Урок и презентация "Власть и церковь. Церковный раскол"
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме

Березкина Елена Евгеньевна

Урок и презентация по истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlast_i_tserkov.docx241.75 КБ
Office presentation icon vlast_i_tserkov.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Березкина Елена Евгеньевна

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №56

г. Калининград

Тема урока «Власть и церковь Церковный раскол»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: осветить проблемы в отношениях между государством и церковью; дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII века.

Задачи урока: познакомить учащихся с церковными нововведениями; объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона; продолжить формировать умение давать характеристику деятельности исторической личности – патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа.

Предполагаемый результат: Знать: об основных событиях социальной и церковной истории XVII века, причинах их возникновения, о роли православной церкви в истории страны; основные причины и последовательность церковного раскола.

Уметь: определять место и роль основных событий истории России в середине  XVII века; самостоятельно анализировать материал учебника через составление сравнительной таблицы; анализировать результаты и делать выводы.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология сотрудничества.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Основные понятия: протопоп, старообрядчество, раскол, раскольники.

Основные даты: 1653-1655  гг.– церковная реформа Никона.

           1658 год – разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем.

     1666-1667  гг.  – церковный Собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего

     сана, проклятие раскольников.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организация начала занятия

Слайд 1.

Приветствие учащихся.

Начало урока.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

2.

Проверка выполнения домашнего задания, пройденного материала

 Слайд 2.

Слайд 3.

Выявление пробелов и их коррекция.

Вопросы повторения:

1. Первым русским царём новой династии стал…

2. К началу правления Михаилу Фёдоровичу исполнилось…

3. Вступая на престол, новый царь обещал не править без  …

4. Большое влияние на царя оказывали…и….

5. Новый царь любил….и тратил на них большие деньги.

6. После смерти Михаила новым царем стал его сын…

7. Новый царь получил в народе прозвище…

8. От второго брака с Наталье Нарышкиной у царя родился сын…

9. Постепенно свою роль утрачивают…, последний был созван в 1653 году.

10. Из Боярской думы постепенно выделяется….дума.

11. В Боярскую думу постепенно стали входить не только знатные, родовитые бояре, но и…

12. В XVII веке главными административными единицами России оставались….

13. Во главу уездов царь ставил…

14. В 1649 году был создан новый свод законов…

Ответы учащихся.

3.

Постановка цели и задач урока

Слайд 4.

Слайд 5.

- Запишите тему в тетрадь.

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель урока.

- Самостоятельно прочитайте пункт  учебника «Патриарх Филарет».

Работа с классом:

- В чём вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви?

Делают записи в тетради.

Работают по учебнику.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют.

Выдвигают варианты формулировки цели.

 

4.

Актуализация знаний

Слайд 6.

Русская православная церковь существует с 988 года, когда князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие века существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения.

Работа с классом.

- Какие церковные обряды вы знаете?

Главные церковные обряды – крещение, венчание, отпевание.

- Почему искажали книги?

- Почему искажались обряды?

Никон решил, что если верующие читают в книгах разное, обряды совершают по-разному, то это ведёт к искажению веры, а это недопустимо. Для восстановления её влияния в обществе требовалось навести порядок, привести все к единому образцу.

- Выделим причины реформы и запишем их в тетрадь.

Причины церковной реформы:

Желание привести богослужебные книги, иконы, обряды к единому образцу – греческому.

Демонстрируют знания и умения по теме.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают записи в тетради.

5.

Первичное усвоение новых знаний

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

Самостоятельно прочтите текст учебника «Реформа патриарха Никона» (стр. 62-63)

- Как предполагалось исправить искажения?

- Запишите основные положения реформы Никона в тетрадь.

Большинство верующих «приняли» реформу Никона.

Самостоятельно прочтите текст учебника «Усиление разногласий между церковной и светской властью» (стр. 63-64)

Вопрос:

Что привело к разрыву отношений между царём и патриархом?

Царь созвал Церковный собор 1666-1667 г. Его решения вы видите на слайде.

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал.  Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения.

6.

Первичное закрепление

Слайд 12.

Слайд 13.

Победа Никона привела к расколу Русской православной церкви. Те, кто не принял реформу, назывались старообрядцами, раскольниками.

Называет ярких представителей старообрядчества: протопопа Аввакума, боярыню Морозову.

Делают записи в тетради.

Работают с текстом учебника «Протопоп Аввакум».

7.

Контроль усвоения, обсуждение ошибок, их коррекция

Слайд 14.

