конспект урока по истории и культуре родного края
план-конспект урока по краеведению (5, 6 класс) на тему
Открытый урок по истории и культуре родного края.
Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_2014.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа»
359002, Республика Калмыкии., Яшалтинский район, с. Бага-Тугтун, ул. Пионерская, 8, тел. 8 (84745)94-2-23
План открытого урока
истории и культуры родного края
по теме: «Домашнее производство калмыков»,
проведенного в 6 классе
в рамках заседания районного клуба :
«Пеликан».
Подготовила:
учитель ИКРК
МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ»
с. Бага-Тугтун
Кравченко Ирина Владимировна
2014 г.
Тема урока «Домашнее производство калмыков»
Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа.
обучающие задачи:
- закрепить знания о хозяйственной деятельности калмыков;
-показать на примере скотоводства значение натурального ведения хозяйства;
- подвести к пониманию понятия « домашнее производство калмыков»;
-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивающие задачи:
- учить устанавливать причинно – следственные связи;
-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
воспитательная задача:
- воспитывать уважение к созидательному труду
- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, макет кибитки, национальная утварь, карточки, мини-тесты, шерсть, войлок, заготовки для кнута.
Ход урока
- Орг. Момент (МУЗЫКА)
Слайд 1.
- Здравствуйте ребята. Сегодня, урок ИКРК, проведу у вас я, Кравченко Ирина Владимировна.
- Я уверенна, что наш урок пройдёт плодотворно, успешно и позитивно.
- А сейчас давайте поприветствуем наших гостей. Молодцы!
- Присаживайтесь, ребята.
Слайд 2.
Да, у калмыков всё годилось впрок:
Овечья шкура и бараний рог,
Копыта, шерсть на войлок и чулки,
На варежки, верёвки и платки,
Прочнейший волос из хвоста коня,
Кизяк для поддержания огня…
А молоко! –
Готовь, что хочешь,
Пей…
- Изучение нового материала
Слайд 3
- Тема нашего урока «Домашнее производство калмыков».
А эпиграфом нашего урока являются слова известного философа Платона «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего!»
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое Родина? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- А что такое малая Родина? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Молодцы!
Малая родина в жизни каждого человека занимает особое, важное место. На уроках истории и культуры родного края вы ребята познакомились с бытом и культурой калмыцкого народа, которые неразрывно связаны с природой так как калмыцкий народ издавна был кочевым.
Специфика и степень развития искусства предков нашего народа определялись образом их жизни. Жизнь же их была постоянно связана с животными, со степью, то есть с самой природой.
Слайд 4.
Цель нашего урока показать, что скотоводство давало сырьё для всех видов ремесленного производства. Именно скотоводческое хозяйство и кочевая жизнь позволяли сливаться с природой, вживаться в неё.
- Ребята, скажите, а каких животных разводили калмыки?
(ответы детей).
Слайд 5.
- Правильно, калмыки разводили 4 вида скота: крупнорогатый скот, мелко рогатый скот, верблюдов, лошадей.
- Что получал человек от этих животных? (ответы детей)
Слайд 6.
- Домашний скот давал человеку мясо, молоко, овчину, шерсть, кожу, рога, кости.
Скотоводство давало сырьё для развития всех видов ремесленного производства, которое, в свою очередь, определяло развитие прикладного искусства.
Все народы славятся своими мастерами.
В калмыцких хотонах, посёлках, улусах некогда жили прекрасные мастера по шерсти и коже, металлу и дереву, бисеру и нити, кости и рогу, а у живущих около рек и озёр – по тростнику и лозе.
С давних пор, «с сотворения мира», как говорится, калмыки вели кочевой образ жизни. Кочевали они в поисках хороших земель с водой и вкусной травой. Для кочевья нужно было удобное легкое жилье, быстро собираемое и разбираемое, легко перевозимое. Таким жильем и была войлочная кибитка. Войлок, которым покрывали кибитку, не пропускал ни холод, ни ветер, ни жару. Лишь дождь, если он был сильным, слегка просачивался.
