Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"
план-конспект урока истории (7 класс) по теме

Христенко Алла Анатольевна

Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ivan_Groznyy._Bozhiy_izbrannik_ili_posobnik_dyavola..doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок составила учитель МОУ СОШ №52

Города Уфы республики Башкортостан

Христенко Алла Анатольевна

        (Интегрированный урок по истории и литературе в 7 классе)

Тема урока:                                                                          Правления первого российского царя – Ивана IV.

        «Посланник Бога или раб Дьявола».

Цели урока: 

                                                                                                         

Закрепление и углубление знаний о событиях русской истории XVI века, о деятельности Ивана Грозного

  • Овладение исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками
  • Воспитание толерантного отношения к событиям русской истории
  • Формирование ценностных ориентаций, в ходе ознакомления с событиями русской истории
  • Применение знаний, умение высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, создавать исторические презентации, использовать видеоматериалы

(Урок ведется с использованием презентации)

Ход урока.

      Сейчас у нас урок истории и литературы одновременно. И, как всегда мы делаем на этих уроках, мы переместимся на машине времени в то время, которое будем рассматривать. Мы не только вспомним события, происходившие в рассматриваемое нами время, но и попробуем описать главного героя, который и творил историю тех времен. Тема нашего урока на сегодня: «Правление первого русского царя – Ивана IV». (слайд 1). А значит, мы поспешим навестить Москву XVI века. Машина уже готова к отправке. Покидаем же наш XXI век, нашу классную комнату на время путешествия и мысленно переносимся во двор школы. Садимся в машину(слайд 2). В окошке, где нужно поставить год, в который мы хотим отправиться, впишем: 3 января 1565 год.

Запускаем двигатель. Один миг ничего не видно, и… мы на месте, в лесу, километров в двух от Москвы. Но это не страшно, пройдем пешком, зато нашу машину никто не увидит.        

          Еще раз даю последние инструкции. Время, куда мы попали, очень опасное и тяжелое. Мы видим и слышим все, а нас не видят и не слышат. Мы не можем изменить ход истории, даже если очень захотим это сделать. Зачем же мы сюда отправились, если изменить ничего нельзя? – спросите вы. Отвечу – наблюдать, запоминать, анализировать. Это история нашей Родины и мы должны ее знать для того, чтобы извлекать из нее ошибки прошлого и не повторять их в будущем. Прежде, чем мы отправимся наблюдать за жизнью людей, живущих в XVI веке, я немного ознакомлю вас с биографией Ивана Грозного, который и является главным героем этого времени, расскажу о его окружении, в котором ему пришлось жить и царствовать.  Присядем же на этой полянке. Осмотритесь прежде. Кажется, лес как лес, точно такой же, как и в наше время. А если присмотреться повнимательней, то увидим много различий: гуще и зеленее трава, чистая поляна без бумаг и отбросов, веселое, громкое пение птиц и запах, запах настоящего русского леса. На секунду вспомните наши леса и сразу увидите и почувствуете разницу. Вот так человек меняет не только историю, но и мир вокруг себя. И не в лучшую сторону. Ну, что ж, мы тут, а значит сейчас с нами природа, люди и царь этого времени. Слушайте и запоминайте. Я захватила с собой компьютер, чтоб можно было увидеть то, что не сможем увидеть тут.  «Иваново детство» было нерадостным.  В три года он потерял отца, великого князя Василия III (1533) (слайд 3) посмотрите на фото, а в семь лет остался круглым сиротой. Опекунами его стали братья Шуйские (слайд 4), к которым он на всю жизнь сохранил недобрые чувства. Он рос в окружении коварных и властолюбивых кланов, беспощадно боровшихся друг с другом за сферы влияния и номенклатурные привилегии. Историк Ключевский писал, что в душу ребенка рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. С младых лет он постигал премудрости плетения интриг и приемы безжалостных расправ, укореняясь в жестокосердии и недоверчивости. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия развили в нем подозрительность и глубокое презрение к людям.

