Статья «Один из способов систематизации знаний на уроках истории в условиях ФГОС»
статья по истории (7 класс) на тему

Оськина Елена Евгеньевна

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.

Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Один из способов систематизации знаний на уроках истории в условиях ФГОС»

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели я нахожу использование на уроках методики создания лэпбука. В основном практикую это в 5,6,7 классах.

В начале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук»: Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.

Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме. Темы могут быть как широкие, так и узкие. В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.

Т.е как вы уже поняли –это проект, который создаётся в результате самостоятельной исследовательской деятельности.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • интегрирование разных видов деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • возможность разнообразить самую скучную тему;
  • научить простому способу запоминания;
  • компактное хранение (большое количество разных заданий в одной папке);
  • вариативность использования заданий;
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно- наглядной форме.

  • Лэпбук позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников.
  • Лэпбук,  позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Лэпбук можно использовать как на уроке, так  и во внеурочной деятельности.

По своей структуре и содержанию он доступен обучающимся любого возраста. Его сложность определяется в соответствии с возрастными рамками. Это творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности обучающихся.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

           Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

  Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься учащимися как «личный шедевр», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.

Меня заинтересовал данный метод и я решила спланировать работу по созданию ЛЭПБУКОВ и накоплению таким образом наглядного и раздаточного материала.  Например, в 6 классе в главе «Древняя Русь в 8-первой половине 12 в» мы начинаем изучать множество князей, дети очень часто путают имена и события, поэтому даю задание – выполнить  самостоятельный исследовательский проект в виде мини-лэпбука на темы «Первые киевские князья», «Владимир Святославич», «Ярослав Мудрый». Такие лепбуки требуют не много времени на изготовление и наполнение материалом, потому, что тема достаточно узкая и обучающиеся 6 класса такие работы пока ещё готовят упрощённо. Когда созданный «шедевр» демонстрируется одноклассникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации и заинтересованности при выявлении новых фактов. Именно в такие моменты, понимаешь, что действительно стоишь на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому. При этом учащиеся развивают свой словарный запас знакомят с найденной информацией, которую они отразили в лепбуке, а иногда при презентации лэпбука доходит и до отстаивания своей точки зрения, доказывания её фактами.

На последнем уроке по этой теме открываем наши лэпбуки и повторяем их содержание. Иногда детям бывает достаточно только увидеть титульный лист работы, и они восстанавливают в памяти его содержание.

Гораздо сложнее выглядят лэпбуки по обширным темам. Например, в 7 классе по главе «Россия в первой четверти 18 века», т.е. «Эпоха правления Петра Великого» обучающиеся выполняли групповой проект в виде Лэпбука.

Материал объёмный, поэтому при планировании работы по наполнению папки, я обговорила структуру и назвала конкретные разделы по теме: общие сведения: годы жизни и годы правления, родословная, знаменитые современники Петра, важнейшие даты и терминология данного периода, внешняя и внутренняя политика, изменения в культуре и быте, а далее обучающиеся уже сами начали исследовательскую работу. Работа над проектом длилась около месяца. Хотя работа была групповая, были разделы по которым материал обучающиеся готовили индивидуально. Хочу отметить, что большую часть работы- это поиск, анализ и систематизация информации осуществлялась обучающимися дома, но при консультации со мной. Обучающиеся задавали вопросы, порой по фактам, на которые я не знала ответов, поэтому, нужно быть готовыми к такой ситуации и правильно, и правильно отнестись к тому, что  ученик знает что-то, чего не знаете вы. В этой ситуации нужно четко помнить и объяснять своим ученикам, что учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний. В потайных кармашках расположили тесты, кроссворды, задания и ответы для самоконтроля. Такая работа привлекает внимание обучающихся,  и они ещё не раз возвратятся к этой папке, чтобы полистать её, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Таким образом, можно создавать разные по содержанию и оформлению лэпбуки. Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от того насколько учитель предоставит свободу и самостоятельность обучающимся. Либо учитель чётко обговаривает требования к работе и вместе с учеником планирует её, либо перед  обучающимися ставится тема и проблема, а дальше уже их творчество.

Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

 Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.

В настоящее время интернет предлагает нам большой выбор готовых шаблонов для изготовления лэпбуков, достаточно содержательных и красочно оформленных. Но наибольшую практическую ценность имеют лэпбуки, сделанные самостоятельно. А если он сделан еще и совместно с детьми, или детьми самостоятельно то его польза увеличивается вдвое.

                                                                                          Учитель истории и обществознания Оськина Е.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме : "Активные методы обучения на уроках математики в условиях ФГОС".

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабоче...

Проект по теме «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках истории в условиях ФГОС»

Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения истории в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учеб...

презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"

презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...

Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС».

Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС»....

«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»...

Использования лэпбука на занятиях, как один из способов систематизации знаний на уроках истории в условиях ФГОС.

Индивидуальная исследовательская работа по определенной теме очень трудна и не всегда интересна и  один из способов заинтересовать обучающего  это использование методики изготовлегия Лэпбука...