Для изготовления войлока требовалось много шерсти. Поэтому калмыки разводили овец такой породы, которая давала не только мясо, но и длинную грубую шерсть.
Выделка войлока из шерсти, а потом изготовление из войлока отдельных частей для кибитки — очень тонкая и трудоемкая работа. Делалась она руками женщин.
Слайд 7 (проверка теста). С ответами.
- У вас на столах мини – тесты, ответьте пожалуйста на вопросы, а потом мы проверим их.
МИНИ – ТЕСТ
- Когда начинается стрижка овец?
а) май б) декабрь в) сентябрь г) август
2. Сколько раз в году стригли овец?
а) 5 б) 1 в) 2 г) 4
3. Чем стригли ?
а) бритва б) пинцет в) ножи г) ножны
4. Как называется большая группа овец?
а) стая б) табун в) отара г) группа
- В конце мая начиналась стрижка овец. Стригли большими ножницами.
(ПОКАЗ НОЖНИЦ)
- Как вы думаете, какими из представленных ножниц стригли овец?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Слайд 8. (современные стригальные аппараты)
- После того, как шерсть немного подсыхала, начиналась ее обработка. Работу производили в кибитке, чтобы ветер не разносил шерсть.
(ВИДЕО «БИТЬЁ ШЕРСТИ»)
- Ребята, посмотрите, что делают эти люди? (бьют)
- Как вы думаете, зачем так грубо и жестоко надо обращаться со свежей состриженной шерстью.
- Что даёт битьё? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Били шерсть до тех пор, пока не выбивали всю пыль и грязь, пока щетинки и шерсть не превращались в подобие пуха.
- Ребята, возьмите эту шерсть и определите какая из них обработанная.
- Вы почувствовали насколько лёгкой, мягкой и приятной на ощупь стала шерсть после обработки.
Но это достигалось очень тяжёлым длительным процессом. Итогом этой трудоёмкой работы были прекрасные вещи столь необходимые в быту.
(КАРТОЧКИ).
- Подчеркните то, что изготавливается из шерсти.
Сумка, накидки для животных, шторы, ширдык, сапоги, бортхо, пиала, нож, плеть.
- Давайте проверим, что вы выбрали.
Слайд 9 С ОТВЕТАМИ
- В том числе из шерсти изготавливали войлок. Я повторюсь, что обработка шерсти и изготовление войлока занимали много времени, и отнимало много сил у людей. Если вам интересен этот процесс, вы можете обратиться к дополнительной литературе в библиотеке и современных интернет - ресурсов.
После того, как вся шерсть была обработана, начиналось катание войлока.
- Из шерсти делали войлок необходимый для покрытия кибитки. Посмотрите на слайд СЛАЙД 10. Перед вами две кибитки. Чем они отличаются? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).
- Как объяснить это отличие? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Правильно, молодцы.
- Войлоком разного цвета покрывали кибитки. Это зависело от достатка семьи. (Кибитка бедняка и кибитка богатого).
ФИЗМИНУТКА
- А сейчас я предлагаю вам ребята, немного отдохнуть и поиграть в игру «Собери кибитку».
- Перед вами кибитка. Вы должны поместить предметы обихода в кибитку. А изображения предметов находятся вокруг вас.
- Как мы уже сказали, домашний скот давал не только шерсть, но и кожу.
- Обработка кожи также как и обработка шерсти занимала очень много времени и сил. Этот процесс очень трудоёмкий. Из грубой кожи необходимо было получить мягкий материал, при этом нельзя было потерять качество кожи.
- Как вы думаете, ребята, что использовали для обработки?
- Я предлагаю вам варианты, выберите то, что считаете правильным
Слайд 11.
ВОДА, МОЛОКО, МОЛОЧНАЯ СЫВОРОТКА, СПИРТ, БЕНЗИН, МАСЛО, МЕЛ
(ответы детей).
- Шкуры животных — обрабатывали сывороткой, точнее, тем, что оставалось после выгонки араки: молочной гущей, которую калмыки называли «бозо».
Только после этого получалась ровная, эластичная кожа. Её натирали мелом, мяли в руках, сушили на солнце.
