Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Куцеволова Ольга Борисовна

Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким  образом, чтобы усвоение  материала было проще и интереснее.  Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Никон отказывается от патриаршиства.  На уроке  проводилась большая словарная работа. Но важным моментом на этом уроке была работа с документами. Это были высказывания Никона о царской власти и высказывания Аввакума о реформе Никона.  Ребята усвоили тему. В начале урока была поставлена проблема. В конце урока на эти проблемные вопросы дети ответили легко. Урок прошел не зря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlast_i_tserkov._tserkovnyy_raskol.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.

( открытый урок на РМО, 17.02.2015 г. )

Цель:  сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.

Задачи:  - осветить проблемы между государством и церковью;

- выяснить причины и последствия церковного раскола;

- развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения;

- прививать уважение к истокам русской православной веры.

Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик, карточки для работы с документами.

Словарь урока: патриарх, протопоп, старообрядчество, раскол.

                                       

                                                      ХОД   УРОКА:

На доске записана проблема урока:

-  Кому нужна была реформа Никона стране или отдельным личностям?

- Почему  патриарх Никон не смог добиться выполнения своих требований по отношению к власти?

1-й слайд. Учитель объявляет тему урока.

2-ой слайд. Учитель объявляет задачи урока.

Вопросы:

- Каким было положение церкви в годы Смуты? ( тяжелым)

- А как вели себя поляки в годы Смуты?  Как поступали они с православными храмами и священниками?

Учитель: 

-  Смута стала суровым испытанием для церкви. Поляки уничтожили 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви. Попал в плен и Филарет.

Вопрос:  А кто он такой?

Слайд 3.  Учитель говорит о тех искажениях, которые попали в церковные книги и  о сомнениях в проведении церковных обрядов.

Слайд 4. - Главное, ребята, это то, что не все одинаково понимали эти  искажения:  одни считали, что нужно вернуться к древнерусским обрядам, другие – что нужно обратиться к греческим источникам с которых и писались русские книги.

Слайд 5.  Учитель: 

- давайте познакомимся с биографией Никона.

( чтение учебника вслух с. 57-58  и запись в тетрадях даты проведения реформы  1653-1655 гг.)

    Учитель дополняет сообщение о биографии Никона. Говорит, что ему очень много доставалось от злой  мачехи, которая неоднократно пыталась избавиться от неугодного пасынка. Когда он жаловался отцу, то отец бил мачеху, а потом мачеха зло срывала на ребенке. Поэтому он и ушел из дома.

Вопрос:  

- Ребята, а кто  был царем в те годы, о которых мы с вами говорим?

Учитель: 

- Важно то, что Алексей Михайлович поддерживал Никона в проведении этой реформы.

- Так что же включала в себя эта реформа?

Слайд 6.   Ребята записывают элементы реформы в тетрадь.

Учитель:

- Ребята, вспомните, какое влияние оказывал Филарет на царскую власть. Кто он был Михаилу Романову?

- Так вот и Никон хотел иметь тоже такую же власть.

Слайд 7.  

- А как вы думаете, как к этому отнесся Алексей Михайлович?

(Учитель предлагает учащимся разделиться на 2 группы по 5 человек.)

Слайд 8.  

- Ребята сейчас мы будем работать с документом. Читайте его очень внимательно. Он написан не совсем обычным для вас языком.

  ( ответы на вопросы документа)

                                       ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель объясняет, что Алексей Михайлович решил Никона наказать. Перестал ходить на патриаршие богослужения, а Никона перестал приглашать на государственные приемы. Это больно задело самолюбие Никона.

Посмотрим маленький видеосюжет и все поймем.

Просмотр  видео.

Далее  учитель говорит о Церковном Соборе 1666-1667гг., который осудил  Никона, лишив его патриаршества и сослав в монастырь.

- Ребята ведь многие не признали реформу Никона и остались верны тем искажениям, о которых говорилось в начале урока.  Эти люди называли себя старообрядцы.(Запись в тетрадь нового термина.)

Учитель:- начинается церковный раскол. -  религиозно-общественное движение, при котором часть верующих не признала реформ Никона и от -делилась от Православной церкви.

- Активным старообрядцем был Аввакум.

Слайд 9, 10  ( запись в тетрадь термина)

Учитель: 

Слайд 11.  - а теперь поработаем еще с одним документом..

Ребята  работают с документом и отвечают на вопросы.

Слайд 12.

Учитель:

- Давайте, подведем итог нашему уроку.

Ребята отвечают на проблемное задание, записанное на доске.

Домашнее задание :   Слайд  13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Власть и церковь. Церковный раскол

Конспект урока по ситории - 7 класс...

Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.

Урок разработан по сингапурской системе....

открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"

План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....

конспект урока по истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол"

В данном уроке для мотивации учащихся к познавательной деятельности применяются стихотворения, произведения музыки и изобразительного искусства....

История 7 класс. Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.

Конспект урока по истории 7 класс на тему: Власть и церковь. Церковный раскол....

Урок и презентация "Власть и церковь. Церковный раскол"

Урок и презентация по истории России...