Технологическая карта и презентация к уроку истории в 7 классе на тему "Династия Романовых в первой четверти 18 века".
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Франк Наталья Николаевна

Данная разработка предназначена для проведения урока в 7 классе в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку истории в 7 классе на тему «Династия Романовых в первой четверти 18 в».

Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназии №21» г. Казани

Франк Наталья Николаевна.

Технологическая карта урока.

Тема урока

Династия Романовых в первой четверти 18 в.

Дата урока

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Способствовать формированию у учащихся представлений о личной жизни первого российского императора, а также изменения системы престолонаследия.

Образовательные
ресурсы

 Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI-XVIII веков [Текст] / С. В. Агафонов. – М.: Экзамен,2006.

Пчелов Е. В. История России XVII-XVIII века: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Е. В. Пчелов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2014.

 Презентации: «Династия Романовых в первой четверти 18 в.»

План урока

1. Семья Петра 1

2. «Дело» царевича Алексея.

3. Устав о престолонаследии.

Личностно значимая проблема

Подведение  учащихся к пониманию того, что  был ли реальный наследник у русского императора? Кто он?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.  

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

«Дело» царевича Алексея, устав о наследии престола

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: разбираться в семье Петра 1, давать краткие характеристики его родственников; работать с текстом учебника.

Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу с генеалогическим древом Романовых путем его анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока.

Ориентировать обучающихся на умение организовывать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Моти-вация
к учеб-ной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя
с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Акту-ализация знаний

7

1. Работа
в группах с заданиями.

2. Разрыв между знанием и незнанием при помощи небольшого тестового задания, обсуждение проблемной ситуации.

1. Распределяет групповые задания. Дает инструкции к их выполнению.

Вопросы для групп:

1 гр. Что изменилось в развитии науки и образования?

2 гр. Какие направления русского искусства будут развиваться при Петре Великом? Приведи примеры.

3 гр. Что претерпело изменения в дворянском быту? Что появилось нового?

2. Тестовое задание «Верю/ Не верю»:

- в петровскую эпоху культура и быт претерпели незначительные изменения (-);

- при Петре открылось много новых образовательных учреждений (+);

- развитию просвещения помогало издательское дело (+);

- в живописи возник жанр светского портрета (+);

- дворянский быт не претерпел значительных изменений (-);

- «дело» царевича Алексея разрешилось в пользу его отца – Петра 1(…….) (не изучали)

1. Обсуждают в парах, дают ответы на поставленные вопросы.

2.  Выполнение тестового задания, исходя из последнего вопроса формулируют тему и цели урока.

1.Групповая работа.

2.Фронтальная работа.

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются
о культуре; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: 
в устной форме высказываются о новой теме; осуществляют поиск необходимой информации. 

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1-2. Устные ответы учащихся.

III. Изучение нового матери-ала

17

1. Презентация «Династия Романовых в первой четверти 18 в.

2. Беседа по схеме. (слайд 5)

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

2. Организует диалог с учащимися по вопросам:

- сколько раз был женат первый российский император?

- назовите детей Петра от первого и второго брака;

- посмотрите на годы жизни детей и подсчитайте, сколько прожил каждый из них;

- выявите того, кто пережил Петра и реально мог претендовать на престол;

- был ли преемник у Петра по мужской линии?

1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное.

2. Отвечают
на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения, формулируют проблему на урок.

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа.

Личностные: оценивают жизненные ситуации (брачно-семейные отношения) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и
формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

2. Устные ответы.

3. Работа с презентацией (слайды 6-14)

4. Анализ названия второго пункта плана.

5. Работа с учебником, с. 166.

3. Беседа по вопросам:

- дайте свою оценку первому браку Петра;

-предположите, как и почему он мог относиться к своему первенцу.

4. - Предположите, почему он носит такое название, в чем могла быть суть «дела» Петра против своего сына.

- Проверим себя, записав понятие «Дело» царевича Алексея – следствие, вскрывшее замыслы сына Петра 1 и его сообщников по осуществлению заговорщицких планов против царя Петра и его реформаторской деятельности, закончившееся вынесением царевичу смертного приговора.

- Слайд 8-11 составьте по 1 вопросу.

-Работа с репродукцией (слайд 11): образы Петра и царевича Алексея.

- Прочитайте и дайте свою оценку второму браку Петра (слайд 12-14)

5. - Прочитайте документ «Из устава о наследии престола» и ответьте на вопросы к нему.

- Запись термина:

«Устав о наследии престола» - документ, подписанный Петром 1 в 1722 г., смысл которого заключался в том, что с этого момента русский царь должен был сам назначать себе преемника.

- Предположите, почему Петр пришел к такому решению и что могло быть его следствием.

3. Читают слайды 6-7 презентации, отвечают на вопросы, приводят примеры
и доказательства.

4. Анализируют название, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы, записывают понятие, составляют вопросы.

5. Анализируют документ, отвечают на вопросы, делают вывод.

3.Индивидуальная, фронтальная работа.

4.Фронтальная работа.

5.Индивидуальная
и фронтальная работа.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания о семействе Романовых, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные:

читают вслух и про себя тексты учебника и презентации при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют  будущее)

3. Устные ответы.

4. Работа в тетради.

5. Устные ответы.

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

1. Работа со схемой слайд 16-17

2. Составление тестовых вопросов.

1. Нацеливает учащихся на ответ по заданию:

- Петр 1 не успел составить завещание о своем преемнике, по схеме, предположите, кто мог им стать и почему?

2. Составить три вопроса в форме любого теста для своего соседа по парте по теме урока.

1. Рассуждаю по схеме, возвращаются к проблемному заданию.

2. Составляют вопросы.

1. Фронтальная работа.

2. Индивидуальная работа.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов презентации, из рассказа учителя,  по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в презентации.

1. Устные ответы.

2. Работа в тетради.

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Что понравилось на уроке?

– Что было трудно?

– Что хотелось бы еще узнать?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 25 читать; вопросы на выбор устно; повторить п. 16-25, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная
работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории 10 класс по теме "Первые русские князья"

Презентация к уроку по истории для 10 класса. Содержит данные о древней руси, ее первых правителях, внутренней и внешней политики государства  в период становления Русского государства....

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

Технологическая карта и презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»Составил учитель высшей категории МБОУ «Новотроицкая СОШ» Тукаевского района Республики ТатарстанГусева ГульфиняХаевна Предмет: ...

Технологическая карта и презентация к уроку истории в 6 классе по теме :"Волжская Булгария"

В данной технологической карте урока по истории в 6 классе отображаются материалы по теме Волжская Булгария:города,культура и международные связи....

Технологическая карта и презентация к уроку "Масштаб". 6 класс.

Разработка урока по теме "Масштаб" в 6 классе содержит технологическую карту урока и презентацию....

Технологическая карта и презентация к уроку в 11 классе "Der wissenschaftlich-technisce Fortschritt. Was hat er uns gebracht? Sind Naturkatastrophen seine Folgen?"

Урок в 11 классе по теме "Der wissenschaftlich-technisce Fortschritt. Was hat er uns gebracht? Sind Naturkatastrophen seine Folgen?" составленный с применением ФГОС II поколения...

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе по ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»

Технологическая карта урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»...