Шкуры, что были потолще, шли на выделку кожи, из которой шили сапоги, мастерили плети, кнуты, ножны, сбрую для коней, кожею обтягивали хомуты, седла, она шла и на другие предметы для хозяйства и бытовых нужд.
Из шкур крупных животных — верблюдов, коров и лошадей делали посуду: ведра, кадки, корыта, бортхо (кувшины) и др.
Большой интерес представляют особенности изготовления плети, кнута, вожжей. Кнут, например, бывает двух видов: первый вид для погонки быков, верблюдов и лошадей, его изготавливают из четырех ремней с металлическим кольцом у рукоятки; второй вид — бич, его плетут из восьми ремней. Этот кнут несколько длиннее, чем первый, с металлическим кольцом и бахромой у рукоятки. Переплетения его ремней создают оригинальный узор, похожий на узор на спине змеи. Таким кнутом пользовались пастухи.
Слайд 12. (ПЛЕТЬ)
Плетью калмыки пользовались с давних времен. Верховому она была нужна обязательно — она служила оружием, ее боялись волки и собаки.
Изготовление плетей требовало большого умения и искусства. Не каждый мог ее красиво сплести: это была непростая работа.
- А сейчас ребята, я предлагаю вам самим попробовать изготовить плеть и убедиться в сложности плетения. Мы будем использовать технику трёх полосного плетения. Это один из самых лёгких способов. (ПЛЕТЕНИЕ) С другими более сложными способами вы можете познакомиться самостоятельно в дополнительной литературе в библиотеке или в интернет ресурсах.
- Общими усилиями мы сделали плеть.
- Из шкур верблюдов мастера – умельцы делали замечательную посуду - бортхо (кувшины). Слайд 13.
- Получался великолепный сосуд: его можно было перевозить на лошадях и верблюдах, не боясь разбить, в летнее время в нем можно было держать прохладный напиток, не боясь, что он нагреется на солнце.
Горловину, бока, крышку бортхо часто отделывали серебром, такое бортхо называлось серебряным.
Вместимость бортхо 2 — 3 литра.
Почти по такому же принципу делали и другую посуду с теми же качествами, как у бортхо: она называлась бервэ.
Посуда из кожи заменяла калмыкам термос.
РЕФЛЕКСИЯ
- Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с домашним производством калмыков. И в заключении я вам предлагаю следующую игру «Скотовод». Перед вами животные, которых разводили калмыки. Выберите их. Рассмотрите животных и выполните задание.
- Дайте определение этим словам.
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Молодцы ребята. Вы успешно справились с заданием.
III. ИТОГ УРОКА.
- Уходят годы. Многое из искусства калмыцкого народа, как и других народов, незаслуженно забывается и несправедливо утрачивает своё глубокое значение в жизни калмыцкого народа. Поэтому я что наш урок поможет сохранить и приумножить бесценное богатство наших предков. Так как прав великий философ Платон, говоря что «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего!»
- На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и культуры родного края с целью повышения познавательной деятельности обучающихся"
Использование ИКТ на уроках истории и культуры родного края...
Доклад "Информационно-коммуникационные технологии на уроках истории и культуры родного края"
ИКТ на уроках истории и культуры родного края...
Презентация для урока "История и культура родного края" в 7 классе школы 8 вида на тему "Воронеж в годы ВОВ"
Данная презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала на уроках истории (изучение истории родного края) в рамках программы 7 класса школы 8 вида (для детей с ОВЗ)...
Конспект урока по Истории и культуре Мордовского края 6 класс
Древнейшие скотоводы и земледельцы...
Конспект урока по истории и культуре Мордовского края 9 класс
Мордовия в годы октябрьской революции и гражданской войны...
Конспект урока по истории и культуре Мордовского края 9 класс
Февральская революция на территории нашего края...
Интегрированный урок «Уроки Сергия Радонежского» (история и культура родного края +чтение и развитие речи) в 5 классе
Цель: приобщить учащихся к святоотеческому и историко - культурному наследию России.Задачи:Обучающая: - приобщение обучающихся к духовной культуре и традициям на основе изучения жития Преподобного Сер...