Методическая разработка урока "Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939-1945 гг.)
методическая разработка по истории (11 класс)
Разработка урока в контексте ФГОС и требований ИКС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_kontekste_fgos_i_trebovaniy_iks.docx | 61.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в контексте ФГОС и требований ИКС
Сведения об авторе |
Фамилия, имя, отчество | Завьялова Александра Арефьевна | ||||
Район | Г.Нижний Новгород Ленинский район | ||||
Место работы | МБОУ «Школа №60» | ||||
Должность | учитель | ||||
Общая информация | |||||
Тема урока | Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939 – 1945 г.г.). | ||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. | ||||
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | |||||
Формирование исторических знаний о сути изменений во внешней политике СССР накануне второй мировой войны. Задачи урока: 1.Дидактические: обеспечить в ходе урока усвоение: 1)факторов, повлиявших на внешнеполитический курс СССР; 2)понятия системы коллективной безопасности и причин, повлиявших на сближение СССР с Германией (политика умиротворения, идеологическая конфронтация, недооценка угрозы фашизма); 3)сущности пакта В.Молотова, А.Риббентропа и его влияния на развитие международных отношений( начало второй мировой войны, изменение политической географии Восточной Европы); 4)закрепить задачи внешней политики в 20 – годы. 2.Развивающие: продолжать развивать умение работать с текстами учебника и документов в соответствии проблемами; анализировать и систематизировать информацию, обобщать информацию. 3.Воспитывающие: воспитывать взаимопомощь, сотрудничество в группах, коммуникабельность. | |||||
Необходимое оборудование и дидактическое обеспечение | |||||
1.Настенная карта. 2.Учебник: Левандовский А.А.История России, XX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. 3.Программа: Левандовский А.А.,.Щетинов Ю.А, Морозова В.С.История России. XX – начало XXI в, 11 класс. Программы общеобразовательных учреждений.Обществознание.История.5-11 классы.М. Просвещение, 2012. 4.Тетради, ручки, папки с файлами. 6.Документы из хрестоматии по новейшей истории 1917 -1945 г.г. Составитель М.Е.Сучков, М., Просвещение, 1997. 7.Компьтерная презентация. 8.Листы с заданиями для работы в группах (25шт). (Приложение №1). 9.Оценочные листы. Приложение №2. 10.Тест по изученному учебному материалу. Приложение №3. 11.Демонстрационные карточки для доски. 12.Листы с заготовками денотатных графов (25 шт.). Приложение №4. | |||||
Планируемые результаты урока | |||||
| -формировать оценочное отношение к прочитанному. | ||||
| -извлекать информацию, представленную в разных формах; -самостоятельно обобщать, систематизировать, представлять полученную информацию в знаково- символической форме; актуализировать знания; -устанавливать причинно- следственные связи; -строить рассуждения. | ||||
| -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их; -задавать вопросы, необходимые для организации собственного процесса познания; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | ||||
| -самостоятельно формулировать учебную задачу, исходя из учебного противоречия, осуществлять последовательно действия по решению задачи, контролировать действия по решению задачи и корректировать результат; -прикладывать волевые усилия для достижения цели. | ||||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Устные, письменные, практические (заполнение денотатного графа), индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ. | ||||
Литература и Интернет - ресурсы | |||||
Основная: 1.Учебник: Левандовский А.А.История России, XX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014. 2.Программа: Левандовский А.А.,.Щетинов Ю.А, Морозова В.С.История России. XX – начало XXI в, 11 класс. Программы общеобразовательных учреждений.Обществознание.История.5-11 классы.М.Просвещение, 2013. 3.Документы из хрестоматии по новейшей истории 1917 -1945 г.г. Составитель М.Е.Сучков, М., Просвещение, 1997. | |||||
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||
Этап урока | Время | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | ||
1. Организационный | 1 мин. | Учитель создает психологический настрой на деятельность, спокойную, деловую обстановку для восприятия и усвоения учебного материала; проверяет присутствующих, отмечает отсутствующих. | Обучающиеся готовятся к учебной деятельности, к восприятию учебного материала, к деловому сотрудничеству. (фронтальная форма работы) | ||