Достигнув совершеннолетия (17 лет), Иван решил покончить с окружавшей его олигархической грызней, «рвачеством», политическим плюрализмом, а заодно и улучшить свой имидж, как на внутренней, так и внешнеполитической арене. Глава государства принял титул царя. (слайд 5). 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля прошла торжественная церемония венчания великого князя Ивана Васильевича на царство. Сценарий церемонии был разработан в лучших традициях византийских кесарей митрополитом Макарием, имевшим огромное влияние на молодого государя. Макарий возложил на Ивана Васильевича шапку Мономаха – символ царской власти, помазал миром и благословил. Вскоре, после коронации молодой царь женился (слайд 6). Его избранницей стала красавица Анастасия Романовна Захарьина. Иоанн горячо любил ее, и под благодетельным влиянием ее уже начало смягчаться его ожесточенное сердце. Но случилось большое несчастье. В 1547 году, через три месяца после свадьбы, в Москве случился небывалый доселе пожар. Горели дворцы, церкви, дома и вместе с ними сгорело более 2,5 тысяч человек. Бояре обвинили в поджоге близкого к царю князя Юрия Глинского и его брата Михаила. Чернь, подстрекаемая боярами, убили князя Юрия и требовали выдачи на расправу им князя Михаила. Царь усмирил мятежников, приказав казнить виновных. Но с этого дня и при содействии священника отца Сильвестра, Иоанн очень изменился. Прежняя беспечность о делах государственных заменилась неутомимостью в занятиях ими, прежние жестокости к подданным – необыкновенной заботливостью о них, грубые и безнравственные забавы – удовольствиями семейной жизни и беседою с людьми, вполне достойными доверенности государя, которыми были двое: священник Сильвестр и один из царских спальников, Алексей Адашев.  И в течении 13 лет царь поистине оправдал все ожидания простого народа. Слушаясь во всем наставлений благочестивого Сильвестра, неутомимо занимаясь делами государственными с умным и добродетельным помощником своим Адашевым, Иоанн был постоянно предметом любви и благодарности своих подданных. В 1550 году пополнил судебник своего деда и создал новый. Заботясь о делах внутренних, не забывал  наблюдать и врагами внешними. Так, в 1552 году была взята Казань.(слайд 7,8). Вслед за покорением Астрахани стали присоединяться к России многие народы  в Прикавказье. С таким же успехом, как на востоке, Иоанн вел свои дела и на западе.(слайд 9) В 1558 году царь начал войну с Ливонией и за короткий период времени взято было войсками его около двадцати ливонских городов. Это были успехи, заключившие счастливый тринадцатилетний период царствования Иоанна IV.                                

 О том, что он еще сделает, и каково будет его царствование в дальнейшем, рассмотрим уже в классе, когда вернемся назад, в наше время. Смотрите внимательно, все запоминайте, делайте выводы и постарайтесь никуда не вмешиваться. Мы, все равно, ничего изменить не сможем. Своими впечатлениями поделитесь, вернувшись назад, в Уфу, в XXI век, в 2011 год. Сейчас январь, но нам не холодно, так как мы в параллельном мире – мы наблюдатели. Собрались. Пошли.

        Итак,  мы в старой Москве (слайд 10). По ходу я буду комментировать виденное и слышанное вами, чтоб вам легче было разобраться в событиях данного периода.(слайд 11) Видим скачущего посланника царя. Он везет две грамоты. Одна митрополиту. В ней Иван объявил о своем гневе на представителей духовенства, бояр, детей боярских, дьяков, приказных. Напоминал о их злоупотреблениях во время его малолетства, расхищении казны, бегстве со службы. Духовенство обвинялось в покрытии вины совершивших преступления, а следовательно, и в соучастии в их делах. Потому, не желая терпеть дел изменников, Иван поехал поселиться там, где его Господь Бог наставит.

        В другой грамоте, адресованной ко всему московскому люду, говорится, что против простого народа у царя нет ни гнева, ни опалы. Напомню, что идет война с Ливонией за выход в Балтийское море и открытие путей сообщения с Европой.                                                              

Смотрите дальше.(слайд 12) Что происходит в теремах бояр и дворян. Ведь бояре, приказные и духовенство прекрасно понимали, что на данный момент приобретают врагов в лице всего московского люда. Как жить дальше, попав в опалу к самому царю – это равносильно смерти. Делегация из духовенства и бояр отправилась в Александрову слободу, где жил царь. И вот мы в покоях царя.  Царь повторил свои обвинения и после некоторого размышления милостиво согласился вернуться на государство, но при условии: изменников казнить по своему усмотрению и учредить опричнину. Началась вторая половина царствования Ивана Грозного, иначе названная – «Опричнина» (слайд 13). Кратко объясню, что такое «опричнина». Термин "опричнина" известен задолго до Ивана IV, происходит от слова "опричь" - кроме. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове, "опричь" всех уделов. "Опричь" всей земли выделялась и территория царской опричнины. (слайд 14)

А была она значительной, туда вошли уезды, близкие с княжеством Литовским: уезды Вяземский, Козельский, Малоярославецкий, Перемышльский и т.д., в центре опричными стали Суздальский и Можайский уезды, земли вокруг Александровой слободы, а так же в других местах: Гжель, Олешня, Хотунь на Лопасне, Домодедовская волость, наконец, Окрестности озера Селигер. Финансовую базу опричнины должны были составить платящие большие налоги северные земли Поморье, Двинский край, Вологодский уезд. Была отписана в опричнину и часть самой Москвы. Здесь были поселены опричники, земских же полностью выселили. В опричнину попали три стрелецкие слободы в районе Воронцова поля, видимо, расквартированные там стрельцы вошли в опричное войско.

