конспект урока по истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
В данном уроке для мотивации учащихся к познавательной деятельности применяются стихотворения, произведения музыки и изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3._vlast_i_tserkov._tserkovnyy_raskol.docx | 130.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Власть и церковь. Церковный раскол
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Проверка домашнего задания
Вариант 1.
1. Первым русским царём новой династии стал ___________________________________________________________________________
2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать ____________________________________________________________________________
3. Новый царь любил _____________________ и тратил большие деньги на их приобретение.
4 . Большую роль в делах государства при нем играл его отец_______________________
5. То второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя родился сын __________
6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _________________________________
7. Увеличение территорий страны привело к увеличению числа ________________
8. Во главе главных административных единиц царь ставил _____________________
Вариант 2.
1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось ______________ лет.
2. Вступая на престол, новый царь обещал не править без бояр и ___________________________________________________________________________
3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын ___________________________________________________________________________
4. От первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь ________________
5. Последний Земский собор был созван в ______________ году.
6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «_________________________» дума
7. в XVII веке главными административными единицами оставались _______________, которые делились на более мелкие звенья _________________ и ____________________.
8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался ___________________________________________________________________________
Ключи:
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | Михаил Фёдорович Романов | 1 | 116 |
2 | Марфа | 2 | Земского собора |
3 | Цветы | 3 | Алексей |
4 | Филарет | 4 | Фёдор и Иван, Софья |
5 | Пётр | 5 | 1653 г. |
6 | Боярская дума | 6 | Ближняя |
7 | Приказов | 7 | Уезды, станы и волости |
8 | воевод | 8 | Соборным уложением |
Звучит музыка М.Мусорского «Рассвет на Москве-реке».
- Что передаёт нам эта музыка? (В этом праздничном звуковом многоголосье наступало каждое утро, и, наверное, каждому казалось, что так будет вечно: и колокола, и купола, и чудесный перезвон…)
Задание. Послушайте стихотворение
Олег Дерзси
Хотели быть избранны богом
В предверии судного дня
Никто из них не был пророком
Хотели спасти и меня
И Никон взять греков пытался
Сменив наш старинный обряд
Но тверд Аввакум оставался
В костре и гореть с ним был рад
Но проклят он будет собором
А Никон уйдет в монастырь
И время им стало укором
А вместо спасенья пустырь...
- О чем идет речь в этом стихотворении?
В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?
2. Изучение нового материала.
Церковь после Смуты.
- Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека?
- Каким было положение церкви в годы Смуты? (тяжёлым)
- Какой путь для себя выбрали священнослужители в годы правления Лжедмитрия? (Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.)
- Как вели себя в Москве поляки? (разрушали, грабили, сжигали)
Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
Патриарх Филарет.
После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Почему? (стр.56.3 абзац). Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Реформа патриарха Никона.
В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.
Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
Задание. Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57-58.
В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:
- Крещение тремя пальцами;
- Поясные поклоны вместо земных;
- Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
Усиление разногласий между церковной и светской властью.
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
- В чём причина разлада между Никоном и Алексеем Михайловичем?
Церковный Собор 1666-1667 годов.
Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.
Задание. Послушайте стихотворение.
К несовершенному образу
Идеального предположенья
В беззвучной просьбе
Уст самосожженья
Тянутся верные старой вере,
Тянутся слепо в безмерной мере.
Тянутся точкам кончиков пальцев,
Тянутся до конца, к точке
В огненном диком танце.
- О чем это стихотворении?
Задание. Посмотрите на картину В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
- Как вы думаете, что произошло с боярыней?
- Почему ее руки закованы в кандалы?
- Почему одни люди смеются, другие плачут?
Протопоп Аввакум.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Закрепление изученного материала
Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
- К чему привела попытка реформирования церкви? (ответы учащихся).
Проблемный вопрос: могла ли Русская православная церковь избежать церковного раскола?
Домашнее задание
- параграф пересказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Власть и церковь. Церковный раскол
Конспект урока по ситории - 7 класс...
Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.
Урок разработан по сингапурской системе....
Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.
Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким образом, чтобы усвоение материала было проще и интереснее. Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...
открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"
План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Власть и церковь. Церковный раскол"
Конспект урока по истории России в 7 классе....
История 7 класс. Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.
Конспект урока по истории 7 класс на тему: Власть и церковь. Церковный раскол....
Урок и презентация "Власть и церковь. Церковный раскол"
Урок и презентация по истории России...