Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (10 класс) на тему
разработка рабочей программы по истории ХМАО для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Образовательная программа МБОУ ОСШ № 3 на 2014 – 2015 учебный год;
- Учебный план МБОУ ОСШ № 3 на 2014 – 2015 учебный год.
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане: по базисному учебному плану отведено 1 час в неделю
Объём часов: 35 ч (в год), 1 ч (в неделю).
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Вид программы (типовая, авторская, модернизированная, компилятивная): типовая
Для каких обучающихся составлена (общеобразовательные или профильные, классы развивающего обучения): общеобразовательные классы.
Рабочая программа по Истории ХМАО – Югры для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Баранова Н.Н.
Учебник: История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Под редакцией Баранова Н.Н.- Екатеринбург.: НПМП«Волот». 1999.
Предлагаемая программа представляет систематический курс по региональной истории для средней (полной) школы и охватывает период 19 – 21 вв. Курс в общих чертах синхронизирует с курсом отечественной истории, прежде всего в классах гуманитарного профиля.
Программа представляет историю заселения, освоения и развития территории, ныне занимаемой Ханты – Мансийским округом. Ориентиром в соблюдении географических рамок послужила историческая область Югра, на большей части которой и располагается ныне округ.
Программа, как и курс в целом, создана с учетом авторского понимания региональной истории. Подробное и всестороннее рассмотрение процессов развития края и отражение его взаимосвязи с окружающим миром были двумя основными моментами в отборе материала курса и в изложении программы.
Цель курса: обогащение исторического сознания выпускника средней школы знанием истории своего края, его роли и места в российской и всемирной истории; воспитание на этой основе осознанной любви к Отечеству, что в итоге подразумевает формирование гуманистического мировоззрения молодого человека.
Задачи курса
- Показать разноаспектность исторического процесса и внутреннюю взаимосвязь природно-географических, экономических, социально – политических, этнодемократических и культурных условий в ходе исторического развития;
- Проследить специфику и преемственность жизнедеятельности людей, населявших край с древнейших времен, указав на принципиальную равноценность их вклада в историческое развитие Югорской земли и в конечном итоге в формирование сегодняшней действительности;
- раскрыть тенденции культурного и духовно – нравственного развития народов, населявших край в разное время, взаимовлияние различных национальных культурных традиций связи прошлых и нынешних поколений в единстве их исторических судеб, культурно – языкового наследия.
- Структура программы и представляемого ею курса основана на проблемно – хронологическом принципе изучения материала.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Основные знания учащихся:
- Соотношение истории России и истории родного края; роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития;
- взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов; единство исторического процесса;
- особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли; относительная мягкость русской колонизации Сибири;
- основные центры Югорской земли;
- быт и культура народов края (по периодам);
- знакомство с основными историческими источниками по истории по истории края;
- выдающиеся общественно – политические деятели, деятели науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа;
- сопоставление знания истории родного края с современными проблемами развития округа;
- знание хронологии и топонимики Югры.
Умения и навыки:
- - соотносить процессы и события, происходившие на территории округа, с событиями и процессами российской и мировой истории;
- - анализировать исторические источники, обобщать исторические факты и явления;
- - описывать деятельность известных людей, чья жизнь была связана с развитием Югорской земли;
- - работать со специальной исторической литературой, материалами периодической печати;
- - оставлять план, тезисы, конспект, сообщения, реферат по избранной теме;
- - работать с историческими и географическими картами региона.
Содержание тем учебного курса
Введение. Как работать с учебником. – 1 ч.
Раздел 1. Наш край в древности. – 6 ч.
Север Западной Сибири в каменном веке. Стоянки верхнего палеолита на Западно – Сибирской равнине. Начало голоценогена. Мезолитические поселения на севере Западной Сибири. Открытия неолитического человека.
Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке. Особенности таежного энеолита. Становление местного металлообрабатывающего производства. Развитие металлообработки в позднем бронзовом веке. Поселения таежных жителей в энеолите и бронзовом веке. Миграции позднего бронзового века.
Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. Охота древнего и средневекового населения Западной Сибири. Рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири. Скотоводство. Домашние ремесла обитателей таежного Приобья.
Природа и человек в представлениях обских угров. Единство окружающего мира и человека. Представления таежного населения о духах. Представления таежного населения о душе. Мифологическая картина мира.
Раздел 2. Наш край в средневековье. – 13 ч.
Север Западной Сибири в железном веке. В начале железного века. Изменение территории расселения таежных народов Западной Сибири. Общественные отношения.
Западносибирская прародина венгров. Угры юга Западной Сибири в раннем железном веке. Племена угров – скотоводов в эпоху Великого переселения народов. Великая Венгрия на Южном Урале. Венгры в период «обретения новой родины».
Югра в системе мировой пушной торговли. Торговые связи Югры в древности. Югра и Волго-Камский торговый путь. Золотая Орда и расцвет югорской торговли. Крушение Волго-Камского торгового пути.
Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в 11 – первой половине 15 веке. Пути за Камень. В Югру за данью. Этнографическая ситуация в Нижнем Приобье в 14 – 15 веке. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо – востоке в 14 веке. Утрата Новгородом своих позиций.
Образование угорских княжеств. Причины образования угорских княжеств. Образование угорских княжеств. Князья и «лучшие люди». Население княжеств: свободные общинники и рабы.
Государства сибирских татар в 13 – 15 веке. Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Юг Западной Сибири в конце 14 – начале 15 века. Тюмень ханство в 20 – 90-е гг. 15 века.
Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства. «Государство Пелымское». Ответный удар Москвы. Обстановка в Северном Приуралье во второй пол. 60 – 80-х гг. 15 века. Второй зауральский поход московских войск. Результаты похода 1483г. Третий поход русских ратей за Урал. Взаимоотношения Москвы и Югорской земли в 16 в.
Сибирские татары в 16 в. Государство Тайбугидов. Гибель государства Тайбугидов. Сибирское ханство. Взаимоотношения Сибирского ханства и Русского государства.
Поход дружины Ермака в Сибирь. Казаки на Волге и Яике. В вотчине Строгановых. Начало похода. Взятие Сибири. Первая зима в Сибири. Белогородский поход и пленение Маметкула. Война с карачей. Гибель Ермака и прибытие помощи из Москвы. Окончание Сибирской экспедиции.
Первые русские города и остроги в Западной Сибири. Обской городок. Основание Тобольска и Тюмени. Политическая Ситуация в Сибири в начале 90-х гг. 16в. Планы военной кампании. Основание города Березова. Основание города Пелыма. Разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание города Сургута. Итоги русских походов в Сибирь второй половины 90-х гг. 16в.
Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже 16 – 17вв. Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Судьба нижнеиртышских княжеств. «Служилая» Кода. Казымское княжество. Сосьвинское княжество. Куноватско – Ляпинское княжество. Обдорское княжество. Пелым и Конда. Сургутские княжества.
Раздел 3. В составе Российской империи (17 – 18вв). 13 ч.
Северо – Западная Сибирь под властью Русского государства в 17 в. Органы центрального управления Сибирью. Административно – территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация местного и волостного управления. Повинности ясачных людей. Таможенная политика.
Русское население Северо – Западной Сибири в 17 в. Служилые люди. Герои казачьих походов. Город Березов. Город Сургут. Город Пелым. Самаровский ям.
Коренное население Северо – Западной Сибири в первой трети 17 в. Ясачные волости. Хозяйство и быт. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже 16 – 17 века. Березовское восстание 1607г. Конец Бардакова княжества.
Судьба властелинов приобской тайги. «Государева служба» кодских князей. Закат Коды. Мятеж 1636г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Пелымские и Кондинские. Князья Обдорские.
Язычество и христианство на обских берегах. Угорские святилища. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Первые церкви для Новокрещенов. Монастыри нижнего Приобья.
Народы края в 18 веке. Ханты и манси. Самодийские народы. Русские жители городов и селений края.
Административное устройство и управление края. Влияние петровских реформ на местное самоуправление. Административные преобразования последней трети 18 века. Самоуправление коренных народов.