В это особое войско вошло "1000 голов" дворян и князей, в последствии его численность увеличилась в 5-6 раз. На расходы по созданию опричнины царь взял с земщины 100 тысяч рублей. По указу об опричнине предполагалось, что из взятых в опричнину уездов будут высланы те служилые, "которым не быть в опришнине". Опричникам же собирались раздать поместья в опричных уездах.                                                                                   Что же мы слышим? Главным условием своего возвращения на царство, он объявляет особый отбор для своего окружения людей, с помощью которых он сможет вывести из государства измену. Это были специально отобранные люди (слайд 15). И владения свои, царь тоже поделил на две части. Срочным образом была введена «опричнина».  Вы только посмотрите внимательно на отобранных царем людей , на их лица, на то, чем они занимаются и сделайте про себя выводы.                                                                                Зачем она нужна и кому? Начнем сначала и остановимся на этом подробнее, так как время «опричнины», как его называют, было самым страшным и жестоким временем всего правления Ивана Грозного.  Пока мы будем перемещаться в другой русский город – Новгород, я  немного вам расскажу о действиях, которые и повлекли за собой столь жуткие последствия.                                                                                                  В   январе 1558 года царь Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря для получения доступа к морским коммуникациям и упрощения торговли с западноевропейскими странами.

После перемирия марта—ноября 1559 года Великое княжество Московское сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Польша, Литва, Швеция. Фактически участвует в анти-Московской коалиции и Крымское ханство, которое разоряет регулярными военными походами южные области московского княжества. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымско-татарские походы, польско-литовские рейды и морская блокада, осуществляемая Польшей и Швецией, опустошают страну. Уже в ходе первого этапа Ливонской войны царь неоднократно упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах».

В 1564 году царю изменяет один из воевод, командовавший русскими войсками в Ливонии князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки.

Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются совершенно чрезвычайные меры. Этими мерами и было – введение опричнины. Хотя опричнина существовала всего лишь 10 лет, цель, которую поставил себе Иоанн, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена, их вотчины перешли в собственность государства и царская власть стала неоспоримо абсолютной (слайд 16). Среди народа Иоанн пользовался популярностью. Положение мелких служилых помещиков-дворян также улучшилось и они, вместе с простым народом, стали надёжной опорой царя.

        А теперь перенесемся в 1569 год в Великий Новгород. В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода.

Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569

Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород (слайд 17). И все же царь на Новгород пошел.

Мы стоим на площади великого города и наблюдаем за зверскими казнями сотен невинных людей. Смотрите же и запоминайте, делая соответствующие выводы (слайд 18). В Новгороде было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей.

Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Иоанна. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву (и мы вслед за царем возвращаемся вновь в Москву), где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены (слайд 19,20).

Теперь под репрессии попали самые приближенные к царю люди, руководители опричнины. И мы находимся возле московского застенка, наблюдая за казнями , ранее любимых людей царских. Смотрите внимательно, кого казнят в этот раз. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники Басмановы — отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, а также несколько видных руководителей земщины - печатник Иван Висковатый, казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком. (слайд 21) Как рассказывали, царь лично принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда». Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Казни не раз возобновлялись, и впоследствии погибли: князь Пётр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцов и др., причём царь придумывал особые способы мучений: раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело, и т. п. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо. Московские казни 1571 года были апогеем страшного опричного террора.

