Урок и презентация "Власть и церковь. Церковный раскол"
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме
Урок и презентация по истории России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlast_i_tserkov.docx | 241.75 КБ |
vlast_i_tserkov.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Березкина Елена Евгеньевна
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №56
г. Калининград
Тема урока «Власть и церковь Церковный раскол»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: осветить проблемы в отношениях между государством и церковью; дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII века.
Задачи урока: познакомить учащихся с церковными нововведениями; объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона; продолжить формировать умение давать характеристику деятельности исторической личности – патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа.
Предполагаемый результат: Знать: об основных событиях социальной и церковной истории XVII века, причинах их возникновения, о роли православной церкви в истории страны; основные причины и последовательность церковного раскола.
Уметь: определять место и роль основных событий истории России в середине XVII века; самостоятельно анализировать материал учебника через составление сравнительной таблицы; анализировать результаты и делать выводы.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология сотрудничества.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Основные понятия: протопоп, старообрядчество, раскол, раскольники.
Основные даты: 1653-1655 гг.– церковная реформа Никона.
1658 год – разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем.
1666-1667 гг. – церковный Собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего
сана, проклятие раскольников.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организация начала занятия Слайд 1. | Приветствие учащихся. Начало урока. | Подготовка учащихся к работе на занятии. |
2. | Проверка выполнения домашнего задания, пройденного материала Слайд 2. Слайд 3. | Выявление пробелов и их коррекция. Вопросы повторения: 1. Первым русским царём новой династии стал… 2. К началу правления Михаилу Фёдоровичу исполнилось… 3. Вступая на престол, новый царь обещал не править без … 4. Большое влияние на царя оказывали…и…. 5. Новый царь любил….и тратил на них большие деньги. 6. После смерти Михаила новым царем стал его сын… 7. Новый царь получил в народе прозвище… 8. От второго брака с Наталье Нарышкиной у царя родился сын… 9. Постепенно свою роль утрачивают…, последний был созван в 1653 году. 10. Из Боярской думы постепенно выделяется….дума. 11. В Боярскую думу постепенно стали входить не только знатные, родовитые бояре, но и… 12. В XVII веке главными административными единицами России оставались…. 13. Во главу уездов царь ставил… 14. В 1649 году был создан новый свод законов… | Ответы учащихся. |
3. | Постановка цели и задач урока Слайд 4. Слайд 5. | - Запишите тему в тетрадь. Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель урока. - Самостоятельно прочитайте пункт учебника «Патриарх Филарет». Работа с классом: - В чём вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви? | Делают записи в тетради. Работают по учебнику. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют. Выдвигают варианты формулировки цели.
|
4. | Актуализация знаний Слайд 6. | Русская православная церковь существует с 988 года, когда князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие века существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения. Работа с классом. - Какие церковные обряды вы знаете? Главные церковные обряды – крещение, венчание, отпевание. - Почему искажали книги? - Почему искажались обряды? Никон решил, что если верующие читают в книгах разное, обряды совершают по-разному, то это ведёт к искажению веры, а это недопустимо. Для восстановления её влияния в обществе требовалось навести порядок, привести все к единому образцу. - Выделим причины реформы и запишем их в тетрадь. Причины церковной реформы: Желание привести богослужебные книги, иконы, обряды к единому образцу – греческому. | Демонстрируют знания и умения по теме. Отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетради. |
5. | Первичное усвоение новых знаний Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11. | Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Самостоятельно прочтите текст учебника «Реформа патриарха Никона» (стр. 62-63) - Как предполагалось исправить искажения? - Запишите основные положения реформы Никона в тетрадь. Большинство верующих «приняли» реформу Никона. Самостоятельно прочтите текст учебника «Усиление разногласий между церковной и светской властью» (стр. 63-64) Вопрос: Что привело к разрыву отношений между царём и патриархом? Царь созвал Церковный собор 1666-1667 г. Его решения вы видите на слайде. | Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения. |
6. | Первичное закрепление Слайд 12. Слайд 13. | Победа Никона привела к расколу Русской православной церкви. Те, кто не принял реформу, назывались старообрядцами, раскольниками. Называет ярких представителей старообрядчества: протопопа Аввакума, боярыню Морозову. | Делают записи в тетради. Работают с текстом учебника «Протопоп Аввакум». |
