Проект урока Иван Грозный
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Крупина Марина Михайловна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_ivan_groznyy.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по истории  России в 7 классе

тема: «Эпоха Ивана Грозного в истории и искусстве»

Тема: «Эпоха Ивана IV Грозного в истории и искусстве».

Место урока в теме

В программе по истории России вопросы, связанные с правлением Ивана Грозного являются часть темы «Московское государство XVIв.», на которую отводится 5часов. Эпоха Ивана IV Грозного занимает в изучаемом периоде важнейшее место, поскольку логически завершает представление о закономерных процессах складывания централизованного государства на Руси, трансформации системы политической власти от сословно-представительной монархии  к  зарождению абсолютизма, дает возможность осмысления роли России в мировом историческом процессе, исходя из особенностей геополитического положения, привлечения дополнительного материала и  актуализации межпредметных связей с литературой и искусством.  Данная тема играет важную роль в понимании последующих событий истории Российского государства в начале XVIIв, а также личностно-психологических аспектов истории, которые проявляются,  прежде всего, в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса. Урок по названной теме завершает изучение эпохи Ивана Грозного, обобщает знания по основным направлениям внутренней и внешней политики, способствует формированию важнейших понятий. Противоречивая личность Ивана Грозного, в которой сочетались образованность и одаренность, мстительность и недоверчивость его характера, отразились в мании преследования, садистских наклонностях, вспышках необузданного гнева, в большей или меньшей степени повлияли на  внутреннюю и внешнюю политику царя, которая получила разноречивую оценку в исторической науке: Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин, В. О. Ключевский, Н.И. Костомаров характеризовали Ивана IV отрицательно; советские историки Р.Ю. Виппер, С.В. Бахрушин, И.И. Смирнов и другие  подчеркивали положительные стороны его деятельности.

Противоречивый образ Ивана IV нашел  отражение в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, АК Толстого и А.Н. Толстого, в живописи И.Е Репина, В.М. Васнецова,  И. Глазунова».

 Особенности урока заключаются в том, что богатый научный, литературный и художественный  материал, неоднозначность в оценке авторов, обращавшихся в разное время к личности Ивана Грозного, делают  возможной  и необходимой  интеграцию учебного материала по дисциплинам «История», «Литература», «Мировая художественная культура» способствуют формированию  у  обучающихся более полного, образного  представления об изучаемом периоде,  понимания многообразия и многомерности мира, роли личности в истории, неоднозначности исторических событий и явлений.

 Цели и задачи урока

Цели урока

обобщить знаний по вопросу правления Ивана IV, процессе формирования абсолютизма в России,

развивать способности понимать историческую обусловленность, сопоставлять различные оценки исторических событий и личностей, аккумулировать знания из различных областей для формирования целостного образного  представления об исторической эпохе, событии, личности.

Задачи урока

образовательные

развивающие

воспитывающие

на основе анализа сформировать у обучающихся целостное представление о процессе упрочения централизованной власти и зарождения абсолютизма в период правления Ивана IV;

организовать работу по  упрочению и осмыслению ключевых понятий темы: самодержавие, сословно-представительная монархия, реформы, опричнина, Земский собор, Судебник 1550г., земщина,  приказы;

развивать навыки анализа исторических и литературных произведений.

развивать умения анализа, обобщения, сопоставления, использования дополнительных знаний для доказательности выводов;

развивать навыки  устной речи учащихся;

способствовать развитию образного мышления.

формировать чувство патриотизма;

воспитывать гражданственность, развивать мировоззренческие убеждения учащихся

Оборудование урока

  • Учебник «История России с древнейших времен до конца XVIв» под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной;
  • Карта «Русское государство в XVIв»
  • Схема «Реформы Ивана IV»;
  • Фрагменты фольклорных произведений:
  • «Грозный царь Иван Васильевич», «Плач казаков по скончавшемся царе Иване Грозном»
  • стихотворение А.А. Майкова «У гроба Грозного»
  • «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова
  • роман А.К. Толстого «Князь серебряный»
  • Фрагменты исторических трудов Н.М. Карамзина, ВО. Ключесвкого, Н. И Костомарова, Р.Ю. Виппера
  • Тесовые задания по терминам и понятиям темы;
  • Репродукции картин:
  • В Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», И. Репин «Иван Грозный и его сын Иван», И. Глазунов «Иван Грозный»

Тип урока - обобщение знаний

Деятельность учителя

Время

90 мин.

