Проект урока Иван Грозный
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект урока по истории России в 7 классе
тема: «Эпоха Ивана Грозного в истории и искусстве»
Тема: «Эпоха Ивана IV Грозного в истории и искусстве».
Место урока в теме
В программе по истории России вопросы, связанные с правлением Ивана Грозного являются часть темы «Московское государство XVIв.», на которую отводится 5часов. Эпоха Ивана IV Грозного занимает в изучаемом периоде важнейшее место, поскольку логически завершает представление о закономерных процессах складывания централизованного государства на Руси, трансформации системы политической власти от сословно-представительной монархии к зарождению абсолютизма, дает возможность осмысления роли России в мировом историческом процессе, исходя из особенностей геополитического положения, привлечения дополнительного материала и актуализации межпредметных связей с литературой и искусством. Данная тема играет важную роль в понимании последующих событий истории Российского государства в начале XVIIв, а также личностно-психологических аспектов истории, которые проявляются, прежде всего, в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса. Урок по названной теме завершает изучение эпохи Ивана Грозного, обобщает знания по основным направлениям внутренней и внешней политики, способствует формированию важнейших понятий. Противоречивая личность Ивана Грозного, в которой сочетались образованность и одаренность, мстительность и недоверчивость его характера, отразились в мании преследования, садистских наклонностях, вспышках необузданного гнева, в большей или меньшей степени повлияли на внутреннюю и внешнюю политику царя, которая получила разноречивую оценку в исторической науке: Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин, В. О. Ключевский, Н.И. Костомаров характеризовали Ивана IV отрицательно; советские историки Р.Ю. Виппер, С.В. Бахрушин, И.И. Смирнов и другие подчеркивали положительные стороны его деятельности.
Противоречивый образ Ивана IV нашел отражение в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, АК Толстого и А.Н. Толстого, в живописи И.Е Репина, В.М. Васнецова, И. Глазунова».
Особенности урока заключаются в том, что богатый научный, литературный и художественный материал, неоднозначность в оценке авторов, обращавшихся в разное время к личности Ивана Грозного, делают возможной и необходимой интеграцию учебного материала по дисциплинам «История», «Литература», «Мировая художественная культура» способствуют формированию у обучающихся более полного, образного представления об изучаемом периоде, понимания многообразия и многомерности мира, роли личности в истории, неоднозначности исторических событий и явлений.
Цели и задачи урока
Цели урока | обобщить знаний по вопросу правления Ивана IV, процессе формирования абсолютизма в России, развивать способности понимать историческую обусловленность, сопоставлять различные оценки исторических событий и личностей, аккумулировать знания из различных областей для формирования целостного образного представления об исторической эпохе, событии, личности. |
Задачи урока образовательные развивающие воспитывающие | на основе анализа сформировать у обучающихся целостное представление о процессе упрочения централизованной власти и зарождения абсолютизма в период правления Ивана IV; организовать работу по упрочению и осмыслению ключевых понятий темы: самодержавие, сословно-представительная монархия, реформы, опричнина, Земский собор, Судебник 1550г., земщина, приказы; развивать навыки анализа исторических и литературных произведений. развивать умения анализа, обобщения, сопоставления, использования дополнительных знаний для доказательности выводов; развивать навыки устной речи учащихся; способствовать развитию образного мышления. формировать чувство патриотизма; воспитывать гражданственность, развивать мировоззренческие убеждения учащихся |
Оборудование урока
- Учебник «История России с древнейших времен до конца XVIв» под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной;
- Карта «Русское государство в XVIв»
- Схема «Реформы Ивана IV»;
- Фрагменты фольклорных произведений:
- «Грозный царь Иван Васильевич», «Плач казаков по скончавшемся царе Иване Грозном»
- стихотворение А.А. Майкова «У гроба Грозного»
- «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова
- роман А.К. Толстого «Князь серебряный»
- Фрагменты исторических трудов Н.М. Карамзина, ВО. Ключесвкого, Н. И Костомарова, Р.Ю. Виппера
- Тесовые задания по терминам и понятиям темы;
- Репродукции картин:
- В Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», И. Репин «Иван Грозный и его сын Иван», И. Глазунов «Иван Грозный»
Тип урока - обобщение знаний
Список используемой литературы
- Бабнский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1997
- Волков И.П. Проектирование процессов обучения. – М.: Просвещение, 1980
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Просвещение, 1999
- Конаржевский Ю.А. Пеждагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Педагогика, 1986
- Корнева Т.А. Уроки учительского мастерства. – Волгоград: Учитель, 2006
