Cценарий урока истории в 5 классе "Рабство в Древнем мире"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление представленной работы: общественные дисциплины
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме».
Характеристика класса: в 5 б классе обучается 25 человек. Большинство учащихся в данном классе имеют интеллектуальный уровень выше среднего, хорошую мотивацию к учебе; обладают высокой работоспособностью и исполнительской дисциплиной. Уровень познавательной активности в классе высокий: учащиеся активно работают на уроке, выполняют задания различной направленности. Во внеурочной деятельности большинство ребят стремятся развивать свои интеллектуальные, творческие и спортивные способности.
Программа, используемая в работе, ее авторы: программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История» (35 часов). Учебник истории Древнего мира для учащихся 5 классов общеобразовательной школы А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой.
Методы, применяемые на уроке, большей частью интерактивные:
а) исследовательский метод – в начале урока помогает организовать с учащимися проверку уже приобретенных знаний.
б ) на втором этапе урока применяю метод познавательно-проблемного изложения – делаю постановку конкретных учебно-познавательных проблем, а так же излагаю материал в котором освещаю последовательность поисковых приемов, которые можно использовать в процессе решения проблемы.
в) при изучении нового материала – диалогическое проблемное изложение.
Создаю проблемную ситуацию, а решение проблемы идет совместными усилиями. На этом этапе очень активна позиция учащихся, т.к. требует применения уже усвоенных знаний. Этот метод дает широкие возможности для дальнейшей эффективной самостоятельной деятельности и обеспечивает обратную связь в обучении. Дети привыкают высказывать свое мнение вслух, доказывать и отстаивать свою точку зрения
г) при групповой форме работы, а так же самостоятельной работы и рефлексии применила эвристический метод, с целью организовать и провести силами детей самостоятельный поиск частично новых знаний. Поиск решения проблемы осуществлялся детьми в виде практических действий – анализа текста учебника, который был специально подобран мной. Применила его для того, чтобы учащиеся самостоятельно проконтролировали и проверили правильность своих выводов и понятий, приобретенных знаний, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи, существенные различия и принципиальные сходства.
Дидактические принципы:
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности;
- Принцип прочности;
- Принцип доступности;
- Принцип связи теории с практикой;
- Принцип систематизации и последовательности;
- Принцип научности
Технология обучения:
- Игровая технология
- Информационно-коммуникационная (использование презентации, карточки с заданиями);
- Здоровьесберегающая (данный урока понижает и сводит к минимуму стрессовые ситуации для учеников)
Приемы стимулирования учебной деятельности:
Учитывала возрастные особенности детей раннего подросткового возраста. Игровая деятельность - несомненно, является хорошим стимулирующим средством для пятиклассников. Кроме того, эффект «соревновательности» подстегивал более пассивных ребят к активным действиям. Командный дух брал свое…
Одобрение, похвала, доброжелательный взгляд, спокойный и уверенный голос – считаю важными способами стимулирования учебной деятельности на уроке. Это порождает доброжелательную и доверительную атмосферу на уроке.
Создание ситуации успеха (по принципу открытых перспектив – в случае затруднения оказание помощи учителем или более сильными одноклассниками), подбадривание, помощь при подборе материала во время самостоятельной деятельности –это вселяло уверенность в свои силы и облегчало выполнение учебных заданий.
Т.к. при подборе группы (4-5 человек) я учитывала советы школьного психолога - структуру внутригрупповых отношений в классе, место в ней слабых учеников, знание групповой морали именно этого класса. На мой взгляд, мне удалось сформировать группы учащихся таким образом, чтобы в них примерно в равном соотношении были как сильные, так и более слабые ученики.
Тип урока: комбинированный.
