Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока "Древнее Междуречье". | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по истории Древнего мира для 5 класса.
Тема урока | Древнее Междуречье | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Цель урока | Сформировать у учащихся представление о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Междуречья | ||
Образовательные | Учебн Учебник : Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История древнего мира 5 класс, Просвещение, М, 2015, с. 65-69 Презентация по теме: «Древнее Междуречье», разработанная учителем. Книги для учителя: Андреевская Т. П. Страницы истории Древнего Востока. Методические рекомендации, СПб, 1995, с. 24-29 Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира, М, Просвещение,1996, с. 45-56. Годер Г.И. История Древнего мира, рабочая тетрадь часть 1.,М, 2010, с. 39,42-45. Петрович В. Г. Петрович Н. М. Уроки истории, М, 2004, с.43-47. Атлас история Древнего мира, М, Издательство ДИК, Дрофа, 2010, с. 8-9. Мифы древнего мира, Каравелла, СПб, 1995,с.76-101. Интернет-ресурсы. | ||
Структура урока |
| ||
План урока (основные вопросы изучения материала) | I. Междуречье – одна из стран Древнего мира. II. Природно-климатические особенности Двуречья: 1. Происхождение названия страны. 2. Взаимосвязь природно-климатических условий и образа жизни, занятий шумеров и аккадцев: а) трудности развития земледелия; б) предпосылки и особенности развития торговли. III. Религия Древнего Междуречья: 1.Зиккурат – главная храмовая постройка шумерских городов; 2. Пантеон богов Двуречья: а) Шамаш; б) Син; в) Иштар; г) Эа. IV. Глина – главный строительный материал Двуречья. V. Обучение в школах Междуречья: 1. Письменные принадлежности шумерских школьников. 2. Особенности процесса обучения; 3. «Миф о потопе» - главное «учебное пособие». VI. Вклад учёных Междуречья в развитие математики, астрономии, медицины. | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная. | ||
Основные понятия и термины | Зиккурат, клинопись | ||
Домашнее задание | & 13 пересказ, конкурс на лучший кроссворд по пройденной теме, карточки для желающих получить дополнительную оценку. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
а) познакомятся с особенностями природы и климата Междуречья; б) осознают, что Междуречье – страна торговых городов; в) осознают, что отсутствие в стране иных строительных материалов предопределило большую роль глины в жизни шумер и аккадцев; г) актуализируют и углубят понятия: глина, религия; д) познакомятся с пантеоном богов Междуречья; е) будут иметь представление о письме Междуречья и о его особенностях; ж) познакомятся с новыми понятиями : зиккурат, клинопись; з) узнают особенности процесса обучения в школах Междуречья; и) познакомятся с мифом о всемирном потопе и осознают, что представления древних шумер о богах отразились во многих более поздних религиях; к) узнают о вкладе учёных Месопотамии в развитие математики, медицины, астрономии. | Познавательные: а) продолжат формирование умения работать с исторической картой, ориентирования по ней, использовать её в качестве источника информации о государстве. б) продолжат формирование умения работать с текстом учебника, применять приобретённые посредством этого знания для ответа на вопросы учебного задания; в) продолжат формирование умения отвечать на вопросы учителя, обобщая известную информацию, делать выводы, рассуждать. в) продолжат учиться работать с наглядностью как с историческим источником; г) начнут формировать умение работать с текстовым историческим источником (на основе чтения записок Геродота); д) начнут формировать умение сравнительного анализа государств (на основе сопоставления природных особенностей Древнего Египта и Междуречья, религиозных представлений народов). е) продолжат формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. ж) продолжат учиться вести краткий конспект урока, грамотно оформлять свои записи. Коммуникативные: продолжат учиться взаимодействовать друг с другом; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером. Регулятивные: смогут принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия | Сохранят мотивацию к учебной деятельности; осознают необходимость восприятия мира во всём его многообразии и готовность менять свои представления о нём.
|
Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Наш с Вами сегодняшний урок я хочу начать несколько необычно - с обращения к картине художника Айвазовского. Рассмотрите, пожалуйста, картину на электронной доске.
В сказаниях многих народов и в Библии говорится о потопе, посланном богами в наказание людям. Долгое время описание потопа считали вымыслом. Однако при раскопках города Ура археологам под слоем ила удалось обнаружить руины поселения, буквально смытого стихией с лица земли. Учёные доказали, что это следы великого потопа, некогда бушевавшего в Древнем Междуречье. Итак, сегодня мы с вами начинаем разговор об ещё одной стране Древнего мира – Междуречье.
