Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Власть и церковь. Церковный раскол.
Цели: Осветить проблемы в отношениях между церковью и государством.
Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола.
План:
- Проверка домашнего задания
- Актуализация знаний учащихся
- Изложение нового материала.
- а) Причины реформы
б) Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.
в) Церковный собор
г) Противники реформы. Протопоп Аввакум
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Основные понятия: раскол, старообрядцы.
Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона.
Оборудование: проектор, презенация.
ХОД УРОКА.
- Проверка домашнего задания.
Исторический диктант по датам.
1613, 1617, 1618, 1634, 988, Углич, Тушино, И.Сусанин, К.Минин, М.Мнишек.
- Актуализация знаний учащихся.
- Что мы знаем о церкви (до Смуты, после Смуты)?
Церковь после Смуты.
Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.
Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
Патриарх Филарет.
После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Почему? (стр.56.3 абзац). Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя: В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий.
Задание: прочитать и выявить причины церковной реформы. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)
В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.
Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
Задание: выявите сторонников реформы, расскажите о них. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)
Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
Задание: расскажите о самой реформе. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)
В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:
- Крещение тремя пальцами;
- Поясные поклоны вместо земных;
- Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
Задание: выявите противников реформы, чем они объясняли свой протест? (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
Протопоп Аввакум.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Рассказ учителя: Усиление разногласий между церковной и светской властью.
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
Церковный Собор 1666-1667 годов.
Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.
Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
- Закрепление. Составление вопросов по теме, обмен мнениями, ответы на вопросы. (Куиз-куиз-трейд). Резерв: (ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН)
- Итог урока: к чему привела попытка реформирования церкви? (ответы учащихся).
- Выставление оценок, домашнее задание: параграф № 11 читать, отвечать на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Власть и церковь. Церковный раскол
Конспект урока по ситории - 7 класс...
Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.
Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким образом, чтобы усвоение материала было проще и интереснее. Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...
открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"
План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Власть и церковь. Церковный раскол"
Конспект урока по истории России в 7 классе....
конспект урока по истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол"
В данном уроке для мотивации учащихся к познавательной деятельности применяются стихотворения, произведения музыки и изобразительного искусства....
История 7 класс. Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.
Конспект урока по истории 7 класс на тему: Власть и церковь. Церковный раскол....
Урок и презентация "Власть и церковь. Церковный раскол"
Урок и презентация по истории России...