Этап обучения: тема урока входит в раздел «История Древнего Рима».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ignatova_a.a._metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
Тема: «Рабство в Древнем Риме».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||
2 минуты. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Учитель: Дорогие мои, сегодня будет необыкновенный урок. Потому что сегодня мы отправимся в путешествие в Римскую империю I в. н.э. А теперь представьте себе, что вы свободные жители Древнего Рима. Задача жителей Рима – заработать как можно больше монет – денариев (учитель показывает реквизит – напечатанные на бумаге монеты), которые были в ходу в эпоху правления императора Веспасиана в этот период[1]. А заработать деньги можно отгадывая ключевое слово новой темы урока. Каждый правильный ответ – 2 денария[2]. У меня будет помощник, который будет записывать, количество заработанных денег[3]. Выберем казначея. Учитель передает этому ученику список класса, в котором фиксируется количество заработанных денариев. Критерии оценивания на уроке: 6 монет – «5» 4 монеты – «4» 2 монеты – «3» | Дети приветствуют учителя. Рассматривают «монеты» с изображением императора Веспасиана. Ребята предлагают выбрать казначея. | ||||||
10 мин. | На интерактивной доске появляются следующие схемы: Задание 1. Заполнить карту-схему г. Рима Учитель зачитывает задания со слайда, а потом награждает за правильные ответы. | Дети получают денарии за правильные ответы. Ответ на задание 1. | ||||||
Задание 2. Ребята, вы можете заработать денарии, восстановив схему «Устройство Римской республики», двигая блоки данной схемы на сенсорной доске. | Ответ на задание 2. Учащиеся по очереди выходят к доске и передвигают объекты на сенсорном экране в следующую схему. | |||||||
Задание 3. Дети, отгадайте кроссворд. Выделенное в жёлтых клетках слово – это ключевое слово новой темы урока. Рефлексия. Учитель хвалит детей за то, что они достигла цели игры – отгадали ключевое слово новой темы урока, предлагает подсчитать общее количество приобретенных денариев казначею – хвалит ребят за то, что они имеют прочные знания по предмету.. | Ответ детей на задание 3. Фронтальный опрос. Дети отвечая, получают по 2 денария за правильные ответы. Приходят к выводу, что ключевым словом урока является слово «рабство» | |||||||
8 мин. | Учитель задает наводящий вопрос:
|
| ||||||
Учитель: А теперь представьте себе, что вы оказались на рыночной площади Рима. Чем здесь только не торгуют… масло и рыба, зерно и ювелирные украшения, а это кто? Перед нами открывается ужасная картина – истощенные люди с ошейниками на шее, в оборванной одежде. Это рабы. Ими торгуют, словно неживым товаром. На рабах висят таблички – 200 денариев, 500 денариев. Такую стоимость дали людям работорговцы. | ||||||||
Обратите внимание ребята – на рабе цепи, ошейник, он просит отпустить его на свободу. Но его хозяин не умолим. Давайте послушаем о чем они говорят… Учитель предлагает 2 ученикам прочитать диалог изображенных на картине героев. | Дети разглядывают слайд. Диалог учащихся: Ученик 1. От имени Хозяина: «Эй, уважаемые граждане Рима! Подходите, купите себе раба. Есть дорогие – сильные и здоровые, они могут стать прекрасными гладиаторами – цена им 500 денариев, есть те которые могут играть на музыкальных инструментах – их стоимость 600 денариев, а есть совсем дешевые – строптивые и слабые здоровьем – я отдам их совсем дешево». | |||||||
Ребята, давайте спросим у этого бедного человека, как он себя чувствует, как он оказался в таком ужасном положении? Во время чтения учеником своей роли, учитель иллюстрирует рассказ слайдами. | Ученик 2 (от имени Раба): О, рабское положение просто ужасно. Нас бьют и плохо кормят. Я гладиатор, сражаясь на арене я постоянно висел на волосок от смерти. Ведь гладиаторов, которые сражаются на арене и проигрывают бой, богатые римляне могут просто убить. Жить или не жить рабу - они решают поднятием большого пальца руки. Да-да, в Древнем Риме живут не только свободные римляне, но и рабы, т.е. те, кто являлся собственностью своего господина. Главным источником притока рабов в Римское государство являются завоевания. Рассказ иллюстрирован слайдами. Взятые в плен десятки тысяч военнопленных, обязаны работать на рудниках, в каменоломнях, на соляных промыслах в качестве дешевой рабочей силы. Сильных и ловких рабов помещают в особые школы, где обучают владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны сражаться на потеху публике в амфитеатрах – специальных сооружениях для гладиаторских игр. Рабы так же живут и трудятся в имениях – земельных владениях богатых людей. О, уважаемые! Выкупите, пожалуйста, меня у моего хозяина! А потом отпустите на волю. Я буду вам очень благодарен. | |||||||