Предлагает ученикам схему для обсуждения и закрепления знаний.

Выявляют границы применения новых знаний, работают по схеме.

Делают выводы по уроку.

8.

Рефлексия

Слайд 15.

Слайд 16.

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

Сегодня на уроке я…

Самым полезным и интересным для меня было…

Я встретился с трудностью при…

У меня хорошо получилось…

Скажи комплимент данной теме…

Домашнее задание:

Параграф 7 выучить, знать новые понятия.

Анализируют деятельность по достижению цели.

Рефлексия с помощью клише.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Власть и церковь. Церковный раскол. урок истории 7 класс Березкина Е.Е. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №56 г. Калининград

Слайд 2

Повторение домашнего задания: 1. Первым русским царём новой династии стал… 2. К началу правления Михаилу Фёдоровичу исполнилось… 3. Вступая на престол, новый царь обещал не править без … 4. Большое влияние на царя оказывали…и…. 5. Новый царь любил….и тратил на них большие деньги. 6. После смерти Михаила новым царём стал его сын… 7. Новый царь получил в народе прозвище…

Слайд 3

Повторение домашнего задания: 8. От второго брака с Наталье Нарышкиной у царя родился сын… 9. Постепенно свою роль утрачивают…, последний был созван в 1653 году. 10. Из Боярской думы постепенно выделяется….дума. 11. В Боярскую думу постепенно стали входить не только знатные, родовитые бояре, но и… 12. В XVII веке главными административными единицами России оставались…. 13. Во главу уездов царь ставил… 14. В 1649 году был создан новый свод законов…

Слайд 4

Проблемная ситуация Самостоятельно прочитайте пункт учебника «Патриарх Филарет» (стр. 61) Вопрос: В чём вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви?

Слайд 5

Власть и церковь. Церковный раскол. Цель урока: Осветить проблемы в отношениях между государством и церковью; Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII века.

Слайд 6

Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. Русская православная церковь существует с 988 года, когда князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие века существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения. Вопрос: Почему искажали книги? Почему искажались обряды? Выделим причины реформы и запишем их в тетрадь.

Слайд 7

Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. Патриарх Никон Самостоятельно прочтите текст учебника «Реформа патриарха Никона» (стр. 62-63) Вопрос: Как предполагалось исправить искажения?

Слайд 8

Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. Крещение тремя пальцами Поясные поклоны вместо земных Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги Патриарх Никон

Слайд 9

Патриарх Никон Самостоятельно прочтите текст учебника «Усиление разногласий между церковной и светской властью» (стр. 6 3 -6 4 ) Вопрос: Что привело к разрыву отношений между царём и патриархом? Усиление разногласий между церковной и светской властью

Слайд 10

Усиление разногласий между церковной и светской властью Кто победил? О чём это говорит?

Слайд 11

Церковный Собор 1666-1667 годов Осудил действия патриарха Никона Поддержал церковную реформу Противников церкви стали называть старообрядцами, раскольниками

Слайд 12

Протопоп Аввакум Протопоп – обиходное название старшего православного священника Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже был сожжён на костре. Протопоп Аввакум

Слайд 13

В. Суриков «Боярыня Морозова» Сподвижница Аввакума, была заключена в монастырскую тюрьму, где погибла от голода.

Слайд 14

Повторим: Причины ? Реформа патриарха Никона ? Официальная Православная церковь ? Верховный собор ? Раскольник ? Раскольник ? Раскол

Слайд 15

Рефлексия Сегодня на уроке я… Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при… У меня хорошо получилось… Скажи комплимент данной теме…

Слайд 16

Домашнее задание: Параграф 7 выучить, знать новые понятия. Спасибо за работу!

Слайд 17

Литература: А. А. Данилов, Л.Г. Косулина Учебник «История России. Конец XVI – XVIII век». М. Просвещение, 2013 г.

Слайд 18

источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново интернет – ресурсы , которые использовались для создания шаблона: http://static.diary.ru/userdir/1/1/7/7/1177269/41088193.jpg карта http://s54.radikal.ru/i143/1006/32/cddde7aaa729.jpg картинка в правом нижнем углу на 1 слайде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Власть и церковь. Церковный раскол

Конспект урока по ситории - 7 класс...

Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.

Урок разработан по сингапурской системе....

Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким  образом, чтобы усвоение  материала было проще и интереснее.  Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...

открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"

План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....

конспект урока по истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол"

В данном уроке для мотивации учащихся к познавательной деятельности применяются стихотворения, произведения музыки и изобразительного искусства....