Русская революция 1917 г. (план конспект урока)
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Февральская революция 1917 года в России
Задачи урока:
- Подвести учащихся к пониманию, осознанию исторической закономерности Февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок.
- Учащиеся должны: уяснить причины, движущиеся силы, характер, итоги, значение Февральской революции в России;
- Давать аргументированную оценку двоевластию, сложившемуся после Февральской революции
- Развивать умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогию
Основные понятия: двоевластие, Временное правительство, Учредительное собрание
Ход урока
- Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Проверить выполнение домашнего задания (опрос)
В конце опроса по теме предыдущего урока, учащиеся должны ответить на вопрос: Как война повлияла на складывание революционной ситуации в стране, явилась ли война непосредственной причиной революции или она – катализатор этого процесса?
- Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Вызревание общественно-политического кризиса в 1916г. Складывание революционной ситуации
- Причины февральской революции
- Ход революции
- Двоевластие. Создание Временного правительства
- Итоги и значение революции
О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я
- Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации.
Первая мировая война до предела обострила социально-экономические и политические противоречия в России. Кровопролитная, ненавистная народу, захватническая, империалистическая, грабительская война и вызванная ею экономическая разруха привели к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный компромисс с нею.
Таким образом, внутриполитический кризис назрел, в стране сложилась революционная ситуация. Низы не хотели жить по старому, а верхи не могли так жить. Кризис верхов выражался, с одной стороны, в нестабильности состава правительства (за 6 месяцев до революции сменилось три председателя совета министров и два председателя внутренних дел), а с другой стороны – в активизации либеральной оппозиции. Убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки, либералы начинают разрабатывать планы свержения Николая II.
- Причины февральской революции
- Росло недовольство народных масс как в тылу, так и на фронте. Ухудшалось материальное положение народа. Безудержно росли цены прежде всего на продовольствие, а также на все потребительские товары. Началась инфляция.
- В армии зрело недовольство, вызванное бездарностью высшего военного руководства и поражениями на фронтах, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д.
- Правительство не могло управлять страной старыми методами, контролировать ситуацию в стране. Росли коррупция, произвол чиновников
- Дума («Прогрессивный блок») искала выход из сложившейся ситуации путем компромисса с царем, что привело к созданию «правительства доверия»
- Заговор и убийство наиболее одиозной личности в царском окружении – Г.Распутина
- Ход революции
С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).
Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ о роспуске Госдумы.
Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.
- Двоевластие. Создание Временного правительства.
В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.
1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.
2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.
2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).
Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.
- Итоги и значение революции
Важнейшим итогом (в этом и заключается историческое значение) Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.
III. Закрепление изученного и задание на дом.
!!!Задания!!!
- Составить хронологический п л а н событий Февральской революции (по материалам лекции и учебника, $12-13)
- Заполнить таблицу (начать заполнение можно на уроке), проанализировав позиции российских политических партий по следующим вопросам:
Линии сравнения | Правые партии | центр | Левые партии |
|
- Какие альтернативы исторического развития отстаивали ведущие политические партии?
- Позиции какой партии (блока партий) представляется вам наиболее реалистичной и конструктивной в условиях России весны 1917 года?
! С целью обобщения материала урока целесообразно заполнить таблицу-алгоритм.
Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции
- Причины революции
- Задачи революции («зеркально» причинам революции)
- Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)
- Класс-гегемон (класс – руководитель данной революции)
- Характер революции (определятся по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил)
- Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)
- Итоги революции
- Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее
! Работа над основными понятиями, составление таблицы:
Основные понятия, термины, персоналии
Двоевластие | Переплетение двух властей власти в России после Февральской революции – Временного правительства и органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства – Советов. Преобладание в Советах представителей буржуазных партий обусловило поддержку ими Временного правительства и полную уступку ему власти в июле 1917 года |
Временное правительство | Буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции |
Учредительное собрание | Парламентское учреждение, которое должно было выполнять законодательные функции, в частности, законодательно утвердить новую систему власти, сложившуюся в России после Февральской революции. Заседание Учредительного собрания было открыто в Таврическом дворце в Петрограде 5 (18) января 1918 года В ночь на 7 (20) января 1918 года ВЦИК принял декрет о его роспуске |
Задание на дом.
Читать $12-13 и ответить на вопросы на стр.91
Можно дать задание: выполнить опорный конспект
Февральская революция 1917 г. в России
(примерный опорный конспект)
Общенациональный кризис | Война |
Кризис «низов» и «верхов» | |
Внутриполитический кризис |
- социально-экономические и политические противоречия
- экономический кризис
- бессмысленное кровопролитие
Ход революции | Подъем стачечного движения |
Волнения в армии | |
Рост крестьянского движения | |
Демонстрации интеллигенции и студенчества | |
23 февраля забастовка | |
26.02 войска Петроградского гарнизона – на сторону революции | |
Госдума | |
Временный комитет | |
Петроградский Совет рабочих депутатов |
- годовщина «Кровавого воскресенья»
- 145 тысяч человек
- всеобщая
- вооруженное восстание
- 27.02 - закрытие заседаний
- Временный комитет
- 12 лиц, Родзянко – берет власть
- контроль вокзалов, телеграфов и т.д.
Создание Временного правительства | 01.03 Исполком Совета – решение о Временном правительстве |
02.03 Николай II отрекся от престола | |
Историческое значение |
- свергнуто самодержавие
- слабая социальная опора самодержавия
- особенность Февральской революции - двоевластие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: П.А. Столыпин. "Тихая революция"
Урок с использованием ЭОР. Цель урока: Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворотаТип урока- урок ...
План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."
В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...
План-конспект урока "Парламент против короля. Революция в Англии" по Всеобщей истории.
К план-конспекту прилагается презентация Power Point....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
план-конспект урока "Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта"
В конспекте урока охарактеризован заключительный этап революции, определены причины падения диктатуры якобинцев....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...