Конспект урока по истории 10 класс "Европейская культура"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Конспект урока по истории для учащихся 10 класса "Европейская культура"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evropeyskaya_kultura.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Европейская культура, наука и техника в Средние века».
Цель: сформировать знания особенностей культуры Средневековья, добиться понимания значения христианской веры в средние века.
Задачи: раскрыть понятие культуры средневековья, добиться усвоения знаний особенностей основных периодов Средневековья, подвести к выводу о мировоззренческом значении и характере христианской веры в эпоху Средних веков, выделить место и образ человека в средневековье; воспитывать у студентов интерес к особенностям культуры Средних веков, способствовать повышению общего культурного уровня студентов; развивать аналитическое мышление: формировать умение выделять существенные признаки при характеристике периодов средневековья, развивать умение сравнивать и делать выводы при сопоставлении романского и готического стилей в художественной культуре Средних веков.
Основные понятия: схоластика, романтический и готический стили, секуляризация.
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация.
Тип урока: сообщение нового материала.
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
1) Работа по карточкам (термины: домен, абсолютизм, выход, ярлык).
2) Фронтальный опрос.
- Перечислите предпосылки усиления королевской власти в 13-14 вв.?
- Как изменилось управление в европейских государствах в 13-14 вв.?
- Охарактеризуйте сословно-представительские органы европейских государств.
- Расскажите о столетней войне в Европе.
- Актуализация изученного.
- Изучение нового материала.
План
- Религиозная культура европейского Средневековья.
- Еретические учения и политика.
- Развитие светской культуры в Европе.
- Ремесло эпохи Средневековья.
Эпиграф
Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире,
Поя целебно мутный мрак веков.
Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов,
Пусть меч звенел в бою и на турнире, -
Искал алхимик камень мудрецов,
Ум утончался в преньях о вампире,
Познать творца пытался богослов, -
И мысль качала мировые гири.
В. Брюсов. Средние века.
Беседа с классом.
- Вспомните, что свидетельствовало о формировании светской культуры в Западной Европе на исходе Средневековья.
Рассказ учителя.
Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Преподаватель: Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:
– Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X – XI веков);
– Высокое (Классическое) Средневековье. От X – XI веков до примерно XIV века;
– Позднее Средневековье, XIV и XV века (запись в тетради!!!).
Раннее средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это – вторжения так называемых варваров.
- Кто такие варвары? (от латинского barba – борода), которые уже со 2 века нашей эры постоянно нападали на римскую империю и селились на землях ее провинции. Эти вторжения закончилось падением Рима.
- Какая религия была государственной в Римской империи к этому времени? (христианство).
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создавшихся теми же “варварами”. Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т.д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.
Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
В период классического или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться с Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление.
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст учебника п. 1 стр. 163-165.
- Охарактеризуйте религиозную культуру европейского Средневековья.
- Перечислите особенности духовного, культурного развития стран Западной Европы в Средние века?
- Каким было соотношение религиозных и светских начал?
(комментарии учителя стр. 10-12).
Рассказ учителя о еретических учениях.
(Слайд 13-17)
Письменная работа.
Познакомьтесь с текстом учебника п. 3 стр. 166-167.
- Выпишите в тетрадь представителей светской культуры средневековой Европы, охарактеризуйте их деятельность.
- Устно сделайте вывод о значении этих трудов для современной культуры.
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст учебника стр. 1698-169.
- Расскажите о развитии ремесла в эпоху Средневековья.
(комментарии учителя слайд 24-25).
- Закрепление изученного.
Вопросы на стр. 169-170
- Подведение итогов, выставление оценок.
- Задание на дом.
Пар. 23, ответить на вопросы на стр. 169-170 устно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)
Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...
Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"
Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...
конспект урока по истории и культуре родного края
Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....
План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе.
Тема урока: «Центр просвещения умов»....
конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга
Цели урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию. ЗадачиРазвивать языковые и речевые уменияФормировать навыки...
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."
На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии...
План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...