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

  1. Организационный этап

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, стимулировать активность

1.Приветствие:

определение отсутствующих, проверка готовности класса к уроку

2

2. Сообщение темы и типа  урока, определение форм и видов работы на уроке

2

Записывают тему в тетради, самостоятельно определяют  цели  урока.

Учащиеся самостоятельно определяют цели: охарактеризовать правление Ивана IV, определить отношение к личности Ивана IV современников и потомков, определить значение  в истории России.

  1. Актуализация знаний

Цель: обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках, подготовить к работе с историческими документами, актуализировать опорные знания

Беседа:

  1. Назовите даты царствования Ивана IV.

Какие периоды в царствовании Ивана IV можно выделить?

4

Называют даты правления 1533 -1583гг., делают записи в тетрадях.

Называют периоды: реформ 1549 – 1564гг. и опричнины 1565 – 1582гг., формулируют содержание терминов «реформы» и «опричнина», выделяют характерные черты.

  1. Охарактеризуйте личность царя.

Вывод: как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. А ранняя привычка к уединенному тревожному размышлению развила в нем болезненную впечатлительность и возбудимость. Обиды и унижения, перенесенные в детстве, породили желание отомстить боярам и привели к жестокой политике.

5

1

Индивидуальное сообщение о детстве и юности Ивана, боярском правлении. Учащиеся делают заметки в тетрадях.

Личные качества:

сочетались образованность и одаренность, мстительность и недоверчивость его характера, которые отразились в мании преследования, садистских наклонностях, вспышках необузданного гнева  - все эти качества сформировались в детстве, когда малолетний царь подвергался унижениям со стороны бояр.

Редкий ум, образован, прекрасный публицист, оратор, необычайная сила воли, пылкая душа, редкая наблюдательность и память – имел все качества великого, идеального правителя

Подозрительность, резкость, вспыльчивость, грубость, жестокость, безжалостность, гневливость

3. Какое значение имело венчание Ивана IV на царство?

4

Обобщают и делают выводы

  • демонстрация независимости Руси от орды, равенство с ней;
  • претензии Русского государства на византийское наследие;
  • упрочение дипломатических позиций в отношениях с Западной Европой

4. Охарактеризуйте реформы Ивана IV.

4

Работают со схемой «Реформы Ивана IV»

На доске записывают схему «Система государственного устройства России к к. XVIв.» (приложение 1)

Вывод:

  • реформы Избранной рады направлены на централизацию страны;
  • предприняты попытки к упорядочению правовых норм;
  • ослабление влияния боярства и стремление достичь согласия между интересами государства  и населения;

5. Что такое опричнина? Каковы ее причины и цели?

4

Заполняют схему на доске  (приложение 2)

Работают с картой

Развитие умения систематизировать материал в схематичном виде.

6. Каковы итоги опричнины?

4

Делают записи  в тетради.

Итоги опричнины:

  • экономическая разруха;
  • разрушение сословной монархии и зарождение абсолютизма;
  • установление отношений подданства;
  • уничтожение класса собственников;
  • массовые репрессии;

7. Охарактеризуйте внешнюю политику Ивана IV.

4

Заполняют схему «Внешняя политика Ивана IV» (приложение 3)

Работают с картой

Развитие умения систематизировать материал в схематичном виде.

Выводы:

  • укрепление южных границ;
  • рост территории государства;
  • начало восточной колонизации и освоение Сибири;
  • поражение России в борьбе за выход к Балтийскому морю;
  • экономическое разорение и бедствия населения;
  • ослабление стратегического положения России.

