Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс)

Тимошина Светлана Анатольевна

Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе.  Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и работают над проблемным заданием "Иван Грозный - реформатор или тиран?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_groznyy_-_pervyy_russkiy_tsar.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории 7 класс учитель Тимошина С.А.

Тема урока

Иван Грозный – первый русский царь

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Выяснить Иван Грозный реформатор или тиран?

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России 16-17 века» Пчелов, Лукин

Проектор презентация

План урока

  1. Становление характера Ивана Грозного
  2. Внутренняя политика. Реформы.
  3. Внешняя политика. Внешнеполитические итоги
  4. Опричнина. Суждения историков об опричнине
  5. Иван Грозный в изобразительном искусстве
  6. Ливонская война и её итоги
  7. Обобщение « Иван Грозный реформатор или тиран?»
  8. Рефлексия

Личностно значимая проблема

«Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?».

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности и актуализация

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории.

Иван Грозный – кто он? Работа с презентацией кадры 1-6

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Давайте попытаемся дать свою оценку деятельности царя Ивана Васильевича и ответить на вопрос: «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?».

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Изучение нового материала

17

Работа с презентацией и ист источниками

  1. Становление характера

Работа с презентацией кадры 1-6

Работа с историческим источником

(Ключевский)

  1. Внутренняя политика Ивана Грозного (слайд 12) Работа с учебником стр 17-19

  1. Внешняя политика. Расширение территории Российского государства. Работа с презентацией кадры 15-17
  2. Опричнина. Суждения историков об опричнине. Работа с презентацией кадры 22-24

  1. Иван Грозный в изобразительном искусстве Работа с презентацией кадры 25-32

  1. Ливонская война и её итоги

               Работа с презентацией кадр 33-35

.Работа с ист источником

Реформы Ивана Грозного- работа с учебником.

Обобщение – схема слайд 14

Работа с иллюстрациями, картой , ответы на вопросы слайд 17

Работа с историческими источниками, ответить на вопросы слайд 22

Учащиеся рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы

Работа с картой, ответы на вопросы

. Фронтальная работа

.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.

III. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

Выделяем факты, свидетельствующие о том, что при Иване Грозном произошли положительные изменения и проведены реформы, и фокты свидетельствующии о тирании

Обобщение полученных сведений

Учащиеся делают записи в тетрадях

Работа с презентацией слайд 36

Учащиеся приводят свои аргументы ,свидетельствующие о том, что при Иване Грозном произошли положительные изменения и проведены реформы, и факты свидетельствующие о тирании

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

IV. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

–  Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

Составление синквейна «Иван 4»

Отвечают на вопросы.

Составление синквейна «Иван 4»

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

Повторение контурная карта

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа

Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он

начал и людей бросать, и собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и  родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд.    (Ключевский)

К. Д. Кавелин: «Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства».

С. М. Соловьёв рассматривал опричнину через свою идею постепенного перехода от родовых отношений к государственным. Борьба Ивана IV с боярством, которое являлось носителем родовых начал, имела, по мысли Соловьёва, положительное значение, поскольку она ускоряла победу начал государственных.

Н. И. Костомаров видел истинную причину конфликта царя с боярами в отрицательных особенностях характера Ивана IV.

С. Ф. Платонов главный смысл опричнины видел в борьбе государственной власти, опиравшейся на «служилый класс» (дворян-помещи- ков), против могущественной княжеско-боярской знати, потомков удельных князей. Важнейшим результатом опричнины, по мнению историка, был разгром родового боярско-княжеского землевладения, являвшегося основой политического могущества старой феодальной знати.

А. Зимин высказал мнение о том, что опричнина была нацелена не на бояр, как таковых, а на уничтожение последних «форпостов» раздробленности — Старицкого удельного княжества и новгородских «вольностей», а также независимости и экономического могущества Русской православной церкви.

Б. Кобрин рассматривал опричную политику как ускоренную централизацию государства, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор.

С. А. П. Павлов видит главную роль опричнины в том, что в середине XVI в. «центральная монархическая власть смогла значительно возвыситься над обществом, поставить его под свой жёсткий контроль... Опричнина окончательно повернула российскую государственность на самодержавный путь развития, обеспечив победу самодержавных начал над началами сословного представительства».

Д. Р. Г. Скрынников подчёркивал, что «опричнина явилась первым в русской истории воплощением самодержавия как системы неограниченного царского правления».

Е. И. Я. Фроянов считает опричнину формой защиты основ православной веры и зарождавшегося самодержавия от развязанной Западной Европой ещё во времена Ивана III идеологической войны против России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории в 6 классе "Лики Ивана Грозного"

Цель урока:Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы. Воспитать негативное отношение к террору как способу решения политических проблем, к деспотизму и тирании, научить...

"Иван Грозный - первый русский царь"

Урок изучения нового материала с элементами практической работы. Интерактивная презентация активизирует учащихся, представляет учебную информацию в наглядной форме. Активные формы работы с текстом выр...

Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР

Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...

К 100- летию Первой мировой войны. Из истории авиации. Первый русский авиатор.

Материал основан на данных историко- краеведческого музея, архивных данных и подробно рассказывает о жизненом пути Ткачева В.М....

Проверочная работа 11 класс. Первая русская революция и русско-японская война

Проверочная работа служит для проверки знаний учащихся 11 классов и способствует их постепенной подготовке к ЕГЭ...

Иван Грозный - первый русский царь

Иван Грозный - первый русский царь  разработка урока истории 7 класс (технологическая карта урока)...

Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого

Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и...