Экономическое развитие края. Рыболовство – основа хозяйства местного населения. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Скотоводство. Земледелие, собирательство и ремесла.
Государственные повинности. Организация сбора ясака. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы русских жителей края.
Секретные узники Березова. Меньшиков в Березове. Ссылка Долгоруковых. Остерман.
Культура и быт народов края. Русские города и поселения. Жилища коренных народов. Бытовые традиции народов Югорской земли. Православная церковь и местные религиозно – культурные традиции. Формирование системы образования.
Итоговое повторение – 2 ч.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Наш край в древности | 6 |
3 | Раздел 2. Наш край в средневековье | 13 |
4 | Раздел 3. В составе Российской империи | 13 |
5 | Итоговое повторение | 2 |
6 | Итого | 35 |
Календарно – тематическое планирование курса «История ХМАО» 10 класс
№ П\п | Дата проведения Урока с указанием классов и литер (план) | Дата проведения урока с указанием классов и литер (факт) | Наименование тем уроков | Количество часов отводимых на изучение | Наличие практических лабораторных контрольных уроков экскурсий | Домашняя работа |
1 | Введение. | 1 | Стр 9 | |||
Раздел 1. Наш край в древности – 6 ч | ||||||
2 | Север Западной Сибири в каменном веке | 1 | Пар 1 | |||
3 | Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке | 1 | Пар 2 | |||
4-5 | Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири | 2 | Пар 3 | |||
6 | Природа и человек в представлениях обских угров | 1 | Пар 4 | |||
7 | Наш край в древности
| 1 | Тест по теме «Наш край в древности» | |||
Раздел 2. Наш край в средневековье – 13 ч | ||||||
8 | Север Западной Сибири в железном веке | 1 | Пар 5 | |||
9 | Западносибирская прародина венгров | 1 | Пар 6 | |||
10 | Югра в системе мировой пушной торговли | 1 | Пар 7 | |||
11-12 | Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в 11 – первой половине 15 веке | 2 | Пар 8 | |||
13 | Образование угорских княжеств | 1 | Пар 9 | |||
14 | Государства сибирских татар в 13 – 15 веке. | 1 | Пар 10 | |||
15 | Сибирские татары в 16 в. | 1 | Пар 11-12 | |||
16 | Поход дружины Ермака в Сибирь | 1 | Пар 13 | |||
17-18 | Первые русские города и остроги в Западной Сибири. | 2 | Пар 14 | |||
19 | Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже 16 – 17вв | 1 | Пар 15 | |||
20 | Югорское средневековье | 1 | Зачет по разделу 2 | |||
Раздел 3. В составе Российской империи – 13 ч | ||||||
21 | Северо – Западная Сибирь под властью Русского государства в 17 в | 1 | Пар 16 | |||
22 | Русское население Северо – Западной Сибири в 17 в | 1 | Пар 17 | |||
23 | Коренное население Северо – Западной Сибири в первой трети 17 в | 1 | Пар 18 | |||
24 | Судьба властелинов приобской тайги | 1 | Тест «наш край в 17 веке» | Пар 19 | ||
25 | Язычество и христианство на обских берегах | 1 | Пар 20 | |||
26 | Народы края в 18 веке | 1 | Пар 21 | |||
27 | Административное устройство и управление края | 1 | Пар 22 | |||
28 | Экономическое развитие края. | 1 | Пар 23 | |||
29 | Государственные повинности | 1 | Пар 24 | |||
30-31 | Секретные узники Березова | 2 | Пар 25 | |||
32-33 | Культура и быт народов края. | 2 | Пар 26 | |||
Итоговое повторение – 2 ч | ||||||
32 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | ||||
35 | Итоговое повторение по курсу | 1 | ||||
Всего: 35 часов | ||||||
№ | дата | Дата проведения фактически | Тема урока | Кол – во часов | Основные понятия темы |
1 | Сент. 1 нед. | Введение. | 1 | Вводная контрольная работа | |
2 | 2 нед. | Север Западной Сибири в каменном веке | 1 | Палеолит, голоцен, мезолит, неолит, производящее хозяйство, присваивающее хозяйство | |
3 | 3 нед. | Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке | 1 | Энеолит, бронзовый век, технологическая керамика | |