Вывод: политика Ивана IV была сложной, противоречивой. Общие итоги неудовлетворительные:

  • хозяйственный упадок страны;
  • ухудшение положения крестьян и бегство их на юг, формирование казачества;
  • введение заповедных лет, начало формирования крепостного права;
  • усиление царской власти;
  • перераспределение земель.

1

сочетались дальновидность, энергия и целеустремленность с импульсивными порывами и колебаниями и мистицизмом; человек образованный, незаурядный литературный талант, важная роль в организации книгопечатания и просвещения,  строительство храмов

8. Учащимся предлагается тест на определение содержания понятий и дат темы.

10

Работают индивидуально  с тестами. (приложение 4)

  1. Эпоха Ивана Грозного в оценке историков. Анализ источников.

Цель: формировать умение анализировать и систематизировать историческую информацию, сопоставлять оценки исторических событий и личностей, определять личностное отношение к изучаемой теме

Учащимся предлагаются фрагменты работ русских историков Н.М. Карамзина, В.О. Ключесвкого, Н.И. Костомарова, Р.Ю. Виппера, С.В. Бахрушина

Вопросы:

  • Каково отношение историков к личности и правлению Ивана IV?
  • Кто и почему оценивают отрицательно?
  • Кто и почему оценивает положительно?

Вывод: в исторической науке эпоха Ивана IV получила разноречивую оценку, что определяется неоднозначностью, противоречивостью личности самого царя и его политики, а также личностными ориентирами самих ученых.

20

Работают с текстами документов, отвечают на вопросы (приложение 5)

Личность и правление Ивана IV неоднозначны в оценке историков.

Отрицательная оценка Н.М. Карамзина, В.О. Ключесвкого, Н.И. Костомарова – осуждение жестокости, деспотизма, уничтожения соотечественников, грядущие потрясения в стане.

Положительная оценка Р.Ю. Виппера, С.В. Бахрушина – усиленно подчеркивают положительную сторону деятельности, силу, мудрость.

  1. Эпоха Ивана Грозного в искусстве. Анализ произведений литературы и искусства

Цель: формировать образное мышление, интерес к изучению культуры общества

Эпоха и личность Ивана IV нашли широкое отражение не только в исторической науке, но и в произведениях устного народного творчества,  литературы и искусства XIX и XXвв.

20

Образ Ивана IV в литературе.

А.С. Пушкин «Борис Годунов», М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова», А.К Толстой «Князь Серебряный»

Музыка: Римский-Корсаков опера «Борис Годунов»

Обратимся к более ранним произведениям.

Каково отношение народа к царю?

Вывод: в народных песнях – положительный герой, мудрый правитель, противопоставлен боярам. Царь – отец, батюшка, от которого принимают и гнев и милость. Народ царя не осуждает.

Как относились современники Ивана IV  в лице князя Курбского?

Что утверждает сам царь в своем послании к Князю Курбскому?

Чьи взгляды выражает Курбский? За что критикует царя?

Каков Иван Грозный у Лермонтова?

Какие приемы использует автор, создавая образ царя?

Как характеризует  А.К Толстой царя в романе «Князь Серебряный» стр. 58

Каково отношение А.К Толстого к царю?

Работают в тетрадях.

Читают  народные песни об Иване грозном, выписывают характеристики в тетрадь. (приложение 6)

Индивидуальное сообщение о переписке Ивана IV с опальным князем Андреем Курбским, бывшим членом «Избранной рады»

Анализ фрагментов писем. (приложение 7)

Читают отрывок из поэмы.

Фрагмент романа «Князь Серебряный » - описание Александровской слободы (гл. 7 стр 50)

Грозен, гневен, повывел боярскую измену, царь-батюшка, сильный, надежда народа.

Принцип неограниченности царской власти, освященной божественным авторитетом. Обвиняет бояр в измене и предательстве.

Взгляды боярской оппозиции, обличает опричнину, беспричинную жестокость царя.

Грозный, недовольный Кирибеевичем.

