Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (10 класс) на тему
разработка рабочей программы по истории ХМАО для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khmao.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Образовательная программа МБОУ ОСШ № 3 на 2014 – 2015 учебный год;
- Учебный план МБОУ ОСШ № 3 на 2014 – 2015 учебный год.
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане: по базисному учебному плану отведено 1 час в неделю
Объём часов: 35 ч (в год), 1 ч (в неделю).
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Вид программы (типовая, авторская, модернизированная, компилятивная): типовая
Для каких обучающихся составлена (общеобразовательные или профильные, классы развивающего обучения): общеобразовательные классы.
Рабочая программа по Истории ХМАО – Югры для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Баранова Н.Н.
Учебник: История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Под редакцией Баранова Н.Н.- Екатеринбург.: НПМП«Волот». 1999.
Предлагаемая программа представляет систематический курс по региональной истории для средней (полной) школы и охватывает период 19 – 21 вв. Курс в общих чертах синхронизирует с курсом отечественной истории, прежде всего в классах гуманитарного профиля.
Программа представляет историю заселения, освоения и развития территории, ныне занимаемой Ханты – Мансийским округом. Ориентиром в соблюдении географических рамок послужила историческая область Югра, на большей части которой и располагается ныне округ.
Программа, как и курс в целом, создана с учетом авторского понимания региональной истории. Подробное и всестороннее рассмотрение процессов развития края и отражение его взаимосвязи с окружающим миром были двумя основными моментами в отборе материала курса и в изложении программы.
Цель курса: обогащение исторического сознания выпускника средней школы знанием истории своего края, его роли и места в российской и всемирной истории; воспитание на этой основе осознанной любви к Отечеству, что в итоге подразумевает формирование гуманистического мировоззрения молодого человека.
Задачи курса
- Показать разноаспектность исторического процесса и внутреннюю взаимосвязь природно-географических, экономических, социально – политических, этнодемократических и культурных условий в ходе исторического развития;
- Проследить специфику и преемственность жизнедеятельности людей, населявших край с древнейших времен, указав на принципиальную равноценность их вклада в историческое развитие Югорской земли и в конечном итоге в формирование сегодняшней действительности;
- раскрыть тенденции культурного и духовно – нравственного развития народов, населявших край в разное время, взаимовлияние различных национальных культурных традиций связи прошлых и нынешних поколений в единстве их исторических судеб, культурно – языкового наследия.
- Структура программы и представляемого ею курса основана на проблемно – хронологическом принципе изучения материала.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Основные знания учащихся:
- Соотношение истории России и истории родного края; роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития;
- взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов; единство исторического процесса;
- особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли; относительная мягкость русской колонизации Сибири;
- основные центры Югорской земли;
- быт и культура народов края (по периодам);
- знакомство с основными историческими источниками по истории по истории края;
- выдающиеся общественно – политические деятели, деятели науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа;
- сопоставление знания истории родного края с современными проблемами развития округа;
- знание хронологии и топонимики Югры.
Умения и навыки:
- - соотносить процессы и события, происходившие на территории округа, с событиями и процессами российской и мировой истории;
- - анализировать исторические источники, обобщать исторические факты и явления;
- - описывать деятельность известных людей, чья жизнь была связана с развитием Югорской земли;
- - работать со специальной исторической литературой, материалами периодической печати;
- - оставлять план, тезисы, конспект, сообщения, реферат по избранной теме;
- - работать с историческими и географическими картами региона.
Содержание тем учебного курса
Введение. Как работать с учебником. – 1 ч.
Раздел 1. Наш край в древности. – 6 ч.
Север Западной Сибири в каменном веке. Стоянки верхнего палеолита на Западно – Сибирской равнине. Начало голоценогена. Мезолитические поселения на севере Западной Сибири. Открытия неолитического человека.
Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке. Особенности таежного энеолита. Становление местного металлообрабатывающего производства. Развитие металлообработки в позднем бронзовом веке. Поселения таежных жителей в энеолите и бронзовом веке. Миграции позднего бронзового века.
Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. Охота древнего и средневекового населения Западной Сибири. Рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири. Скотоводство. Домашние ремесла обитателей таежного Приобья.
Природа и человек в представлениях обских угров. Единство окружающего мира и человека. Представления таежного населения о духах. Представления таежного населения о душе. Мифологическая картина мира.
Раздел 2. Наш край в средневековье. – 13 ч.
Север Западной Сибири в железном веке. В начале железного века. Изменение территории расселения таежных народов Западной Сибири. Общественные отношения.
Западносибирская прародина венгров. Угры юга Западной Сибири в раннем железном веке. Племена угров – скотоводов в эпоху Великого переселения народов. Великая Венгрия на Южном Урале. Венгры в период «обретения новой родины».
Югра в системе мировой пушной торговли. Торговые связи Югры в древности. Югра и Волго-Камский торговый путь. Золотая Орда и расцвет югорской торговли. Крушение Волго-Камского торгового пути.
Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в 11 – первой половине 15 веке. Пути за Камень. В Югру за данью. Этнографическая ситуация в Нижнем Приобье в 14 – 15 веке. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо – востоке в 14 веке. Утрата Новгородом своих позиций.
Образование угорских княжеств. Причины образования угорских княжеств. Образование угорских княжеств. Князья и «лучшие люди». Население княжеств: свободные общинники и рабы.
Государства сибирских татар в 13 – 15 веке. Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Юг Западной Сибири в конце 14 – начале 15 века. Тюмень ханство в 20 – 90-е гг. 15 века.
Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства. «Государство Пелымское». Ответный удар Москвы. Обстановка в Северном Приуралье во второй пол. 60 – 80-х гг. 15 века. Второй зауральский поход московских войск. Результаты похода 1483г. Третий поход русских ратей за Урал. Взаимоотношения Москвы и Югорской земли в 16 в.
Сибирские татары в 16 в. Государство Тайбугидов. Гибель государства Тайбугидов. Сибирское ханство. Взаимоотношения Сибирского ханства и Русского государства.
Поход дружины Ермака в Сибирь. Казаки на Волге и Яике. В вотчине Строгановых. Начало похода. Взятие Сибири. Первая зима в Сибири. Белогородский поход и пленение Маметкула. Война с карачей. Гибель Ермака и прибытие помощи из Москвы. Окончание Сибирской экспедиции.
Первые русские города и остроги в Западной Сибири. Обской городок. Основание Тобольска и Тюмени. Политическая Ситуация в Сибири в начале 90-х гг. 16в. Планы военной кампании. Основание города Березова. Основание города Пелыма. Разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание города Сургута. Итоги русских походов в Сибирь второй половины 90-х гг. 16в.
Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже 16 – 17вв. Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Судьба нижнеиртышских княжеств. «Служилая» Кода. Казымское княжество. Сосьвинское княжество. Куноватско – Ляпинское княжество. Обдорское княжество. Пелым и Конда. Сургутские княжества.
Раздел 3. В составе Российской империи (17 – 18вв). 13 ч.
Северо – Западная Сибирь под властью Русского государства в 17 в. Органы центрального управления Сибирью. Административно – территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация местного и волостного управления. Повинности ясачных людей. Таможенная политика.
Русское население Северо – Западной Сибири в 17 в. Служилые люди. Герои казачьих походов. Город Березов. Город Сургут. Город Пелым. Самаровский ям.
Коренное население Северо – Западной Сибири в первой трети 17 в. Ясачные волости. Хозяйство и быт. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже 16 – 17 века. Березовское восстание 1607г. Конец Бардакова княжества.
Судьба властелинов приобской тайги. «Государева служба» кодских князей. Закат Коды. Мятеж 1636г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Пелымские и Кондинские. Князья Обдорские.
Язычество и христианство на обских берегах. Угорские святилища. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Первые церкви для Новокрещенов. Монастыри нижнего Приобья.
Народы края в 18 веке. Ханты и манси. Самодийские народы. Русские жители городов и селений края.
Административное устройство и управление края. Влияние петровских реформ на местное самоуправление. Административные преобразования последней трети 18 века. Самоуправление коренных народов.