2. Ак ту али зация знаний | 3мин. | Актуализация опорных знаний по теме «Внешняя политика СССР в 20- е годы». Цель: подготовка к усвоению новой темы. Фронтальная беседа (3 мин.). 1.Какое государство первым признало Советскую Россию де – юре после гражданской войны, когда она находилась в международной изоляции? 2.Как складывались отношения с Германией? 3.Дайте оценку Раппальского договора. 4.Назовите дату, с которой начинается полоса дипломатического признания СССР. 5.В 1927 году один из номеров «Комсомольской правды» открылся стихами В.Маяковского: Раскрыл я С тихим шорохом Глаза страниц… и потянуло порохом от всех границ. 6. «Тянуло ли порохом от всех границ» в конце 20 – х годов? 7.Существовала ли реальная угроза войны в 20 е г.г.? 8. Какая из стран считалась наиболее вероятным противником? 9.Было ли на то основание? 10.Сформулируйте обобщающий вывод о внешней политике СССР в 20 – е годы. | Обучающиеся думают, вспоминают, извлекают из памяти основные понятия, сведения, формулируют выводы по опорным знаниям, актуализируют знания (фронтальная форма работы). Формулировка обобщающего вывода. Внешняя политика СССР в20 – е годы отличалась двойственностью и противоречивостью: с одной стороны, ставилась задача укрепить дипломатические, экономические отношения с капиталистическими странами, с другой стороны – сохранялась надежда на мировую революцию, но реальной угрозы войны не существовало | ||
3. Вводная -мотивационный | 3 мин. | 1.Сообщение темы урока: Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны 1939 – 1945 г.г. (слайд). 2. Предлагается исходное противоречие. В историографии даются две характеристики внешней политики СССР в 30 –е годы. 1. Главная цель СССР – борьба за мир, за коллективную безопасность, поэтому вся политика СССР была направлена на защиту границ и предотвращение войны. Этой точки зрения придерживается большинство историков. 2.СССР в 30 – е годы сменил лозунг борьбы за мировую революцию на проведение имперской политики, поэтому заигрывал с Гитлером и не стоял в стороне от истоков второй мировой войны. Этой точки зрения придерживаются французский историк Н.Верт, российские Ю.Афанасьев, Д.Волкогонов (показ слайда). 3.У.Черчилль, премьер – министр Англии в 1940 – 45 г.г. говорил: «Внешняя политика СССР в то время была холодно расчетливой, но она была в высокой степени реалистичной». Какую проблему сформулируем на уроке? 3.Совместная формулировка цели и задач урока. -Какую цель поставим на уроке? Предлагается слайд с планом урока. -Какие задачи нужно решить для достижения цели? | Запись в тетради темы урока. Учащиеся совершают учебные действия по выделению объекта исследования, по анализу проблемной ситуации, формулируют проблему, учебную задачу. Формулировка учебной проблемы: (определение целей и содержания внешней политики СССР). 1.Определить факторы, повлиявшие на внешнюю политику СССР; 2. Рассмотреть меры, предпринимаемые СССР для предотвращения войны; 3.Рассмотреть причины «заигрывания» с Германией и последствия. Учащиеся осознают важность предстоящей работы. | ||
4. Изучение нового материала 5.Осмысление информации. 6.Обобщение и систематизация материала. | 10-12 мин. 15-17 мин 2 мин. | Инструктаж о работе в группах: А)знакомство с заданием и распределение вопросов; Б)поиск ответов и обмен информацией внутри группы; В)заполнение своей части денотатного графа (1ответ в денотатном графе – 1 балл). Цель работы в группах: восприятие, осмысление изучаемого материала через исследовательскую работу в группах. Создать условия для развития умений анализировать тексты учебника, документов и их интерпретировать. Обсуждение результатов групповой работы, заполнение денотатного графа. Выявление результатов работы 1 группы. Проблема: какие факторы определяли внешнюю политику СССР в 30 – годы? 1)Что происходит в Германии в 30-е годы? 2)Что происходит на Дальнем Востоке? на теорию, в старших классах использую проблемное изложение с элементами эвристической беседы. 3)Какова внешняя политика Италии? 4)Что происходит в Испании? 5)Какова судьба Австрии? 6)Какова судьба Чехословакии? 7)Сформулируйте сравнительно – обобщающий вывод о международной обстановке в 20 – 30 е годы. Переход к выявлению результатов работы группы №2: -Какие действия предпринимал СССР в сложившейся обстановке угрозы миру? Проблема: попытка СССР создать систему коллективной безопасности. Цели внешней политики в условиях нарастания угрозы мировой войны. 