Урок по теме "Борьба за отмену рабства в США"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Урок открытия нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borba_za_otmenu_rabstva_v_ssha.docx | 30.67 КБ |
borba_za_otmenu_rabstva_v_ssha.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок "Борьба за отмену рабства в США". 8 класс. Учитель Ядрихинская Наталья Геннадьевна
Основные вопросы изучения материала | 1. Особенности промышленной революции США 2. Причины Гражданской войны 3. А. Линкольн и война между штатами 4. Итоги Гражданской войны | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Ресурсы урока | Фрагменты исторических источников, карта, статистические данные, презентация | |
Основные понятия и термины | Аболиционизм, расизм, гражданская война | |
Основные даты | 1861-1865 - Гражданская война, 1863 - принятие прокламации об освобождении рабов. | |
Персоналии | А. Линкольн | |
Домашнее задание | Написать короткий очерк о проблемах расизма или рабства в наши дни | |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса(на уровне учебных действий) | Основные виды деятельности ученика |
1. Мотивационно-целевой | Определение проблемных вопросов, которые будут изучены на уроке, на основе высказываний А. Линкольна: "Я не хотел бы быть рабом, я не хотел бы быть рабовладельцем. Это выражает моё понимание демократии". "Сохранение рабства ведет к расколу страны. Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит! Рабство должно умереть, чтобы нация могла жить!» | Применять ранее полученные знания в историческом контексте. Участвовать в обсуждении версий и оценок исторических процессов. Формулировать познавательную проблему урока. |
2. Ориентационный (актуализации/повторения) | Почему на самой распространённой американской купюре - стодолларовой - помещён портрет немолодого человека, Бенджамина Франклина, не президента, не полководца? Чем прославился, вошёл в историю этот американец? Определите название, год, причины создания документа(отрывок из Декларации независимости США) Кем считают себя авторы Декларации в отношении Англии? Какие положения были закреплены в Конституции США? Назовите форму правления и тип государственного устройства Какие характерные для США XIXвека герои, ситуации, бытовые детали представлены в произведениях М. Твена, Э. По? | Привлекать межкурсовые, межпредметные знания. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач. Анализировать документ. |
3. Содержательно-операционный | Какие государства боролись за контроль над Северной Америкой в 19 веке? Как изменялась территория США в этот период, каким образом происходил рост территории? Каковы особенности промышленной революции в США? Почему в 19 веке активно развивалось рабовладение? (по тексту параграфа) Сравнение показателей развития Севера и Юга США по табличным данным на слайде. Выводы о соотношении сил противоборствующих сторон. Определение причин борьбы за отмену рабства на основе впечатлений француза А. Токвиля, побывавшего в США перед Гражданской войной, высказывания американки Г. Томас, отрывков из газетных объявлений 1850-х гг. в США Характеристика личности А. Линкольна с использованием памятки для развёрнутой характеристики исторического деятеля. Выполнение на основе опережающего домашнего задания. В начале гражданской войны А. Линкольн говорил: “Моя высшая цель в этой борьбе – это спасение Союза, а не спасение или уничтожение рабства”. Как изменилась позиция А.Линкольна по вопросу о рабстве в ходе войны, предположите почему? На основе отрывка из Прокламации об освобождении рабов. Сделайте вывод об итогах войны на основе поправки к Конституции, принятой в 1865г. Как отмена рабства повлияла на экономическое развитие и социальные отношения в США | Использовать карту как источник информации Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Определять причины исторических событий. Аргументировать вывод примерами. Определять информационную ценность, особенности исторического источника Определять проблемы социально- политического, экономического развития страны, значение исторических событий |
4. Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | По вашему мнению, кто несёт ответственность за начало войны? Два мнения об А. Линкольне: "Наша страна обязана ему всеми своими неприятностями"(Дж. Бут). " Он был тем, чем Бетховен в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни"(Л.Н. Толстой). | Объяснять смысл фразы, приводить примеры. Давать оценку результатам проводимой политики |
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой теме, изложение своей точки зрения, её аргументация, соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами | Анализировать текстовую информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Раскрывать существенные черты экономического развития США в XIX веке, объяснять причины и итоги Гражданской войны, позицию и роль участников событий, использовать историческую карту как источник информации |
Приложения
Каковы были причины борьбы за отмену рабства?
