Методическая разработка урока. «Внешняя политика России. Русско-японская война»
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

 Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентированное обучение, развитие необходимых умений и навыков интеллектуального общения. Стоит задача развития творческого мышления учащихся, формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации.

              Весь урок разбивается на завершённые этапы, каждый из которых требует специальных приёмов обучения и специальных дидактических материалов. Только при тщательной проработке одного этапа урока возможен переход к следующему этапу. Логически завершённую единицу учебного процесса. Предполагающую достижение локальной цели обучения в результате эффективного использования оптимального сочетания приёмов, называют модулем урока.  В соответствии с звеньями урока можно выделить четыре основных модуля: организационный, освоения новых знаний и умений, повторения и закрепления, контроля результатов обучения.

                Модульно-пошаговое обучение даёт хорошие результаты. Анализируя раздаточный материал на основе карты заданий, ученики работают индивидуально и в парах, делают записи и выполняют различные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_russko-yaponskaya_voyna.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Учителя : Постниковой Елены Анатольевны                                          ОУ № 404

Класс : 9

Предмет : история

Тип урока: комбинированный

Используемые образовательные технологии : пошаговая

Тема : «Внешняя политика России. Русско-японская война»

Цели урока : 

  1. Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале ХХ в.
  2. Подвести учащихся к пониманию причин, повода, последствий русско-японской войны.
  3. Продолжить формирование умений работы с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.

                  

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, карта «Русско-японская война 1904-1905 г.г.»,  документы, схемы.

Пояснение : Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентированное обучение, развитие необходимых умений и навыков интеллектуального общения. Стоит задача развития творческого мышления учащихся, формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации.

              Весь урок разбивается на завершённые этапы, каждый из которых требует специальных приёмов обучения и специальных дидактических материалов. Только при тщательной проработке одного этапа урока возможен переход к следующему этапу. Логически завершённую единицу учебного процесса. Предполагающую достижение локальной цели обучения в результате эффективного использования оптимального сочетания приёмов, называют модулем урока.  В соответствии с звеньями урока можно выделить четыре основных модуля: организационный, освоения новых знаний и умений, повторения и закрепления, контроля результатов обучения.

                Модульно-пошаговое обучение даёт хорошие результаты. Анализируя раздаточный материал на основе карты заданий, ученики работают индивидуально и в парах, делают записи и выполняют различные задания.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Закрепление изученного материала.

  1. Организационный момент.
  1. Вступительное слово учителя, в котором он обозначает цели и задачи урока. Подготовка учащихся к самостоятельной работе.

  1. Слово учителя: Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом "Варяге", вальс "На сопках Маньчжурии", отдельные эпизоды исторических романов - вот, пожалуй, и все. Между тем русско-японская война 1904-1905 г. серьёзно повлияла на весь дальнейший ход российской истории и надолго определила отношение России со Страной восходящего солнца.

  1. Самостоятельная работа учащихся. У каждого учащегося на парте материалы

для работы :

- инструкция : Шаги ученика;

- рабочая тетрадь;

- схема № 1; схема № 2; №3

- карта;

- документы № 1; № 2

- учебник

ШАГИ УЧЕНИКА:

  1. Прочитай первый пункт параграфа 4 и составь вопросы к нему, которые начинаются со слов кто и почему ? Запиши в тетрадь.

  1. При работе в парах ответь на поставленные вопросы.

  1. Выполни задание № 1 в рабочей тетради на стр. 13

  1. Используя схему № 1 и текст второго пункта параграфа на стр. 30, запиши в тетради основные направления Дальневосточной политики России

  1. Прочитай документ в рабочей тетради на стр. 13 и выполни задание.

  1. При работе в парах обменяйтесь мнениями по этому вопросу.

  1. Используя материал параграфа на стр. 31 – 33 , схему № 2; №3 и карту составь хронологическую таблицу событий русско-японской войны в тетради.

  1. Выполни задание № 5 в рабочей тетради, используя карту.

  1. Изучи  документ №1 и ответь на вопросы к нему.

  1. Заполни следующую конструкцию : «Я считаю, что поражение России в войне произошло потому, что ___________________________________________________________________,
    Я могу подтвердить это тем, что _________________________________________________.

Исходя из сказанного, я делаю следующий вывод ___________________________________

______________________________________________________________________________.»

  1. После серии крупных военных поражений в 1904 г. русское общество не могло не задаться вопросом : «Как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

  1. Обменяйтесь мнениями в парах.

  1.  С. Ю. Витте назвал русско-японскую войну «несчастной войной» для России. Согласны ли вы с этим? Почему? Используйте текст документов № 1 и №  2.

  1. Обменяйтесь мнениями в парах.

  1. Выполните мини-тест

  1. Закрепление изученного материала

Работа учащихся с тестом

Дом/зад.  Контурная карта «Русско-японская война»; письменное задание в тетради: Итоги русско-японской войны

ТЕСТ

  1. Соотнесите даты и события

  1. 27 января 1904 г.                            а) сдача Порт-Артура
  2. 31 марта 1904 г.                              б) подписание мира с Японией

      3.   20 декабря 1904 г.                          в) нападение японского флота

      4.   23 августа 1905 г.                             на русскую эскадру в Порт-Артуре                                        

                                                         г) гибель броненосца «Петропавловск»

Перенеси образовавшуюся последовательность букв в таблицу

  1. Расставьте события в хронологической последовательности.