7. | Контроль усвоения, обсуждение ошибок, их коррекция Слайд 14. | Предлагает ученикам схему для обсуждения и закрепления знаний. | Выявляют границы применения новых знаний, работают по схеме. Делают выводы по уроку. |
8. | Рефлексия Слайд 15. Слайд 16. | Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: Сегодня на уроке я… Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при… У меня хорошо получилось… Скажи комплимент данной теме… Домашнее задание: Параграф 7 выучить, знать новые понятия. | Анализируют деятельность по достижению цели. Рефлексия с помощью клише. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение домашнего задания: 1. Первым русским царём новой династии стал… 2. К началу правления Михаилу Фёдоровичу исполнилось… 3. Вступая на престол, новый царь обещал не править без … 4. Большое влияние на царя оказывали…и…. 5. Новый царь любил….и тратил на них большие деньги. 6. После смерти Михаила новым царём стал его сын… 7. Новый царь получил в народе прозвище…
Повторение домашнего задания: 8. От второго брака с Наталье Нарышкиной у царя родился сын… 9. Постепенно свою роль утрачивают…, последний был созван в 1653 году. 10. Из Боярской думы постепенно выделяется….дума. 11. В Боярскую думу постепенно стали входить не только знатные, родовитые бояре, но и… 12. В XVII веке главными административными единицами России оставались…. 13. Во главу уездов царь ставил… 14. В 1649 году был создан новый свод законов…
Проблемная ситуация Самостоятельно прочитайте пункт учебника «Патриарх Филарет» (стр. 61) Вопрос: В чём вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви?
Власть и церковь. Церковный раскол. Цель урока: Осветить проблемы в отношениях между государством и церковью; Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII века.
Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. Русская православная церковь существует с 988 года, когда князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие века существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения. Вопрос: Почему искажали книги? Почему искажались обряды? Выделим причины реформы и запишем их в тетрадь.
Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. Патриарх Никон Самостоятельно прочтите текст учебника «Реформа патриарха Никона» (стр. 62-63) Вопрос: Как предполагалось исправить искажения?
Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. Крещение тремя пальцами Поясные поклоны вместо земных Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги Патриарх Никон
Патриарх Никон Самостоятельно прочтите текст учебника «Усиление разногласий между церковной и светской властью» (стр. 6 3 -6 4 ) Вопрос: Что привело к разрыву отношений между царём и патриархом? Усиление разногласий между церковной и светской властью
Усиление разногласий между церковной и светской властью Кто победил? О чём это говорит?
Церковный Собор 1666-1667 годов Осудил действия патриарха Никона Поддержал церковную реформу Противников церкви стали называть старообрядцами, раскольниками
Протопоп Аввакум Протопоп – обиходное название старшего православного священника Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже был сожжён на костре. Протопоп Аввакум
В. Суриков «Боярыня Морозова» Сподвижница Аввакума, была заключена в монастырскую тюрьму, где погибла от голода.
Повторим: Причины ? Реформа патриарха Никона ? Официальная Православная церковь ? Верховный собор ? Раскольник ? Раскольник ? Раскол
Рефлексия Сегодня на уроке я… Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при… У меня хорошо получилось… Скажи комплимент данной теме…
Домашнее задание: Параграф 7 выучить, знать новые понятия. Спасибо за работу!
Литература: А. А. Данилов, Л.Г. Косулина Учебник «История России. Конец XVI – XVIII век». М. Просвещение, 2013 г.
источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново интернет – ресурсы , которые использовались для создания шаблона: http://static.diary.ru/userdir/1/1/7/7/1177269/41088193.jpg карта http://s54.radikal.ru/i143/1006/32/cddde7aaa729.jpg картинка в правом нижнем углу на 1 слайде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Власть и церковь. Церковный раскол
Конспект урока по ситории - 7 класс...
Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.
Урок разработан по сингапурской системе....
Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.
Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким образом, чтобы усвоение материала было проще и интереснее. Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...
открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"
План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Власть и церковь. Церковный раскол"
Конспект урока по истории России в 7 классе....
конспект урока по истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол"
В данном уроке для мотивации учащихся к познавательной деятельности применяются стихотворения, произведения музыки и изобразительного искусства....