Технологическая карта урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс)

Прохожаева Оксана Владимировна

Технологическая карта разработана к уроку по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". Цель данного урока сформировать представления обучающихся об организации общества и хозяйства Междуречья периода правления царя Хаммурапи через изучение его законов, первых законов в истории Древнего мира, и подведение к пониманию значения этих законов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель

Сформировать представления обучающихся об организации общества и хозяйства Междуречья периода правления царя Хаммурапи через изучение его законов, первых законов в истории Древнего мира, и подведение к пониманию значения этих законов.

Задачи

  • Образовательные: познакомить обучающихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона.
  • Развивающие: продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ.
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому других народов, формировать  уважительное отношение  к  законодательству, необходимость соблюдения законов.

УУД

  • Личностные УУД:  ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе, самоопределение, смыслообразование
  •  Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.), планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция.
  •  Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе, сотрудничество  с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли,  владение монологической и диалогической формами речи.
  • Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  •  способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.
  • Знать историческую личность древности – царя

Хаммурапи и его законы.

  • Уметь читать исторический текст (документ), анализировать его, осуществлять поиск необходимой информации в одном источнике, сравнивать данные источника, выявляя сходства и различия

Метапредметные:  

  • развивать умения работы с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.);
  • использовать разные источники информации (карта, исторические источники, электронные  носители)

Личностные: 

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  •  выявление способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  •  определение ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 Технология проблемного обучения, групповой работы

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент
Время: 1 мин
Основные этапы:

 Приветствие учеников, проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку

 

 Отвечают на приветствие учителя, проводят проверки готовности своих рабочих мест и необходимых к уроку принадлежностей

 Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Регулятивные:

контроль, коррекция

Личностные:

умение настраиваться на собственную позицию.

Проверка домашнего задания
Время: 5 мин
Фронтальная работа.

Работа с картой.

 Актуализировать знания обучающихся по теме «Древнее Двуречье», подвести к пониманию причин возвышения Вавилона.

 Проверка домашнего задания: ответ по плану.

1.Как называется страна, которую мы изучили на прошлом уроке? Почему  она так называется?

2.Месторасположение (показать на карте).

3.Какие главные богатства страны вам известны? Для чего использовались?

4.Письменность Двуречья. Провести сравнение с письменностью Египта.

5.Какие города Двуречья вы запомнили? (показать на карте).

6. Как вы думаете, какие взаимоотношения были между городами Междуречья?

Действительно. Победил в этой борьбе город Вавилон (показать на карте), под властью которого объединилось почти все Двуречье. Почему как Вы думаете? Давайте посмотрим на карту. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. А каково было значение рек? Правильно, по рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.  

 Отвечают на вопросы по поднятой руке.

1.Междуречье. Так как располагается между двумя реками Тигром и Евфратом

2.Показывают на карте

3.Глина. Города из глиняных кирпичей, глиняные таблички.

4.Египет — иероглифы,  на папирусе. Двуречье — клинопись по глиняным табличкам.

5.Ур и  Урук.

6.Воевали друг с другом за власть, кому из них быть главным.

Расположен в удобном месте в центре Двуречья, где близко сходятся Тигр и Евфрат.

По ним передвигались, торговали.

  Познавательные: формулировка и обоснование выводов

Регулятивные: 

владение диалогической формой речи

Определение темы урок.

Постановка цели урока.

Время: 8 мин

Итак, Вавилон становится главным городом. Как Хаммурапи мог сохранить и укрепить свою власть, над таким большим государством? Что ему следовало сделать?

А разве война укрепляет государство?

Что же тогда помогает поддерживать в государстве порядок?

А что такое закон?

Действительно, Хаммурапи для укрепления государства создает законы.

Повторим. Назовите годы правления Хаммурапи?

В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Рисунок в учебнике).  В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Как вы думаете кто это?

- Правильно. Это царь Хаммурапи и бог правосудия Шамаш. Со всех сторон  столб покрыт ровными рядами клинописи.   Это и был текст законов, составленных Хаммурапи.

- Какую цель на урок мы с вами поставим?

Работа с презентацией. Записывают тему в тетрадь

Записывают годы правления на слайде

Работа с терминами.

Задача учителя - подвести учащихся к пониманию, что такое законы.

Закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами  государства (записываем в тетрадь).

Сформировать представления обучающихся об организации общества и хозяйства Междуречья периода правления царя Хаммурапи через изучение его законов, первых законов в истории Древнего мира, и подведение к пониманию значения этих законов.

- Воевать.

-  Нет, во время войны умирают люди, требуются большие средства на содержание войска.

- Законы царя Хаммурапи

Обучающиеся дают свое понимание термина «закон»

Учащиеся высказывают свою точку зрения, кто (что) изображено на рисунке.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: общенаучные, действие постановки и решения проблем.

Коммуникативные: планирование, владение диалогической формой речи.

Личностные:

смыслообразование.

Изучение нового материала
Время:18-20 мин
Этапы: первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

 

Изучить отрывки из законов царя Хаммурапи, сделать вывод, что или кого защищали законы, как наказывали за преступления.

Сейчас мы будем смотреть видео:

 - Что изображено на черном камне?

- Как, по закону Хаммурапи, наказывали преступников?

-Если не было свидетелей преступления, как судили обвиняемого?

-Все ли были равны перед законом?

- Кто такие ростовщики?

-Сколько должник работал у хозяина?

Физминутка

 Просмотр видео

Познакомиться с текстом законов. Узнать, что или кого защищали законы, как наказывали за несоблюдение законов.

Узнать  были ли люди  в Вавилонском государстве равны?

 Познавательные: общенаучные, логические, действие решения проблемы.

Коммуникативные: планирование, постановка вопросов.

Закрепление  нового материала
 Время: 5 мин
Этапы: выполнение теста, взаимопроверка

В Р.Т. № 51, 53 стр. 40-41

Задания в рабочей тетради

  Коммуникативные:.

планирование учебного сотрудничества с одноклассниками
Регулятивные:

контроль, коррекция

Личностные:

умение настраиваться на собственную позицию.

 

Рефлексия 
Время: 2 мин
Этапы:

 Мы можем теперь ответить на этот вопрос?

Действительно, в предисловии к законам сам Хаммурапи говорит «Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям».

Удалось нам достичь цели урока?

 

Всего в тексте 247 законов, которые являются самым древним из дошедших до нас полных сводов законов. Ребята, царь Хаммурапи правил во втором тысячелетии до н.э. И для поддержания порядка создал законы. - А только ли Вавилоны нужны были законы? Только в древнем мире?

 

 

.

- Выяснить зачем царю Хаммурапи нужны были законы?

- Да, законы нужны были для порядка в государстве, укрепления власти

- Да, удалось.

- Являются важным историческим источником, дают информацию о жизни в Междуречье.

-  Нет они нужны и сейчас, нужны в любом государстве, чтобы поддерживать порядок.

 Регулятивные удержание цели; оценка достижения цели.

Познавательные формулировать и обосновывать выводы.

Личностные формирование уважения к закону.

Домашнее задание

Время: 1-2 мин

Параграф 14. Р.Т. № 54 стр. 41-43

Комментарий ДЗ

Ученики записывают домашнее задание.

Личностные:

самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Моделирование и формализация. Логические модели", информатика 11 класс, профильный

Информатика и ИКТ ( профильный курс) 11класс Тема урока: Моделирование и формализация. Логические модели. Тип урока: изучение нового материала Материал к уроку: флипчарт с опорными сигналами действ...

Технологическая карта урока математики по теме "Угол. Обозначение углов." 5 класс

Данный урок проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока. Сравнение десятичных дробей. УМК И.Зубарева 5 класс.ФГОС.

Технологическая карта урока по теме Сравнение десятичных дробей. УМК И.Зубарева 5,позволяет организоватьэффективный учебный процесс,обеспечить реализацию предметных,метапредметных и личностных умений....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС в 5 классе на тему: "Christmas"

Разработка урока английского языка в рамках ФГОС в пятом классе на тему: "Рождество"...

Технологическая карта урока истории по законам Хаммурапи. 5 класс

Материал содержит технологическую карту урока истории "Законы Вавилонского царства" по УМК "школа 2100". Рассмотрены новые методы преподавания данной темы с учетом ФГОС...

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе и самоанализ урока

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе с самоанализом...