План открытого урока " Иван грозный реформатор или тиран? "
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Кунаев Азамат Жумагалиевич

В данном сценарии представлен коспект урока по истории на тему " Иван грозный реформатор или тиран?" 

Используются ЦОР, метод  Эдварда де Боно " шесть шляп мышления" 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории

Тема: Иван IV Грозный - реформатор или тиран?

Цель урока:

-Охарактеризовать личность Ивана Грозного в контексте с особенностями  того времени,

определить факторы, повлиявшие на формирование личности царя.

-Указать на причины проведения реформ и выделить их положительное и отрицательное значение.

- Способствовать развитию коммуникативных навыков работы в группе, применяя метод проектной технологии.

-Развивать умение аргументировано высказывать своё мнение, логически строить ответ, составлять таблицу.

Задачи урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с началом деятельности Ивана IY;

-выяснить необходимость преобразований, проводимых царем для усиления централизованной власти в стране, оценить роль его реформ;

-рассмотреть взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного;

-дать характеристику Ивану Грозному как историческому деятелю.

развивающие:

-развивать навыки работы с текстом документов;

-учить умению анализировать, делать выводы, искать причинно-следственные связи;

-продолжить работу по развитию коммуникативных навыков учащихся, умению работать в группе;

-развивать умение защищать свою точку зрения.

воспитательные: создание условий для привития уважения к истории своей Родины, повышения интереса к изучению истории.

На уроке используется метод проблемного обучения и системно-деятельстного подхода.

Методические приемы:

-проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения,

-частично-поисковые задачи, которые используются для подведения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.

-методы стимулирования и мотивации такие, как создание эмоционально-нравственных ситуаций на уроке.

-групповая работа

Контроль знаний осуществляется при изучении материала в ходе эвристических бесед с учащимися и в результате работы с понятиями, тест. 

Оборудование: На уроке в соответствии с целями урока применяются наглядные пособия, презентация слайдов, отрывок из х/ф «Иван Грозный».

Ход урока.

IАктуализация знаний.

 Для того, что определить тему сегодняшнего урока, я прочитаю несколько цитат о человеке с именем которого вы обязательно уже встречались.

Цитата первая:

Карамзин

 «Между иными тяжкими опытами судьбы, сверх бедствий удельной системы, сверх ига монголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя…»

Цитата вторая:

 Ключевский

Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие.

Цитата третья:

Патриарх Иов:

«…Иван  был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен…»

Цитата четвертая:

Зимин.:

«…Россия превратилась в огромную державу, произошло упрочнение международного престижа России, расширение торговых связей…»

Назовете имя царя, а следовательно и тему урока.  (Ответы учащихся).

Итак, тема урока:  «Иван IV Грозный - реформатор или тиран?»

II. Изучение нового материала.

Иван Грозный-это реформатор или тиран?

 Сегодня мы  с вами познакомимся с одной из неоднозначной страниц нашей истории –  временем правления Ивана Васильевича IV – Грозного.  Попытаемся дать свою оценку личности царя, охарактеризовать правление Ивана Грозного.  Разные прозвища давал народ своим правителям, которые  в  различной степени отражали характеристику самого человека или его дел.  Например: Ярослав Мудрый, Владимир Красно Солнышко или Владимир Святой, Василий Тёмный.  Но прозвище Грозный, данное Ивану IV отражает не только его  характер, но и время его правления, его отношения с окружающими людьми. Очень выразительный, грозный образ царя показан в художественном фильме «Иван Грозный», фрагмент которого мы с вами сейчас посмотрим.

Просмотр фрагмента х/ф  «Иван Грозный».

Беседа:

Какое впечатление произвёл на вас образ Ивана IV?

Какие чувства вызвал у вас фильм?

Какое прозвище вы дали бы этому царю?

( Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, высказывают своё мнение).

 Да, народ дал меткое и объёмное прозвище своему правителю. Перед нами образ жестокого, непредсказуемого, мрачного, недоверчивого человека.

Но почему он такой? Что и кто оказывает влияние на формирование личности любого человека?

Работа в группах

Посмотрите и   ответьте мне на вопрос , что необычного вы видите на своих столах?

Правильно сегодня вы разделены на группы и у каждой из групп своя шляпа.

Памятка о работе при использовании метода «Шести шляп».

Белая шляпа – факты

Желтая шляпа – позитив

Черная шляпа – критика, аргументы против

Красная шляпа – эмоции Какое прозвище вы дали бы этому царю? (страшный , жестокий, ужасный)

Зеленая шляпа – Креативные, необычные идеи (может он их разыгрывает, или хочет проверить их преданность, или это вообще двойник,  которого послали враги Руси.)

Синяя шляпа – нейтральное, оценочное подведение итогов. ( События происходят в Александровской слободе. Иван 4 частично отказывается от власти. Внешний вид и манеры внушают страх.)

Работа по группам.

Слушайте друг друга внимательно, так как прозвучат ответы теста в конце урока!!!!

Каждая группа работает с текстом учебника.

Задания запечатаны в конверте.

Белая шляпа – факты и только факты.

Укажите годы правления Ивана IV_________________ (c.42)

Какие реформы произвёл Иван IV?   (ответ в п.6  с.45-47 )

Дата

Название

Желтая шляпа – позитив, что хорошего …

Главные достижения во внешней политике Ивана Грозного (ответ п.7-8 с.58-64) :

___________________________________________

Черная шляпа – критика, аргументы против

Главное поражение во внешней политике Ивана Грозного:

(ответ с.67-68)

 _________________________________________________

Чем плоха опричнина? (ответ на с.84-85)

__________________________________________________

Итоги царствования Ивана Грозного (ответ с.85-86): ____________________________________________________

Красная шляпа – эмоции, какие чувства …

Какое впечатления на вас произвел Иван IV Грозный

(с.43 пункт 2,  с.85 пункт 5):

__________________________________________________________________

Зеленая шляпа – креативные, необычные идеи

Что необычного и нового было при правлении Ивана IV?

__________________________________________________________________

В чем выражался креатив опричников?

__________________________________________________________________

(ответы на с. 83)

Синяя шляпа – нейтральное, оценочное подведение итогов.

По выступлениям всех групп, составьте вывод о правлении Ивана IV Грозного. (в помощь рубрика «подведем итоги» на с.47 и на с.68 и на с. 86) ________________________________________________

III. Индивидуальная рефлексия:

Пожалуйста, используя свой гаджет, ответьте на вопрос Иван IV Грозный – реформатор или тиран?

IV. Закрепление материала (тест).

Пожалуйста, используя свой гаджет, пройдите тест.

V. Рефлексия:

Как вам урок?

Запишите , пожалуйста по одному слову.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс

Презентация  к уроку " Иван Грозный " 6 класс...

Конспект открытого урока: "ПЕТР I — реформатор или тиран"

Тема урока: «ПЕТР I — реформатор или тиран...»(проблемно-исследовательская дискуссия)...

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

Технологическая карта к уроку «Иван Грозный: великий правитель, царь, реформатор или жестокий деспот и тиран!?..»

Цели:Предметные:1) Систематизация  знаний  по истории  России 16 века,  раскрытие причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами данного периода2) Развитие ум...

Открытый урок по теме: "Иван Грозный - реформатор или тиран?

Урок по теме "Иван Грозный - реформатор или тиран"" для учащихся 7 класса. Использована технология проблемного обучения...

Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс

Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе.  Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и рабо...