Не забывайте темы уроков выделять цветными ручками или карандашами, чтобы было легче ориентироваться в собственных записях.
Междуречье, Двуречье, Месопотамия и даже Вавилония (по имени самого крупного города страны Вавилона).
Сегодня это территории Ирака, части Ирана, Сирии и Кувейта.
Если не прозвучит мысль об отсутствии дерева, можно попросить сделать предположение о причинах, по которым богатые вавилоняне в завещании среди прочего имущества указывали деревянные кровати и двери. Климат на севере и юге Междуречья был неодинаков: на севере зимой иногда выпадал снег, а весной и осенью шли дожди, на юге же всегда было сухо и жарко.
Давайте запишем в наших тетрадках краткий вывод. Для успешного земледелия на севере требовалось строить насыпи (осушать), а на юге – рыть каналы. Почва в Междуречье была даже более плодородна, чем в Египте, и земля давала богатейший урожай зерновых культур и овощей.
Какие преимущества и какие недостатки можно выделить в связи с наличием в стране двух полноводных рек? Ветра, которые дули с Персидского залива гнали на берег большие волны, в результате чего вода в Тигре и Евфрате поднималась, и происходили наводнения. Египтяне, как вы помните, тоже сталкивались с разливами, предположите, почему в отличие от жителей Двуречья, египтяне их не боялись? (Вспомните, как и когда происходил разлив Нила в стране фараонов)
И вверх и вниз по Евфрату двигались торговые суда. Их мастерили из ивовых прутьев и обтягивали шкурами животных, а иногда делали из тростника. Случалось, плывущие навстречу друг другу корабли сталкивались. Виновными в Междуречье всегда считались корабельщики того судна, которое шло против течения; они выплачивали штраф.
Каждый из названных вами городов являлся, по сути, визитной карточкой страны, а потому правители Месопотамии заботились об их благоустройстве (в городах часто гостили заморские купцы). Главной достопримечательностью любого города в Междуречье был зиккурат. Так назывался храм бога-покровителя города. Рассмотрите фотографию сохранившегося до наших дней храма.
Новые храмы обычно сооружались на месте старых. Вследствие этого платформы храмов становились всё более и более высокими, а сам храм напоминал ступенчатую башню.
Зиккурат служил последним прибежищем во время наводнений и нападения врагов. Давайте сделаём ещё одну важную запись в наших тетрадочках: Зиккурат- главный храм города в виде высокой ступенчатой башни.
Выясните это, прочитав п. 3 &13 («Башни от земли до неба») заполнив пропуски в задании № в распечатке. Тот из вас, кто окажется наиболее быстрым и успешным, сможет получить первую пятёрку во второй четверти. Дома, я просила вас на дополнительную оценку почитать вавилонские мифы и выяснить, что общего в религиозных представлениях египтян и жителей Древнего Междуречья? Попробовал ли кто-нибудь выполнить это задание? Что получилось? Итак, в Междуречье в честь богов мастера возводили величественные зиккураты. Однако давайте задумаемся, чтобы построить такие башни, нужен строительный материал - камень или дерево! Мы с вами выяснили, что в Междуречье ни того, ни другого не было. Привозные же камень и лес были дороги. Между тем известно, что жители приспособились к таким условиям и нашли материал, из которого смогли строить дома, изготавливать посуду, печи и даже детские игрушки! Согласно мифам из него боги создали и первых людей!
Учёные считают, что гончарный круг был изобретён именно в Двуречье. Известно, что глина применялась даже в вавилонских школах.
Папируса в Двуречье не было, а вот глина была самым доступным материалом. Ученики в школах писали на глиняных табличках. Чтобы табличка сохранялась дольше, глину сначала вымачивали в воде (все примеси оседали на дно), а затем на мягкую ещё глину наносили заостренной палочкой знаки в форме клинышек. Давайте запишем: Особое письмо Междуречья – клинопись. Чтобы нам с Вами легче было представить, как глина могла заменить ученикам Двуречья нашу обычную тетрадь, я по каждому ряду пускаю коробочку с кусочком глины и палочку, для выдавливания письменных знаков. Каждый из Вас вполне может представить себя учеником вавилонской школы и даже поупражняться в письменности. В клинописи Междуречья было несколько сотен знаков, а потому, читать и писать здесь было не легче, чем в Египте. Обратите внимание на иллюстрацию на с. 68 ваших учебников «Школа в Двуречье».
Кто этот человек на первом плане, ближе к нам, слева? Чем он занят? Сегодня, для исправления ошибок мы используем замазку, египтяне использовали особый материал и даже язык.