1)Каковы были цели советской дипломатии в сложившихся условиях? 2)С какой целью СССР вступал в Лигу Наций? 3)Как СССР отреагировал на приход фашистов в Германии, на фашистский режим в Испании, на агрессию Италии в Эфиопии? 4)Что еще было сделано для создания системы коллективной безопасности? 5)Сформулируйте обобщающий, аргументированный вывод об актуальности создания СКБ в 30 – е годы. Переход к выявлению результатов работы группы №3 в форме беседы. -Как относились страны западной демократии к приходу фашистов в Германии и их агрессивным действиям? 1) Как отреагировали страны западной демократии на события в Испании, на аншлюс Австрии, на «расчленение» Чехословакии и ее захват? 2)Почему Англия и Франция затягивали переговоры, к каким последствиям привел провал переговоров? 3)Сформулируйте вывод о причинах. Переход к выявлению результатов работы группы №4 в форме беседы. Возвращение к словам У. Черчилля: «Внешняя политика СССР в то время была холодно расчетливой, но она была в высокой степени реалистичной». Как СССР позаботился о себе в сложившихся условиях? Проблема: сущность пакта Молотова – Риббентропа и его влияние на развитие международных отношений. 1)Раскройте сущность договора о ненападении, его значение. 2)Как отреагировали Англия и Франция на вторжение Германии а Польшу? 3) Как отреагировала Япония? 4)В чем суть секретного дополнительного протокола? 5)Дайте оценку пакта и секретного протокола к нему. Выставление общей оценки за заполнение денотатного графа. (Норма оценки на доске: 23-22 балла – «5», 21 – 19 – «4», 18-13-«3»). (Приложение №6). Цель: закрепление и систематизация знаний по теме урока, решение проблемы (У.З.), поставленной в начале урока. -Кто виновен в развязывании войны? -Кто способствовал нагнетанию международной напряженности? -Какую политику проводили Англия и Франция в отношении агрессора? -Какую политику проводил СССР, оставшись в международной изоляции? -Согласны ли вы с тем, что политика СССР была «расчетливой» и «реалистичной»? Обсуждение вопроса: Чему должна была научить человечество вторая мировая война? | Учащиеся выполняют работу в группах, получают результат, делают выводы, обмениваются мнениями, суждениями, заполняют денотатный граф (групповая и индивидуальная формы работы), извлекают информацию, представленную в разных формах; самостоятельно обобщают, систематизируют, представляют полученную информацию в знаково- символической форме; устанавливать причинно- следственные связи. Самостоятельная работа учащихся в группах (10 мин). 1группа: Какие факторы оказали влияние на внешнюю политику СССР? 2группа: Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе? 3группа: Причины сближения СССР с Германией? (Почему попытка СССР создать СКБ потерпела крах?). 4группа: Сущность пакта Молотова – Риббентропа и его влияние на развитие международных отношений. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их; задают вопросы, оформляют свои мысли в письменной форме (денотатный граф) с учетом речевой ситуации; слушают других, корректируют свою точку зрения. Обобщение: в 30 – е годы нарастает угроза войны в виду агрессивных действий Японии, Италии, Германии. На доске появляется схема: «Страны агрессоры», «Германия», «Италия», «Япония». Проверяется правильность заполнения денотатного графа. Самопроверка. Выставляются баллы в оценочный лист (слайд, мах 7 баллов). Обобщение: СССР проводил миролюбивый курс, стремился создать СКБ через подписание договоров о взаимопомощи между ведущими государствами мира на случай агрессии Германии, осуждал фашистские действия Германии, Италии, милитаризм Японии, этот курс был связан с именем М.М.Литвинова, талантливого дипломата. (слайд, на доске продолжение демонстрационной схемы: «СССР», «Политика коллективной безопасности». Проверяется правильность заполнения денотатного графа. Самопроверка. (слайд, мах 7 баллов). Выставляются баллы в оценочный лист. Обобщение. В виду проводимой странами западной демократии политики умиротворения СССР не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе и, оказавшись в международной изоляции, он вынужден был идти на сближение с Германией как и в 20 – е годы. (слайд, продолжение демонстрационной схемы на доске: «Англия», «Франция», «Политика умиротворения». Проверяется правильность заполнения денотатного графа. Самопроверка (слайд, мах 4 балла). Выставляются баллы в оценочный лист. Обобщение. С момента подписания пакта начинается второй этап внешней политики СССР, направленный на сближение с Германией. Германия, обезопасив себя на Востоке, напала на Польшу, СССР подписание пакта давало время для укрепления военно – экономического потенциала, но был утрачен шанс создать антигитлеровский блок. Проверяется правильность заполнения 5-ой части денотатного графа. Самопроверка (слайд, мах 6 баллов). Выставляются оценки в листы самоконтроля. Учащиеся приходят к выводу: говорить о виновности СССР в развязывании войны неправомерно, так как виновник в развязывании войны – фашистская Германия; Англия и Франция по отношению к Германии проводили политику умиротворения и не поддержали СССР в создании системы коллективной безопасности в Европе. В чем проявились «расчетливость» и «реалистичность»? Старшеклассники аргументируют: «холодная расчетливость» СССР проявилась в том, существовала угроза фашизма непосредственно нашей стране, человеконенавистническая политика, насилие, геноцид, политика СССР была реалистичной в тех условиях, так как Англия и Франция проводили политику попустительства в отношении действий Гитлеровской Германии, Мюнхенский сговор, двуличность, лицемерие, стремление развязать войну прежде всего с большевиками. СССР, оставшись в международной изоляции, вынужден был идти на сближение с Германией, чтобы отсрочить время начала войны. Однако, подписание секретного протокола – это проявление имперского характера политики, ответственность за которую больше всего лежит на руководителях государства (слайд). Учащиеся формулируют оценочное отношение к событиям, происходившим накануне ВОВ. Подведение итогов работы в группах. Выставление оценок за работу в группе в оценочный лист. | ||
7. Первичное закрепление пройденного на уроке материала | 3-4 мин | Тестирование по изученному материалу. (Приложение №2 ). | Взаимопроверка результатов по ключу (слайд). Обратная связь. | ||
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. | 2мин | Учитель подводит итоги урока, обращает внимание на достижение результатов урока (содержание, способы достижения результата). | Ученики оценивают свою деятельность на уроке, оценку учителя, полученную информацию о реальных результатах. | ||
9. Организация изучения домашнего задания | 2мин | Учитель дает четкую информацию с комментариями о.д.з. Параграф 52, эссе на тему: « «На что рассчитывал И.В.Сталин, завершая парад советско – германских отношений Договором о дружбе и границах? Вариант задания: заполнить денотатный граф (Приложение 3 ) | Ученики записывают информацию о д.з., спрашивают, уточняют. |
Приложение №1
Задания группам:
Группа № 1.
Какие факторы определяли внешнеполитический курс СССР в начале 30-хг.г.? П. 51. пункт 1: А.Левандовский. История Росси.
О.Сороко – Цюпа. Мир в 20 веке. П.25, с 143 – 145, п.2.3.4.6.
1.Что происходит в Германии?
2.Что происходит на Дальнем Востоке?
3.Какова внешняя политика фашистской Италии?
4.Что происходит в Испании?
5.Какова судьба Австрии?
6.Судьба Чехословакии?
7.Сформулируйте сравнительно – обобщающий вывод о международной обстановке в 30 – е – 20 -е годы.
Заполните 1 часть денотатного графа.
Группа № 2.
Попытка СССР создать систему коллективной безопасности.
П. 51 п.2 А.Левандовский. История Росси; документ «Из письма министра ин. Дел СССР М.Литвинова председателю 15 Ассамблеи Лиги Наций 15 сентября 1934 г.
1.Каковы были цели советской дипломатии?
Что такое система коллективной безопасности?
2.Как СССР отреагировал на приход фашистов к власти в Германии, на фашистский мятеж в Испании, агрессию Италии?
3.Используя источник, «Из письма министра ин. Дел СССР М.Литвинова председателю 15 Ассамблеи Лиги Наций 15 сентября 1934 г.», ответьте, с какой целью СССР вступал в Лигу Наций?
4. Что было сделано еще для создания системы коллективной безопасности в Европе?
5.Сформулируйте обобщающий вывод об актуальности создания системы коллективной безопасности.
Заполните II и III часть денотатного графа.
Группа № 3.
Почему попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе потерпела крах? (Причины сближения с Германией).
П.51, А.Левандовский. История Росси п.2-3, фрагменты исторических документов: «Англо – Франко –Советские переговоры в 1939 году», «Из воспоминаний Н.Кузнецова о переговорах военных миссий», «Срыв переговоров военных миссий СССР, Англии, Франции в 1939 году».