Эпитеты: слова грозные, очи зоркие, брови черные, сравнивает с ястребом – хищной, безжалостной птицей.

На фоне великолепных храмов – виселицы и плахи, построенные не на день, два, а на годы. С одной стороны царь – созидатель, не чужд прекрасного, религиозен, с другой – деспот и тиран.

Склонен к смене настроения, милостив и жесток одновременно. Коварен по отношению к тем, кого считает врагами.

На фоне царских палат и церквей плаха и виселицы.

Образ Ивана IV в искусстве.

Учащимся предлагаются репродукции.

В. Васнецов « Царь Иван Васильевич Грозный», и. Репин «Иван Грозный и сын его Иван», И Глазунов «Иван Грозный»

Что объединяет живописные произведения?

Какие приемы используют художники для  создания образа царя?

Рассматривают репродукции, отвечают на вопросы.

Молодой, статный,  величественный, знает, чего хочет, видит будущее страны.

Образ подчеркивают яркие краски, богатые одежды. За спиной царя голубая даль как символ надежды на будущее.

Старый, разбитый, растерянный человек, осознающий ужас своего поступка.

Царь всегда узнаваем, но каждый увидел его по-своему6

Васнецов – властный, строгий, грозный, гордая осанка, величественный.

Репин – царь живой человек, личность противоречивая, способная да добро и зло, на страдание и раскаяние.

Глазунов видит в Иване Грозном» больше тирана, чем созидателя, суть жизни и деятельности которого – плаха.

Перспектива, игра света и тени, контрастные краски…

Завершает урок стихотворением А.А. Майкова «У гроба Грозного»

Каково отношение поэта к личности Ивана Грозного?

Поэт не судит царя. Говорит о том, что не человек должен судить другого человека. Нечто высшее все медлит утвердить приговор, и по сей день личность эта окружена тайной.

  1. Определение домашнего задания  

Цель: концентрировать внимание учащихся на ключевых понятиях темы, развивать внимание и понимание личностно-психологических аспектов истории, воспитание патриотических чувств и гражданских качеств

По итогам работы на предыдущих уроках и дома учащимся нужно написать сочинение-рассуждение на тему «Мое отношение к Ивану Грозному». При работе над сочинением учащиеся могут использовать различные источники и дополнительную литературу.

2

Учащиеся получают возможность развивать свои интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самовыражения.

Проявить понимание и критическое осмысление определенной исторической эпохи и роли личности, попытаться определить собственную позицию по возможности сформулировать свои собственные взгляды.

Подведение итогов.

Выставление оценок и комментирование работы учащихся на уроке.

3

На данном уроке есть возможность оценить знания и работу всех учащихся, при чем один ученик может получить за урок несколько оценок.

Список используемой литературы

  1. Бабнский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика,  1997

  1. Волков И.П. Проектирование процессов обучения.  – М.: Просвещение, 1980

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Просвещение, 1999

  1. Конаржевский Ю.А. Пеждагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Педагогика, 1986

  1. Корнева Т.А. Уроки учительского мастерства. – Волгоград: Учитель, 2006

  1. Махмутов М.П. Современный урок  - М. :Педагогика, 1981

  1. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.:

      Педагогика, 1989

  1. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена,1995

  1. Рогов И.А. Психология школьника. – М.: Просвещение, 1997

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Система государственного устройства России к концу XVIв.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОПРИЧНИНА

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Внешняя политика Ивана Грозного


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Проверочный тест

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

1. Соотнесите термины и содержание

1. Соотнесите термины и содержание

1.Судебник

а)Представительная группа аристократии вокруг царя, признававшая необходимость реформ государственного управления

1.Земский собор

а)Земли, выделенные в особое царское управление

2.Земщина

б)Органы центрального управления, отвечавшие за определенную сферу в государстве

2.Опричнина

б)Система назначения на должности по знатности и древности боярского рода

3.Избранная рада

в)Свод действующих законов, нечто среднее между конституцией и уголовным кодексом

3.Боярская дума

в)Преобразование в какой-либо сфере общества

4.Приказы

г)Сборник документов, принятый церковным собором в 1551г.

