Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок направлен на формирование у обучающихся основ анализа исторического источника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_drevnego_mira_v_5_klasse_-_kopiya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ
Тема: «ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ».
Цели урока: 1. Изучение важнейшего исторического источника - законов Хаммурапи, а также истории Древневавилонского царства, приобщение учащихся к интерпретации источника.
- Научить учащихся извлекать из источника прямую и
косвенную информацию. Развивать навыки в решении поставленной
проблемы, умение делать оценочные суждения, работать с картой и текстом. - Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма,
национального самосознания.
Основные понятия: закон, ирригационные сооружения, государственная
власть.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», презентация, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА 1. Оргмомент.
А) Предъявление темы, определение цели урока для учеников, формулирование и запись в тетрадь логического задания.
Логическое задание: дать анализ законов Хаммурапи.
2.Опрос и повторение.
А) Историческая разминка (вопросы появляются на слайде в порядке очереди):
- Назовите характерные черты цивилизации.
- Перечислите первые цивилизации на земле.
- Когда было образовано единое государство в Египте?
- Как называлась письменность у египтян, у шумеров?
Б) Письменно работа на доске по вопросам:
- перечислить особенности географического положения и природных условий Египта.
- перечислить особенности географического положения и природных условий Междуречья.
В) Вопросы для развернутых ответов у доски:
- Рассказать о городе Уре.
- Рассказать о клинописи и глиняных книгах.
- Рассказать о потопе. Что из сказанного в Библии о Древнем Междуречье можно считать достоверным, а что не вполне?
3. Объяснение нового материала.
Обратить внимание учащихся на логическое задание.
А) Рассказ учителя о возвышении Вавилона (использование карты, презентация).
- 1792 - 1750 г.г. до н.э. - запись в тетрадь время правления Хаммурапи.
- Работа с терминами: ирригация - система оросительных каналов;
закон, (записать в терминологический словарь). - Вопрос учащимся: как вы думаете, почему Хаммурапи больше всего
заботился о создании оросительных каналов.
Б) Законы Хаммурапи - важнейший исторический источник. Рассказ учителя о том, когда и как были открыты законы. (Использование иллюстрации в учебнике и атласе, презентация).
В) Что можно узнать из законов Хаммурапи?
- структура законов: введение, законы, заключение.
- анализ документа: учащиеся по учебнику, стр. 56 - 59, читают текст
законов, отвечают на вопросы учителя, вместе с учителем формулируют
основную мысль и ее записывают в тетрадь.
Из источника: «Я Хаммурапи, царь, поставленный богами, вечный царственный отпрыск, солнца Вавилона, покоривший евфратские селения, приведший к послушанию 4 стороны света.
Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям.»
Вопросы: 1. Каким образом Хаммурапи получил царскую власть? 2. Чем, кроме законов, гордится Хаммурапи? 3. С какой целью оно составил свои законы?
Источник: «Если человек не укрепил плотину на своей земле и вода прорвала плотину, затопила поля общины, пусть виновный возместит хлеб, который он погубил. Если он не может возместить хлеб, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро соседи разделят между собой».
Вопросы: 1. Что такое община. 2.0 каком виде общины идет речь?. 3. Рабы или свободные люди строили и ремонтировали плотину? Докажите свою точку зрения текстом источника.
Источник: «Если человек взял у другого участок земли на время и вырастил хлеб, то оно должен отдать хозяину поля половину урожая. Если человек взял сад с финиковыми пальмами, то он должен отдать две трети урожая».
Вопросы: 1. Было ли равенство среди общинников? 2. Почему плата за сад выше?
Источник: «Если человек имеет долг, его жена, сын и дочь должны быть в рабстве 3 года А на 4 - ыи их надо отпустить на свободу».
Вопросы: 1. На какие группы делилось египетское население? 2. Защищал ли царь своих подданных от обращение в рабство?
Источник: «Если человек купит во враждебной стране рабов и окажется, что эти рабы вавилоняне, то следует отпустить их на свободу».
Вопросы: 1. Откуда брались рабы в древности?