- Махмутов М.П. Современный урок - М. :Педагогика, 1981
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.:
Педагогика, 1989
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена,1995
- Рогов И.А. Психология школьника. – М.: Просвещение, 1997
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Система государственного устройства России к концу XVIв.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОПРИЧНИНА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Внешняя политика Ивана Грозного
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Проверочный тест
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ||
1. Соотнесите термины и содержание | 1. Соотнесите термины и содержание | ||
1.Судебник | а)Представительная группа аристократии вокруг царя, признававшая необходимость реформ государственного управления | 1.Земский собор | а)Земли, выделенные в особое царское управление |
2.Земщина | б)Органы центрального управления, отвечавшие за определенную сферу в государстве | 2.Опричнина | б)Система назначения на должности по знатности и древности боярского рода |
3.Избранная рада | в)Свод действующих законов, нечто среднее между конституцией и уголовным кодексом | 3.Боярская дума | в)Преобразование в какой-либо сфере общества |
4.Приказы | г)Сборник документов, принятый церковным собором в 1551г. | 4.Местничество | г)Законосовещательный орган, состоявший из представителей знатных боярских родов |
5.Стоглав | д)Земли, не вошедшие в опричнину, находившиеся в боярском управлении | 5.Реформа | д)Собрание представителей всех русских земель |
2. Соотнесите даты и события | 2. Соотнесите даты и события | ||
1. 1547г. | а)Стоглавый собор | 1. 1564г. | а)Присоединение Астраханского ханства |
2. 1582г. | б)Венчание Ивана IV на царство | 2. 1558г. | б)Принятие Судебника |
3. 1551г. | в)Поход Ермака в Сибирь | 3. 1550г. | в)Введение опричнины |
4. 1552г. | г)Окончание Ливонской войны | 4. 1560г. | г)Созван первый Земский собор |
5. 1583г. | д)Взятие Казани | 5. 1549г. | д)Роспуски Избранной рады |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Н.М. Карамзин
История государства Российского т.9 гл.1
Он затмил своих предков и могуществом, и добродетелью… нет народа в Европе, более россиян преданных своему государю, коего они равно и страшатся, и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, он во все входит, все решит, не скучает делами… Занимаясь единственно двумя делами: как служить богу и как истреблять врагов России.
В.О. Ключесвкий
Исторические портреты
Черты его личного характера дали особое направление его политическому образу мыслей, а его политический образ мыслей оказал сильное, при том вредное, влияние на его политический образ действий, испортил его.
Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, который производила его деятельность.
Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным богатырем, который, чтобы погубить врагов своих, на самого себя повалил здание, на крыше которого эти враги сидели.
Н.И. Костомаров
Исторические монографии и исследования
Его идеал состоял в том, чтобы прихоть владыки поставить выше всего: и общепринятых нравственных понятий, и всяких человеческих чувств, и даже веры, которую он сам исповедовал…. Поднялись около него новые слуги – рой подлых, трусливых, бессердечных и безнравственных угодников произвола, кровожадных лицемеров, автоматов деспотизма; они усердно выметали из Руси все, что в ней было доброго; они давали возможность быстро разрастись и процветать всему, что в ней в силу прежних условий накопилось мерзкого…. Он представлял поразительное сходство с Нероном… Злодеяния Ивана и Нерона облекались характером вычурности, иногда театральности… Нерон и Иван были жадны и корыстолюбивы, грабили области и не спускали: первый языческим храмам, второй – христианским монастырям. Нерон хвастался, что он один из римских императоров мог довести произвол владыки до крайних пределов; Иван толкова о беспредельности своей царской власти, и неограниченный произвол самовластия был его идеалом, целью его действий и помыслов.
Р.Ю. Виппер
Иван Грозный
Он попал в рубрику «тиранов», был присоединен к обществу Калигулы, Нерона, Людовика XI, Христиерна II. Проблему выяснения его роли как правителя оттеснили мелочные споры о личных его качествах, вопросы патологические и психиатрические выступили чуть ли не на первое место. В своем очерке я старался, насколько возможно было, восстановить историческое значение Ивана Грозного как одного из крупнейших политических и военных деятелей европейской истории XVI века. Мне остается только на немногих страницах начертить пути того литературного процесса, в течение которого слагалась враждебная для Грозного оценка его деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Народные песни об Иване Грозном
ГРОЗНЫЙ ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
«… Как я, Грозен царь, чем похвастаю:
Вывел я измену из Пскова,
Казанское царство мимоходом взял,
царя Сименона под мир склонил,
Снял с царя порфиру царскую,
Привез порфиру в каменну Москву.
