План открытого урока " Иван грозный реформатор или тиран? "
план-конспект занятия по истории (7 класс)
В данном сценарии представлен коспект урока по истории на тему " Иван грозный реформатор или тиран?"
Используются ЦОР, метод Эдварда де Боно " шесть шляп мышления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ivan_groznyy-tiran_ili_reformator_dlya_studentov_1ch._30_min.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории
Тема: Иван IV Грозный - реформатор или тиран?
Цель урока:
-Охарактеризовать личность Ивана Грозного в контексте с особенностями того времени,
определить факторы, повлиявшие на формирование личности царя.
-Указать на причины проведения реформ и выделить их положительное и отрицательное значение.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков работы в группе, применяя метод проектной технологии.
-Развивать умение аргументировано высказывать своё мнение, логически строить ответ, составлять таблицу.
Задачи урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с началом деятельности Ивана IY;
-выяснить необходимость преобразований, проводимых царем для усиления централизованной власти в стране, оценить роль его реформ;
-рассмотреть взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного;
-дать характеристику Ивану Грозному как историческому деятелю.
развивающие:
-развивать навыки работы с текстом документов;
-учить умению анализировать, делать выводы, искать причинно-следственные связи;
-продолжить работу по развитию коммуникативных навыков учащихся, умению работать в группе;
-развивать умение защищать свою точку зрения.
воспитательные: создание условий для привития уважения к истории своей Родины, повышения интереса к изучению истории.
На уроке используется метод проблемного обучения и системно-деятельстного подхода.
Методические приемы:
-проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения,
-частично-поисковые задачи, которые используются для подведения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.
-методы стимулирования и мотивации такие, как создание эмоционально-нравственных ситуаций на уроке.
-групповая работа
Контроль знаний осуществляется при изучении материала в ходе эвристических бесед с учащимися и в результате работы с понятиями, тест.
Оборудование: На уроке в соответствии с целями урока применяются наглядные пособия, презентация слайдов, отрывок из х/ф «Иван Грозный».
Ход урока.
IАктуализация знаний.
Для того, что определить тему сегодняшнего урока, я прочитаю несколько цитат о человеке с именем которого вы обязательно уже встречались.
Цитата первая:
Карамзин
«Между иными тяжкими опытами судьбы, сверх бедствий удельной системы, сверх ига монголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя…»
Цитата вторая:
Ключевский
Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие.
Цитата третья:
Патриарх Иов:
«…Иван был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен…»
Цитата четвертая:
Зимин.:
«…Россия превратилась в огромную державу, произошло упрочнение международного престижа России, расширение торговых связей…»
Назовете имя царя, а следовательно и тему урока. (Ответы учащихся).
Итак, тема урока: «Иван IV Грозный - реформатор или тиран?»
II. Изучение нового материала.
Иван Грозный-это реформатор или тиран?
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из неоднозначной страниц нашей истории – временем правления Ивана Васильевича IV – Грозного. Попытаемся дать свою оценку личности царя, охарактеризовать правление Ивана Грозного. Разные прозвища давал народ своим правителям, которые в различной степени отражали характеристику самого человека или его дел. Например: Ярослав Мудрый, Владимир Красно Солнышко или Владимир Святой, Василий Тёмный. Но прозвище Грозный, данное Ивану IV отражает не только его характер, но и время его правления, его отношения с окружающими людьми. Очень выразительный, грозный образ царя показан в художественном фильме «Иван Грозный», фрагмент которого мы с вами сейчас посмотрим.
Просмотр фрагмента х/ф «Иван Грозный».
Беседа:
Какое впечатление произвёл на вас образ Ивана IV?
Какие чувства вызвал у вас фильм?
Какое прозвище вы дали бы этому царю?
( Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, высказывают своё мнение).
Да, народ дал меткое и объёмное прозвище своему правителю. Перед нами образ жестокого, непредсказуемого, мрачного, недоверчивого человека.
Но почему он такой? Что и кто оказывает влияние на формирование личности любого человека?
Работа в группах
Посмотрите и ответьте мне на вопрос , что необычного вы видите на своих столах?
Правильно сегодня вы разделены на группы и у каждой из групп своя шляпа.
Памятка о работе при использовании метода «Шести шляп».
Белая шляпа – факты
Желтая шляпа – позитив
Черная шляпа – критика, аргументы против
Красная шляпа – эмоции Какое прозвище вы дали бы этому царю? (страшный , жестокий, ужасный)
Зеленая шляпа – Креативные, необычные идеи (может он их разыгрывает, или хочет проверить их преданность, или это вообще двойник, которого послали враги Руси.)
Синяя шляпа – нейтральное, оценочное подведение итогов. ( События происходят в Александровской слободе. Иван 4 частично отказывается от власти. Внешний вид и манеры внушают страх.)
Работа по группам.
Слушайте друг друга внимательно, так как прозвучат ответы теста в конце урока!!!!
Каждая группа работает с текстом учебника.
Задания запечатаны в конверте.
Белая шляпа – факты и только факты.
Укажите годы правления Ивана IV_________________ (c.42)
Какие реформы произвёл Иван IV? (ответ в п.6 с.45-47 )
Дата | Название |
Желтая шляпа – позитив, что хорошего …
Главные достижения во внешней политике Ивана Грозного (ответ п.7-8 с.58-64) :
___________________________________________
Черная шляпа – критика, аргументы против
Главное поражение во внешней политике Ивана Грозного:
(ответ с.67-68)
_________________________________________________
Чем плоха опричнина? (ответ на с.84-85)
__________________________________________________
Итоги царствования Ивана Грозного (ответ с.85-86): ____________________________________________________
Красная шляпа – эмоции, какие чувства …
Какое впечатления на вас произвел Иван IV Грозный
(с.43 пункт 2, с.85 пункт 5):
__________________________________________________________________
Зеленая шляпа – креативные, необычные идеи
Что необычного и нового было при правлении Ивана IV?
__________________________________________________________________
В чем выражался креатив опричников?
__________________________________________________________________
(ответы на с. 83)
Синяя шляпа – нейтральное, оценочное подведение итогов.
По выступлениям всех групп, составьте вывод о правлении Ивана IV Грозного. (в помощь рубрика «подведем итоги» на с.47 и на с.68 и на с. 86) ________________________________________________
III. Индивидуальная рефлексия:
Пожалуйста, используя свой гаджет, ответьте на вопрос Иван IV Грозный – реформатор или тиран?
IV. Закрепление материала (тест).
Пожалуйста, используя свой гаджет, пройдите тест.
V. Рефлексия:
Как вам урок?
Запишите , пожалуйста по одному слову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс
Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс...
Конспект открытого урока: "ПЕТР I — реформатор или тиран"
Тема урока: «ПЕТР I — реформатор или тиран...»(проблемно-исследовательская дискуссия)...
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.
Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...
Технологическая карта к уроку «Иван Грозный: великий правитель, царь, реформатор или жестокий деспот и тиран!?..»
Цели:Предметные:1) Систематизация знаний по истории России 16 века, раскрытие причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами данного периода2) Развитие ум...
Открытый урок по теме: "Иван Грозный - реформатор или тиран?
Урок по теме "Иван Грозный - реформатор или тиран"" для учащихся 7 класса. Использована технология проблемного обучения...
Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс
Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и рабо...