Учитель предлагает выкупить раба, ведь у детей есть римские денарии. Идет подсчет монет. Учитель спрашивает: «Хозяин продашь ли ты нам раба»? | Хозяин: А сколько у вас денариев? Ученик – казначей называет сумму. У вас слишком маленькая сумма денег, но если вы выполните мои задания, пожалуй, я прощу вам недостающую сумму. Вы должны назвать как можно больше отличий жизни свободных людей в Древнем Риме от жизни рабов. | |||||||
Ребята, давайте выполним задание и спасем человека. Это благородное дело. Древние евреи говорили: «Кто спасет одну жизнь, тот спасет мир». Учитель предлагает для удобства, составить сравнительную таблицу, в которой бы отразились условия труда, особенности одежды, питания, медицинской помощи, наказаний в случае нарушения общественных правил рабов и свободных граждан Рима. | Дети рассматривают слайд. | |||||||
15 мин. | Чтобы мы справились с заданием как можно быстрее, учитель предлагает работать в группах[4]. Напоминает правила работы в группах, раздаю памятки «Правила работы в группе»[5]. Каждой группе дается соответствующее задание – прочитать определенную часть параграфа в которой описываются особенности жизни свободных людей в Риме и особенности жизни рабов[6]. Подвожу итог, предлагаю сверить результат нашей работы с уже составленной таблицей - рассмотреть слайд, убедиться, что результат групповой работы верный. Похвалить ребят. Раздать детям памятку – сравнительную таблицу «Отличия рабов от свободных людей». Казначей собирает деньги у ребят и отдает работорговцу. Учитель спрашивает ученика 2 (который выступает в роли Хозяина). Достаточно ли ребята заработали денег? | Дети делятся на группы по 4-3 человека. Читают параграф 49. Выбирают секретаря, который будет делать записи, спикера, который огласит результаты работы. Представляют результаты своей работы, в виде сравнительной таблицы. Вкладывают памятки себе в тетради. Ученик 2. Да, вы выкупили раба, но нужно еще снять с него ошейник, цепи и табличку! Ответьте на мои вопросы и я освобожу его. | ||||||
5. Закрепление нового материала. 5 мин. | На интерактивной доске появляется тест, который задается от лица Рабовладельца – хозяина раба. Учитель предлагает детям встать и приготовить карточки с буквами А, Б, В..
А) Сосуд для хранения оливкового масла. Б) Специальное сооружение для гладиаторских игр. В) Театр, в котором показывались комедии и трагедии. 3. Что из перечисленного, являлось главным источником рабов в Древний Рим? А) Завоевания Б) Долги населения В) Дети рабов становились рабами 4. Верно ли данное утверждение? «Рабы в Древнем Риме не имели прав и свобод». А) Да Б) Нет 5. Приемлемо ли для современного общества рабство? А) Да Б) Нет Проверяем результат, сверяясь с правильными ответами на доске. Педагог хвалит ребят за то, что они сделали доброе дело – подарили человеку свободу. | Закрепление материала проводится при совмещении двигательной активности детей. Дети отвечают на вопросы стоя, поднимая при этом вверх карточки с буквами А, Б или В. Каждый верный ответ детей «снимает» с раба символы рабства – цепи, ошейник, табличку с ценой. | ||||||
6. Домашнее задание. 5 мин. | Учитель сообщает, что вольноотпущенный раб должен был вместе со свободой получить еще и «Отпускную грамоту». Учитель демонстрирует слайд, на котором виден текст с пробелами – недостающими историческими терминами. Чтобы грамота была заполнена верно, дома следует прочитать параграф 40. Далее учитель комментирует работу детей во время игры и выставляет (прибегая к помощи казначея) оценки. В конце урока можно задать вопрос: понравился ли ребятам урок? Предложить проголосовать как римляне. Да – большой палец вверх, нет – большой палец вниз. Тогда учитель, в целом сможет увидеть, смог ли он сохранить позитивную атмосферу урока. Благодарю за внимание! | Ученики рассматривают слайд и слушают рекомендации. Дети получают карточки и записывают задание в дневники. |
[1] См. приложение 1.
[2] См. приложение 2.
[3] См. приложение 3.
[4] См. приложение 3.
[5] См. приложение 4.
[6] См. Приложение 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "Древний Восток".
Повторительно--обобщающий урок в форме игры....
Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"
Презентация содержит занимательные вопросы по данной теме, разные задания позволяют провести урок интересно и творчески....
Урок истории "Природа и люди Древней Индии"
Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...
Урок истории в 5 классе "Древнее Двуречье"
Урок истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье". Содержит план-конспект урока, приложения, презентацию...
Презентация к уроку на тему: "Великий ученый древнего мира – Архимед и его закон"
В презентации представлен теоретический материал по указанной теме....
Урок в 5 классе по древнему миру
Урок в разделе древний Египет...
Урок истории в 5 классе "Древний Восток" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)
Цели урока: обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего ...