«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»
методическая разработка по истории
выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_tselepolaganie.pptx | 891.3 КБ |
master_klass_tselepolaganie.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Плохой учитель сообщает истину, хороший — учит ее находить . А. Дистервег «Хорошее начало – половина дела». Народная мудрость
Цель мастер - класса : обрести в вашем лице союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задачи: напомнить коллегам понятие «педагогический успех», «целеполагание», «ситуация успеха»”; показать методы и приемы целеполагания на первом этапе урока применяемые на уроках истории провоцирующие создание ситуации успеха для учащихся .
В процессе обучения истории учитель формулирует три группы целей: Обучающие «выбрать», «назвать», «дать определение», «написать», «перечислить», «систематизировать». Развивающие соотнести, сопоставить, классифицировать, сгруппировать, объяснить, сделать выводы, доказать, обосновать суждения, выдвинуть (проверить) гипотезу. Воспитательные пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…
« Подводящий диалог » Тема: «В рыцарском замке» Действия учителя Действия ученика Ребята, кого в современном обществе называют рыцарем? Приведите пример рыцарского поступка. А в средние века кого называли рыцарем? Есть в этом определении характеристики, которые вы перечисляли, говоря о современном значении слова «рыцарь»? А почему сейчас мы так понимаем это слово? Посмотрите отрывок фильма «История рыцаря». Поступок какого героя можно назвать рыцарским, а какого – нельзя? И почему? Итак, кто же из них был рыцарем по титулу? А мог ли первый герой стать рыцарем? Кто думает иначе Ребята, какое противоречие в фактах мы видим в этом отрывке? Так какой же возникает вопрос? Формулируем учебную проблему :
«Работа над понятием». Тема урока: «Смутное время» Найдите в толковом словаре значение термина смутное время «Смутное время» — раздоры, восстания, мятеж. Определите цель нашего урока, поставьте задачи которые нам предстоит решить для достижения цели.
«Противоречие». Тема: « Отечественная война 1812 года». Сегодня мы будем говорить о войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия. Учащиеся формулируют цели урока.
«Ситуация яркого пятна» тема «НЭП» Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят .»
Тема :« СССР в 30-е гг.»: Действия учителя Предполагаемы ответы детей Что вы знаете об отношении людей к личности Сталина? Характеризуют его по-разному По официальной версии И.В. Сталин родился 21 декабря 1879 под знаком Сатаны. Как думаете о чем пойдет речь? Отразилось ли это на его политики?
«Тема-вопрос». Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта?» 1. Вспомнить 2 . Определить 3. Выяснить
«Работа с таблицей» тема «Столетие бедствий » Вопросы для сравнения Жакерия Восстание У. Тайлера
«Домысливание» Тема: « Бунташный век» Выясним … Узнаем… Научимся … Проверим …
«Оптические иллюзии» Тема: «Архитектура Древней Греции»
«Решение ребусов» С (х = т) Тема: «Смута»
«Собери пазлы » тема: «Отечественная война 1812 года» Василий Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г).
Был Грозный на расправу скор, жесток – И сила беззаконья и закона... И смерть его раздоров всех исток – Борьба бояр кровавая у трона ... Она была подобна схватке свор... Кто одолел, те правили с грехами... Борьба властей – трагический раздор!.. Был смутными закончен временами ... Врагам на растерзанье сдали Русь: Безвластье и предательство в расцвете... Как я такого времени страшусь! Бесследно всё – кто за беду в ответе? Из прошлого не выкинуть строки. Отечество спасло простонародье ... К своей судьбе вернулись мужики, Где ожидало старое невзгодье . .. Взойдёт не скоро светлая заря – И жизнь не зря по-черному бранили: Нашли народу нового царя И на века холопство сохранили . Алексей Порошин «Отсроченная тема»
Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов!
Предварительный просмотр:
«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»
Плохой учитель сообщает истину, хороший -учит ее находить. А. Дистервег «Хорошее начало – половина дела». народная мудрость |
Одной из поставленных задач ФГОС является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать полученные знания, ставить и решать проблемные задачи находить пути к их достижению.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача учителя – дать каждому ребенку шанс проявить себя. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель уделяет большое внимание создании ситуации успеха на уроке.
Как достичь ситуации успеха на уроках я буду рассматривать через первый этап урока-целеполагание.
Под целью урока следует понимать предвосхищаемый результат — образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным, а главное, понятным детям. Только тогда работа ученика на уроке не будет бесцельной.
Задача учителя в создании ситуации успеха на уроке состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Цель мастер - класса: обрести в вашем лице союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задачи:
- напомнить коллегам понятие «педагогический успех», «целеполагание», «ситуация успеха»”;
- показать методы и приемы целеполагания на первом этапе урока применяемые на уроках истории провоцирующие создание ситуации успеха для учащихся .
Напомню коллегам о том, что в процессе обучения истории учитель формулирует три группы целей:
1. Обучающие цели связаны с формированием знаний об исторических фактах. Сформулировать обучающую цель урока — значит определить его главную идею и раскрывающие ее основные события, явления, которые должны быть усвоены учениками. Глаголы-подсказки для постановки цели: «выбрать», «назвать», «дать определение», «написать», «перечислить», «систематизировать».
2. Развивающие цели касаются формирования общих и предметных умений. Определяя развивающие цели урока, следует опираться на перечень обязательных учебных умений, определенных государственным стандартом: соотнести, сопоставить, классифицировать, сгруппировать, объяснить, сделать выводы, доказать, обосновать суждения, выдвинуть (проверить) гипотезу.
3. Воспитательные цели связаны с формированием ценностных отношений. Они формулируются в терминах: пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…
Стоит ли скрывать от учеников эти цели? Конечно, нет. Если учитель откровенен, то ученики обязательно откликнутся и сами помогут в формировании целей, реализация которых изменяет их самих, увеличивает их знание, развивает умения, делает их лучше.
Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной? Для того чтобы цели учителя стали целями учеников, мы используем педагогические приемы целеполагания: проблемная ситуация, ситуация «яркого пятна», конструктор цели, «подводящий диалог», работа с таблицей и др.
Давайте сейчас вместе с вами применим на себе некоторые из них.
Прием «Подводящий диалог».
Представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Например, постановка проблемной задачи на уроке в 6-м классе, тема
тема «В рыцарском замке»:
Действия учителя | Действия ученика |
Ребята, кого в современном обществе называют рыцарем? | Честного, отважного, бесстрашного, галантного, воспитанного, вежливого и т.п. человека. |
Приведите пример рыцарского поступка. | Защитил слабого, уступил место в автобусе, подал руку женщине и т.д. |
А в средние века кого называли рыцарем? | Военного феодала на службе короля, получившего свой титул по наследству. |
Есть в этом определении характеристики, которые вы перечисляли, говоря о современном значении слова «рыцарь»? | Нет. |
А почему сейчас мы так понимаем это слово? | Наверное, средневековые рыцари тоже соответствовали этим качествам. |
Посмотрите отрывок фильма «История рыцаря». Поступок какого героя можно назвать рыцарским, а какого – нельзя? И почему? | Смотрят отрывок. Первый герой поступил по рыцарски, защищая честь любимой женщины, а второй герой поступил подло, заменив наконечник копья. |
Итак, кто же из них был рыцарем по титулу? А мог ли первый герой стать рыцарем? Кто думает иначе | Второй герой. Да, нет (разные версии ответов). |
Ребята, какое противоречие в фактах мы видим в этом отрывке? Так какой же возникает вопрос? | Настоящий рыцарь ведет себя не по - рыцарски, и наоборот. |
Формулируем учебную проблему: Кто такие рыцари в средние века? Кто мог стать рыцарем? |
Прием «Работа над понятием». Учащимся предлагается название темы урока и задание: объяснить значение каждого слова или отыскать в толковом словаре. Например: «Смутное время» — раздоры, восстания, мятеж. Далее от значения слова определяется цель урока уч-ся. (Например, Цель- Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги. Можно попытаться попросить уч-ся поставить задачи: Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени. Определись каковы были последствия Смутного времени)
Прием «Противоречие». Например
Тема: «Отечественная война 1812 года».
Сегодня мы будем говорить о войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия.
Данный прием основан на противоречии между какими-либо фактами, которые кажутся несопоставимыми. Ученик начинает осознавать необходимость дополнительных сведений для снятия противоречия. Что нам предстоит узнать, чтобы ответить на вопрос противоречия
- С кем пришлось воевать России?
- За какие отличия война 1812 г. получила название «Отечественная»
Прием «Ситуация яркого пятна». заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, просмотр видеофрагмента в начале урока и на основании увиденного формулирование цели урока. Данный прием хорошо использовать на уроках, посвященных ярким личностям или событиям.
Очень нравится учащимся работать с анекдотами. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе предлагаю учащимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления:
Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят.
или
Например, постановка проблемной задачи на уроке в 9-м классе, тема::«СССР в 30-е гг.»:
Действия учителя | Предполагаемы ответы детей |
Что вы знаете об отношении людей к личности Сталина? | Характеризуют его по-разному |
По официальной версии И.В. Сталин родился 21 декабря 1879 под знаком Сатаны. | |
Как думаете о чем пойдет речь? Отразилось ли это на его политики? |
Прием «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Тем самым учащиеся приводят в активное состояние все свои возможности.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта?»
План действий: 1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта. 3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
Прием «Работа с таблицей». Например, урок истории в шестом классе по теме «Столетие бедствий». По ходу изучения нового материала дается задание заполнить таблицу. Сначала учащиеся должны сформулировать критерии сравнения двух восстаний, а затем приступить к ее заполнению.
Вопросы для сравнения | Жакерия | Восстание У. Тайлера |
Причины восстаний | ||
Движущие силы | ||
Основные события | ||
Итоги |
Главное формируемое действие — действие по выбору критериев сравнения, осознание цели и основания сравнения. Далее необходимо сделать вывод о сходствах и отличиях изучаемых событий. Если задание выполнено полностью, то учащиеся легко найдут сходства и отличия двух событий и сделают правильные выводы. Затем провести проверку, сравнить с правильным вариантом на доске, и каждый сможет ответить на вопрос, достиг ли он поставленной цели.
Прием «Домысливание». Предлагаю тему урока и слова "помощники». С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:
Выясним… Узнаем… Научимся… Проверим…
Тема «Бунташный век»
Выясним… почему такое название
Узнаем… какие бунты были
Научимся…сравнивать и сопоставлять бунты, находить общее и отличное..
Проверим…действительно ли его можно назвать бунташным веком
• Использование оптических иллюзий для постановки цели урока. Например, при постановки цели урока «Архитектура Древней Греции» учащимся можно показать изображение храма Парфенона и рассказать о том, что при строительстве данного храма архитекторы сделали акцент на колоннах храма. Равномерно уменьшив объем колонн у верхних и нижних оснований, строители добились зрительного ощущения четко выведенной вертикали. Использование подобного эффекта привело к тому, что строение кажется большим по размеру, чем на самом деле.
Поставим задачи:
- узнать особенности архитектуры, скульптуры и театра Древней Греции.
- Виды памятников греции.
• Постановка цели через расшифровку ребусов.
Изучая тему «Смута» 7 классе учащимся можно предложить решить ребус и, исходя из получившегося слова, определить цель урока. И тут же можно дополнить методом работы с термином.
• Постановка цели через решение кроссвордов. С помощью современных интернет-программ легко можно составить кроссворд с использованием нужных именно вам слов. Определив ключевое слово, учащиеся формулируют цель урока.
• приём постановки цели «Собери пазлы». При изучении темы «Отечественная война 1812 года» в 8 классе, учащимся предлагается собрать пазл, определить событие, которое изображено на репродукции, и поставить цель урока. В качестве картинки для пазлов можно использовать репродукцию картины баталиста Василия Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г). Это как вариант для работы в группах
- Рассмотреть причины войны 1812 года.
- Осветить ход сражений.
- Выявить последствия войны 1812 года.
• Прием «Отсроченная тема» через постановку проблемного вопроса, стихотворение и т.д.
При изучении темы «Смутное время» учащимся предлагаю прочитать отрывок стихотворения, определить, о чём идёт речь и сформулировать цель урока, поставить задачи
Был Грозный на расправу скор, жесток –
И сила беззаконья и закона...
И смерть его раздоров всех исток –
Борьба бояр кровавая у трона...
Она была подобна схватке свор...
Кто одолел, те правили с грехами...
Борьба властей – трагический раздор!..
Был смутными закончен временами...
Врагам на растерзанье сдали Русь:
Безвластье и предательство в расцвете...
Как я такого времени страшусь!
Бесследно всё – кто за беду в ответе?
Из прошлого не выкинуть строки.
Отечество спасло простонародье...
К своей судьбе вернулись мужики,
Где ожидало старое невзгодье.
...Взойдёт не скоро светлая заря –
И жизнь не зря по-черному бранили:
Нашли народу нового царя
И на века холопство сохранили..
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания — это коллективное действие, каждый ученик —участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения — урока. Дети учатся высказывать свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является современным и помогает создать на уроке ситуацию успеха
Список литературы
1. Аствацатуров Г. О. Технология целеполагания урока. Волгоград : Учитель, 2010.
2. Лебедева Е. А. О целях и целеполагании. URL:http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-1981
3. Целеполагание на уроке. URL: http://sch2mol.by/uchitelyam/v-pomoshch-uchitelyu/celepolaganie-na-uroke
4. Целеполагание на уроке. Дидактические и учебные цели. URL: http://www.slideshare.net/siberian_squirrel/ss-16748018
5. Целеполагание урока. URL: http://uchebnikfree.com/osnovyipedagogiki/tselepolaganie-uroka-4175.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...
Способы создания ситуации успеха на уроке
В данной презентации дано определение ситуации успеха, способы, приемы,алгоритм ее создания, описаны типы ситуаций успеха....
Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)
Методический семинар...
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника...
Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС».
Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС»....
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника
Статья по теме: "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"Создание ситуации успеха – это деятельность учителя, которая строится на основе с...
Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания как основы для активизации учебной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС.
laquo;Как решить вопрос успеваемости?» Именно такой вопрос стоит перед каждым учителем и администратором школы в конце каждой учебной четверти....