ЭОР конспект урока и презентация на тему Рабство в Древнем Риме 5 класс
материал по истории на тему
ЭОР содержит конспект урока и презентацию рабство в Древнем Риме 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabstvo_v_drevnem_rime.rar | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Рабство в Древнем Риме.
Цели урока: - познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
- продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, иллюстрациями, давать характеристику событиям и их участникам.
Учебное оборудование: учебник Вигасина А.А., проектор
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до н.э.».
- Проверка домашнего задания. На доске вопрос - «Как воевала римская армия» и план ответа на него и карта «Римская республика в III-I в. до н.э.».
План ответа
-Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н.э.?
- Какие технические приспособления использовали римляне?
- Как были вооружены воины Рима?
- Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы?
- Вывод.
Вопрос задается всему классу, а готовиться к ответу и отвечать будет кто-то один из учащихся. Ученику дается время для подготовки, в это время организуется работа с классом.
- Работа с классом. Решение задачи: Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так, 150 тысяч жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами в рабство. Каковы были последствия захватнических войн Рима?
- Устный ответ ученика по домашнему заданию, отзыв на нее одноклассников.
- Переход к изучению новой темы. Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу – рабов.
Задача для учащихся: Выяснить, где применялся труд рабов в Древнем Риме?
- Изучение новой темы.
План
- Источники рабства
- Использование труда рабов
- Физминутка тематического характера. На предложенные утверждения учащимся предлагается реагировать следующим образом: признак первобытного строя – шаг назад, признак рабовладельческого – шаг вперед.
- Все члены общества лично свободны.
- Частная собственность на людей.
- Наличие классов.
- Наличие государства.
- Наличие эксплуатации.
- Земля принадлежит всем членам общества.
- Земля принадлежит отдельным частным лицам.
- Орудия труда принадлежат всем членам общества.
- Орудия труда принадлежат отдельным частным лицам.
? – вспомните, кого называют рабами? (неполноправный член общества)
? – что вам известно о положении рабов?
? – вспомните источники рабства на примере Древней Греции.
- Карта памяти «Рабство в Древнем Риме» (составляется на доске по ходу обсуждения с учащимися и записывается в тетрадь). С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Каковы были источники в Древнем Риме?» Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
- Творческая физминутка на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа. Гимнастика для улучшения слуха – самомассаж ушей. - Продолжение работы с картой памяти. Вопрос «Как использовался труд рабов?» Работа с историческим документом. Учителем зачитывается фрагмент из трактата «Земледелие» Марка Порция Катона. На доске – портрет этого деятеля. Вопросы : - Как содержались рабы? – Где применялся труд рабов?
- Работа с иллюстрациями - С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Где еще применялся труд рабов?» Иллюстрации должны показывать труд рабов в богатом доме, на строительстве дорог, на камнеломнях, в рудниках. Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
- Микропауза для профилактики заболеваний органов зрения:
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.
- Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 4 §49. Вопрос – Хотели бы вы побывать в роли гладиатора? Обсуждение.
Где же еще применялся труд рабов в Древнем Риме? Ответ заносится в тетради.
- Полученная карта памяти:
- Закрепление изученного на уроке.
- Решение задачи. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. Почему в период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала? Какие рабы ценились особенно дорого?
- Если позволяет время – начать оформление карты памяти – придумать условные значки для иллюстрации схем.
- Домашнее задание:
- оформить карту памяти
- прочитать §49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР
Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....
Опорный конспект-схема по теме: Рабство в Древнем Риме
Удобно пользоваться схемами на уроках. А если заполнять схемы с учениками- это помогает им лучше запомнить тему и одновременно учит работать с учебником....
Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...
Урок логического мышления на Тему "Рабство в Древнем Риме" 5 класс
Урок логическогомышления,разработан на основе методики В.В.Шогана....
Конспект урока и презентация на тему: "Мхи. Кукушкин лен" (7 класс) коррекционная школа
Цель урока:познакомить обучающихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов.Задачи урока:Коррекционно-образовательная сформировать у детей предс...
Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.
Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...
Презентация к уроку истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"
Данную презентацию можно ипользовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Рабство в Древнем Риме". Она станет отличным помощником учителя....