Конспект урока истории в 7 классе по теме "Власть и церковь. Церковный раскол"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Конспект урока по истории России в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlast_i_tserkov._tserkovnyy_raskol.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 7 классе по теме «Власть и церковь. Церковный раскол»
Паспорт урока
Учитель | Павлов Иван Сергеевич |
Образовательное учреждение | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Пестравка |
Класс | 7 |
Тема урока | Власть и церковь. Церковный раскол |
Цели урока | 1)сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.; 2)рассмотреть проблемы в отношениях между государством и церковью в XVII в.; 3)выяснить причины, ход и последствия церковного раскола; |
Планируемые образовательные результаты | • локализовать во времени хронологические рамки и основные этапы отечественной истории Нового времени; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории Нового времени; • давать оценку событиям и личностям отечественной истории Нового времени |
Программные требования | Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за историю России, понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата Регулятивные: управление учебной деятельностью посредством контроля своих действий и оценки успешности в усвоении материала, освоение способов решения проблем поискового характера, выполнение своей деятельности по заданному алгоритму Познавательные: оценка деятельности исторических личностей на примере патриарха Никона и протопопа Аввакума Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, составление текста в письменной форме |
Программное содержание | Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. |
Ведущая мировоззренческая идея урока | Раскол – трагическая страница в истории России |
Основные понятия | Патриарх, протопоп, Собор, старообрядцы, раскольники. |
План изучения нового материала | 1.Церковь после Смуты 2.Реформа патриарха Никона 3.Разногласие между царем и патриархом 4.Церковный собор 1666-1667 года 5.Жизнь и быт старообрядцев |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Урок - исследование |
Технология обучения | Технология развивающего обучения |
Оснащение урока | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник |
Мизансцена урока | Традиционная |
Домашнее задание | Параграф № 7, вопросы после параграфа |
Технологическая карта урока
Приложение № 1
Документ № 1. С.Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»
«На дело исправления много влияли при Иосифе некоторые люди, ставшие потом во главе раскола; таковы протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров и дьякон Благовещенского собора Федор – из кружка Степана Бонифатьева, близкого к патриарху благовещенского протопопа и царского духовника. Может быть, их влянием и было внесено и распространено при Иосифе много ошибок и неправильных мнений в новых книгах, как, например, двоеперстие, которое стало с тех пор считаться единственным правым крестным знаменем.»
Документ № 2. С.А. Зеньковский «Патриарх Никон»
«Решение выступить в защиту православного населения Польши обратило глаза Никона и Алексея Михайловича дальше, на православный Восток, о котором им так много говорил Патриарх Паисий, и который, по ловам Паисия, был готов отделиться от турок в случае войны Турции с Россией…Бывший Константинопольский патриарх Афанасий прямо называл Царя Алексея Михайловича «столпом твердым и утверждением веры, прибежищем нашим и освобождением», а Никону говорил, что он предназначен войти в Царьград и сделаться Вселенским Патриархом, вернув православию храм святой Софии. А сделаться Вселенским Патриархом было нельзя, не сделав едиными обряды русской и греческой Церквей»
Приложение № 2
Павел Алеппский «Путешествие патриарха антиахийского Макария в Москву в XVII веке»
"Затем патриарх Никон стал перед царем и возвысил свой голос, призывая благословение Божие на царя в прекрасном вступлении, с примерами и изречениями, взятыми у древних: подобно тому, как Бог даровал победу Моисею над фараоном и прочее, и из новой истории, о победе Константина над Максимианом и Максентием, и прочее, и говорил многое, подобное этому в прекрасных выражениях, последовательно и неспешно, уподобляясь текущему источнику. Когда он запинался или ошибался, то долго обдумывал и молчал, некому было порицать его и досадовать, но все молча и внимательно слушали его слова, особливо царь, который стоял сложив крестом руки и опустив голову смиренно и безмолвно, как бедняк и раб пред своим господином. Какое это великое чудо мы видели! Царь стоит с непокрытой головой, а Патриарх в митре. О люди! Тот стоял, сложив руки крестом, а этот с жаром ораторствовал и жестикулировал перед ним; тот с опущенною головою в молчании, а этот, проповедуя, склонял к нему голову в митре... тот как будто невольник, а этот - словно господин. Какое зрелище для нас!.. Благодарим Всевышнего Бога... что мы видели эти чудные, изумительные дела!"
Приложение № 3
Основные положения реформы патриарха Никона
До реформы | После реформы |
Крестное знамение двумя перстами | |
Хождение в Церкви по солнцу | |
Земные поклоны | |
Верность старым книгам | |
Старорусское написание Символа Веры | |
Двоекратное пение «аллилуйя» | |
Написание имени Исус |
Приложение № 4
Речь актера – старообрядца
«вера наша праведная от дедов и прадедов! И я, и дед мои и прадед исконной веры русской придерживались. А Никон что? Что натворил? Всю жисть крестились двумя перстами, а теперь тремя стали! Новины какие выдумал! Все от греков взял! Чем ему обряды наши не угодили? А поклоны? Чем поклоны плохи были? Все церковь русская молилась земными поклонами! Это же надо на молитву Ефрема Сирина вместо земных поклонов, стали в пояс молится. Где такое видано? Попы в церквах по солнцу всю жисть вокруг аналою ходили, а патриарх ваш, Никон-то, чаво учудил? Супротив сонцу ходить велит! Супротив сонцу! Божьи велением солнце создано! А он – против него! Да что там обряды! Он и Символ Веры не пощадил! Слово «истинного» выбросил! Да ну его, Никона вашего! Мы своей, старой, святой веры держимся, как деды и прадеды наши веровали!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией
Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках
Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель: познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"
План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....