Источник: «Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба. Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола. Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор и его должно убить. Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы».
Вопросы: 1. Докажите, что закон не делал различия между рабами и другим имуществом. 2. Как можно было отличить раба от свободного?
Источник: «Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек ударит по щеке высшего по положению, должно ударить его 60 раз плетью».
Вопросы: 1. Все ли были равны перед законом и почему? 2. Кого в Египте считали « высшими по положению»?
Источник: «Я Хаммурапи, царь справедливый, которому Шамаш даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны».
Вопросы: 1. Можно ли считать законы Хаммурапи справедливыми? 2. Что означает изображение на рельефе столба с законами?
Г) В чем значение законов Хаммурапи?
Д) Рефлексия (материалы презентации).
- Когда были созданы законы? ( в 18 в. до н.э.)
- Где, в каком государстве появился этот документ? ( Вавилон,
Междуречье).
- Почему появились эти законы?
- Кто является автором документа?
- Что вам известно о Хаммурапи, его жизни и деятельности?
- Интересы каких групп общества отражают эти законы?
- Перечислите основные положения законов Хаммурапи: учащиеся,
пользуясь записями в тетради, называют:
1. Власть Хаммурапи дана богом;
2. Цель законов: чтобы сильный не притеснял слабого, установление
справедливости;
- Ирригационные системы сооружали свободные люди;
- Жили соседской общиной;
- Между общинниками существовало имущественное неравенство;
- Свободные за долги попадали в рабство;
- Раба можно отличить по клейму;
- Не делается различие между рабом и имуществом;
- Люди не были равны перед законом.
Домашнее задание: § 9, устно ответить на вопросы 3, 4, 5 после параграфа.
1. Методическое обоснование темы урока: ступень общего образования, курс истории, уровень исторического образования, класс, место в учебной теме (тематическом блоке), актуальность, связь с обязательным минимумом содержания образования.
Урок в 5 классе. Вторая ступень общего образования. Курс Всеобщей истории – история Древнего мира. Данная тема изучается в части 2 «Древний Восток». По программе - тема № 2. В тематическом планировании урок 11.
Актуальность тематики заключается в том, что при ее изучении у обучающихся формируются первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Учащиеся получают представление:
- о причинах и особенностях первых на земле цивилизаций;
- о влиянии географического фактора на историческое развитие общества,
- о формировании государственной организации;
- о праве как атрибуте государственности.
Учащиеся учатся анализировать документ, источник, обобщать, формулировать в суждения свои мысли, делать выводы.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применений знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
2. Развёрнутая целевая установка урока: обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока, опора на ценностные ориентиры Федерального компонента государственных образовательных стандартов по истории, соответствие цели конкретной теме и моделируемой педагогической ситуации (пункт 1).
3. План изучения новой темы: формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной вами рубрики, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы.
1. Предъявление темы, определение цели урока для учеников, формулирование и запись в тетрадь логического задания.
Логическое задание: дать анализ законов Хаммурапи.
2. Почему в 18 в. до н.э. происходит возвышение Вавилона?
3. Что такое - законы Хаммурапи, что их них можно узнать?
4. В чем значение законов Хаммурапи?
5. Каковы представления древних о справедливости, свободе. Сравните с современным пониманием данных категорий.
СТАНДАРТЫ 2 ПОКОЛЕНИЯ
11.2. Общественно-научные предметы
Изучение предметной области "Общественно-научные предметы" должно обеспечить:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы" должны отражать:
История России. Всеобщая история:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...
Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Цели:Образовательные -закрепление и расширение полученных знаний, выявить причины возвышения Вавилона, познакомить учащихся с законами царя Хаммурапи, ввести понятия: закон, аренда, ростовщик.Развиваю...
Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Данная презентация поможет учащимся более наглядно освоить материал по данной теме. В презентации есть дополнительные сведения о жизни великого законодателя древности....
Тест по истории в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Тест по истории в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...
Технологическая карта урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс
Технологическая карта разработана к уроку по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". Цель данного урока сформировать представления обучающихся об организации общества и хозяйства Меж...