Экономическое развитие края. Рыболовство – основа хозяйства местного населения. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Скотоводство. Земледелие, собирательство и ремесла.
Государственные повинности. Организация сбора ясака. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы русских жителей края.
Секретные узники Березова. Меньшиков в Березове. Ссылка Долгоруковых. Остерман.
Культура и быт народов края. Русские города и поселения. Жилища коренных народов. Бытовые традиции народов Югорской земли. Православная церковь и местные религиозно – культурные традиции. Формирование системы образования.
Итоговое повторение – 2 ч.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Наш край в древности | 6 |
3 | Раздел 2. Наш край в средневековье | 13 |
4 | Раздел 3. В составе Российской империи | 13 |
5 | Итоговое повторение | 2 |
6 | Итого | 35 |
Календарно – тематическое планирование курса «История ХМАО» 10 класс
№ П\п | Дата проведения Урока с указанием классов и литер (план) | Дата проведения урока с указанием классов и литер (факт) | Наименование тем уроков | Количество часов отводимых на изучение | Наличие практических лабораторных контрольных уроков экскурсий | Домашняя работа |
1 | Введение. | 1 | Стр 9 | |||
Раздел 1. Наш край в древности – 6 ч | ||||||
2 | Север Западной Сибири в каменном веке | 1 | Пар 1 | |||
3 | Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке | 1 | Пар 2 | |||
4-5 | Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири | 2 | Пар 3 | |||
6 | Природа и человек в представлениях обских угров | 1 | Пар 4 | |||
7 | Наш край в древности
| 1 | Тест по теме «Наш край в древности» | |||
Раздел 2. Наш край в средневековье – 13 ч | ||||||
8 | Север Западной Сибири в железном веке | 1 | Пар 5 | |||
9 | Западносибирская прародина венгров | 1 | Пар 6 | |||
10 | Югра в системе мировой пушной торговли | 1 | Пар 7 | |||
11-12 | Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в 11 – первой половине 15 веке | 2 | Пар 8 | |||
13 | Образование угорских княжеств | 1 | Пар 9 | |||
14 | Государства сибирских татар в 13 – 15 веке. | 1 | Пар 10 | |||
15 | Сибирские татары в 16 в. | 1 | Пар 11-12 | |||
16 | Поход дружины Ермака в Сибирь | 1 | Пар 13 | |||
17-18 | Первые русские города и остроги в Западной Сибири. | 2 | Пар 14 | |||
19 | Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже 16 – 17вв | 1 | Пар 15 | |||
20 | Югорское средневековье | 1 | Зачет по разделу 2 | |||
Раздел 3. В составе Российской империи – 13 ч | ||||||
21 | Северо – Западная Сибирь под властью Русского государства в 17 в | 1 | Пар 16 | |||
22 | Русское население Северо – Западной Сибири в 17 в | 1 | Пар 17 | |||
23 | Коренное население Северо – Западной Сибири в первой трети 17 в | 1 | Пар 18 | |||
24 | Судьба властелинов приобской тайги | 1 | Тест «наш край в 17 веке» | Пар 19 | ||
25 | Язычество и христианство на обских берегах | 1 | Пар 20 | |||
26 | Народы края в 18 веке | 1 | Пар 21 | |||
27 | Административное устройство и управление края | 1 | Пар 22 | |||
28 | Экономическое развитие края. | 1 | Пар 23 | |||
29 | Государственные повинности | 1 | Пар 24 | |||
30-31 | Секретные узники Березова | 2 | Пар 25 | |||
32-33 | Культура и быт народов края. | 2 | Пар 26 | |||
Итоговое повторение – 2 ч | ||||||
32 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | ||||
35 | Итоговое повторение по курсу | 1 | ||||
Всего: 35 часов | ||||||
№ | дата | Дата проведения фактически | Тема урока | Кол – во часов | Основные понятия темы |
1 | Сент. 1 нед. | Введение. | 1 | Вводная контрольная работа | |
2 | 2 нед. | Север Западной Сибири в каменном веке | 1 | Палеолит, голоцен, мезолит, неолит, производящее хозяйство, присваивающее хозяйство | |