1. Алексис де Токвиль (1805–1859), французский аристократ, побывавший в США перед Гражданской войной. Автор книги «Демократия в Америке».
Некто Джон Хэммонд, ставший плантатором благодаря женитьбе, решил сделать свое имение высокоприбыльным и хорошо организованным. Он наладил медицинское обслуживание (лечил сам, в тяжелых случаях вызывал врача), следил за чистотой в жилищах рабов, значительно сократив их смертность, и за их семейной жизнью (женитьбой, рождением детей, которым сам давал имена). В результате Хэммонд добился процветания своего имения, сделавшись одним из самых богатых плантаторов Южной Каролины, но он так и не стал любимым хозяином, «отцом» своих рабов. Почему? Плантаторы действительно заботились о рабах, лечили, даже дарили подарки на праздники, называли своих рабов своей черной семьей. Но это было прежде всего отношение к дорогой собственности. Один из плантаторов заявил: «Хорошо накормленный здоровый негр после мула — лучшее вложение капитала». Поэтому рабы вовсе не считали своих хозяев отцами, и доминирующими чувствами к ним были подозрительность, обида, враждебность. После отмены рабства рабы ушли от Хэммонда, как и от других плантаторов, озадачив их своей «неблагодарностью».Штаты, в которых не существовало рабства, становились населеннее и богаче, чем те, где оно существовало. Окончательно это было доказано, когда американцы поселились на берегах Огайо. Вдоль левого берега тянется штат Кентукки, где разрешено иметь рабов; на правом берегу – штат Огайо, где рабство запрещено. Левый берег реки малонаселен, время от времени там можно видеть группы рабов, бредущих по полупустынным полям; часто встречается девственный лес. Общество, кажется, пребывает в спячке, а человек предается праздности, в то время как природа живет бурной жизнью. В Огайо живет на 250 тысяч человек больше, чем в Кентукки. С правого берега доносится неясный шум, свидетельствующий о работе промышленных предприятий, на полях видны богатые всходы. Земледельцы живут в красивых домах, свидетельствующих об их вкусе и старании. Все дышит достатком, человек выглядит богатым и довольным: он трудится. На левом берегу Огайо работа является уделом рабов, на правом же ее рассматривают как средство достижения благосостояния и прогресса. На левом берегу труд презираем, на правом — уважаем. На левом берегу невозможно найти белых рабочих, так как белые боятся походить на рабов, работают только негры. На правом берегу не найдешь ни одного бездельника, белые берутся за всякую работу со свойственной им активностью и сообразительностью
2. Прокламация об освобождении рабов
… Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатов, властью главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов в первый день января (1863 г.) …Приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся рабами в указанных штатах и частях штатов, отныне и в дальнейшем, свободны, и что исполнительная власть Соединенных Штатов, включая военные и морские власти, будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц.
При этом я предлагаю населению, объявленному свободным, воздерживаться от всякого насилия, за исключением случаев необходимой самозащиты, и я рекомендую им в тех случаях, когда это разрешено, добросовестно работать за разумную плату.
Далее я объявляю и ставлю всех в известность, что такие лица, удовлетворяющие условиям, будут приняты на военную службу Соединенных Штатов в гарнизоны, посты, станции и другие места и на корабли всех видов в качестве команды.. Подводя итог, я искренне полагаю, что это акт справедливости, оправданный перед конституцией военной необходимостью. Я апеллирую к достойному уважения мнению человечества и к благосклонной милости всемогущего бога.