Крестил я порфиру в каменной Москве,
Эту порфиру на себя наложил,
После этого стал Грозен царь!»
Ото сна встает царь Иван Васильевич, пробуждается,
Своего сына он хватается,
Своего сына Дмитрия-царевича.
Прознав дело, рвется и мечется.
И говорит таковы речи:
« Ой вы, слуги мои верные!
Вы зачем меня не уняли,
Вы зачем попустили на дело окаянное?»
Отвечают ему слуги верные:
«Ой ты, батюшко Грозный царь,
Царь Иван сударь Васильевич!
Не посмели мы перечить тебе,
Убоялися мы гнева твоего скорого! »
СТАНИЦА ГРЕБЕНЦОВ ПЕРЕД ИВАНОМ ГРОЗНЫМ
«Самому-то ли царю-надежде
Они речи ему говорят:
«Уж ты, батюшка, ты наш надежда,
православный ты наш государь!...»
ПЛАЧ КАЗАКОВ ПО СКОНЧАВШЕМСЯ ЦАРЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ГРОЗНОМ
«… бел-полотняный.
Ты восстань, восстань,
Ты наш православный царь!
Православный царь,
Православный царь,
Царь Иван Васильевич,
Ты наш батюшка!
Ты взгляни, взгляни
На свою-то силушку,
Свою силушку.
Твоя силушка
Скоро во поход пойдет.
Во поход пойдет,
Во поход пойдет.
Как под тот-то славный
Казань, Казань-город.»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским
Ты же ради тела погубил душу. Почему испугался неповинной смерти, ибо это не смерть, а воздаяние? Вы ведь еще со времен моей юности благочестие нарушали державу, данную мне от Бога и прародителей под свою власть отторгли. Русская земля держится молитвами святых и благословением наших родителей и государями, а не судьями и воеводами… с Божьей помощью имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы были вольны всегда, вольны были и казнить. В других странах изменников не любят и казнят, и тем укрепляют свою власть. | Почто, царь, сильных во Израили побил еси (ты) и воевод, от Бога данных ти на врага твоя, различными смертьми расторгл еси и победоносную святую кровь их во церквах Божиих проливал еси мученическим кровьми Праги церковные обагрил еси и на доброхотных твоих и душу зя тя полагающих неслыханные от века муки и смерти и гоненья умыслил еси изменами и чародейтсвы и иными неподобными облыгая православных и тщася со усердием свет во тьму прелагати и сладкое горько прозывати? Что провинили пред тобою и чем прогневали тя христьянские предатели? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
А.А. Майков «У гроба Грозного»
Средь царственных гробов в Архангельском соборе
На правом клиросе есть гроб. При гробе том
Стоишь невольно ты с задумчивым челом
И с боязливою пытливостью во взоре…
Тут Грозный сам лежит… последнего суда
Ты чуешь, что над ним судьба не изрекла:
Что с гроба этого тяжелая опала
Еще не снята; что, быть может, никогда
На свете пламенней души не появлялось…
Она с алчбой добра весь век во зле терзалась,
И внутренним огнем сгорел он – до сих пор
Сведен итог его винам и преступленьям;
Был спрос свидетелей, поставлен приговор,
Но нечто высшее все медлит утвержденьем.
Недоумением толпа еще полна.
И тайной облечен досель сей гроб безмолвный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"
Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....
Методическая разработка урока в 7классе «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»
В ходе дискуссии, организованной на уроке учащиеся определяют роль Ивана Грозного в истории страны,учатся аргументированно высказывать своё мнение,анализировать информацию, дел...
Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс
Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс...
Открытый урок «Суд над Иваном Грозным».
Тема: «Суд над Иваном Грозным».Цели: Выяснить, правление Ивана Грозного – созидание или разрушение.Развивать навыки ведения дискуссии.Воспитывать самостоятельность....
Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов
Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме....
Технологическая карта к уроку «Иван Грозный: великий правитель, царь, реформатор или жестокий деспот и тиран!?..»
Цели:Предметные:1) Систематизация знаний по истории России 16 века, раскрытие причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами данного периода2) Развитие ум...
Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс
Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и рабо...