3 | 3 нед. | Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке | 1 | Энеолит, бронзовый век, технологическая керамика | |
4-5 | 4 нед | Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири | 2 | Традиционное хозяйство, активная и пассивная охота, запорное рыболовство, пески, тиски, чуманы, корневатики, сах, малица, нэрп | |
6 | Октябрь 1 нед | Природа и человек в представлениях обских угров | 1 | Религия, горизонтальное устройство мира, вертикальная трехчастная модель мира, тотемизм, культ предков, язычество | |
7 | 2 нед. | . Наш край в древности. | 1 | Тест по теме «Наш край в древности» | |
8 | 3 нед | Север Западной Сибири в железном веке | 1 | Большая патриархальная семья, родовая община, соседская община, военная демократия, каганат | |
9 | 4 нед | Западносибирская прародина венгров | 1 | Полукочевое скотоводство, Великое переселение народов, католичесвто | |
10 | Ноябрь 1 нед. | Югра в системе мировой пушной торговли | 1 | Товар, товарообмен, экспорт, импорт, сепаратизм | |
11 | 2 нед. | Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в 11 – первой половине 15 веке | 1 | Колонизация, христианизация | |
12 - 13 | 3 нед. Декабрь 1 нед | Образование угорских княжеств | 2 | Данническая зависимость, имущественное неравенство, подать, свободные люди | |
14 | 2 нед | Промежуточная контрольная работа | 1 | Систематизация и контроль знаний | |
15 | 3 нед. | Государства сибирских татар в 13 – 15 веке. | 1 | ||
16 | 4 нед | Сибирские татары в 16 в. | 1 | ||
17 | Январь 1 нед | Поход дружины Ермака в Сибирь | 1 | Военная экспедиция, военная акция | |
18 | 2 нед | Первые русские города и остроги в Западной Сибири. | 1 | Зодчество, годовальщики, военная кампания | |
19 | Февраль 1 нед | Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже 16 – 17вв | 1 | Фискальная политика, феодальная рента, ясачный оклад, поминки, местное управление, местное самоуправление | |
20 | 2 нед. | Югорское княжество в средневековье | 1 | Зачет по теме «Государства сибирских татар в 13 – 15 вв» | |
21 | 3 нед | Северо – Западная Сибирь под властью Русского государства в 17 в | 1 | Органы воеводского управления, разрядные воеводы, органы местного и волостного управления, повинности ясачных людей, таможенная политика | |
22 | 4 нед | . Русское население Северо – Западной Сибири в 17 в | 1 | Служилые люди, посадские люди, «гулящие» люди, казаки | |
23 | Март 1 нед | Коренное население Северо – Западной Сибири в первой трети 17 в | 1 | Ясачные волости, имущественное и социальное расслоение | |
24 | 2 нед | Судьба властелинов приобской тайги | 1 | Тест «наш край в 17 веке» | |
25 | 3 нед | Язычество и христианство на обских берегах | 1 | Язычество, христианство, христианизация, фетишизм, тотемизм, анимизм, аманатство, шаманизм, новокрещены | |
26 | 4 нед. | Народы края в 18 веке | 1 | Этнос, секуляризация | |
27 | Апрель 1 нед | Административное устройство и управление края | 1 | Административное устройство, самоуправление, автономия | |
28 | 2 нед | Экономическое развитие края. | 1 | Экономика, старожильческое население, ясачное население, оброк, налог | |
29 | 3 нед | Государственные повинности | 1 | Неокладной ясак | |
30 | 4 нед | Секретные узники Березова | 1 | Дворцовые перевороты, ссылка | |
31-32 | Май 1 – 2 нед | Культура и быт народов края. | Догмат, Клирос, Епанча, Сермяжный | ||
33 | 3 нед | Итоговая контрольная работа | 1 | Систематизация и контроль знаний | |
34 | 4 нед | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Систематизация и контроль знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории ХМАО- Югры.
Рабочая программа по истории ХМАО- Югры. составлена на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс...
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс...
Рабочая программа по истории ХМАО
Рабочая программа по истории ХМАО...