открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_klassemoy.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 7 классе по теме «Власть и церковь. Церковный раскол»
Цель урока: познакомить учащихся со взаимоотношениями власти и церкви в России, дать представление о мотивах,сущгности и результатах церковной реформы XVII в.
Оборудование урока: карта «Россия в XVII в.
Раздаточный материал: Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятеле» ,рабочие листы с предварительно заполненной правой колонкой
Основные понятия: раскол, старообрядчество, церковная реформа, протопоп
Персоналии: Никон, Аввакум
План изучения новой темы:
1.деятельность церкви в годы Смуты и её последствия.
2.Реформа патриарха Никона
Ход урока.
-орг. момент
-проверка домашнего задания.
1.группа работает с карточками
2.фронтальный опрос:
А) каким вам запомнился царь Алексей Михайлович?
Б) какие органы власти сформировались в период правления Алексея Михайловича, охарактеризовать их.
В) дать характеристику политического устройства.,сложившегося в нашей стране в царствование Алексея Михайловича.Доказать свою точку зрения.
Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя: « Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в 17 в.Церковь объясняла людям смысл их жизни с точки зрения христианской церкви,-следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей.
Задание: доказать это конкретным примером( после смуты патриарх Филарет стал практически соправителем Михаила Федоровича – усиление влияния церкви на власть)
К середине 17 в.с появлением книгопечатания и издания уже массовым тиражом Библии и других церковных книг остро встал вопрос остро встал вопрос о внесении измнений в тексты рукописных книг в связи с накопившимися за семь столетий ошибок. (вопрос классу «вспомните откуда на Русь пришло православие?»-из Византии),поэтому было решено исправить русские тексты по греческим первоисточникам. Однако этот,казалось бы, чисто грамматический вопрос перерос рамки технической правки перевода и вызвал раскол в церкви и обществе.»
Проблемное задание: Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?
Задание классу: найти в параграфе учебника кто и в каком году был назначен патриархом?.В чём суть реформы Никона?
На рабочих листах заполняют вторую колонку таблицы самостоятельно
Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы
До реформы-«староверы»(сторонники Аввакума) | После реформы(сторонники Никона) |
Крещение двумя перстами; | Крещение тремя перстами; |
Записи в тетрадях
1653-1655гг.-церковная реформа патриарха Никона
Задания по группам:I группа проработать документ и ответить «какими методами проводилась реформа?»
IIгруппа.» Почему реформа патриарха Никона привела к расколу русской православной церкви и общества?»
Примерные ответы учеников 1 группы: Никон взял дело реформы в свои руки, сам назначал «исправщиков», которые контролировали переписку книг, жестоко расправлялся с недовольными и теми, кто жаловался царю. Реакция народа на проведение реформы была неоднозначна. Высшие слои общества, приближенные царя, восприняли ее как продолжение преобразований Алексея Михайловича, а часть бояр, общественность, священники подали челобитную царю. Царь не отреагировал на жалобу, в отличие от Никона.
Учитель: Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха? (обсуждение)
- А теперь обратимся к учебнику и проверим наши высказывания.
Выступление второй группы: «Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви»
Вопрос: Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»?
Запись в тетрадях:
Раскол-разделение Русской православной церкви на сторонников и противников реформы патриарха Никона
Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит ( Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение(гари).
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.
Запись в тетрадях:-старообрядчество –религиозное течение враждебное официальной церкви ,возникшее после реформы Никона
Закрепление.
Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились?
На столах у вас есть проверочный тест.
(Учащиеся самостоятельно выполняют тест).
1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:
а) Игнатий
б) Филарет
в) Никон
2. Причиной церковной реформы не было:
а) искажение церковных книг
б) искажение церковных обрядов
в) конфликт между царем и патриархом
3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:
а) Филарет
б) Никон
в) Аввакум
4. Церковная реформа привела:
а) к сплочению верующих
б) расколу между верующим
в) конфликту между царем и патриархом
Подведение итогов: у Сергия Радонежского есть замечательные слова: «Единством и любовью спасемся…»-о чем они,ребята? имеют ли они отношение к нашему уроку
Рефлексия.
Домашнее задание.пар.8 , творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в 17 веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе в 16 веке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 9 класса по Истории России и Всемирной истории (интегрированный курс)
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 ч. в год, 2 ч. в неделю. Учебники: • История...
Презентация урока истории в 7 классе по истории России .Тема "Россия в 18 веке. Петр I"
Презентация о реформаторской деятельности Петра I....
Презентация урока истории в 8 классе по истории России .Тема "Самсон русской живописи".
Презентация посвящена художнику 19 века Репину И.Е....
Развёрнутое тематическое планирование 9 класс по истории России интегрированно с историей Сибири
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по истории России 9 класс по учебнику Загладина интегрированно с историей Сибири 102 часа...
Викторина для 10 класса по Истории России "Россия при Петре I"
Презентация с вопросами, может использоваться как для проверки знаний, так и для урока-викторины....
Тест для 7 класса по истории России. Тема «Формирование единых государств в Европе и России»
Тест по истории России 7 класс. Тема "Формирование единых государств в Европе и России"...
Тест для 7 класса по истории России. Тема "Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века"
Тест для 7 класса по истории России «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века» способствует проверке знаний и умений обучающихся, который...