3. Писательница, южанка Г. Томас: «Я придерживаюсь мнения, что институт рабства приводит больше к деградации белого человека, чем чернокожего, и оказывает очень вредное влияние на наших детей».
4. Из газетных объявлений 1850-х гг. в США.
«Сбежала чернокожая Бетси. К правой ноге прикован железный брусок».
«Сбежал негритенок лет двенадцати. Носит собачий ошейник из цепи с надписью"
«Двадцать пять долларов в награду за моего раба Исаака. На лбу шрам от удара кулаком, на спине — от пули из пистолета».
5. Поправки к Конституции США.
Поправка 13 (1865 г.)
Раздел 1. Отныне в Соединенных Штатах не будет ни рабства, ни подневольного состояния в услужении.
Поправка 14 (1870 г.)
Раздел 1. Право граждан Соединенных Штатов на участие в выборах не будет отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния.
6. Вспомните название, год создания, обстоятельства появления данного документа. Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Для подтверждения сказанного выше представляем на беспристрастный суд всего человечества следующие факты. Он создавал множество новых должностей и присылал к нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать его средств к существованию.
Он в мирное время содержал у нас постоянную армию без согласия, облагал нас налогами без нашего согласия, запрещал торговать со всем миром
7. Памятка для развёрнутой характеристики исторического деятеля.
Расскажите об основных этапах жизненного пути исторического деятеля. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на его формирование. Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды. Определите степень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека. Определите способы достижения цели, которые использовал исторический деятель. Выявите противоречия в деятельности личности. Раскройте значение и роль исторического деятеля в истории России. Выразите своё отношение к данной исторической персоне.
Предварительный просмотр:
Урок "Борьба за отмену рабства в США". 8 класс. Учитель Ядрихинская Наталья Геннадьевна
Основные вопросы изучения материала | 1. Особенности промышленной революции США 2. Причины Гражданской войны 3. А. Линкольн и война между штатами 4. Итоги Гражданской войны | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Ресурсы урока | Фрагменты исторических источников, карта, статистические данные, презентация | |
Основные понятия и термины | Аболиционизм, расизм, гражданская война | |
Основные даты | 1861-1865 - Гражданская война, 1863 - принятие прокламации об освобождении рабов. | |
Персоналии | А. Линкольн | |
Домашнее задание | Написать короткий очерк о проблемах расизма или рабства в наши дни | |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса(на уровне учебных действий) | Основные виды деятельности ученика |
1. Мотивационно-целевой | Определение проблемных вопросов, которые будут изучены на уроке, на основе высказываний А. Линкольна: "Я не хотел бы быть рабом, я не хотел бы быть рабовладельцем. Это выражает моё понимание демократии". "Сохранение рабства ведет к расколу страны. Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит! Рабство должно умереть, чтобы нация могла жить!» | Применять ранее полученные знания в историческом контексте. Участвовать в обсуждении версий и оценок исторических процессов. Формулировать познавательную проблему урока. |
2. Ориентационный (актуализации/повторения) | Почему на самой распространённой американской купюре - стодолларовой - помещён портрет немолодого человека, Бенджамина Франклина, не президента, не полководца? Чем прославился, вошёл в историю этот американец? Определите название, год, причины создания документа(отрывок из Декларации независимости США) Кем считают себя авторы Декларации в отношении Англии? Какие положения были закреплены в Конституции США? Назовите форму правления и тип государственного устройства Какие характерные для США XIXвека герои, ситуации, бытовые детали представлены в произведениях М. Твена, Э. По? | Привлекать межкурсовые, межпредметные знания. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач. Анализировать документ. |
3. Содержательно-операционный | Какие государства боролись за контроль над Северной Америкой в 19 веке? Как изменялась территория США в этот период, каким образом происходил рост территории? Каковы особенности промышленной революции в США? Почему в 19 веке активно развивалось рабовладение? (по тексту параграфа) Сравнение показателей развития Севера и Юга США по табличным данным на слайде. Выводы о соотношении сил противоборствующих сторон. Определение причин борьбы за отмену рабства на основе впечатлений француза А. Токвиля, побывавшего в США перед Гражданской войной, высказывания американки Г. Томас, отрывков из газетных объявлений 1850-х гг. в США Характеристика личности А. Линкольна с использованием памятки для развёрнутой характеристики исторического деятеля. Выполнение на основе опережающего домашнего задания. В начале гражданской войны А. Линкольн говорил: “Моя высшая цель в этой борьбе – это спасение Союза, а не спасение или уничтожение рабства”. Как изменилась позиция А.