После похода начался «розыск» о новгородской измене, проводившийся на протяжении 1570 года, причём к делу были привлечены и многие видные опричники. От этого дела сохранилось только описание в Переписной книге Посольского приказа: «столп, а в нём статейный список из сыскного из изменного дела 1570 году на Новгородского Епископа Пимена и на новгородских дьяков и на подьячих, как они с (московскими) бояры… хотели Новгород и Псков отдати Литовскому королю. … а царя Ивана Васильевича… хотели злым умышлением извести и на государство посадити князя Володимера Ондреевича… в том деле с пыток многие про ту измену на новгородцкого архиепископа Пимена и на его советников и на себя говорили, и в том деле многие кажнены смертью, розными казнми, и иные разосланы по тюрмам… Да туто ж список, ково казнити смертью, и какою казнью, и ково отпустити…»(слайд22)

В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков). Москва была сожжена. В результате, во время нового нашествия в 1572 году, опричное войско было уже объединено с земским; в том же году царь вообще отменил опричнину и запретил само её название, хотя фактически под именем «государева двора» опричнина просуществовала до его смерти. (слайд 23, 24)

А теперь перенесемся обратно в лес, где мы оставили свою «машину времени». Ну, вот мы и на месте. Я вижу по вашим глазам и поведению, что вам хочется многое рассказать, обсудить и осудить. Вас захлестывают эмоции, но, милые друзья мои, погодите немного. Присядьте. Мы должны подвести итоги данного времени и царствования Иоанна Грозного.

Итоги царствования

Конец царствования Ивана IV сложился крайне неудачно. Южные области государства были разорены крымско-татарскими нашествиями. Войска польского короля Стефана Батория в 1579 взяли Полоцк. Поляки, которых поддерживали наемники из многих европейских стран, взяли Сокол, Велиж, Усвят, Великие Луки, осадили Псков; во взятых крепостях уничтожались не только гарнизоны, но и русское население. Польские и литовские отряды разоряли Смоленщину, Черниговщину (тогда входившую в состав Московского государства), грабили русские земли вплоть до Ярославля. Шведы захватили большинство русских крепостей в Карелии и Ингрии, изгоняли русское население с побережья Невы и Ладожского озера. Засуха и торговая блокада со стороны Ганзы, Швеции и Польши привели Русь к почти повсеместному голоду и эпидемиям. Огромное число земель было заброшено. Даже в прежде богатом Московском уезде в 1584 году под пашней находилась лишь десятая часть от того, что было к 1566 году. В 1581 с целью предотвратить запустение имений царь ввел в некоторых регионах заповедные лета — временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало усилению зависимости крестьян от своих владельцев. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний. С 1578 царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 каялся в содеянном. Всего в синодики было внесено 4,2 тысячи имен. (Для сравнения, французский король Карл IX уничтожил за одну только Варфоломеевскую Ночь более 20 тысяч человек, английский король Генрих VIII казнил около 80 тысяч своих подданных, а Эрих XIV, король Швеции, привел на эшафот 20 тысяч шведов).

Изучение останков царя Ивана, показало прежизненное превышение нормы содержания ртути в его организме в сотни раз (также как и у его матери Елены Глинской). Вне зависимости от причин ртутного отравления это неизбежно было привести царя к тяжелым психоматическим состояниям. Очевидно, из-за ртутной интоксикации царь не мог контролировать свое психическое состояние, страдал от сильных болей.

Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. (слайд 25, 26) Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 в Александровской слободе, загородной резиденции, царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние (слайд 27), поскольку другой его сын, Фёдор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына.

        Последним отрадным для Ивана Грозного событием конца его царствования (слайд 28, 29) стало известие от казачьего атамана Ермака Тимофеевича. В 1581 или в 1582 г. Ермак с отрядом казаков начал поход против правителя Сибирского ханства Кучума, разорявшего своими набегами поселения русских людей на Урале. В ожесточенных боях казаки разгромили татар, взяли столицу Сибири. Ермак в послании к царю, передавал завоеванное царство под власть Ивана.

        В 1584 году царь Иоанн Грозный скончался. (слайд 30)

Вот как описывает смерть Грозного историк Н. Костомаров: "В начале 1584 года открылась у него страшная болезнь; какое-то гниение внутри; от него исходил отвратительный запах. Иноземные врачи расточали над ним свое искусство; по монастырям раздавались обильные милостыни, по церквам ведено молиться за больного царя, и в то же время суеверные Иван приглашал к себе знахарей и знахарок. Их привозили из далекого севера; какие-то волхвы предрекли ему, как говорят, день смерти... Иван то падал духом, молился, приказывал кормить нищих и пленных, выпускал из темниц заключенных, то опять порывался к прежней необузданности... Ему казалось, что его околдовали, потом он воображал, что это колдовство было уже уничтожено другими средствами. Он то собирался умирать, то с уверенностью говорил, что будет жив. Между тем тело покрывалось волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее.