Образованные жители Междуречья подарили миру свои знания по математике, астрономии и медицине. Только в XX веке астрономы доказали существование 10-й планеты, находящейся за орбитой Плутона, а описание этой планеты мы находим в шумерских клинописных источниках. Доктора Междуречья успешно лечили переломы, проводили хирургические операции, назначали больным настои лекарственных трав и массажи. При наличии времени: В законах одного вавилонского царя было сказано: «Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию и спас человека, то он может получить 10 сиклей серебра, если вылечил перелом – 5 сиклей». В те времена за 1 сикль серебра можно было купить хорошую свинью или запас хлеба на 5 месяцев вперед (на 1 человека).
Чаще, согласно описанию греческого историка Геродота, больного просто приносили на рынок.
Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с Древним Междуречьем. Всё ли вы поняли и запомнили? Давайте проверим себя, обратившись к заданию № … в распечатках. Ваша задача поставить только + (согласие) или – (несогласие) с утверждением. Д/з & 13 читать, карточку подписать и заполнить. | Деятельность учащихся. Миф о всемирном потопе Делают записи в тетрадях Её жители верили в богов, страна была как-то связана с водой. Расположена между двумя реками Тигром и Евфратом, впадающими в Персидский залив. Двуречье. Ирак, части Ирана, Сирии и Кувейта.
Жаркий климат. Зелёный цвет на карте говорит о низменностях – много влаги, возможно, болотистые почвы (нужно осушать); Да, хотя нет гор. Почвы, скорее всего, благоприятны для земледельческих работ; Нет гор - нет камня для строительства; Наличие двух полноводных рек – условие для развития торговли. Делают записи в тетрадях --- Существовала угроза наводнения +++ Можно было торговать Вспомним снежную горку: вниз несутся санки, вверх поднимаются лыжники. Очевидно, что дорогу нужно было уступить тем, кто плывет вниз по течению. Им сложнее затормозить. Существовало интенсивное судоходство, была развита торговля; раз существовало правило, значит такие столкновения не были редкостью. Ур, Урук, Вавилон, Лагаш, Ниппур и др. Зиккурат отличают мощные и высокие стены, сложенные из сырцового кирпича. Здесь могли хранить городские богатства, запасы продовольствия. Делают записи в тетрадях Читают и выполняют задание. Шамаш-бог солнца, Син-бог луны, Эа – бог воды, Иштар – богиня любви и плодородия. Хотя от долины Нила до берегов Тигра и Евфрата сотни километров пути между египетскими и вавилонскими мифами много общего. Оба народа верили, что мир создан из воды. И египтяне и шумеры поклонялись богу солнца (Ра/Шамаш), природы (Осирис/Тамуз), луны, плодородия (Исида/ Иштар) и многим другим. И там и там боги во всём похожи на людей, они враждуют, страдают, сплетничают и смеются совсем как обычные люди. глина Её могли использовать в качестве материала для письма. Делают записи. Учителем выступал пожилой, мудрый человек. Мальчики писали тексты на глиняных табличках. За дисциплиной на уроке следил помощник учителя, готовый с помощью палки наказать нерадивых учеников. Достаточно было просто смять глиняную табличку и написать слово заново. Общие черты: 1. обучение было доступно только богатым людям; 2. образование получали только мальчики. 3. основные предметы- письмо и счёт.4. не желавших учиться, ленивых строго наказывали. Отличительные черты: 1.разные материалы для письма (папирус/глиняная табличка); 2. особое письмо (иероглифы/клинописные знаки)
Нет, это очень дорого. На рынках бывало немало людей. Всегда можно было попросить помочь советом тех людей, которые когда-то перенесли то же заболевание. Проверяют и оценивают собственные знания. |
Материалы домашнего задания.
Карточка №1
1. Двуречье лежит между двумя большими реками __________ и ____________.( Показать реки, их названия)
Почвы в Южном Двуречье удивительно ______________.
2. Разливы рек проходили ______ обрушивались на ____________ и ____________.
3. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло ____________ на полях.
4. Для орошения полей и садов рыли _______________.
Карточка №2
1. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________.
2. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______, в Южном Двуречье не было ни _______, ни _________.
3. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших __________ __________.
4. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в ____________ домах, в бедных вход закрывали __________.
Карточка №3
1. Над городскими постройками возвышалась ____________ башня, уступы которой поднимались к ____________.
2. Только __________ было позволено подниматься на вершину башни – в __________________.
3. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________
4.Все почитали бога воды _________________, а к богине плодородия и любви ____________ люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.
5. Учёные жрецы занимались ____________ и число ____________ считали священным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....
Методическая разработка урока истории 7 класс.
Смутное время....