Линкольна по вопросу о рабстве в ходе войны, предположите почему? На основе отрывка из Прокламации об освобождении рабов. Сделайте вывод об итогах войны на основе поправки к Конституции, принятой в 1865г. Как отмена рабства повлияла на экономическое развитие и социальные отношения в США | Использовать карту как источник информации Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Определять причины исторических событий. Аргументировать вывод примерами. Определять информационную ценность, особенности исторического источника Определять проблемы социально- политического, экономического развития страны, значение исторических событий |
4. Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | По вашему мнению, кто несёт ответственность за начало войны? Два мнения об А. Линкольне: "Наша страна обязана ему всеми своими неприятностями"(Дж. Бут). " Он был тем, чем Бетховен в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни"(Л.Н. Толстой). | Объяснять смысл фразы, приводить примеры. Давать оценку результатам проводимой политики |
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой теме, изложение своей точки зрения, её аргументация, соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами | Анализировать текстовую информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Раскрывать существенные черты экономического развития США в XIX веке, объяснять причины и итоги Гражданской войны, позицию и роль участников событий, использовать историческую карту как источник информации |
Приложения
Каковы были причины борьбы за отмену рабства?
1. Алексис де Токвиль (1805–1859), французский аристократ, побывавший в США перед Гражданской войной. Автор книги «Демократия в Америке».
Некто Джон Хэммонд, ставший плантатором благодаря женитьбе, решил сделать свое имение высокоприбыльным и хорошо организованным. Он наладил медицинское обслуживание (лечил сам, в тяжелых случаях вызывал врача), следил за чистотой в жилищах рабов, значительно сократив их смертность, и за их семейной жизнью (женитьбой, рождением детей, которым сам давал имена). В результате Хэммонд добился процветания своего имения, сделавшись одним из самых богатых плантаторов Южной Каролины, но он так и не стал любимым хозяином, «отцом» своих рабов. Почему? Плантаторы действительно заботились о рабах, лечили, даже дарили подарки на праздники, называли своих рабов своей черной семьей. Но это было прежде всего отношение к дорогой собственности. Один из плантаторов заявил: «Хорошо накормленный здоровый негр после мула — лучшее вложение капитала». Поэтому рабы вовсе не считали своих хозяев отцами, и доминирующими чувствами к ним были подозрительность, обида, враждебность. После отмены рабства рабы ушли от Хэммонда, как и от других плантаторов, озадачив их своей «неблагодарностью».Штаты, в которых не существовало рабства, становились населеннее и богаче, чем те, где оно существовало. Окончательно это было доказано, когда американцы поселились на берегах Огайо. Вдоль левого берега тянется штат Кентукки, где разрешено иметь рабов; на правом берегу – штат Огайо, где рабство запрещено. Левый берег реки малонаселен, время от времени там можно видеть группы рабов, бредущих по полупустынным полям; часто встречается девственный лес. Общество, кажется, пребывает в спячке, а человек предается праздности, в то время как природа живет бурной жизнью. В Огайо живет на 250 тысяч человек больше, чем в Кентукки. С правого берега доносится неясный шум, свидетельствующий о работе промышленных предприятий, на полях видны богатые всходы. Земледельцы живут в красивых домах, свидетельствующих об их вкусе и старании. Все дышит достатком, человек выглядит богатым и довольным: он трудится. На левом берегу Огайо работа является уделом рабов, на правом же ее рассматривают как средство достижения благосостояния и прогресса. На левом берегу труд презираем, на правом — уважаем. На левом берегу невозможно найти белых рабочих, так как белые боятся походить на рабов, работают только негры. На правом берегу не найдешь ни одного бездельника, белые берутся за всякую работу со свойственной им активностью и сообразительностью
2. Прокламация об освобождении рабов
… Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатов, властью главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов в первый день января (1863 г.) …Приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся рабами в указанных штатах и частях штатов, отныне и в дальнейшем, свободны, и что исполнительная власть Соединенных Штатов, включая военные и морские власти, будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц.
