Русская революция 1917 г. (план конспект урока)
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

План - конспект урока "Русская революция 1917 г. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_5.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Февральская революция 1917 года в России

Задачи урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию, осознанию исторической закономерности Февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок.
  2. Учащиеся должны: уяснить причины, движущиеся силы, характер, итоги, значение Февральской революции в России;
  3. Давать аргументированную оценку двоевластию, сложившемуся после Февральской революции
  4. Развивать умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогию

Основные понятия: двоевластие, Временное правительство, Учредительное собрание

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Проверить выполнение домашнего задания (опрос)

В конце опроса по теме предыдущего урока, учащиеся должны ответить на вопрос: Как война повлияла на складывание революционной ситуации в стране, явилась ли война непосредственной причиной  революции или она – катализатор этого процесса?

  1. Изучение нового материала.

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

  1. Вызревание общественно-политического кризиса в 1916г. Складывание революционной ситуации
  2. Причины февральской революции
  3. Ход революции
  4. Двоевластие. Создание Временного правительства
  5. Итоги и значение революции

О б ъ я с н е н и е  у ч и т е л я

  1. Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации. 

Первая мировая война до предела обострила социально-экономические и политические противоречия в России. Кровопролитная, ненавистная народу, захватническая, империалистическая, грабительская война и вызванная ею экономическая разруха привели к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный компромисс с нею.

     Таким образом, внутриполитический кризис назрел, в стране сложилась                      революционная ситуация. Низы не хотели жить по старому, а верхи не могли так жить. Кризис верхов выражался, с одной стороны, в нестабильности состава правительства (за 6 месяцев до революции сменилось три председателя совета министров и два председателя внутренних дел), а с другой стороны – в активизации либеральной оппозиции. Убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки, либералы начинают разрабатывать планы свержения Николая II.

  1. Причины февральской революции
  • Росло недовольство народных масс как в тылу, так и на фронте. Ухудшалось материальное положение народа. Безудержно росли цены прежде всего на продовольствие, а также на все потребительские товары. Началась инфляция.
  • В армии зрело недовольство, вызванное бездарностью высшего военного руководства и поражениями на фронтах, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д.
  • Правительство не могло управлять страной старыми методами, контролировать ситуацию в стране. Росли коррупция, произвол чиновников
  • Дума («Прогрессивный блок») искала выход из сложившейся ситуации путем компромисса с царем, что привело к созданию «правительства доверия»
  • Заговор и убийство наиболее одиозной личности в царском окружении – Г.Распутина
  1. Ход революции

С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23  февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка  стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).

        Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ о роспуске Госдумы.

        Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.

  1. Двоевластие. Создание Временного правительства.

В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся  к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.

1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.

2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.

2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).

Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.

  1. Итоги и значение революции

Важнейшим итогом (в этом и заключается историческое значение) Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.

III. Закрепление изученного и задание на дом.

!!!Задания!!!

  1. Составить хронологический п л а н событий Февральской революции (по материалам лекции и учебника, $12-13)
  2. Заполнить таблицу (начать заполнение можно на уроке), проанализировав позиции российских политических партий по следующим вопросам:

Линии сравнения

Правые партии

центр

Левые партии

  1. Об оценке Февральских событий
  2. Об отношении к Временному правительству
  3. О форме государственного управления
  4. Об участии России в 1-й мировой войне
  5. Об аграрной политике
  6. О национальной политике

  • Какие альтернативы исторического развития отстаивали ведущие политические партии?
  • Позиции какой партии (блока партий) представляется вам наиболее реалистичной и конструктивной в условиях России весны 1917 года?

! С целью обобщения материала урока целесообразно заполнить таблицу-алгоритм.

Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции

  1. Причины революции
  2. Задачи революции («зеркально» причинам революции)
  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)
  4. Класс-гегемон (класс – руководитель данной революции)
  5. Характер революции (определятся по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил)
  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)
  7. Итоги революции
  8. Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее

! Работа над основными понятиями, составление таблицы:

Основные понятия, термины, персоналии

Двоевластие

Переплетение двух властей власти в России после Февральской революции – Временного правительства и органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства – Советов. Преобладание в Советах представителей буржуазных партий обусловило поддержку ими Временного правительства и полную уступку ему власти в июле 1917 года

Временное правительство

Буржуазное правительство, сформированное  в России в ходе Февральской революции

Учредительное собрание

Парламентское учреждение, которое должно было выполнять законодательные функции, в частности, законодательно утвердить новую систему власти, сложившуюся в России после Февральской революции. Заседание Учредительного собрания было открыто в Таврическом дворце в Петрограде 5 (18) января 1918 года В ночь на 7 (20) января 1918 года ВЦИК принял декрет о его роспуске

Задание на дом.

Читать $12-13 и ответить на вопросы на стр.91

Можно дать задание: выполнить опорный конспект

Февральская революция 1917 г. в России

(примерный опорный конспект)

  Общенациональный кризис

Война

Кризис «низов» и «верхов»

Внутриполитический кризис

 - социально-экономические и  политические противоречия

- экономический кризис

 - бессмысленное кровопролитие

  Ход революции

Подъем стачечного движения

Волнения в армии

Рост крестьянского движения

Демонстрации интеллигенции и студенчества

23 февраля забастовка

26.02 войска Петроградского гарнизона – на сторону революции

Госдума

Временный комитет

Петроградский Совет рабочих депутатов


- годовщина «Кровавого воскресенья»

- 145 тысяч человек

- всеобщая

- вооруженное восстание

- 27.02 -  закрытие заседаний

- Временный комитет

- 12 лиц, Родзянко – берет власть

- контроль вокзалов, телеграфов и т.д.

Создание Временного правительства

01.03 Исполком Совета – решение о Временном правительстве

02.03 Николай II отрекся от престола

Историческое значение

- свергнуто самодержавие

- слабая социальная опора самодержавия

- особенность Февральской революции - двоевластие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: П.А. Столыпин. "Тихая революция"

Урок с использованием ЭОР. Цель  урока: Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворотаТип урока- урок ...

План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."

В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

план-конспект урока "Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта"

В конспекте урока охарактеризован заключительный этап революции, определены причины падения диктатуры якобинцев....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...