4-5 | 4 нед | Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири | 2 | Традиционное хозяйство, активная и пассивная охота, запорное рыболовство, пески, тиски, чуманы, корневатики, сах, малица, нэрп | |
6 | Октябрь 1 нед | Природа и человек в представлениях обских угров | 1 | Религия, горизонтальное устройство мира, вертикальная трехчастная модель мира, тотемизм, культ предков, язычество | |
7 | 2 нед. | . Наш край в древности. | 1 | Тест по теме «Наш край в древности» | |
8 | 3 нед | Север Западной Сибири в железном веке | 1 | Большая патриархальная семья, родовая община, соседская община, военная демократия, каганат | |
9 | 4 нед | Западносибирская прародина венгров | 1 | Полукочевое скотоводство, Великое переселение народов, католичесвто | |
10 | Ноябрь 1 нед. | Югра в системе мировой пушной торговли | 1 | Товар, товарообмен, экспорт, импорт, сепаратизм | |
11 | 2 нед. | Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в 11 – первой половине 15 веке | 1 | Колонизация, христианизация | |
12 - 13 | 3 нед. Декабрь 1 нед | Образование угорских княжеств | 2 | Данническая зависимость, имущественное неравенство, подать, свободные люди | |
14 | 2 нед | Промежуточная контрольная работа | 1 | Систематизация и контроль знаний | |
15 | 3 нед. | Государства сибирских татар в 13 – 15 веке. | 1 | ||
16 | 4 нед | Сибирские татары в 16 в. | 1 | ||
17 | Январь 1 нед | Поход дружины Ермака в Сибирь | 1 | Военная экспедиция, военная акция | |
18 | 2 нед | Первые русские города и остроги в Западной Сибири. | 1 | Зодчество, годовальщики, военная кампания | |
19 | Февраль 1 нед | Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже 16 – 17вв | 1 | Фискальная политика, феодальная рента, ясачный оклад, поминки, местное управление, местное самоуправление | |
20 | 2 нед. | Югорское княжество в средневековье | 1 | Зачет по теме «Государства сибирских татар в 13 – 15 вв» | |
21 | 3 нед | Северо – Западная Сибирь под властью Русского государства в 17 в | 1 | Органы воеводского управления, разрядные воеводы, органы местного и волостного управления, повинности ясачных людей, таможенная политика | |
22 | 4 нед | . Русское население Северо – Западной Сибири в 17 в | 1 | Служилые люди, посадские люди, «гулящие» люди, казаки | |
23 | Март 1 нед | Коренное население Северо – Западной Сибири в первой трети 17 в | 1 | Ясачные волости, имущественное и социальное расслоение | |
24 | 2 нед | Судьба властелинов приобской тайги | 1 | Тест «наш край в 17 веке» | |
25 | 3 нед | Язычество и христианство на обских берегах | 1 | Язычество, христианство, христианизация, фетишизм, тотемизм, анимизм, аманатство, шаманизм, новокрещены | |
26 | 4 нед. | Народы края в 18 веке | 1 | Этнос, секуляризация | |
27 | Апрель 1 нед | Административное устройство и управление края | 1 | Административное устройство, самоуправление, автономия | |
28 | 2 нед | Экономическое развитие края. | 1 | Экономика, старожильческое население, ясачное население, оброк, налог | |
29 | 3 нед | Государственные повинности | 1 | Неокладной ясак | |
30 | 4 нед | Секретные узники Березова | 1 | Дворцовые перевороты, ссылка | |
31-32 | Май 1 – 2 нед | Культура и быт народов края. | Догмат, Клирос, Епанча, Сермяжный | ||
33 | 3 нед | Итоговая контрольная работа | 1 | Систематизация и контроль знаний | |
34 | 4 нед | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Систематизация и контроль знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории ХМАО- Югры.
Рабочая программа по истории ХМАО- Югры. составлена на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования...
Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...
Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс
Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образова...