  1. Осада Порт-Артура
  2. Сражение под Ляояном
  3. Сдача Порт-Артура
  4. Цусимское сражение
  5. Гибель крейсера “Варяг”
  6. Портсмутский мир

Перенеси образовавшуюся последовательность цифр в таблицу

  1. Соотнесите имена исторических деятелей и факты их биографий

1. С. О. Макаров                          а) глава русской делегации

2. А. Н. Куропаткин                                в Портсмуте

3. Р. И. Кондратенко                   б) комадующий 2-ой Тихо-

4. З. П. Рожественский                       океанской эскадрой

5. С. Ю. Витте                              в) командующий Маньчжурской

                                                                    армией

                                                       г) начальник сухопутной обороны

                                                                  Порт-Артура

                                                       д) командующий  Тихоокеанским

                                                                     флотом

                                                 

Перенеси образовавшуюся последовательность букв в таблицу

  1. Почему США оказывали существенную помощь Японии в конце XIX  в.?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему были заинтересованы в окончании войны Англия, Франция и США?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Документ № 1

Мирный договор, подписанный Россией и Японией в Портсмуте

( фрагменты )

Статья I

Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

Статья III

Россия и Япония взаимно обязуются:

1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и

2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо преференциальными или исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.

Статья V

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

Обе высокие договаривающиеся стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в вышеуказанном постановлении согласия китайского правительства.

Императорское японское правительство заверяет со своей стороны, что права собственности русско-подданных на вышеупомянутой территории будут вполне уважены.

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу.

Обе высокие договаривающиеся стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в приведенном постановлении согласия китайского правительства.

Статья IX

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском.

Вопросы :

  1. Есть ли в тексте Портсмутского договора какие-либо положения , выгодные России?
  2. Чем объяснить их наличие или отсутствие?

Документ № 2

О причинах поражения России в русско-японской войне. Из статьи В. И. Ленина «Падение Порт-Артура»

                    Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма. Война далеко ещё не кончена, но всякий шаг в её продолжении расширяет необъятно брожение и возмущение в русском народе, приближает момент новой великой войны, войны народа против самодержавия, войны пролетариата за свободу.

                 Пролетариату есть чему радоваться. Катастрофа нашего злейшего врага означает не только приближение русской свободы. Она предвещает также новый революционный подъём европейского пролетариата.

Из мемуаров С. Ю. Витте

И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы.

Вопросы:

  1. Что объединяет позиции авторов? В чём оценки итогов войны, предложенные Лениным и Витте, совпадают?
  2. Привлекая знания по истории и текст Портсмутского мирного договора, выскажите свою точку зрения об итогах русско-японской войны.

                                       

ИНСТРУКЦИЯ.

ШАГИ УЧЕНИКА:

1. Прочитай первый пункт параграфа 4 и составь вопросы к нему, которые начинаются со слов кто и почему ? Запиши в тетрадь.

2.При работе в парах ответь на поставленные вопросы.

3.Выполни задание № 1 в рабочей тетради на стр. 13

4.Используя схему № 1 и текст второго пункта параграфа на стр. 30, запиши в тетради основные направления Дальневосточной политики России

5.Прочитай документ в рабочей тетради на стр. 13 и выполни задание.

6.При работе в парах обменяйтесь мнениями по этому вопросу.

7.Используя материал параграфа на стр. 31 – 33 , схему № 2; №3 и карту составь хронологическую таблицу событий русско-японской войны в тетради.

8.Выполни задание № 5 в рабочей тетради, используя карту.

9.Изучи  документ №1 и ответь на вопросы к нему.

10.Заполни следующую конструкцию : «Я считаю, что поражение России в войне произошло потому, что ___________________________________________________________________,


Я могу подтвердить это тем, что _________________________________________________.

Исходя из сказанного, я делаю следующий вывод ___________________________________

______________________________________________________________________________.»

11.После серии крупных военных поражений в 1904 г. русское общество не могло не задаться вопросом : «Как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

12.Обменяйтесь мнениями в парах.

13. С. Ю. Витте назвал русско-японскую войну «несчастной войной» для России. Согласны ли вы с этим? Почему? Используйте текст документов № 1 и №  2.

14.Обменяйтесь мнениями в парах.

15.Выполните мини-тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока. «Внешняя политика России. Русско-японская война»

              Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентиро...

Методическая разработка урока истории 11 класс «Русско-японская война: украденная победа или закономерное поражение?»

Учитель: Беляк Елена Александровна, учитель истории и обществознания Тема урока:  «Русско-японская война: украденная победа или закономерное поражение?» «В Цусимском пролив...

Методическая разработка урока. «Внешняя политика России. Русско-японская война»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29171946","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"85","width":"57"}}]]                Для п...