При этом я предлагаю населению, объявленному свободным, воздерживаться от всякого насилия, за исключением случаев необходимой самозащиты, и я рекомендую им в тех случаях, когда это разрешено, добросовестно работать за разумную плату.
Далее я объявляю и ставлю всех в известность, что такие лица, удовлетворяющие условиям, будут приняты на военную службу Соединенных Штатов в гарнизоны, посты, станции и другие места и на корабли всех видов в качестве команды.. Подводя итог, я искренне полагаю, что это акт справедливости, оправданный перед конституцией военной необходимостью. Я апеллирую к достойному уважения мнению человечества и к благосклонной милости всемогущего бога.
3. Писательница, южанка Г. Томас: «Я придерживаюсь мнения, что институт рабства приводит больше к деградации белого человека, чем чернокожего, и оказывает очень вредное влияние на наших детей».
4. Из газетных объявлений 1850-х гг. в США.
«Сбежала чернокожая Бетси. К правой ноге прикован железный брусок».
«Сбежал негритенок лет двенадцати. Носит собачий ошейник из цепи с надписью"
«Двадцать пять долларов в награду за моего раба Исаака. На лбу шрам от удара кулаком, на спине — от пули из пистолета».
5. Поправки к Конституции США.
Поправка 13 (1865 г.)
Раздел 1. Отныне в Соединенных Штатах не будет ни рабства, ни подневольного состояния в услужении.
Поправка 14 (1870 г.)
Раздел 1. Право граждан Соединенных Штатов на участие в выборах не будет отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния.
6. Вспомните название, год создания, обстоятельства появления данного документа. Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Для подтверждения сказанного выше представляем на беспристрастный суд всего человечества следующие факты. Он создавал множество новых должностей и присылал к нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать его средств к существованию.
Он в мирное время содержал у нас постоянную армию без согласия, облагал нас налогами без нашего согласия, запрещал торговать со всем миром
7. Памятка для развёрнутой характеристики исторического деятеля.
Расскажите об основных этапах жизненного пути исторического деятеля. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на его формирование. Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды. Определите степень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека. Определите способы достижения цели, которые использовал исторический деятель. Выявите противоречия в деятельности личности. Раскройте значение и роль исторического деятеля в истории России. Выразите своё отношение к данной исторической персоне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий урока истории в 5 классе "Рабство в Древнем мире"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направление представленной работы: общественные дисциплины Тема урока: «Рабство в Древнем Риме». Характеристика класса: в 5 б...
Крепостное право отменяется навсегда.
Урок истории в 8 классе (курс "История России, 8 класс") в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ....
Урок истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме
Конспект урока и презентация...
Проблема отменны смертной казни
Урок-диспут по обществознанию в 11 классе...
Урок логического мышления на Тему "Рабство в Древнем Риме" 5 класс
Урок логическогомышления,разработан на основе методики В.В.Шогана....
ЭОР конспект урока и презентация на тему Рабство в Древнем Риме 5 класс
ЭОР содержит конспект урока и презентацию рабство в Древнем Риме 5 класс...
Урок истории в 5 классе: "Рабство в Древнем мире"
Данный материал позволит прпоказать работу детей в группе, в парах и индивидуально во время урока....