1.Как отреагировали страны западной демократии на события в Испании, на аншлюс Австрии, на «расчленение» Чехословакии?
2.Используя документы, ответьте,: 1) почему Англия и Франуция стремились к затягиванию Московских переговоров? 2) в чем были причины разногласий? 3) была ли возможность успешно закончить переговоры? 4) к каким последствиям привел провал переговоров?
3.Сформулируйте вывод о причинах краха попытки создания системы коллективной безопасности.
Заполните IV часть денотатного графа.
Группа № 4.
Влияние пакта Молотова – Риббентропа на развитие международных отношений (от 23 августа 1939 г).
П.52, п1. А.Левандовский. История России; документ: Секретный дополнительный протокол к советско – германскому договору о ненападении.
1.Раскройте сущность договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. Каково его значение?
2. Как отреагировали Англия и Франция на вторжение Гитлера в Польшу?
3. Как отреагировала на пакт Япония?
В чем суть секретного дополнительного протокола к советско-германскому договору о не нападении? Значение?
5. Дайте оценку пакта и секретного протокола к нему.
6. Заполните V часть денотатного графа.
Оценочный лист Приложение №2
Ф.И. | Работа в группе | Тест | Денотатный граф | Общая |
Приложение №3.
Тест для закрепления материала к уроку «Внешняя политика СССР накануне ВОВ.
- 1930 годам относится:
- подписание первых торговых договоров с европейскими странами;
- договор о взаимопомощи между СССР и Францией;
- подписание советской Россией Раппальского договора;
- ультиматум Керзона.
- К 1930 годам относится:
- установление дипломатических отношений между СССР и Великобританией;
- убийство в Варшаве советского полпреда П.Войкова;
- установление дипломатических отношений между СССР и США;
- участие СССР в подписании Мюнхенского соглашения
- К внешнеполитическим событиям предвоенных лет 1938-1940 гг. не относится:
- вступление советских войск на территорию Западной Украины и Западной Беларуссии;
- вооруженный конфликт между СССР и Японией у озера Хасан;
- подписание пакта Молота-Рибентропа;
- участие СССР в Мюнхенской конференции
- К внешнеполитическим событиям предвоенных лет оносится:
- признание советской Россией Англией и Францией;
- вступление СССР в Лигу Наций;
- участие России в генуэзской конференции;
- подписание советско-германского пакта о не нападении
- Вторая мировая война началась:
- 1 августа 1930 года;
- 1 сентября 1939 года;
- 22 июня 1941 года;
- 23 июля 1941 года
Домашнее задание:
- Параграфы 52 – 53.
- Заполнить денотатный граф к п. 53.
- Желающим провести опрос родственников и начать исследование по теме: Судьба моей семьи в истории страны.
Анкета:
1.Где были в первый день войны?
2.Помните ли выступление Молотова В.?
3.Какок впечатление оно произвело?
4.Кто из родственников сражался на фронтах ВОВ?
5.Как сложилась жизнь членов вашей семьи в тылу?
6.Какие свидетельства о жизни в годы ВОВ сохранились в вашей семье?
Приложение №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939-1945 годов
Некоторые материалы по теме Вторая мировая война, Великая Отечественная война.Материалы могут быть распечатаны и использованы на уроке для на глядности, так же для оформления стенда по Великой Отечест...
Урок на тему «Кто победитель во Второй мировой войне 1939 – 1945 гг?» с презентацией
Разработка урока на тему «Кто победитель во Второй мировой войне 1939 – 1945 гг?» с презентацией...
Вторая мировая война. 1939-1945. (кратко)
К 70-летию Победы. Вторая мировая война. 1939 - 1945. (кратко)...
Итоги Второй мировой войны 1939-1945 г.г.
Презентация урока истории (Отечественная история, Всеобщая история XX в.)....
Советский Союз в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. (повторение и обобщение)
Форма урока: интеллектуально-познавательная игра "Морской бой"...
Методическая разработка урона на тему "Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939 – 1945 г.г.)."
Цель урока: формирование исторических знаний о сути изменений во внешней политике СССР накануне второй мировой войны.Задачи урока:1.Обучающая-: обеспечить в ходе урока усвоение:1)факторов, повлиявших ...
Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Причины, ход военных действий
презентация содержит задания для раскрытия причин Второй мировой войны, задания в виде таблицы - ход военных действий...