4.Местничество

г)Законосовещательный орган, состоявший из представителей знатных боярских родов

5.Стоглав

д)Земли, не вошедшие в опричнину, находившиеся в боярском управлении

5.Реформа

д)Собрание представителей всех русских земель

2. Соотнесите даты и события

2. Соотнесите даты и события

1. 1547г.

а)Стоглавый собор

1. 1564г.

а)Присоединение Астраханского ханства

2. 1582г.

б)Венчание Ивана IV на царство

2. 1558г.

б)Принятие Судебника

3. 1551г.

в)Поход Ермака в Сибирь

3. 1550г.

в)Введение опричнины

4. 1552г.

г)Окончание Ливонской войны

4. 1560г.

г)Созван первый Земский собор

5. 1583г.

д)Взятие Казани

5. 1549г.

д)Роспуски Избранной рады

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Н.М. Карамзин

 История государства Российского т.9 гл.1

Он затмил своих предков и могуществом, и добродетелью… нет народа в Европе, более россиян преданных своему государю, коего они равно и страшатся, и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, он во все входит, все решит, не скучает делами… Занимаясь единственно двумя делами: как служить богу и как истреблять врагов России.

В.О. Ключесвкий

Исторические портреты

Черты его личного характера дали особое направление его политическому образу мыслей, а его политический образ мыслей оказал сильное, при том вредное, влияние на его политический         образ действий, испортил его.

Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, который производила его деятельность.

Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным богатырем, который, чтобы погубить врагов своих, на самого себя повалил здание, на крыше которого эти враги сидели.

Н.И. Костомаров

Исторические монографии и исследования

Его идеал состоял в том, чтобы прихоть владыки поставить выше всего: и общепринятых нравственных понятий, и всяких человеческих чувств, и даже веры, которую он сам исповедовал…. Поднялись около него новые слуги – рой подлых, трусливых, бессердечных и безнравственных угодников произвола, кровожадных лицемеров, автоматов деспотизма; они усердно выметали из Руси все, что в ней было доброго; они давали возможность быстро разрастись и процветать всему, что в ней в силу прежних условий накопилось мерзкого…. Он представлял поразительное сходство с Нероном… Злодеяния Ивана и Нерона облекались характером вычурности, иногда театральности… Нерон и Иван были жадны и корыстолюбивы, грабили области и не спускали: первый языческим храмам, второй – христианским монастырям. Нерон хвастался, что он один из римских императоров мог довести произвол владыки до крайних пределов; Иван толкова о беспредельности своей царской власти, и неограниченный произвол самовластия был его идеалом, целью его действий и помыслов.

Р.Ю. Виппер

Иван Грозный

Он попал в рубрику «тиранов», был присоединен к обществу Калигулы, Нерона, Людовика XI, Христиерна II. Проблему выяснения его роли как правителя оттеснили мелочные споры о личных его качествах, вопросы патологические и психиатрические выступили чуть ли не на первое место. В своем очерке я старался, насколько возможно было, восстановить историческое значение Ивана Грозного как одного из крупнейших политических и военных деятелей европейской истории XVI века. Мне остается только на немногих страницах начертить пути того литературного процесса, в течение которого слагалась враждебная для Грозного оценка его деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Народные песни об Иване Грозном

ГРОЗНЫЙ ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

«… Как я, Грозен царь, чем похвастаю:

Вывел я измену из Пскова,

Казанское царство мимоходом взял,

царя Сименона под мир склонил,

Снял с царя порфиру царскую,

 Привез порфиру в каменну Москву.

Крестил я порфиру в каменной Москве,

Эту порфиру на себя наложил,

После этого стал Грозен царь!»

Ото сна встает царь Иван Васильевич, пробуждается,

Своего сына он хватается,

Своего сына Дмитрия-царевича.

Прознав дело, рвется и мечется.

И говорит таковы речи:

« Ой вы, слуги мои верные!

Вы зачем меня не уняли,

Вы зачем попустили на дело окаянное?»

Отвечают ему слуги верные:

«Ой ты, батюшко Грозный царь,

Царь Иван  сударь Васильевич!

Не посмели мы перечить тебе,

Убоялися мы гнева твоего скорого! »

СТАНИЦА ГРЕБЕНЦОВ ПЕРЕД ИВАНОМ  ГРОЗНЫМ

«Самому-то ли царю-надежде

Они речи ему говорят:

«Уж ты, батюшка, ты наш надежда,

православный ты наш государь!...»

ПЛАЧ КАЗАКОВ ПО СКОНЧАВШЕМСЯ ЦАРЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ГРОЗНОМ

«… бел-полотняный.

Ты восстань, восстань,

Ты наш православный царь!

Православный царь,

Православный царь,

Царь Иван Васильевич,

Ты наш батюшка!

Ты взгляни, взгляни

На свою-то силушку,

Свою силушку.

Твоя силушка

Скоро во поход пойдет.

Во поход пойдет,

Во поход пойдет.

Как под тот-то славный

Казань, Казань-город.»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским

Ты же ради тела погубил душу.

Почему испугался неповинной смерти, ибо это не смерть, а воздаяние? Вы ведь еще со времен моей юности благочестие нарушали державу, данную мне от Бога и прародителей под свою власть отторгли. Русская земля держится молитвами святых и благословением наших родителей и государями, а не судьями и воеводами… с Божьей помощью имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников.

А жаловать своих холопов мы были вольны всегда, вольны были  и казнить.  В других странах изменников не любят и казнят, и тем укрепляют свою власть.

Почто, царь, сильных во Израили побил еси (ты) и воевод, от Бога данных ти на врага твоя, различными смертьми расторгл еси и победоносную святую кровь их во церквах Божиих проливал еси мученическим кровьми Праги церковные обагрил еси и на доброхотных твоих и душу зя тя полагающих неслыханные от века муки и смерти и гоненья умыслил еси  изменами и чародейтсвы и иными неподобными облыгая православных и тщася  со усердием свет во тьму прелагати и сладкое горько прозывати? Что провинили пред тобою и чем прогневали тя христьянские предатели?

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

А.А. Майков   «У гроба Грозного»

Средь царственных гробов в Архангельском соборе

На правом клиросе есть гроб. При гробе том

Стоишь невольно ты с задумчивым челом

И с боязливою пытливостью во взоре…

Тут Грозный сам лежит… последнего суда

Ты чуешь, что над ним судьба не изрекла:

Что с гроба этого тяжелая опала

Еще не снята; что, быть может, никогда

На свете пламенней души не появлялось…

Она с алчбой добра весь век во зле терзалась,

И внутренним огнем сгорел он – до сих пор

Сведен итог его винам и преступленьям;

Был спрос свидетелей, поставлен приговор,

Но нечто высшее все медлит утвержденьем.

Недоумением толпа еще полна.

И тайной облечен досель сей гроб безмолвный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"

Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....

Методическая разработка урока в 7классе «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

В ходе дискуссии, организованной на  уроке учащиеся определяют  роль Ивана Грозного  в истории страны,учатся аргументированно высказывать своё мнение,анализировать информацию,  дел...

Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс

Презентация  к уроку " Иван Грозный " 6 класс...

Открытый урок «Суд над Иваном Грозным».

Тема: «Суд над Иваном Грозным».Цели: Выяснить, правление Ивана Грозного – созидание или разрушение.Развивать навыки ведения дискуссии.Воспитывать самостоятельность....

Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов

Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме....

Технологическая карта к уроку «Иван Грозный: великий правитель, царь, реформатор или жестокий деспот и тиран!?..»

Цели:Предметные:1) Систематизация  знаний  по истории  России 16 века,  раскрытие причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами данного периода2) Развитие ум...

Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс

Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе.  Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и рабо...