Наступило 17 марта. Около третьего часа царь отправился в приготовленную ему баню и мылся с большим удовольствием; там его тешили песнями. После бани царь чувствовал себя свежее. Его усадили на постели; сверх белья на нем был широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог поставить шахматного короля на свое место и в это время упал. Поднялся крик; кто бежал за водкой, кто за розовей водой, кто за врачами и духовенством. Явились врачи со своими снадобьями, начали растирать его; явился митрополит и наскоро совершил обряд пострижения [в монахи], нарекая Иоанна Ионою. Но царь уже был бездыханен. Ударили в колокол на исход души. Народ заволновался, толпа бросилась в Кремль. Борис [Годунов] приказал затворить, ворота.

На третий день тело царя Ивана Васильевича было предано погребению в Архангельском соборе, рядом с могилою убитого им сына".

Ну, вот и все. Все основное, что хотела вам показать, я показала. Теперь дело за вами. Собирайтесь с мыслями и  возвращаемся в наше время, наш класс нас уже заждался.  Миг – и мы обратно в XXI веке, у себя в школе.

На сегодня все. Если сейчас же станем обсуждать увиденное и услышанное, то нам не хватит и недели, даже если будем сидеть по 24 часа в школе. Вас переполняют эмоции и позитивные и негативные. Давайте успокоимся и сосредоточимся на записи домашнего задания. А дома все взвесите, все обдумаете, ознакомитесь с другими источниками о царствовании Ивана XIV, покопаетесь в Интернете и сделаете соответствующие выводы, но уже трезво и обдуманно. Выбираете задание по своему усмотрению. И еще. Я сочинила стих про Ивана Грозного, может он вам пригодиться при выполнении домашнего задания. (слайд 31)

Чернее тучи грозный царь,

Он скинул маску лицедея-

Не шут, не вор – но государь.

И стынет кровь на лик глазея.

То ли посланник, то ли бес.

Он в Бога верит, убивая,

И на груди кровавый крест -

Твердит о жизни – смерть вдыхая.

Кто он? Святой или убийца?

Иль черный ангел во плоти?

Им ради жизни, смерть вершиться,

Чтоб душу грешную спасти.

Домашнее задание: (слайд32)

1. С помощью конкретных фактов определите и докажите, какими личными качествами обладал Иван Грозный в первой половине своего правления и какими во второй. Какие жизненные причины  повлияли на перемены в поведении Ивана Грозного и, соответственно,  в его деятельности. Реферат с использованием презентации..

2. Перечислите средства, с помощью которых Ивану Грозному удалось ввести особый порядок управления (опричнину). В чем, на ваш взгляд, была цель Ивана Грозного? Как вы думаете, имел ли царь право использовать такие меры  и средства для достижения своих целей? Написать реферат с использованием презентации.

3.С помощью конкретных фактов определите и докажите, какие личные качества Ивана Грозного проявились в событиях 1570 -1572 годов? Как вы думаете, по каким причинам Иван Грозный отменил опричнину? Опишите характер Ивана Грозного и его деятельность этого времени, и как одно отражалось на другом? Реферат с использованием презентации.

Список литературы.

1. В.О.Ключевский. Краткое пособие по русской истории. –Москва: «Рассвет», 1992

2. Александра Ишимова. Сокращенная русская история. –Москва: Издательство МАИ, 1993

3. Д.Д.Данилов, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин. Российская история нового времени XVI – XVIII века. 7 класс. Москва:  «Баласс», 2003

4. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков. История Отечества. –Москва: «ACADEMA», 2003

5. О.А.Аксеничев. Тайное око Ивана Грозного. –Москва: «ЯУЗА – ПРЕСС», «ЭКСМО», «ЛЕПТА КНИГА», 2008

6. Валентин Костылев. Иван Грозный. –Москва: «Эксмо», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Эпоха Ивана Грозного.10 класс

Нестандартный урок и использованием  игровых элементов и проектной деятельности....

Интегрированный урок литературы "Иван Грозный и его эпоха"

Интегрированный урок литературы, истории, искусства....

Открытый урок "Правление Ивана Грозного"

Открытый урок "Правление Ивана Грозного"...

Конспект к уроку истории в 6 классе "Реформы Ивана Грозного"

Работа равскрывает содержание и значение  преобразований Ивана Грозного( церковная реформа, судебная реформа, военная реформа, опричнина). Материал подобран на основе учебного материала для...

Конспект урока "Насление Ивана Грозного"

Конспект урока истории в 6 классе...

Конспект урока "Личность Ивана Грозного. Внутренняя политика"

Конспект урока представлен для изучения темы,посвященной жизни и внутренней политике Ивана Грозного" для студентов 1 курса общебразовательной дисциплины "История".Внимание уделяется хар...