 | Преобразования административно-территориальной системы. | |
18.10 | Развитие экономики | |
25.10 | Культура, быт, общественная жизнь | |
5 | Глава 7. НА ПЕРЕЛОМНОМ ЭТАПЕ (конец 19в. - 1921 г.) | |
08.11 |
| Состав и образ жизни населения |
15.11 |
| Экономика и хозяйственное положение жителей Обь-Иртышского Севера |
22.11 |
| Контрольная работа за 1 триместр |
29.11 |
| Культурно-просветительская, медицинская и научная сфера |
06.12 |
| Военно-революционные потрясения на Обь-Иртышском Севере |
3 | Глава 8. НАЧАЛО КОРЕННЫХ ПЕРЕМЕН (1920-1930 гг.) | |
13.12 |
| Округ в первые десятилетия советской власти |
20.12 |
| Проблемы развития народного хозяйства на новых основах |
27.12 |
| Культурное преобразование на Обь-Иртышском Севере |
3 | Глава 9. ОКРУГ В ГОДЫ ВОВ И В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1941—1965 гг.) | |
17.01 |
| Все для фронта, все для победы! |
24.01 |
| Участие северян в боевых действиях |
31.01 |
| Преодоление военных невзгод |
4 | Глава 10. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ БУДНИ. | |
07.02 |
| Экономическое развитие |
14.02 |
| Общественно-политические и национальные отношения |
21.02 |
| Контрольная работа за 2 триместр |
28.02 |
| Образование, медицина, культура |
2 | Глава 11. ИСТОРИЯ ОКРУГА В 1960-1980 ГГ. | |
07.03 |
| Экономическое развитие ХМАО в середине 1960-1980-е гг. |
14.03 |
| Социальное развитие округа в середине 1960-х-1980-х гг. |
10 | Глава 12. НА ПУТИ В БУДУЩЕЕ: ОКРУГ В 1980-1990 ГГ. | |
21.03 |
| От перестройки к рыночным реформам |
04.04 |
| Экономическое положение округа |
11.04 |
| Становление округа как субъекта Российской Федерации |
18.04 |
| Социальный портрет современной Югры |
25.04 |
| Социальный портрет современной Югры |
02.05 |
| История поселка Игрим |
16.05 |
| Повторительно-обобщающий урок |
23.05 |
| Годовая контрольная работа |
| Анализ проверочной работы. | |
| Игрим в истории моей семьи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
разработка рабочей программы по истории ХМАО для 10 класса...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории ХМАО- Югры.
Рабочая программа по истории ХМАО- Югры. составлена на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс...
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс...